СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДИЗЕЛЬНОГО МАСЛА С ОБРАБОТКОЙ РЕЗУЛЬТАТОВ Российский патент 2013 года по МПК G01N3/56 

Описание патента на изобретение RU2476857C1

Изобретение относится к области физики, в частности к способам обработки данных спектрального анализа дизельного масла при технической диагностике трущихся деталей дизеля тепловоза.

Известен способ диагностики износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вибрографируют неподвижную часть подшипниковой пары двумя вибродатчиками и измеряют разность температур этой части и окружающей среды. Математическая обработка полученных данных дает обобщенный сигнал - критерий состояния этой пары (SU, автор. свид. №1183856, кл. G01M 13/04, 1985 г.).

Недостатком известного способа является необходимость вывода двигателя из эксплуатации на обследование, разборки его под датчики, а также невозможность оценки состояния движущихся, например, шатунных подшипников.

Известен способ без разборной технической диагностики износа подшипников дизеля, который заключается в том, что после замены фильтров измеряют давление масла после нагнетательного насоса и на входе в двигатель. Отношение этих давлений или отношение их разности ко второму давлению сравнивают с эталонной зависимостью этого отношения от степени износа подшипников и по ней определяют фактическую степень износа (RU, патент №2006811, кл. G01M 15/00, 1994 г.).

Недостатком этого способа является возможность диагностирования износа подшипников коленчатого вала только при прохождении технического обслуживания в объеме №3 или ремонта, что делается один раз в месяц и не исключает задиров шейки коленчатого вала дизеля из-за аварийного износа подшипников коленчатого вала.

Известен способ технической диагностики состояния тепловозных дизелей методом спектрального анализа смазочного масла, который принят за прототип и заключается в определении концентрации в масле продуктов износа трущихся деталей, в сравнивании этих концентраций в соответствии с ГОСТ 20759-90 с браковочными нормами содержания продуктов износа какого-либо металла и определении степени износа трущихся деталей.

Недостатком данного способа является сильное влияние на величину концентрации металлов замены масла в ходе эксплуатации по браковочным параметрам или после ремонта дизеля. Вносимое этими заменами искажение величины концентрации металла в масле оказывается столь значительным, что на фоне такой помехи практически невозможно выделить полезную информацию о темпе износа деталей или их аварийном состоянии.

Техническим результатом изобретения является повышение качества диагностирования износа трущихся деталей дизеля или их аварийного состояния.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе технического диагностирования тепловозного дизеля методом спектрального анализа дизельного масла с обработкой результатов, который заключается в том, что определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии с браковочными нормами содержания продуктов износа в масле тепловозных дизелей осуществляют техническое диагностирование степени износа деталей, отличающийся тем, что используют исходные данные в виде результатов спектрального анализа и пробегов тепловоза между датами взятия проб масла для спектрального анализа, производят вычисления по определению концентрации B(Ln) металлов в масле нарастающим итогом в дизельном масле, в зависимости от пробегов тепловозов между взятием проб масла на спектральный анализ по формуле:

, г*тыс. км/т масла,

где Cm - концентрация какого-либо металла в масле, г/т масла;

Cm-1 - концентрация какого-либо металла в масле предыдущего спектрального анализа, г/т масла;

Lm - пробег секции тепловоза нарастающим итогом, тыс.км.;

Lm-1 - пробег секции тепловоза нарастающим итогом предыдущего спектрального анализа, тыс.км,

вычисленные по формуле значения по всем металлам приводят относительно максимального значения одного из анализируемых металлов, дающего возможность для каждого металла строить наглядные графики зависимости приведенных значений его поступления в масло от пробега тепловоза нарастающим итогом, из полученных графиков по наклону к горизонтальной оси линий делают выводы о скорости износа деталей и узлов дизеля.

На Фиг.1 изображены кривые зависимости концентрации железа (Fe), свинца (Pb), меди (Cu) г/т масла от пробега LΣ тепловоза тыс.км по результатам спектрального анализа, на Фиг.2 изображены кривые зависимости концентрации олова (Sn), хрома (Cr) г/т масла от пробега LΣ тепловоза тыс.км по результатам спектрального анализа, на Фиг.3 изображены приведенные кривые концентрации в дизельном масле железа (Fe), свинца (Pb), меди (Cu) г/т масла от пробега LΣ тепловоза тыс.км нарастающим итогом после обработки цифровых данных, на Фиг.4 изображены приведенные кривые концентрации в дизельном масле олова (Sn), хрома (Cr) г/т масла от пробега LΣ тепловоза тыс.км нарастающим итогом после обработки цифровых данных.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом. Определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии с браковочными нормами содержания продуктов износа в масле тепловозных дизелей осуществляют техническое диагностирование степени износа деталей, используются исходные данные в виде результатов спектрального анализа и пробегов тепловоза между датами взятия проб масла, например таблица 1.

