СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ Российский патент 2008 года по МПК H02P7/29 B60L15/08 

Описание патента на изобретение RU2316107C2

Изобретение относится к области электрического транспорта, в частности к способам и устройствам регулирования скорости электроподвижного состава с импульсным регулированием.

Известен способ регулирования скорости тяговых двигателей, при котором шунтируют резисторами их обмотки возбуждения (см. Б.П.Петров, А.Д.Степанов. Электрическое оборудование и автоматизация электрического подвижного состава, изд. 2-е перераб, и доп., М. - Л., Госэнергоиздат, 1963, 304 С. на с 50-51).

При этом способе регулирования в начале переходного процесса происходит резкое увеличение тока в цепи якоря двигателя, что приводит к толчкам силы тяги и может вызвать нарушение коммутации тяговых двигателей.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ регулирования скорости тяговых двигателей, при котором шунтируют обмотки возбуждения тяговых двигателей резисторами, причем последовательно с шунтирующим резистором включают индуктивный шунт (см. Б.А.Тихменев, Л.М.Трахтман. Подвижной состав электрифицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты, М.; Транспорт, 1980. - 471С. на с.135-136).

Этот способ регулирования, хотя и улучшает переходные процессы при ослаблении поля, предполагает наличие индуктивного шунта, масса и габариты которого тем больше, чем лучше качество переходных процессов.

Задачей изобретения является уменьшение толчков силы тяги и снижение массогабаритных показателей регулировочного оборудования электровоза.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе регулирования скорости тяговых двигателей электровоза постоянного тока, при котором обмотки возбуждения тяговых двигателей шунтируют резисторами, последовательно с каждым тяговым двигателем или группой последовательно включенных тяговых двигателей включают импульсный преобразователь и увеличивают коэффициент заполнения преобразователя до значения, равного единице. Затем измеряют ток якоря тяговых двигателей, по зависимости момента тягового двигателя от тока якоря и значению коэффициента ослабления поля, равного отношению величин тока возбуждения и тока якоря, определяют значение момента тягового двигателя, по этому значению момента и зависимости момента тягового двигателя от тока якоря для нового значения коэффициента ослабления поля определяют значение тока якоря, вычисляют значение тока возбуждения тягового двигателя после шунтировки, умножая полученное значение тока якоря на новое значение коэффициента ослабления поля, по значению тока возбуждения и кривой намагничивания двигателя определяют значение его магнитного потока, вводят значение скорости вращения двигателя ω, вычисляют значение эдс двигателя по формуле

Е=сФω,

где Е - эдс двигателя;

Ф - магнитный поток двигателя;

ω - частота вращения двигателя,

вычисляют новое значение коэффициента заполнения импульсного преобразователя по формуле

где rЯ IЯ и rВ, IВ - сопротивления и токи якоря и возбуждения соответственно;

U - напряжение на якоре двигателя,

шунтируют обмотки возбуждения тяговых двигателей резисторами и подают импульсы управления на импульсные преобразователи, обеспечивая новое значение коэффициента заполнения импульсных преобразователей γn+1.

Данный способ регулирования скорости тяговых двигателей позволяет увеличивать скорость тяговых двигателей без толчков силы тяги, т.к. момент тяговых двигателей при ослаблении поля остается постоянным, что обеспечивается новым значением γn+1 коэффициента заполнения импульсного преобразователя.

На фиг.1 представлен алгоритм реализации способа регулирования, на фиг.2 - электромеханические характеристики тягового двигателя постоянного тока ДТК-800К.

Способ может быть осуществлен микроЭВМ в составе стандартных блоков (процессора, ОЗУ, ПЗУ, АЦП, портов ввода-вывода дискретных сигналов), например, контроллером M167-1С (см. каталог продукции "Бортовая промышленная электроника" АО "Каскад", 105037 Москва, Измайловская пл.7).

