УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ БАЛКИ ИЛИ СТЕРЖНЯ Российский патент 2012 года по МПК B66C6/00 E04C3/10 

Описание патента на изобретение RU2462411C1

Данное изобретение относится ко многим областям машиностроения и строительства.

В любом изделии для прочности применяются конструкции в виде балок и стержней (в дальнейшем балок) различных конфигураций и поперечного сечения - прямоугольного, круглого, в виде трубы, тавра, двутавра и др., имеющих различную массу и моменты сопротивления изгибу в разных плоскостях.

Известны методики расчета прочности балок, поэтому соотношение массы и прочности в любой конструкции остается достаточно определенным. Задачей изобретения является создание устройства балки с малой массой и большей прочностью.

Наиболее близким решением является устройство, описанное в патенте 2231493, МПК7 В66С, где осуществлена попытка разгрузить балку мостового крана с двумя опорами при помощи каната, соединяющего концы балки мостового крана, проходящего под балкой мостового крана и воспринимающего нагрузку мостового крана совместно с балкой. Это делается не только для разгрузки балки, но и для контроля нагрузки на мостовой кран, т.к. канат с одной стороны соединяется с датчиком контроля напряжения. Встала задача - создание устройства для разгрузки балки не только для мостового крана.

Технический результат - создание устройства разгрузки балки при помощи гибкой нити для балки любого сечения, любой конфигурации, любого назначения.

Данное изобретение относится ко многим областям машиностроения или строительства. Предлагается устройство для разгрузки балки любого сечения, любой конфигурации, любого назначения, характеризующегося тем, что балка имеет одну опору и свободный конец, гибкая нить закреплена каким-либо способом снаружи балки или снаружи или внутри полой балки между опорой и свободным концом с натяжением 0,01-0,02 усилия разрыва нити ближе к опоре и свободному концу и взаимодействует с нагрузкой совместно с балкой в виде растяжения гибкой нити.

На фиг.1-3, 8 изображены условные изображения балок с нагрузками, изгибами и т.д. и следующие простые конструкции балок (фиг.4, 5, 6, 7, 9, 10, 11).

На фиг.4 изображена балка в виде трубы, где гибкая нить 3 закреплена на стержне в точках 1 и проходит через устройство 2 для удержания нити в расчетном (постоянном) положении (при необходимости).

На фиг.5 изображена балка, где нагрузка может воздействовать со всех сторон.

На фиг.6 изображен стержень, стоящий на опоре. Его можно представить как конструкцию фигуры 5, поставленную вертикально.

На фиг.7 изображены конструкции фюзеляжа и крыла самолета, где 4 и 5 - силовые конструкции крыла и фюзеляжа, 3 - гибкая нить, закрепленная в точках 1 и закрытая внешней оболочкой.

На фиг.9 изображена балка в виде телескопа.

На фиг.10 изображено сечение корабля, где 6 - корпус корабля, 7 - палуба, 3 - гибкая нить.

На фиг.11 изображено сечение ракеты, где 8 - рули, 9 - корпус, 3 - гибкие нити.

Произведем приближенный расчет балки в виде трубы с канатом, закрепленным на концах трубы с натяжением 0,01-0,02 усилия разрыва нити (фиг.1).

Вначале возьмем для примера балку в виде стальной трубы с опорами на обоих концах и произведем приближенный расчет.

Зададим условия: нагрузка Р - 500 Н, расположенная посередине трубы, D - диаметр трубы - 20 мм. δ - толщина стенки трубы - 2 мм. Масса - 8,87 H, E - модуль упругости стали, f - прогиб трубы в см. Jx - осевой момент инерции - 0,4637 см4. σкр - предел прочности металла

Общеизвестно, что прогиб f определяется по формуле:

Проверка условий прочности:

Таким образом, верхняя часть трубы испытывает нагрузки - (сжатие), а нижняя часть трубы (расжатие).

Предположим, что канат (см. фиг.1) также прогибается на f=1,07 см и будет воздействовать на трубу по оси X.

