УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ РАЗМЫКАНИЯ МАРШРУТА ПРИ МАРШРУТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СТРЕЛОК И СИГНАЛОВ Российский патент 2012 года по МПК B61L23/00 B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2469896C1

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в станционных системах электрической централизации стрелок и сигналов маршрутного типа.

Известно устройство указания направления с помощью стрелочного перевода, установленное на железнодорожном пути, состоящее из световых указателей, установленных на верхнем строении пути и указывающих маршрут движения стрелочного перевода и управляющего устройства, питающихся от солнечных батарей и аккумуляторов, и таймера, установленного за пределами верхнего строения пути. Устройство содержит электрические переключатели, которые блокируют остряк стрелочного перевода после его переключения (JP 6227399, B61L 5/10, 16.08.94).

Известное устройство исключает возможность перевода ходовых и охранных стрелок после их замыкания в процессе движения поезда, однако не исключает возможность задания маршрутов, не соответствующих заданному маршруту.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является принятое в качестве прототипа устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов, содержащее логический блок контроля размыкания маршрута, к входам которого подключены логический блок контроля крайнего положения ходовых стрелок, логический блок контроля правильного положения охранных стрелок, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров, логический блок защиты замкнутых секций при потере шунта на заданное время, выход логического блока контроля размыкания маршрута является выходом устройства («Станционные системы автоматики». /Под ред. В.В.Сапожникова. - М., Транспорт, 1997, с.157, р.8.4).

Недостатком известного устройства является возможность ложного размыкания маршрута при подпитке рельсовых цепей изолированных участков, входящих в маршрут, посторонними источниками сигнальных токов.

Существующие станционные рельсовые цепи с частотой сигнального тока 25 Гц и фазочувствительным приемником надежно защищены от подпиток путевого реле токами посторонних источников общепромышленной частоты 50 Гц и от подпитки от источников питания смежных рельсовых цепей, имеющих противоположную фазу. Однако сохраняется возможность подпитки при сообщении с источниками питания других рельсовых цепей, имеющих фазу, одинаковую с источником питания своей рельсовой цепи.

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности движения поездов за счет обеспечения защиты от ложного размыкания маршрута при подпитке рельсовых цепей изолированных участков, входящих в маршрут, посторонними источниками сигнальных токов.

Технический результат достигается тем, что в устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов, содержащее логический блок контроля размыкания маршрута, к входам которого подключены логический блок контроля крайнего положения ходовых стрелок, логический блок контроля правильного положения охранных стрелок, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров, логический блок защиты замкнутых секций при потере шунта на заданное время, выходы логического блока контроля размыкания маршрута является выходом устройства, согласно изобретению введены приемник информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута, и логический блок контроля освобождения хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута, выход которого подключен к входу логического блока контроля размыкания маршрута, а вход соединен с выходом приемника информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута.

На чертеже приведена схема устройства автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов.

Устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов содержит логический блок 1 контроля крайнего положения ходовых стрелок, логический блок 2 контроля правильного положения охранных стрелок, логический блок 3 защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь, логический блок 4 защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров, логический блок 5 защиты замкнутых секций при потере шунта на заданное время, логический блок 7 контроля освобождения хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута, выходы логических блоков (1-5 и 7) подключены к входам логического блока 6 контроля размыкания маршрута, выход которого является выходом устройства, вход логического блока 7 соединен с выходом приемника 8 информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута.

Устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов работает следующим образом.

До открытия светофора, разрешающего движение по задаваемому маршруту, предпринимаются меры по исключению возможности перевода ходовых и охранных стрелок путем их замыкания в нужном положении. Для исключения возможности задания маршрутов, не соответствующих заданному, маршрут замыкается, после чего открывается светофор. Предварительное замыкание наступает, если при открытии светофора изолированный путевой участок непосредственно перед светофором свободен. При вступлении на него подвижного состава происходит окончательное замыкание маршрута. Разница между видами замыкания состоит во времени выдержки в случае их отмены. Время отмены предварительного замыкания выбирается из условия максимально возможного времени потери шунта на участке приближения. Отмена окончательно замкнутого поездного маршрута осуществляется с учетом времени, необходимого для остановки поезда, движущегося по замкнутым стрелкам с максимальной скоростью.

