УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ГАЗОВОДОВ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2012 года по МПК F16L27/02 F02K99/00 

Описание патента на изобретение RU2446340C2

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов, применяемых, например, для подвода воздуха к ракетно-прямоточным двигателям (РПД) при стендовых испытаниях, а также для изменения направления вектора тяги ракетных двигателей.

При стендовых испытаниях РПД к двигателю от компрессорной станции (стенда) необходимо подвести потребное количество воздуха с заданными температурой и давлением. Для обеспечения стыкуемости и герметичности системы трубопроводов стенда и двигателя при монтаже на стенде необходимо компенсировать как угловое, так и осевое смещение стыкуемых патрубков трубопровода и двигателя.

Известны устройства соединения газоводов, предназначенные для компенсации перекосов, возникающих при монтаже и в процессе работы двигателя.

Для устранения перекосов, возникающих при монтаже двигателя, а также для регулирования направления вектора тяги применяют соединения, выполненные по поверхности сферы. Простое шарнирное соединение позволяет осуществлять поворот осей соединения деталей вокруг общего центра.

Такие устройства используются, например, при соединении камеры сгорания с патрубком компрессора на турбореактивном двигателе BK-I (см. Ю.М.Никитин. Конструирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей. М.: Оборонгиз, 1961, стр.92-93, фиг.4.30.), а также на двигателях с поворотными соплами (пат. США, кл. 239-265.36, №4157788, заявл. 1.08.77, №820954, опубл. 12.06.79. Я.М.Шапиро и др. «Основы проектирования ракет на твердом топливе». М.: Воениздат, 1968, стр.223).

Наиболее близким прототипом предлагаемого устройства является соединение камеры сгорания с патрубком компрессора на турбореактивном двигателе BK-I (см. фиг.4.31. Ю.М.Никитин «Конструирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей», М., Оборонгиз, 1961).

Соединение осуществляется при помощи фланцев, между которыми установлен стальной сферический вкладыш, опирающийся на сферическую фаску одного из фланцев. Затяжка фланцев двумя болтами обеспечивает значительное удельное давление на контактирующие поверхности, обеспечивая герметичность соединения.

Головки болтов и гаек выполнены со сферами, чтобы не препятствовать угловым перемещениям.

В приведенном выше устройстве может меняться только угловое расположение соединяемых узлов относительно общего центра вращения.

Вместе с этим, в некоторых случаях, например при монтаже РПД с четырьмя газоводами на стенде, требуется, для обеспечения качественного соединения с воздуховодами стенда, компенсировать не только угловые перекосы, но и параллельное смещение осей соединяемых патрубков.

Кроме этого, герметичность стыка в известном устройстве можно гарантировать, если на контактирующих поверхностях создать натяг, обеспечивающий напряжение смятия, большее, чем давление газа внутри соединенных деталей. При этом возникают намины на уплотняемых поверхностях, что неизбежно приводит к разгерметизации устройства при многократном применении.

Задачей настоящего изобретения является создание компактного многоразового устройства соединения газоводов, обеспечивающего герметичность при компенсации угловой и осевой несоосности газоводов.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для соединения газоводов реактивных двигателей, имеющих муфту, с выполненными соосно на внутренней поверхности сферическими поверхностями, которые контактируют со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками под уплотнительные кольца, газоводы снабжены фланцами с отверстиями, в отверстия фланцев пропущены шпильки, на концах шпилек установлены гайки со сферическими головками, которые контактируют с фланцами.

Изобретение поясняется чертежами, изображающими продольный разрез устройства:

на фиг.1 - номинальное положение устройства;

на фиг.2 - устройство в положении компенсации угловой несоосности;

на фиг.3 - устройство в положении компенсации линейной несоосности.

Устройство соединения газоводов, предназначенное для стыковки РПД с воздухоподводящими патрубками стенда, состоит из муфты I (фиг.I) с двумя внутренними сферическими поверхностями A; двух патрубков 2 и 3 со сферическими буртиками того же радиуса, что и у муфты I. На патрубках 2 и 3 имеются фланцы 8, 9, через отверстия которых пропущены резьбовые шпильки 4. Количество шпилек может быть, например, 4, расположенных по окружности. Заходные фаски в отверстиях фланцев выполнены по сфере. Шпильки 4 устанавливаются в отверстия с зазором, необходимым для перемещения патрубков относительно друг друга. Фиксация относительно положения патрубков 2 и 3 осуществляется при помощи гаек 5 со сферической поверхностью того же радиуса, что и заходные фаски в отверстиях фланцев. Герметичность соединения осуществляется при помощи резиновых прокладок 6 и 7.