Поэтому проверим трубу на устойчивость Ркр.

Т.е. канат не должен создавать осевую нагрузку на трубу ≥9600 Н или на оба конца трубы по 4800 Н.

Выбираем по ГОСТу 3062-80 стальной канат ЛКО с наружным диаметром 3,7 мм, масса , усилие разрыва

Определим N - нагрузку на опору каната (т.е. на трубу, д.б. ≤Ркр) (см. фиг.2).

при прогибе гибкой нити на 1,07 см нагрузка на нить должна быть

Поскольку труба и канат имеют общую опору и нагрузка приложена в одной точке, то общую нагрузку можно определить простым сложением нагрузок на трубу и канат, Р312=500+230=730 Н.

Следовательно, нагрузка на усиленную балку в виде стальной трубы с закрепленным на ней канатом м.б. увеличена в соотношении 730/500, в 1,46 раза при увеличении общей массы за счет каната на 0,7 Н.

Но поскольку канат крепится снаружи балки, то здесь необходимо рассмотреть внецентренное сжатие, хотя бы в точках А и В (фиг.3), от действия нагрузки Р2.

При ix=iy=0,64 см,

, при значении n=±1, m=0

Напряженность в точке А с координатами x=0, y=-1:

В точке В, с координатами x=0, y=1:

Для нахождения общей напряженности необходимо сложить напряженности от чистого изгиба и внецентренного сжатия, т.е. в точке А:

а в точке В:

Таким образом, мы видим, что балка недогружена. Есть смысл изменить материал (конструкционную сталь заменить на малоуглеродистую).

Расчеты стержня (балка, у которой один или два размера малы по сравнению с третьим) также известны, но стержень можно представить как конструкцию, представленную на фиг.5, стоящую вертикально и имеющую дополнительные опоры в виде устройства для поддержания нити в расчетном положении.

Аналогичные расчеты могут применяться для балки с одной опорой и свободным концом, например крыло самолета.

Рассмотрим условное изображение балки с одной опорой и свободным концом с гибкой нитью, т.е. крыло самолета и гибкую нить (см. фиг.8). Их можно представить как линию АВ с длиной L (крыло) и линию А1В с длиной R (гибкая нить), закрепленные на т. А и А1 опоры на расстоянии h. Даже в статическом состоянии гибкая нить А1В незначительно пропорциональна углу φ, поддерживает крыло АВ от провисания под собственной тяжестью.

Под воздействием турбулентного потока воздуха возникает дополнительная нагрузка Р, которая прогибает крыло АВ, и точка В крыла перемещается в т. В1 по кривой, при этом АВ=АВ1.

Поскольку гибкая нить A1B жестко связана с крылом AB, то т. B гибкой нити также должна переместиться в т. B1, при этом изменив длину R гибкой нити А1В на длину ΔR, поскольку гибкая нить А1В без нагрузки переместилась бы по линии А1В2. Таким образом, гибкая нить подвергается растяжению на величину В1В2.

В результате взаимодействия нагрузки Р и растяжения нити крыло прогнется не до точки В1, а до какой-то т. В3, т.е. прогиб крыла будет меньше.

Такие же рассуждения можно отнести к кораблю во время большого волнения или шторма, когда нос корабля находится на гребне волны, а корма - во впадине волны. В этом случае сила собственной тяжести на корме будет больше, чем на носу, и корабль можно представить как балку с опорой на носу и с нагрузкой на корме, которая заставит корабль изгибаться. Гибкая нить, закрепленная на носу и корме и протянутая по днищу внутри корабля, укрепит корпус корабля (см. фиг.10).

Ракету также можно представить как балку с опорой в виде хвостовых рулей и свободным концом в виде корпуса. Изменение положения рулей заставляет ракету менять траекторию движения, при этом корпус испытывает перегрузки, заставляющие корпус изгибаться. Гибкие нити, закрепленные между передним и задним концами внутри или снаружи корпуса, будут уменьшать действие перегрузок (см. фиг.11).