При движении подвижного состава по трассе замкнутого маршрута обеспечивается автоматическое размыкание маршрута.

Для защиты от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовые цепи, факт движения поезда устанавливается проверкой последовательности освобождения и занятия секций, входящих в маршрут. Однако это не полностью решает задачу защиты от подпиток, приводящих к ложному освобождению рельсовых цепей.

В релейных централизациях, в цепях размыкания маршрута используются медленно действующие на срабатывание повторители путевых реле, с выдержкой времени примерно 6 сек, что примерно в 2 раза больше максимального возможного времени потери шунта. В системах электрической централизации стрелок и сигналов (ЭЦ) применяют маршрутное и секционное автоматическое размыкание маршрутов при движении подвижного состава.

При маршрутном размыкании освобождение от замыкания стрелок и враждебных маршрутов происходит после занятия и освобождения всех секций, входящих в маршрут, а при секционном размыкании происходит снятие замыкания стрелок и враждебных маршрутов по мере освобождения подвижным составом отдельных секций маршрута.

Если после прохода поезда возникла неисправность рельсовой цепи (за исключением не обнаруживаемой подпитки путевого реле от постороннего источника) или потеря контроля положения стрелок, то для размыкания маршрута используется режим искусственной разделки, который выполняется с выдержкой времени после нажатия специальных кнопок.

Согласно методике, изложенной в книге «Станционные системы автоматики» под ред. В.В.Сапожникова, М. Транспорт, 1997, с.143 (с учетом приведенных алгоритмов на с.149-150, р.7.7-7.9), множество U6 условий безопасного функционирования предлагаемого устройства автоматического контроля размыкания маршрута можно отобразить формулой U6={1,2,3,4,5,7},

где: 1 - контроль крайнего положения ходовых стрелок.

2 - контроль правильного положения охранных стрелок.

3 - защита замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь.

4 - защита замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров.

5 - защита замкнутых секций от преждевременного размыкания при потере шунта на заданное время.

Эти функции в устройстве, соответственно реализуют блоки 1-5.

7 - освобождение хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута при посекционном размыкании маршрута.

Эту функцию в устройстве реализует блок 7 на основе данных, поступающих на его вход от внешнего по отношению к системе ЭЦ приемника 8 информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута.

Одновременное выполнение этих условий проверяет логический блок 6 контроля размыкания маршрута перед выдачей сигнала разрешения на размыкание соответствующей секции маршрута или всего маршрута в устройствах ЭЦ.

Внешним по отношению к системе ЭЦ источником информации для приемника 8, например, может быть локомотивное бортовое устройство управления поезда, идущего по упомянутому маршруту. Оно фиксирует, что последний вагон состава поезда (целостность состава этим устройством непрерывно контролируется) проехал координату границы последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута, и передает эту информацию, например, по радиоканалу через центр диспетчерского управления в приемник 8 информации. Координата местоположения хвоста состава в системах с рельсовыми цепями может вычисляться, например, на основе измерения местонахождения начала поезда навигационной системой локомотива и измерения длины поезда в момент прохождения хвостом поезда границ рельсовых цепей. В качестве примера известной системы для измерения длины поезда может быть устройство по патенту GB 2225887 A, B61L 1/14, 13.06.1990. Локомотивные устройства управления, имеющие спутниковые и другие навигационные устройства и которые могут быть использованы совместно с предлагаемым устройством, описаны в книге «Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У)», М., 2008, под редакцией В.И.Зорина и В.И.Астрахана.

Если во время прохода поезда возникла подпитка рельсовой цепи, приводящая к возбуждению ее путевого приемника до фактического ее освобождения хвостом поезда, при применении в ЭЦ предлагаемого устройства не происходит ложное размыкание маршрута или секции маршрута из-за того, что логический блок 6 контроля размыкания маршрута не получает подтверждения о выполнении условия U 6 от блока 7 контроля освобождения хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута. Это происходит из-за того, что на входе блока 7 отсутствует информация от приемника 8 информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута.

