СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛОС С ОДНОСТОРОННИМ ЧЕЧЕВИЧНЫМ РИФЛЕНИЕМ Российский патент 2013 года по МПК B21B1/22 

Описание патента на изобретение RU2482930C1

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос из углеродистых сталей на непрерывных широкополосных станах.

Известен способ производства рифленых полос, включающий многопроходную прокатку, согласно которому прокатку в последнем проходе ведут в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены многозаходные винтовые ручьи левого и правого направлений, образующие ромбические калибры. Ромбические калибры вытянуты вдоль оси валка и образуют в диаметральных плоскостях тупые углы, которые в 2,9-3,0 раза больше углов ромбических калибров по оси валка [1].

Недостатки известного способа состоят в низкой стойкости рабочего валка, бочка которого ослаблена многозаходными винтовыми ручьями. Низкая стойкость рабочего валка является причиной ухудшения качества рифленых полос.

Известен также способ производства полос из углеродистой стали марки Ст3сп с односторонним чечевичным рифлением на непрерывном широкополосном стане, включающий многопроходную горячую прокатку с относительным обжатием полосы в последнем проходе 27% в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при этом диаметр рабочего валка с лунками превышает диаметр бочки другого рабочего валка в 1,005-1,015 раза [2].

Недостатки известного способа состоят в низких стойкости рабочего валка с чередующимися рядами лунок и качестве полос с односторонним рифлением.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали марки БСт2сп, включающий нагрев слябов до температуры 1190-1220°С, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок для рифления [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что асимметрия условий контактного взаимодействия валков на разных сторонах полосы приводит к увеличению пути скольжения металла по бочке рабочего валка с лунками. Следствием этого является разрушение его поверхности, искажение формы рифов, снижение стойкости валка и качества полосы.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении стойкости валков и качества полос. Для этого в известном способе производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали, включающем нагрев слябов, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок, согласно предложению прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительным обжатием 9-25% и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м32·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.

Сущность предложенного технического решения состоит в следующем. При деформировании полосы в последнем проходе металл затекает в лунки на бочке рабочего валка, в результате чего вытяжка полосы и скорость ее скольжения относительно этого рабочего валка (опережение) резко снижается. Следствием проявления деформационной асимметрии является увеличение касательных контактных напряжений, действующих на лунки, их ускоренный износ, ухудшение качества полос с односторонним рифлением.

Введение рассогласования скоростей рабочих валков (скоростной асимметрии) путем снижения окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке относительно окружной скорости парного с ним рабочего валка с гладкой бочкой на 0,2-1,8% обеспечивает компенсацию негативного влияния деформационной асимметрии, вызванной наличием лунок на его поверхности. Однако, как показали эксперименты, эта компенсация имеет место лишь в прокатке углеродистых сталей с относительным обжатием, ограниченным диапазоном 9-25%, при температуре полосы 800-950°С. Подача воды на полосу в последнем межклетевом промежутке с удельным расходом 10-80 м32·ч обеспечивает подстуживание тонкого поверхностного слоя, компенсацию асимметрии процесса, уменьшение разгара рифленого рабочего валка и улучшение отпечатываемости рифов.

Экспериментально установлено, что снижение окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке более 1,8% приводит к «перекомпенсации» - пробуксовкам парного валка с гладкой бочкой, его повышенному износу и снижению качества рифленых полос. Снижение окружной скорости рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке менее 0,2% вызывает увеличение износа рабочего валка с лунками и ухудшение качества прокатываемых полос.

Увеличение относительного обжатия более 25% приводит к искажению формы рифов на поверхности полосы из углеродистой стали и сокращает срок службы рабочего валка с лунками вследствие увеличения интенсивности продольного течения металла в очаге деформации. Снижение относительного обжатия менее 9% приводит к невыполнению профиля чечевичных рифов.

Если температура полосы из углеродистой стали в последнем проходе будет ниже 800°С, то из-за недостаточных пластических свойств металла не обеспечивается полного заполнения лунок на поверхности бочки рабочего валка, что ведет к невыполнению формы рифов. Увеличение температуры полосы в последнем проходе выше 950°С приводит к росту термических напряжений на поверхности бочки рабочего валка, ослабленной лунками. Это способствует образованию трещин на бочке, снижению стойкости валка и качества полос.

