СМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФРИКЦИОННОГО УЗЛА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Российский патент 2013 года по МПК B61F5/00 

Описание патента на изобретение RU2493037C2

Техническое решение относится преимущественно к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

Известна конструкция сменного элемента фрикционного узла в виде скользуна тележки грузового вагона, представляющая прямоугольную пластину с окантовкой в виде размещенных по краям фиксаторов, образующих коробку скользуна (Вагоны. Под ред. В.В. Лукина, М.: Маршрут, 2004, рис.3.34, 3.35, поз.8, стр.102-103).

Недостатком такого технического решения является отсутствие возможности демпфирования высокочастотных колебаний в зоне контакта скользуна тележки со скользуном вагона.

В качестве наиболее близкого аналога принято устройство сменного элемента фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов, выполненного в виде крышки с опорной и фрикционной поверхностями, по меньшей мере, по части контура которой выполнена окантовка, расположенная под углом к крышке, причем, по меньшей мере, часть контура крышки выполнена криволинейной, при этом крышка снабжена эластичной прокладкой - патент России №2370388 «Опорный скользун тележки железнодорожного вагона» от 19.07.2007.

Недостатком конструкции также являются большие сдвиговые напряжения, действующие на эластичную прокладку, что повышает интенсивность ее износа.

Техническим результатом предлагаемого решения является снижение износа подвижных деталей ходовых частей тележек вагонов.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в сменном элементе фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов, выполненном в виде крышки с опорной и фрикционной поверхностями, по меньшей мере, по части контура которой выполнена окантовка, расположенная под углом к крышке, причем, по меньшей мере, часть контура крышки выполнена криволинейной, при этом крышка снабжена эластичной прокладкой, согласно предлагаемому техническому решению, эластичная прокладка размещена на опорной поверхности крышки.

Кроме того, эластичная прокладка жестко прикреплена к опорной поверхности.

Также, по меньшей мере, одна из поверхностей крышки выполнена не плоской.

Дополнительно, по меньшей мере, часть окантовки снабжена жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой.

Прочное соединение эластичной прокладки с опорной поверхностью крышки позволяет значительно снизить ее износ за счет уменьшения действия на нее касательных напряжений в фрикционной зоне, в которой сменный элемент установлен.

При жестком прикреплении эластичной прокладки к опорной поверхности повышается надежность работы сменного элемента фрикционного узла.

Выполнение опорной или фрикционной поверхности не плоской, а сферической или цилиндрической либо другой формы позволяет снизить износ в фрикционных узлах сложной формы.

Оснащение поверхности окантовки жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой позволяет снизить уровень высокочастотных колебаний в фрикционных узлах в направлении поверхностей сменного элемента.

Суть технического решения поясняется чертежами, на которых показаны: на фиг.1 - общий вид тележки со сменным элементом фрикционного узла; на фиг.2 - буксовый узел со сменным фрикционным узлом; на фиг.3 - вид снизу на сменный фрикционный узел цилиндрической формы со сплошной окантовкой; на фиг.4 - вид снизу на сменный фрикционный узел с крышкой, имеющей прямоугольные и криволинейные стороны с разрезной окантовкой; на фиг.5 - вид снизу на сменный фрикционный узел с крышкой, имеющей прямоугольные и криволинейные стороны с раздельными элементами окантовки.

В состав тележки (фиг.1) входят боковые рамы 1 с буксовыми проемами 2, в которых размещены подшипниковые узлы 3 колесных пар 4 с адаптерами 5. Вместо подшипникового узла 3 с адаптером 5 может использоваться букса (не показана). Между адаптерами 5 и буксовыми проемами 2 установлен сменный элемент 6 фрикционного узла (в данном случае буксового). Сменный элемент 6 фрикционного узла (далее по тексту - сменный элемент) выполнен в виде крышки 7 с горизонтальной (в соответствии с фигурами 1-2) фрикционной поверхностью 7-a и опорной поверхностью 7-b. Крышка 7 имеет окантовку (отбуртовку) 8 (фиг.2), выполняющую функции фиксаторов, удерживающих сменный элемент 6 на адаптере 5.