При поступлении команды на ослабление магнитного потока двигателей контроллер работает в соответствии с алгоритмом на фиг.1: увеличивают ширину импульсов управления импульсными преобразователями, доводя коэффициент заполнения у импульсных преобразователей до значения 1 (блоки 2, 3). Затем вводят значение тока якоря двигателей IЯn (блок 4), определяют по электромеханическим характеристикам (фиг.2) для текущих значений коэффициента ослабления поля βn и тока якоря IЯn значение момента двигателя (блок 5), по значению момента и зависимости М (IЯn) для нового значения коэффициента ослабления поля βn+1 определяют необходимое для создания того же момента значение тока якоря IЯn+1 (блок 6), вычисляют новое значение тока возбуждения IВn+1n+1 IЯn+1 (блок 7). По кривой намагничивания двигателя и значению тока возбуждения определяют значение магнитного потока двигателя Ф (блока 8), вводят значение скорости вращения двигателя ω (блок 9), вычисляют значение эдс двигателя (блок 10) и новое значение коэффициента заполнения импульсных преобразователей γn+1. Затем включают контактор ослабления поля (блок 12) и реализуют вычисленный коэффициент заполнения импульсных преобразователей γn+1 (блок 13).

В качестве примера приводится определение коэффициента заполнения импульсных преобразователей после ослабления поля для электровоза постоянного тока с двигателями ДТК-800К.

Ослабление поля происходит при переходе с работы на естественной характеристике двигателя с полным полем (β=1) на характеристику, соответствующую первой позиции ослабления поля с β=0,8.

Напряжение на двигателе U=1500 В; ток якоря IЯn=565 А; скорость вращения n=945 об/мин.

Сопротивления обмотки якоря rЯ=0,0774 Ом, обмотки возбуждения rB=0,0226 Ом.

При β=1, IЯn=565 А определяем по характеристике М (IЯ) момент двигателя М=8086 Нм. По этому значению момента для β=0,8 определяют новое значение тока якоря IЯn+1=600 А и новое значение тока возбуждения IBn+1=0,8×600=480 А. Для тока возбуждения 480 А по характеристике находят E=1,44; Е=1,44n=1,44×945=1361 В.

Тогда

Регулирование скорости по предлагаемому способу позволяет осуществлять регулирование без толчков силы тяги и без применения индуктивных шунтов.

Похожие патенты RU2316107C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕГРУППИРОВКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ И СХЕМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Беляев Александр Васильевич
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2283245C2
СПОСОБ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ НА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА И СХЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Беляев Александр Васильевич
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2288851C2
Устройство для регулирования скорости тяговых двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением 1978
  • Жиц Меер Залманович
  • Мамедов Музафар Фарман-Оглы
  • Маркин Владимир Васильевич
  • Пролыгин Анатолий Петрович
  • Скибинский Валерий Александрович
  • Чистяков Виталий Александрович
  • Фельдман Юрий Израилевич
SU893620A1
Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока 1981
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Рюмин Игорь Алексеевич
SU970612A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1972
SU422644A1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1999
  • Гладников А.С.
  • Голубев В.Г.
RU2155436C1
Устройство для регулирования скорости тягового электродвигателя 2018
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Киселев Александр Александрович
RU2673567C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2464697C2
ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2006
  • Сташинов Юрий Павлович
  • Семенчук Андрей Сергеевич
  • Волков Дмитрий Владимирович
RU2332316C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1996
  • Лиманский С.С.
RU2109388C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 316 107 C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано для регулирования скорости электроподвижного состава. регулированием. Техническим результатом является уменьшение толчков силы тяги и снижение массогабаритных показателей регулировочного оборудования электровоза. В способе регулирования скорости последовательно с каждым тяговым двигателем или группой последовательно включенных тяговых двигателей включают импульсный преобразователь и увеличивают коэффициент заполнения преобразователя до значения, равного единице. Измеряют ток якоря тяговых двигателей, определяют значение момента тягового двигателя. Для нового значения коэффициента ослабления поля определяют значение тока якоря, вычисляют значение тока возбуждения тягового двигателя после шунтировки. Умножая полученное значение тока якоря на новое значение коэффициента ослабления поля, по значению тока возбуждения и кривой намагничивания двигателя определяют значение его магнитного потока. Вводят значение скорости вращения двигателя ω, вычисляют значение эдс двигателя, вычисляют новое значение коэффициента заполнения импульсного преобразователя по соответствующей формуле. Шунтируют обмотки возбуждения тяговых двигателей резисторами и подают импульсы управления на импульсные преобразователи, обеспечивая новое значение коэффициента заполнения импульсных преобразователей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 316 107 C2