При удельном расходе охлаждающей воды в последнем межклетевом промежутке менее 10 м32·ч снижается стойкость валков и качество полос. Увеличение удельного расхода охлаждающей воды более 80 м32·ч нецелесообразно, так как при этом повышения стойкости валков и качества полос не происходит.

Примеры реализации способа

В последнюю, 7-ю клеть кварто чистовой группы непрерывного широкополосного стана 2000 (НШС 2000) заваливают пару чугунных рабочих валков. На бочке верхнего рабочего валка выполнены ряды лунок с максимальной глубиной h=3,0 мм. Нижний рабочий валок имеет гладкую бочку.

В методическую печь загружают непрерывнолитые слябы толщиной 250 мм из углеродистой стали марки Ст3сп и производят их нагрев до температуры аустенитизации Та=1230°С. Очередной нагретый сляб прокатывают в черновой группе клетей НШС 2000 в раскат с промежуточной толщиной 40 мм. Затем раскат задают в непрерывную 7-клетевую чистовую группу клетей кварто с приводными рабочими валками и производят его прокатку до конечной толщины 5,0 мм.

В процессе прокатки полосы в заключительном проходе рабочие валки 7-й клети чистовой группы вращают с помощью электродвигателей главного привода с рассогласованием окружных скоростей, а именно: нижний рабочий валок, имеющий гладкую бочку, вращают с большей окружной скоростью V1=8,00 м/с, тогда как верхний рабочий валок, на бочке которого выполнены ряды лунок, вращают с меньшей окружной скоростью V2=8,08 м/с. Таким образом, окружная скорость нижнего рабочего валка V1 превышает окружную скорость верхнего рабочего валка V2 на величину А, равную:

Относительное обжатие полосы при ее рифлении в заключительном проходе в 7-й клети устанавливают равным εр=17%, а температуру полосы в этом проходе поддерживают равной Тр=870°С. В последнем межклетевом промежутке на полосу подают охлаждающую воду с удельным расходом Q=45 м32·ч.

В заключительном проходе верхний рабочий валок формирует на верхней стороне полосы чечевичное рифление. Благодаря рассогласованию окружных скоростей валков и охлаждению поверхностного слоя полосы водой в межклетевом промежутке в этом проходе достигается выравнивание вытяжек по сторонам полосы, снижаются контактные касательные напряжения на рабочем валке с лунками на бочке. В результате достигается повышение стойкости рабочих валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.

Прокатанную полосу с односторонним чечевичным рифлением охлаждают водой и сматывают в рулон.

Варианты реализации способа производства полос с односторонним чечевичным рифлением и показатели их эффективности приведены в таблице.

Таблица. Режимы производства полос чечевичным рифлением из углеродистой стали и их эффективность № п/п А, % εp, % Tp, °C Q, м32·ч Стойкость рабочего валка (тонн прокатанных полос) Дефекты полос 1. 0,1 8 790 9 8350 нарушение формы 2. 0,2 9 800 10 12300 отсутствуют 3. 1,0 17 870 45 12700 отсутствуют 4. 1,8 25 950 80 12300 отсутствуют 5. 1,9 26 960 83 11150 невыполнение профиля 6. -- 27 990 -- 3636 нарушение формы, невыполнение профиля

Из данных, представленных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается повышение стойкости валков и качества полос. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты №1 и №5), а также в случае реализации способа-прототипа (вариант №6) имеет место снижение стойкости валков и ухудшение качества полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением.

Технико-экономические преимущества предложенного способа производства полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением состоят в том, что введение рассогласования окружных скоростей рабочих валков с превышением скорости рабочего валка без лунок на 0,2-1,8% относительно парного валка с лунками на бочке и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м32·ч при одновременном выполнении температурного и деформационного режимов рифления обеспечивает выравнивание кинематических и силовых условий взаимодействия обоих рабочих валков с прокатываемой полосой, наиболее полный перенос рифления на полосу, исключение переполнения и незаполнения лунок, снижение контактных нагрузок на лунки и исключение преждевременного разрушения бочки валка. В результате достигается повышение стойкости валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.

В качестве базового объекта принят известный способ [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства горячекатаных полос с односторонним чечевичным рифлением на 17-22%.

Литературные источники

1. Авт. свид. СССР №706145, В21В 27/02, 1979.

2. RU 2121402 C1, B21B 27/02, 10.11.1998.

3. А.М.Мелешко и др. Производство листа с рифленой поверхностью. М.: Металлургия, 1985, с.49, 70-71.