Крышка 7-1 (фиг.3) может иметь полностью криволинейную форму в виде круга, эллипса или другой формы (не показаны) со сплошной окантовкой 9, повторяющей ее форму. Крышка 7-2 (фиг.4) может иметь как прямые участки с соответственно прямыми элементами окантовки 10 (фиксаторами), так и криволинейные с соответственно криволинейными, например, в виде дуги 11, элементами окантовки.

Окантовка может быть выполнена не сплошной, а в виде отдельных элементов из выступов 12, 13 (фиг.5). Внутренняя поверхность элементов 8-13 может иметь целиком или частично плоские, сферические или другие криволинейные поверхности, близкие к форме опорной поверхности (например, повторяющие форму адаптера 5 или опоры скользуна 14), с которой они контактируют.

Количество и форма прямых и криволинейных участков крышек 7, 7-1, 7-2, 7-3 также определяется конструкцией опорной поверхности, на которой установлен сменный элемент.

Внутренняя поверхность 7-b крышки 7 (фиг.1-5) снабжена эластичной прокладкой 15, выполненной, предпочтительно из эластомерного материала, резины и др. для эффективного гашения колебаний.

Эластичная прокладка 15 для облегчения ее замены при износе может быть частично приклеена к внутренней поверхности 7-b крышки 7 - в нескольких точках или несколькими полосками (не показано). Такое крепление прокладки 15 также может быть полезным для обеспечения фиксации ее на внутренней поверхности 7-b перед установкой крышки 7 в фрикционный узел. Для повышения надежности эластичная прокладка 15 может быть прочно соединена полностью с внутренней поверхностью 7-b крышки 7 путем приклеивания, вулканизации, заливки или другим способом. Эластичная прокладка 15 может иметь толщину 1-5 мм.

Сменный элемент 6 может быть штампованным, литым или сварным. Элементы окантовки 8-13 могут располагаться как под прямым углом к крышке 7 (как показано на фиг.2-5), так и под другими углами, например, 70-110 градусов к крышке 7 (не показано). Эластичный слой (прокладка) может также быть нанесен на внутреннюю поверхность окантовки (примыкающую к внутренней поверхности 7-b крышки) - по всей их поверхности или частично (не показано).

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

В фрикционных узлах тележки, например, в буксовом узле или в скользуне для снижения интенсивности износа фрикционных поверхностей используются сменные элементы 6 или 16. Сменный элемент 6 буксового узла располагается на опорной поверхности адаптера 5, а сменный элемент 16 - на опоре скользуна 14. Верхняя (фрикционная) поверхность 7-а сменных элементов 6, 16 контактирует со смежными трущимися поверхностями соответственно буксового проема 2 или скользуна рамы вагона (не показано).

При движении вагонов в зонах сопряжения смежных трущихся деталей возникают высокочастотные колебания, которые приводят к повышенному износу отмеченных трущихся деталей. Наличие сменных фрикционных элементов между указанными выше смежными взаимодействующими поверхностями приводит к значительному уменьшению их износа вследствие снижения интенсивности высокочастотных колебаний.

За счет использования эластичной прокладки 15 небольшой толщины сменные фрикционные элементы 6, 16 мало влияют на взаимное положение смежных поверхностей, между которыми они установлены. Поэтому сменные фрикционные элементы могут быть использованы как в новых создаваемых тележках, так и для модернизации находящихся в эксплуатации тележек, например, моделей 18-100, 18-578 и др.

При выполнении минимальных продольных и поперечных зазоров (величиной 1-5 мм) между посадочной поверхностью адаптера 5 и сменного фрикционного элемента 6 или между опорой 14 и коробкой скользуна 16 снижается интенсивность сдвиговых усилий, действующих на эластичную прокладку 15, что повышает срок ее службы. Наличие эластичного слоя (прокладки) на внутренней поверхности окантовки позволит уменьшить и/или устранить перемещения сменных элементов относительно опорных элементов, на которых они устанавливаются (не показано).

Применение предлагаемого устройства позволит повысить надежность эксплуатации тележек за счет снижения износа трущихся поверхностей.

Сменный фрикционный элемент может также быть использован в других фрикционных узлах вагонов или иных объектов техники.