Способ регулирования скорости тяговых двигателей электровоза постоянного тока с импульсным регулированием, заключающийся в том, что обмотки возбуждения тяговых двигателей шунтируют резисторами, отличающийся тем, что последовательно с каждым тяговым двигателем или группой последовательно включенных двигателей включают импульсный преобразователь, увеличивают коэффициент заполнения преобразователя

где t - время проводящего состояния импульсного преобразователя;

Т - период преобразования,

при значении у=1, измеряют ток якоря тяговых двигателей, по зависимости момента тягового двигателя от тока якоря и значению коэффициента ослабления поля, равного отношению величин тока возбуждения и тока якоря, определяют значение момента тягового двигателя, по этому значению момента и зависимости момента тягового двигателя от тока якоря для нового значения коэффициента ослабления поля определяют значение тока якоря, определяют значение тока возбуждения тягового двигателя после шунтировки, умножая полученное значение тока якоря на новое значение коэффициента ослабления поля, по значению тока возбуждения и кривой намагничивания двигателя определяют значение его магнитного потока, вводят значение скорости вращения двигателя ω, определяют значение эдс двигателя по формуле

Е=сФω,

где Е - эдс двигателя;

Ф - магнитный поток двигателя;

ω - частота вращения двигателя,

определяют новое значение коэффициента заполнения импульсного преобразователя по формуле

где rЯ, IЯ и rB, IB - сопротивления и токи якоря и возбуждения соответственно;

U - напряжение на якоре двигателя, шунтируют обмотки возбуждения тяговых двигателей резисторами и подают импульсы управления на импульсные преобразователи, обеспечивая новое значение коэффициента заполнения импульсных преобразователей γn+1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316107C2

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 1998
  • Суслов Б.Е.
  • Трофименко В.И.
RU2129495C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Суслов Б.Е.
  • Трофименко В.И.
  • Хоцанов Д.И.
RU2168258C1
Электропривод транспортного средства 1984
  • Ефремов Иван Семенович
  • Суслов Борис Ефимович
  • Коськин Олег Алексеевич
SU1207837A1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Колоколов Юрий Васильевич
  • Конев Александр Иванович
SU1413697A1
СПОСОБ ДЕГЕЛЬМИНТИЗАЦИИ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД 1997
  • Долженко Л.А.
  • Шевцов Д.А.
  • Серпокрылов Н.С.
  • Гримайло Л.В.
  • Хроменкова Е.П.
  • Калмыков Н.И.
RU2120421C1
US 4792736 A, 20.12.1988
Очувствленный схват робота 1985
  • Запорожец Юрий Михайлович
  • Кондратенко Юрий Пантелеевич
  • Чудайкин Игорь Иванович
SU1373565A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА НЕКУРИТЕЛЬНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАХОРКИ 2011
  • Квасенков Олег Иванович
RU2437597C1
Механизм для передачи поворотных движений между двумя валами 1926
  • Малиннн Н.О.
SU7510A1

RU 2 316 107 C2

Авторы

Беляев Александр Васильевич

Рутштейн Арнольд Максович

Хоменко Борис Иванович

Даты

2008-01-27Публикация

2004-09-20Подача