Таблица 1 Дата
анализа
Пробег нарастающим
итогом, LΣ, тыс.км
Содержание металлов, г/т масла
Fe Pb Cu Sn Cr 15.03.10 г. 0 5 2 12 5 4 27.04.10 г. 6,1068 18 7 52 1 5 24.05.10 г. 10,0326 10 6 4 2 2 06.06.10 г. 11,7774 7 3 5 2 3 30.06.10 г. 15,1216 15 8 5 4 2 20.07.10 г. 17,8842 14 4 3 3 3 27.08.10 г. 23,264 29 19 6 3 4

На основе данных таблицы 1 выполняют построение графиков зависимости концентрации в масле каждого из металлов от пробега нарастающим итогом LΣ. конкретного дизеля (см. Фиг.1 и 2), производят дальнейшие вычисления по определению концентрации B(Ln) металлов в дизельном масле нарастающим итогом по формуле:

, г*тыс. км/т масла,

где Cm - концентрация какого-либо металла в масле, г/т масла;

Cm-1 - концентрация какого-либо металла в масле предыдущего спектрального анализа, г/т масла;

Lm - пробег тепловоза нарастающим итогом, тыс.км.;

Lm - пробег тепловоза нарастающим итогом предыдущего спектрального анализа, тыс.км,

вычисленные по формуле значения заносятся, например, в таблицу 2.

Таблица 2 Пробег нарастающим
итогом, LΣ, тыс.км
B(LΣ)Fe B(LΣ)Pb B(LΣ)Cu B(LΣ)Sn B(LΣ)Cr
г*тыс. км/т масла 0 0 0 0 0 0 6,1068 15,27 6,107 293,1 15,27 12,21 10,0326 60,41 23,77 1298 27,04 29,88 11,7774 84,84 35,11 1689 29,66 35,99 15,1216 113,3 50,16 1809 36,35 44,35 17,8842 143,7 65,36 1920 44,64 51,25 23,264 221,7 97,64 2092 63,47 64,7

Полученные в таблице 2 результаты вычислений по всем металлам приводят относительно максимального значения одного из анализируемых металлов, дающего возможность для каждого металла строить наглядные графики зависимости приведенных значений B(LΣ) со значком * его поступления в масло от пробега тепловоза нарастающим итогом, например, железа (то есть делятся на это максимальное значение - в данном случае на 221,7) и заносятся в таблицу 3,

Таблица 3 Пробег нарастающим
итогом, LΣ, тыс.км
B*(LΣ)Fe B*(LΣ)Pb B*(LΣ) B*(LΣ)Sn B*(LΣ)Cr
г/т масла 0 0 0 0 0 0 6,1068 0,0689 0,0276 1,3224 0,0689 0,0551 10,0326 0,2725 0,1072 5,8563 0.122 0,1348 11,7774 0,3827 0,1584 7,6195 0,1338 0,1623 15,1216 0,511 0,2263 8,1627 0,164 0,2001 17,8842 0,6481 0,2949 8,6612 0,2014 0,2312 23,264 1 0,4405 9,4378 0,2863 0,2919

По данным таблицы 3 производят дальнейший анализ, для каждого металла строят график зависимости приведенных значений его поступления в масло от пробега тепловоза нарастающим итогом (см. Фиг.3 и 4) из полученных графиков по наклону к горизонтальной оси линий делают выводы о скорости износа деталей и узлов дизелей, о сроках дальнейшей эксплуатации дизеля до постановки на ремонт.

Из полученных графиков (см. Фиг.3 и 4), сделаем выводы о темпе износа деталей и узлов дизелей. Так, например, практически неизменный наклон к горизонтальной оси линий, характеризующих поступление в масло железа, свинца, олова и хрома за данный период пробега, указывает на то, что износ деталей дизеля, для которых характерны эти продукты износа, происходит с постоянным темпом. Такой характер кривых соответствует нормальному износу деталей.

Резкое увеличение наклона к горизонтальной оси кривой для меди на интервале пробега от 5 до 12 тыс.км указывает на интенсивный износ медесодержащих поверхностей пар трения, например, бронзовой части вкладышей подшипников коленчатого вала, турбокомпрессора, лотка и т.п. После пробега 12 тыс.км наблюдается уменьшение наклона кривой и ее приближение к наклону линии для железа (Fe), что указывает на стабилизацию скорости износа указанных подшипников. Подобное поведение кривой, характеризующей поступление в масло меди, свидетельствует о приработке деталей в начальный период эксплуатации дизеля после его постройки. Можно сделать вывод о возможности дальнейшей работы данной секции тепловоза без проверки состояния, например, подшипников коленчатого вала, несмотря на «выброс» концентрации для меди (см. Фиг.1).