В другом варианте осуществления балка имеет 2 свободных конца, опора находится между свободными концами, гибкая нить закреплена между свободными концами и проходит дальше от опоры для максимального воздействия на гибкую нить.

Такая балка в виде телескопа изображена на фиг.9, где 1 - точка закрепления нити, 3 - гибкая нить. Собственный вес обоих концов телескопа растягивает гибкую нить, которая уменьшает действие собственного веса, т.е. меньше искажается оптическая схема.

Такие же рассуждения можно отнести и к фюзеляжу самолета, где опорой являются крылья или шасси самолета, гибкая нить закреплена в передней и задней частях самолета внутри на нижней части фюзеляжа (см. фиг.7).

Источники информации

1. «Справочник металлиста», том 2, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, под рук. Ачеркана Н.С. Москва, 1958 г.

2. Патент 2231493, МПК7 В66С.

Похожие патенты RU2462411C1

название год авторы номер документа
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС 1992
  • Браиловский Д.А.
  • Гаврилов А.Г.
  • Леднев В.Г.
  • Миначенков И.В.
  • Шандыбин И.М.
RU2047552C1
ПЕРЕДВИЖНАЯ ПЛАТФОРМА 1999
  • Козух Норберт
RU2178376C2
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ УДАРНЫМ ВЕРТОЛЕТОМ-САМОЛЕТОМ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2674742C1
МОБИЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ УСТАНОВКА 1993
  • Браиловский Д.А.
  • Леднев В.Г.
RU2097305C1
ТЯЖЕЛЫЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2492112C1
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне 2023
  • Беллендир Евгений Николаевич
  • Илларионов Александр Геннадьевич
  • Бударин Александр Михайлович
  • Ремпель Георгий Игоревич
  • Бутовка Алексей Николаевич
  • Кретов Дмитрий Александрович
RU2815705C1
САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005663C1
СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА В ПЛАНЕР В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И НАДУВНОЕ КРЫЛО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Харитонов Дмитрий Вячеславович
RU2699950C1
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2
Система для монтажа мостового крана 1990
  • Сытник Николай Петрович
  • Иванов Иван Васильевич
  • Дерновский Василий Михайлович
  • Заславский Марк Семенович
  • Тюшка Михаил Михайлович
  • Колесников Александр Альбертович
SU1752715A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 462 411 C1

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ БАЛКИ ИЛИ СТЕРЖНЯ

Изобретение относится к областям машиностроения и строительства. Устройство включает балку или стержень любого сечения и любой конфигурации, одним концом закрепленную на одной опоре, и свободный конец, гибкую нить, закрепленную каким-либо способом снаружи балки или снаружи или внутри полой балки между опорой и свободным концом с натяжением 0,01-0,02 усилия разрыва нити ближе к опоре и свободному концу. Достигается разгрузка балки и контроль нагрузки на нее. 11 ил.

Формула изобретения RU 2 462 411 C1

Устройство разгрузки балки или стержня, характеризующееся тем, что балка может быть любого сечения, любой конфигурации, любого назначения, что имеет одну опору и свободный конец, гибкая нить закреплена каким-либо способом снаружи балки или снаружи или внутри полой балки между опорой и свободным концом с натяжением 0,01-0,02 усилия разрыва нити ближе к опоре и свободному концу и взаимодействует с нагрузкой совместно с балкой в виде растяжения гибкой нити.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2462411C1

DE 2827088 A1, 03.01.1980
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ГЛАВНОЙ БАЛКИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТОВОГО КРАНА 2003
  • Кулешов В.В.
  • Акимов А.С.
RU2231493C1
Пролетное строение мостового крана 1989
  • Слободяник Виктор Александрович
SU1678750A1
US 3909863 A, 07.10.1975
МОСТ 1993
  • Зеге С.О.
  • Зеге И.А.
RU2046878C1

RU 2 462 411 C1

Авторы

Аммосов Генрих Михайлович

Даты

2012-09-27Публикация

2011-02-08Подача