Похожие патенты RU2493037C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА К РАМЕ ТЕЛЕЖКИ 2011
  • Барбарич Сергей Сергеевич
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Евсеев Дмитрий Геннадьевич
  • Иванов Александр Олегович
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Маловичко Владимир Валентинович
  • Петров Геннадий Иванович
  • Пронин Виктор Александрович
  • Сапетов Михаил Владимирович
  • Филиппов Виктор Николаевич
RU2493036C2
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292282C1
ИЗНОСОСТОЙКАЯ СМЕННАЯ ПРОКЛАДКА БОКОВОЙ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2013
  • Барбарич Сергей Сергеевич
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Евсеев Дмитрий Геннадьевич
  • Иванов Александр Олегович
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Маловичко Владимир Валентинович
  • Паначев Олег Иванович
  • Петров Алексей Геннадьевич
  • Петров Геннадий Иванович
  • Порядин Сергей Иванович
  • Сапетов Михаил Владимирович
RU2545848C2
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2449910C2
АДАПТЕР ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА БОКОВОЙ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2011
  • Евсеев Дмитрий Геннадьевич
  • Петров Геннадий Иванович
  • Маловичко Владимир Валентинович
  • Филиппов Виктор Николаевич
  • Сапетов Михаил Владимирович
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Иванчак Евгений Мирчевич
  • Михалевич Иван Владимирович
  • Пронин Виктор Александрович
RU2477693C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2005
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шибер Игорь Маркович
  • Масловский Николай Николаевич
  • Заславский Леонид Соломонович
RU2294295C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2004
  • Волков Валерий Андреевич
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Сокирко Борис Николаевич
  • Котенко Павел Николаевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Рудакова Екатерина Александровна
  • Васильев Сергей Геннадьевич
  • Державец Юрий Адольфович
  • Аношин Григорий Валерьевич
RU2275308C2
Тележка двухосная грузового вагона 2019
  • Клемин Владислав Вячеславович
  • Маненков Александр Владимирович
  • Ставский Андрей Леонидович
  • Шмыгин Алексей Александрович
RU2723696C1
ДЕМПФЕР БУКСЫ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2008
  • Мищеринов Анатолий Васильевич
  • Зенин Юрий Васильевич
  • Городецкий Владимир Михайлович
  • Мунц Геннадий Иосифович
RU2381123C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 493 037 C2

Реферат патента 2013 года СМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФРИКЦИОННОГО УЗЛА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Сменный элемент (6) фрикционного узла выполнен в виде крышки (7) с опорной (7b) и фрикционной (7a) поверхностями. Элемент содержит, по меньшей мере, по части контура окантовку (8-13), расположенную под углом к крышке (7), эластичную прокладку (15) на опорной поверхности (7b) и, по меньшей мере, часть контура выполнена криволинейной. Достигается снижение износа подвижных деталей ходовых частей тележек вагонов. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 493 037 C2

1. Сменный элемент фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов, выполненный в виде крышки с опорной и фрикционной поверхностями, по меньшей мере, по части контура которой выполнена окантовка, расположенная под углом к крышке, причем, по меньшей мере, часть контура крышки выполнена криволинейной, при этом крышка снабжена эластичной прокладкой, отличающийся тем, что эластичная прокладка размещена на опорной поверхности крышки.

2. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что эластичная прокладка жестко прикреплена к опорной поверхности.

3. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, одна из поверхностей крышки выполнена не плоской.

4. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, часть окантовки снабжена жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2493037C2

US 4078501 A, 14.03.1978
RU 93764 U1, 10.05.2010
ОПОРНЫЙ СКОЛЬЗУН ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Шорр Ралф Х.
  • Джонстон Бредфорд
RU2416540C2
Устройство сопряжения буксы с рамой тележки 1986
  • Гейлер Моисей Петрович
SU1368213A1
Фрикционный гаситель колебаний для буксового подвешивания тележек рельсового транспорта 1971
  • Голованов Виктор Григорьевич
SU441186A1

RU 2 493 037 C2

Авторы

Барбарич Сергей Сергеевич

Воротилкин Алексей Валерьевич

Воротников Валерий Геннадьевич

Евсеев Дмитрий Геннадьевич

Иванов Александр Олегович

Калетин Сергей Владимирович

Маловичко Владимир Валентинович

Петров Геннадий Иванович

Пронин Виктор Александрович

Сапетов Михаил Владимирович

Филиппов Виктор Николаевич

Даты

2013-09-20Публикация

2011-12-16Подача