На фиг.2 приведен пример компенсации угловой несоосности воздухоподводящего патрубка стенда при стыковке с двигателем. Ось патрубка 3 смещена относительно оси патрубка 2 на угол α.

На фиг.3 приведен пример компенсации линейной несоосности системы «патрубки стенда - двигатель». Ось патрубка 3 смещена параллельно оси патрубка 2 на расстояние В.

При монтаже системы «патрубки стенда - двигатель» (см. фиг.2 и 3) патрубок 2 жестко крепится к двигателю. Патрубок 3 выставляется в положение, необходимое для компенсации несоосности, возникающей при монтаже трубопровода от стенда к двигателю, и жестко скрепляется с выходным фланцем трубопровода.

Для обеспечения свободного перемещения патрубка 3 при монтаже гайки 5 свинчены на концы шпилек 4.

После крепления патрубка 3 с трубопроводом гайки 5 затягиваются, обеспечивая жесткость и герметичность соединения.

Похожие патенты RU2446340C2

название год авторы номер документа
Патрон для завинчивания шпилек 1989
  • Серов Борис Федорович
  • Никитин Федор Федорович
  • Ботенков Андрей Витальевич
SU1717330A1
ТРЕХФЛАНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2011
  • Залялов Валерий Адельзянович
  • Хайруллин Ильдар Ахатович
RU2471111C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕМОВ ТРАНСПОРТНОГО ШЛЮЗА ЛОКАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕМОВ ТРАНСПОРТНОГО ШЛЮЗА ЛОКАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2014
  • Кравцов Александр Викторович
  • Зайцев Евгений Александрович
  • Соловьев Александр Александрович
  • Соколов Михаил Юрьевич
RU2596815C2
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ НАПОРНОЙ И ВХОДНОЙ ПОЛОСТЕЙ СПИРАЛЬНОГО КОРПУСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИДРОИСПЫТАНИЙ 1994
  • Клейменова Людмила Константиновна
  • Никулина Нина Егоровна
  • Грызун Геннадий Михайлович
RU2065088C1
Способ и устройство соединения корпусов электродвигателей с разной высотой оси вращения и различным конструктивным исполнением по способу монтажа - на лапах и фланцем 2023
  • Осипов Павел Андреевич
  • Морковкин Савелий Евгеньевич
  • Карякин Александр Ливиевич
RU2822534C1
Стенд для испытания устьевого скважинного оборудования 2022
  • Зиятдинов Радик Зяузятович
RU2778499C1
ГАЗОВОД ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ 2005
  • Громыко Борис Михайлович
  • Кириллов Виктор Васильевич
  • Полушин Валентин Георгиевич
  • Михалев Игорь Александрович
  • Вычеров Александр Николаевич
  • Архангельский Константин Геннадьевич
  • Семенов Вадим Ильич
  • Малинин Александр Васильевич
  • Сорокин Вадим Александрович
RU2339831C2
СТЫК РАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 1998
  • Будусов В.Г.
  • Кудрявцева Т.Я.
  • Мягких Ю.П.
RU2140023C1
СИЛЬФОННЫЙ КОМПЕНСАТОР 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Муравлёва Ольга Николаевна
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2561816C1
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО РАСТРУБНОГО ПАТРУБКА 1991
  • Горелик Б.А.
  • Кальнин В.И.
  • Куксинский А.А.
  • Рыбалов А.И.
RU2035653C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 446 340 C2

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ГАЗОВОДОВ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов. Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей содержит муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками под уплотнительные кольца. Газоводы снабжены фланцами с отверстиями, в отверстия фланцев пропущены шпильки, на концах которых установлены гайки со сферическими головками, контактирующими с фланцами. Изобретение позволяет создать компактную многоразовую конструкцию соединения газоводов, обеспечивающую компенсацию как углового, так и осевого смещения патрубков газовода при обеспечении надежной фиксации и герметичности соединения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 446 340 C2

Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей, содержащее муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками под уплотнительные кольца, отличающееся тем, что газоводы снабжены фланцами с отверстиями, в отверстия фланцев пропущены шпильки, на концах которых установлены гайки со сферическими головками, контактирующими с фланцами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2446340C2

НИКИТИН Ю.М
Конструирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей.: М., Оборонгиз, 1961, с.92-93, рис.4.31
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОД УГЛОМ 1991
  • Беллавин Михаил Сергеевич
RU2056574C1
RU 2007148332 А, 10.07.2009
US 4157788 А, 12.06.1979
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 446 340 C2

Авторы

Граменицкий Михаил Дмитриевич

Лопатин Александр Павлович

Рыбаулин Сергей Николаевич

Сорокин Владимир Алексеевич

Шатохин Юрий Александрович

Даты

2012-03-27Публикация

2010-07-06Подача