Похожие патенты RU2482930C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС С ОДНОСТОРОННИМ РИФЛЕНИЕМ 2010
  • Торопов Сергей Сергеевич
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Савиных Анатолий Федорович
  • Трайно Александр Иванович
  • Русаков Андрей Дмитриевич
RU2445179C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛЬНЫХ ГОРЯЧЕКАТАНЫХ ПОЛОС 2010
  • Торопов Сергей Сергеевич
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Савиных Анатолий Федорович
  • Чикинова Ольга Евгеньевна
  • Трайно Александр Иванович
  • Русаков Андрей Дмитриевич
  • Гостев Кирилл Александрович
RU2455089C1
ВАЛКОВЫЙ УЗЕЛ 1997
  • Настич В.П.
  • Барятинский В.П.
  • Шамрин А.В.
  • Тищенко А.Д.
  • Швецов В.В.
  • Лукин В.А.
  • Пименов А.Ф.
  • Матвеев Е.И.
  • Трайно А.И.
  • Офицеров Ю.А.
RU2121402C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ СТАЛЬНЫХ ПОЛОС 2012
  • Вольшонок Игорь Зиновьевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Григорович Константин Всеволодович
  • Русаков Андрей Дмитриевич
  • Салихов Зуфар Гаррифулинович
RU2499638C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ТОЛСТОЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2010
  • Трайно Александр Иванович
RU2441721C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ШИРОКИХ ПОЛОС 2013
  • Трайно Александр Иванович
RU2511159C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС 2009
  • Народицкис Александрс
  • Колодий Владимир Порфирьевич
  • Савочкин Андрей Геннадьевич
  • Коцарь Константин Сергеевич
RU2445178C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2011
  • Салихов Зуфар Гарифуллинович
  • Трайно Александр Иванович
  • Шабалов Иван Павлович
  • Шафигин Закир Кириллович
RU2471875C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ СТАЛЬНЫХ ПОЛОС 2004
  • Степанов Александр Александрович
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Степаненко Владислав Владимирович
  • Глухов Владимир Васильевич
  • Павлов Сергей Игоревич
  • Антонов Валерий Юрьевич
  • Горелик Павел Борисович
  • Росляков Евгений Николаевич
  • Трайно Александр Иванович
RU2273535C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ТОНКИХ ПОЛОС НА ШИРОКОПОЛОСНОМ СТАНЕ 2014
  • Мишнев Петр Александрович
  • Палигин Роман Борисович
  • Гарбер Эдуард Александрович
  • Шалаевский Дмитрий Леонидович
  • Михеева Ирина Алексеевна
  • Кухтин Сергей Анатольевич
  • Акимов Владимир Анатольевич
  • Болобанова Наталия Леонидовна
RU2578328C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛОС С ОДНОСТОРОННИМ ЧЕЧЕВИЧНЫМ РИФЛЕНИЕМ

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при котором прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительном обжатии 8-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м32·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают больше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%. Способ обеспечивает повышение стойкости валков и качество полос. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 482 930 C1

1. Способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, включающий нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, и охлаждение, отличающийся тем, что прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков при относительном обжатии 9-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м3/(м2·ч).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482930C1

ВАЛКОВЫЙ УЗЕЛ 1997
  • Настич В.П.
  • Барятинский В.П.
  • Шамрин А.В.
  • Тищенко А.Д.
  • Швецов В.В.
  • Лукин В.А.
  • Пименов А.Ф.
  • Матвеев Е.И.
  • Трайно А.И.
  • Офицеров Ю.А.
RU2121402C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИН ДЛЯ ТЕПЛООБМЕННИКОВ 2009
  • Романцев Борис Алексеевич
  • Прохоров Александр Николаевич
  • Гончарук Александр Васильевич
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Минц Александр Семенович
  • Афанасьев Владимир Васильевич
  • Алексеев Александр Александрович
RU2393932C1
способ изготовления зуборезных биметаллических реек с твердосплавными зубьями путем отливок 1949
  • Федермеер Д.Л.
  • Шляпин Н.А.
  • Якиманский В.В.
SU86294A1
Способ изготовления подушек для подачи смазки к вагонным осям и трансмиссиям 1929
  • Токарский М.А.
SU19714A1
0
SU264452A1

RU 2 482 930 C1

Авторы

Вольшонок Игорь Зиновьевич

Трайно Александр Иванович

Русаков Андрей Дмитриевич

Адаменко Татьяна Ивановна

Даты

2013-05-27Публикация

2012-03-30Подача