СПОСОБ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ Российский патент 2012 года по МПК H02P3/20 H02P25/02 H02P27/06 

Описание патента на изобретение RU2468496C1

Предлагаемое изобретение относится к электроприводам переменного тока с управлением посредством преобразователей частоты, а именно к режимам электрического торможения. Известен способ электрического торможения асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, противовключением, которое осуществляется при команде «Стоп». При этом способе торможения происходит изменение чередования трех фаз переменного тока питания обмоток статора двигателя, что приводит к мгновенному изменению направления вращения магнитного поля статора, изменению направления электромагнитного момента и торможению двигателя и связанного с ним исполнительного механизма [1].

В описанном способе электрического торможения изменение чередования фаз питания обмоток статора происходит при номинальном напряжении, поэтому электромагнитный тормозной момент в начале торможения приблизительно равен по модулю моменту пусковому и возрастает в процессе торможения до максимального значения. Это обстоятельство приводит к ударным нагрузкам на двигатель и связанный с ним исполнительный механизм. По окончании процесса торможения электродвигатель по сигналу датчика скорости отключается от питающей сети. Недостатками описанного способа торможения является невозможность снижения ударной нагрузки на двигатель и связанный с ним исполнительный механизм, регулирование тормозного момента и задания интенсивности и времени торможения.

Предлагаемый способ позволяет оптимизировать торможение асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и исключить ударные нагрузки в электроприводе в режиме торможения.

На фиг.1 представлена структурная схема реализации предлагаемого способа торможения, которая содержит следующие узлы и элементы: ПЛК - программируемый логический контроллер. ПЧ - преобразователь частоты; СУ - система управления ПЧ; М - асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором; ИДС - импульсный датчик скорости (энкодер); РМ - рабочая машина; Uз.n.- напряжение задания частоты вращения (двигательный режим); Uз.tT. - напряжения задания времени торможения; U3.U1,f1 - напряжение задания частоты и амплитуды выходного напряжения ПЧ; Uc - трехфазное переменное напряжение сети; fc - частота напряжения сети; U1,f1 - напряжение и частота на выходе ПЧ; Noc - кодовое значение выхода датчика скорости; n, M, Mc - частота вращения, вращающий момент и момент сопротивления на валу АД, соответственно; ИМ - исполнительный механизм; JM - момент инерции ИМ.

Способ оптимального торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором осуществляется, согласно схеме, следующим образом: при команде «Стоп» с пульта управления электроприводом сигнал поступает на вход программируемого логического контролера ПЛК, который через систему управления СУ устанавливает напряжение U1 и частоту f1 на выходе преобразователя частоты ПЧ, равное нулю, и одновременно подается сигнал на изменение чередования фаз выходного напряжения U1. После этого регулятор скорости системы управления СУ обеспечивает плавное нарастание от нуля амплитуды и частоты выходного напряжения ПЧ, которое подается на обмотки статора двигателя М привода, что в свою очередь обеспечивает торможение электропривода без ударных нагрузок на двигатель и связанный с ним исполнительный механизм. Заданное время и интенсивность торможения устанавливается с помощью ПЛК. После окончания процесса торможения по сигналу датчика скорости ИДС происходит запирание ПЧ.

Структурная схема, обеспечивающая двигательный и предлагаемый режим электрического торможения электропривода реализуется на элементах общепромышленного применения, выполняющих стандартные функции. Алгоритм режима электрического торможения задается промышленным логическим контроллером.

Таким образом, предлагаемый способ торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором обеспечивается в электроприводе переменного тока с частотным регулированием скорости без применения специализированных тормозных блоков или элементов, а за счет изменения алгоритма работы элементов электропривода.

Источники информации

1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебник для вузов. - 6-5 изд., доп. и перераб. - М.: Энергоиздат, 1981 г. - 576 с., ил.

Похожие патенты RU2468496C1

название год авторы номер документа
Система частотно-регулируемого асинхронного электропривода крано-манипуляторной установки (Система ЧРАП КМУ) 2023
  • Шестаков Игорь Владимирович
  • Михалев Валерий Павлович
  • Сурягин Андрей Рудольфович
  • Сафин Наиль Рамазанович
  • Агриков Валерий Юрьевич
  • Маевский Вячеслав Вячеславович
  • Кривовяз Владимир Константинович
  • Шилин Сергей Иванович
RU2820159C1
РЕВЕРСИВНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОТОРМОЗЯЩЕГОСЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ СО СМЕЩАЮЩИМСЯ КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 2022
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Асташов Максим Александрович
  • Радивоевич Александр Вукоманович
  • Кутепов Кирилл Анатольевич
RU2793340C1
РЕВЕРСИВНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОТОРМОЗЯЩЕГОСЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ СО СМЕЩАЮЩИМСЯ КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 2022
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Асташов Максим Александрович
  • Радивоевич Александр Вукоманович
  • Кутепов Кирилл Анатольевич
RU2796585C1
Устройство для управления частотой вращения ротора асинхронного электродвигателя 1984
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
  • Чернов Николай Петрович
  • Буистов Геннадий Константинович
SU1277343A1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВЕНТИЛЬНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ В ЦЕПИ СТАТОРА 1992
  • Загорский А.Е.
  • Захарова З.А.
  • Пар И.Т.
RU2035121C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ПУСКО-ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ ДРОССЕЛЬНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 2006
  • Борисов Александр Михайлович
  • Драчев Геннадий Иванович
  • Лях Николай Ефимович
  • Нестеров Александр Сергеевич
  • Шишков Александр Николаевич
RU2311725C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2298519C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 2008
  • Вольвич Анатолий Георгиевич
  • Орлов Юрий Алексеевич
  • Таргонский Игорь Людвигович
  • Щербаков Виктор Гаврилович
RU2402866C2
Реверсивный вентильный электродвигатель с регулируемым торможением 1989
  • Катаев Владимир Иванович
  • Иванов Александр Александрович
SU1642576A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Дмитриев В.Н.
RU2152123C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе переменного тока с преобразователями частоты. Техническим результатом является оптимизация торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и исключение ударных нагрузок. Способ оптимального торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором противовключением осуществляется путем заданного алгоритма работы преобразователя частоты, что и обеспечивает заданное значение тормозного момента и времени торможения без динамических перегрузок двигателя и связанного с ним исполнительного механизма. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 468 496 C1

Способ оптимального торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, заключающийся в том, что торможение двигателя осуществляется по команде «Стоп» в режиме противовключения, отличающийся тем, что при команде «Стоп» посредством системы управления преобразователем частоты одновременно устанавливаются амплитуда и частота напряжения на обмотках статора двигателя равными нулю, после чего осуществляется изменение чередования фаз питающего напряжения и плавное нарастание амплитуды и частоты, что обеспечивает торможение двигателя и связанного с ним исполнительного механизма без динамических перегрузок за заданное время.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2468496C1

СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВЕНТИЛЬНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ В ЦЕПИ СТАТОРА 1992
  • Загорский А.Е.
  • Захарова З.А.
  • Пар И.Т.
RU2035121C1
ИНДИКАТОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1934
  • Можаев Е.С.
SU38329A1
Устройство для испытания ударных пневматических инструментов 1933
  • Русецкий Ф.И.
SU49395A1
Способ шлифования фасок 1989
  • Поладян Ашот Арташесович
  • Агасарян Роберт Рубенович
  • Каленчян Геворк Ованесович
SU1685690A1
US 20100207554 A1, 19.08.2010.

RU 2 468 496 C1

Авторы

Артыков Эркин Садыкович

Даты

2012-11-27Публикация

2011-08-08Подача