Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар тягового подвижного состава железнодорожного транспорта, результат измерения которых используется при посадке шестерен на вал тяговых электродвигателей.
Известен способ сборки колесных пар железнодорожного транспорта, заключающийся в том, что установку взаимного положения зубчатых колес колесной пары выполняют при помощи приспособления, состоящего из рамы с мерным зубом, устанавливаемым между зубьями зубчатых колес, ось колесной пары устанавливают на раме приспособления и закрепляют в призмах захватами; на посадочные шейки оси для буксовых подшипников устанавливают технологические втулки, на которые устанавливают ходовые колеса с насаженными на них зубчатыми колесами, выдвигают мерные зубья и гидравлическим прессом производят поджатие внутренних торцов зубчатых колес в осевом направлении к базовым торцам мерных зубьев и установки их между зубьями зубчатых колес с ориентацией относительно друг друга; дальнейшим перемещением гидравлического пресса производят запрессовку ходовых колес с зубчатыми колесами и установку их в осевом направлении на оси за счет ограничения перемещения торцов оси жесткими упорами гидравлического пресса, при этом мерными зубьями при запрессовке производят ориентацию зубьев зубчатых колес по всей длине их перемещения (RU, патент на изобретение №2402414, кл. B23P 19/10, опубл. 2010 г.)
Недостатками известного способа является отсутствие возможности определения взаимного смещения зубьев двух зубчатых колес после их запрессовки на оси колесной пары и использования результатов измерения при посадке зубчатых шестерен на вал тягового электродвигателя.
Известно приспособление для определения взаимного смещения зубчатых колес, принятое в качестве прототипа, состоящее из рамы с опорами для установки на ось колесной пары, на левом конце которой размещен кронштейн с мерным зубом, к правому концу рамы приварена дугообразная направляющая, на которой установлен с возможностью перемещения мерный зуб, левый мерный зуб через кронштейн жестко закреплен на раме; на направляющей нанесена шкала; приспособление в поперечном направлении фиксируется установочными кронштейнами, положение мерного зуба относительно направляющей фиксируется стопорным винтом; приспособление устанавливают опорами на ось колесной пары, при этом мерные зубья попадают во впадины соответствующих зубчатых колес колесной пары, при несовпадении правый мерный зуб перемещают по направляющей до совмещения со впадиной зубчатого колеса; относительное смещение правого и левого мерных зубьев контролируют по шкале, аналогичным образом проверяют все зубья колесной пары, выбирают пару со средней величиной относительного смещения зубьев и используют ее в качестве посадочной при сборке зубчатой передачи колесно-моторного блока (Книга Филькова Н.И. и других. Поточные линии ремонта локомотивов в депо. 2-е издание. Москва. Транспорт 1983 г. с.125, п.20).
Недостатком известного приспособления является наличие механических устройств измерения углового смещения с использованием мерных зубьев, устанавливаемых во впадины соответствующих зубьев зубчатых колес колесной пары и соответствующих шкал, снижает точность измерения и надежность работы зубчатых зацеплений, повышает трудоемкость определения величины взаимного смещения зубьев зубчатых колес.
Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения и надежности работы зубчатых зацеплений, а также снижение трудоемкости определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесной пары.
Указанный технический результат достигается тем, что приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта состоит из рамы с опорами для установки на ось колесной пары, рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес и определения взаимного углового смещения зубьев зубчатых колес относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары.
На фиг.1 изображено продольное сечение приспособления по оси колесной пары и на фиг.2 - поперечное сечение А-А на фиг.1.
Приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта состоит из рамы 1 (фиг.1 и 2) с опорами 2 для установки на ось 3 колесной пары 4, рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами 5 и 6, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси 3 колесной пары 4, для измерения углового положения зубьев 7 и 8 зубчатых колес 9 и 10 в плоскости поперечного сечения колесной пары 4 на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес 9 и 10 и определения взаимного углового смещения зубьев 7 и 8 зубчатых колес 9 и 10 относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары 4 в плоскости направления перемещения измерительных устройств 5 и 6 и оси 3 колесной пары 4.
Приспособление работает следующим образом.
Раму 1 приспособления устанавливают и закрепляют опорами 2, выполненными в виде призм с захватами на оси 3 колесной пары 4, перемещением одного или двух измерительных устройств 5 и 6, например измерительных лазерных датчиков или видеокамер, параллельно оси 3 колесной пары 4 выполняют установку измерительных устройств 5 и 6 в зону измерения на расстоянии h от внутренних торцов зубчатых колес 9 и 10 колесной пары 4, составляющего от 30 мм до полной ширины зубчатых колес 9 и 10, с одновременным измерением геометрических размеров элементов конструкции колесной пары 4 в плоскости направления перемещения измерительных устройств 5 и 6 и оси 3 колесной пары 4 и определением угловой величины взаимного смещения зубьев 7 и 8 друг относительно друга k1 - k2, составляющего до ±0,5 величины шага зубьев зубчатой передачи в зависимости от точности установки зубчатых колес 9 и 10, и которое принимается как исходная величина при контроле или установке шестерен на вал тягового электродвигателя. Исключение ручных работ при измерении взаимного смещения зубьев 7 и 8 друг относительно друга и возможность контроля геометрических размеров элементов конструкции колесной пары 4 в плоскости направления перемещения измерительных устройств 5 и 6 и оси 3 колесной пары 4 позволяет повысить точность измерения и надежность работы зубчатых зацеплений, а также снизить трудоемкость этих операций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО СМЕЩЕНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2010 |
|
RU2457093C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2011 |
|
RU2476304C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2009 |
|
RU2402414C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ЛОКОМОТИВОВ | 2010 |
|
RU2437748C1 |
Устройство для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов | 2022 |
|
RU2787605C1 |
Устройство для определения положения колесной пары в рельсовой колее | 1986 |
|
SU1383132A2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ | 1995 |
|
RU2123445C1 |
Устройство для определения положения колесной пары в рельсовой колее | 1988 |
|
SU1643279A1 |
СПОСОБ БАЗИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, БАЗИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, А ТАКЖЕ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2001 |
|
RU2229995C2 |
Устройство для управления угловым положением колесных пар челюстной тележки в железнодорожном пути в зависимости от направления движения | 2022 |
|
RU2783718C1 |
Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта. Приспособление содержит раму с опорами для установки на ось колесной пары. Рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес и определения взаимного углового смещения зубьев относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары. Использование изобретения обеспечивает повышение точности измерения и надежности работы зубчатых зацеплений. 2 ил.
Приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта, содержащее раму с опорами для установки на ось колесной пары, отличающееся тем, что рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес и определения взаимного углового смещения зубьев относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары.
ФИЛЬКОВ Н.И | |||
и другие | |||
Поточные линии ремонта локомотивов в депо | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- М.: Транспорт, 1983, с.125 | |||
СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2009 |
|
RU2402414C1 |
Станок для загибания краев обложки на сторонки книжных переплетов | 1949 |
|
SU82837A1 |
Устройство для сборки колесных пар | 1990 |
|
SU1801723A1 |
Ванна для обработки изделий в жидкостях | 1984 |
|
SU1201350A1 |
Авторы
Даты
2012-07-27—Публикация
2010-12-29—Подача