Поскольку замыкание маршрута в ЭЦ сохраняется, предлагаемое устройство в рассматриваемом случае предотвращает возможность перевода стрелок под составом и/или приготовления враждебных маршрутов и тем самым повышает безопасность движения.

Похожие патенты RU2469896C1

название год авторы номер документа
Способ управления поездами при их последовательном отправлении со станции 2021
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2757131C1
Устройство защиты от ложного размыкания стрелок 1987
  • Крупицкий Адольф Зельманович
  • Мехов Борис Иванович
  • Пресняк Сергей Станиславович
SU1437286A1
СПОСОБ ИСКЛЮЧЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ПОТЕРИ ШУНТА 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2684161C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОСВЯЗИ 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2698966C1
СИСТЕМА ВНЕШНЕГО БЛОКИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТРЕЛКИ 2019
  • Ефанов Дмитрий Викторович
  • Татаринов Алексей Владимирович
  • Гросс Вадим Александрович
  • Болотский Дмитрий Николаевич
  • Романчиков Андрей Михайлович
  • Васильев Антон Юрьевич
RU2721440C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2403162C1
УСТРОЙСТВО для ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СТРЕЛОК И СИГНАЛОВ БЛОЧНОГО ТИПА 1969
  • Д. П. Борисов, Н. И. Корниенко, Н. Д. Музалевский Б. Н. Пушкарев
SU253107A1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2401217C1
Система электрической централизации и способ установки маршрута движения поездов на станции, реализуемый этой системой 2021
  • Середа Павел Валерьевич
  • Клюзко Владимир Анатольевич
  • Гоман Евгений Александрович
  • Чекунов Дмитрий Алексеевич
  • Фурсов Сергей Иванович
RU2776685C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЛОКОМОТИВОВ ПРИ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ 2010
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Замышляев Алексей Михайлович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Кайнов Виталий Михайлович
  • Казиев Гурам Дмитриевич
  • Кузин Сергей Борисович
  • Долганюк Сергей Иванович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2422315C1

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ РАЗМЫКАНИЯ МАРШРУТА ПРИ МАРШРУТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СТРЕЛОК И СИГНАЛОВ

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в станционных системах электрической централизации стрелок и сигналов маршрутного типа. Устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов содержит блок контроля размыкания маршрута, блок контроля крайнего положения ходовых стрелок, блок контроля правильного положения охранных стрелок, блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь, блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров, блок защиты замкнутых секций при потере шунта на заданное время. Также в устройство введены приемник информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута и блок контроля освобождения хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута. Решение направлено на повышение безопасности движения поездов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 469 896 C1

Устройство автоматического контроля размыкания маршрута при маршрутной электрической централизации стрелок и сигналов, содержащее логический блок контроля размыкания маршрута, к входам которого подключены логический блок контроля крайнего положения ходовых стрелок, логический блок контроля правильного положения охранных стрелок, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовую цепь, логический блок защиты замкнутых секций от преждевременного размыкания при переключении питания фидеров, логический блок защиты замкнутых секций при потере шунта на заданное время, выходы логического блока контроля размыкания маршрута являются выходом устройства, отличающееся тем, что в него введены приемник информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута и логический блок контроля освобождения хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута, выход которого подключен к входу логического блока контроля размыкания маршрута, а вход соединен с выходом приемника информации об освобождении хвостом поезда последней рельсовой цепи маршрута или секции маршрута.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2469896C1

УСТРОЙСТВО ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ ПУТЕВОЙ БЛОКИРОВКИ 2007
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Папшев Сергей Александрович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
RU2352489C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТИ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025357C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОДГОРОЧНЫХ ПУТЕЙ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Кузнецов Сергей Аркадьевич
  • Власов Сергей Федорович
  • Зайцев Валерий Юрьевич
  • Шевцов Владимир Алексеевич
RU2392151C2
JP 6227399 А, 16.08.1994.

RU 2 469 896 C1

Авторы

Гордон Борис Моисеевич

Миронов Владимир Сергеевич

Розенберг Ефим Наумович

Свешников Владимир Иванович

Даты

2012-12-20Публикация

2011-07-20Подача