Похожие патенты RU2476857C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2011
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Перминов Валерий Анатольевич
RU2476327C1
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Каганский Олег Семенович
  • Колотий Валентин Павлович
  • Матяш Виктор Александрович
  • Бабинский Исак Иосифович
SU1168814A1
Устройство для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Дубровский Владимир Васильевич
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Матяш Виктор Александрович
  • Каганский Олег Семенович
  • Низов Николай Николаевич
SU1539569A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Подольский Анатолий Михайлович
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Сукачев Владимир Леонидович
  • Шабадей Александр Арсентьевич
RU2145068C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА СМАЗЫВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Евстифеев Борис Владимирович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Беляев Юрий Иванович
RU2343443C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1996
  • Еситашвили В.А.
  • Гавриленков А.И.
  • Серебрякова В.И.
  • Бабминдра М.П.
  • Школьников Е.Н.
  • Иванов Ю.А.
RU2118340C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОСТАТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2014
  • Кузнецов Сергей Михайлович
  • Волошин Сергей Николаевич
  • Кузнецов Михаил Петрович
  • Петухов Юрий Александрович
RU2559437C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2003
  • Овчаренко С.М.
  • Сковородников Е.И.
RU2246716C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 2012
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Беляев Юрий Иванович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Троицкий Анатолий Пантилеевич
RU2516995C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Ларин Владислав Ефимович
RU2051277C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 476 857 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДИЗЕЛЬНОГО МАСЛА С ОБРАБОТКОЙ РЕЗУЛЬТАТОВ

Изобретение относится к способам обработки данных спектрального анализа дизельного масла при технической диагностике трущихся деталей дизеля тепловоза. Способ технического диагностирования заключается в том, что определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии с браковочными нормами содержания продуктов износа в масле тепловозных дизелей осуществляют техническое диагностирование степени износа деталей. Используют исходные данные в виде результатов спектрального анализа и пробегов тепловоза между датами взятия проб масла для спектрального анализа, производят вычисления по определению концентрации B(Ln) металлов в масле нарастающим итогом в дизельном масле в зависимости от пробегов тепловозов между взятием проб масла на спектральный анализ по формуле:

, г*тыс. км/т масла,

где Cm - концентрация какого-либо металла в масле, г/т масла; Cm-1 - концентрация какого-либо металла в масле предыдущего спектрального анализа, г/т масла; Lm - пробег секции тепловоза нарастающим итогом, тыс.км; Lm-1 - пробег секции тепловоза нарастающим итогом предыдущего спектрального анализа, тыс.км. При этом вычисленные по формуле значения по всем металлам приводят относительно максимального значения одного из анализируемых металлов, дающего возможность для каждого металла строить наглядные графики зависимости приведенных значений его поступления в масло от пробега тепловоза нарастающим итогом. Из полученных графиков по наклону к горизонтальной оси линий делают выводы о скорости износа деталей и узлов дизеля. Технический результат - повышение качества диагностирования износа трущихся деталей дизеля или их аварийного состояния. 4 ил., 3 табл.

Формула изобретения RU 2 476 857 C1

Способ технического диагностирования тепловозного дизеля методом спектрального анализа дизельного масла с обработкой результатов, заключающийся в том, что определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии с браковочными нормами содержания продуктов износа в масле тепловозных дизелей осуществляют техническое диагностирование степени износа деталей, отличающийся тем, что используют исходные данные в виде результатов спектрального анализа и пробегов тепловоза между датами взятия проб масла для спектрального анализа, производят вычисления по определению концентрации B(Ln) металлов в масле нарастающим итогом в дизельном масле, в зависимости от пробегов тепловозов между взятием проб масла на спектральный анализ по формуле:
г·тыс. км/т масла,
где Cm - концентрация какого-либо металла в масле, г/т масла;
Cm-1 - концентрация какого-либо металла в масле предыдущего спектрального анализа, г/т масла;
Lm - пробег секции тепловоза нарастающим итогом, тыс. км;
Lm-1 - пробег секции тепловоза нарастающим итогом предыдущего спектрального анализа, тыс. км,
вычисленные по формуле значения по всем металлам приводят относительно максимального значения одного из анализируемых металлов, дающего возможность для каждого металла строить наглядные графики зависимости приведенных значений его поступления в масло от пробега тепловоза нарастающим итогом, из полученных графиков по наклону к горизонтальной оси линий делают выводы о скорости износа деталей и узлов дизеля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2476857C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2003
  • Овчаренко С.М.
  • Сковородников Е.И.
RU2246716C2
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Монахов Николай Гаврилович
  • Кравченко Сергей Аркадьевич
  • Лянной Валентин Борисович
  • Филаретов Михаил Васильевич
  • Иванченко Николай Федорович
  • Петров Юрий Владимирович
  • Капитанский Виль Моисеевич
  • Константинов Юрий Михайлович
  • Гольмшток Александр Дмитриевич
  • Елинсон Игорь Михайлович
  • Давыдушкин Андрей Николаевич
SU1638588A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЕЛ 2006
  • Гурьянов Юрий Анатольевич
RU2312344C1
US 0007756717 В2, 13.07.2010
US 20080082223 А1, 03.04.2008.

RU 2 476 857 C1

Авторы

Беляев Юрий Иванович

Трифонов Алексей Валерьевич

Березин Василий Витальевич

Панин Юрий Алектинович

Троицкий Анатолий Пантелеевич

Даты

2013-02-27Публикация

2011-07-25Подача