СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2013 года по МПК F02K9/56 

Описание патента на изобретение RU2499906C1

Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки (ЖРДУ).

Известен способ регулирования режима работы ЖРДУ, заключающийся в вытеснении топлива из бака газом наддува, измерении давления по тракту подачи топлива в двигатель и изменении проходного сечения регулирующего органа в зависимости от измеренного давления (см. А.И. Бабкин, С.В. Белов, Н.Б. Рутовский, Е.В. Соловьев. «Основы теории автоматического управления ракетными двигателями установками». М. «Машиностроение», 1986 г., стр.25).

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что при его осуществлении не контролируется и не отслеживается величина кавитационного запаса давления, что не исключает снижение кавитационного запаса давления ниже допустимого и возникновения аварийной ситуации, связанной с возгоранием двигателя при кавитационном срыве насоса.

Для исключения указанного недостатка выбирают расчетное значение давления в баках ракеты таким, чтобы обеспечить наличие достаточного резерва по давлению кавитационного срыва на всех режимах эксплуатации двигателя. Однако это приводит к неоправданным дополнительным энергетическим затратам, связанным с увеличением прочности и веса баков, увеличением расхода газа наддува. Кроме того, наличие резерва давления в баках не исключает возникновения аварийной ситуации при различного рода неисправных состояниях системы питания и системы термостатирования, что приводит к потере работоспособности двигателя.

Известен способ регулирования режима работы ЖРДУ, заключающийся в вытеснении топлива из бака газом наддува, измерении давления по тракту подачи топлива в двигатель и изменении проходного сечения регулирующего органа, причем дополнительно определяют допустимые значения кавитационного запаса давления, измеряют давления и температуры компонентов топлива на входе и обороты вала турбонасосного агрегата (ТНА), определяют и фиксируют значение кавитационного запаса давления, сравнивают его с допустимой для данного режима величиной, и при снижении кавитационного запаса давления ниже допустимого, увеличивают проходное сечение органа, регулирующее расход газа наддува, вытесняющего компонент топлива в тракт подачи двигателя, а при дальнейшем снижении кавитационного запаса давления изменяют проходное сечение регулирующего органа двигателя до режима, обеспечивающего потребную величину кавитационного запаса давления (см. патент РФ №2180705, кл. F02K 9/56, 2002 г.).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что при его осуществлении определяют по измеренным параметрам величину кавитационного запаса давления, полученного при модельных проливках насоса, сравнивают ее с допустимым значением и при снижении кавитационного запаса давления ниже допустимой величины изменяют проходное сечение органа, регулирующего расход газа наддува, повышая давление в баке и обеспечивая потребный кавитационный запас двигательной установки.

Однако определение кавитационного запаса давления при реализации известного способа производится по срывной характеристике, полученной при модельных проливках насоса, комплектующего турбонасосный агрегат двигателя, с пересчетом на условия и режим работы двигательной установки при испытании или эксплуатации. Это обстоятельство приводит к существенным погрешностям определения действительного значения кавитационного запаса давления до значения (1…1.5)·105 Па, что может привести к потере работоспособности из-за кавитационного срыва насоса или неоправданного увеличения расхода газа наддува и дополнительным энергетическим потерям.

Известен способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки, заключающийся в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от значения кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата (патент РФ №2418188 C1 кл. F02K 9/56 2006 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа известного способа выявлено, что при его осуществлении количественная характеристика потребного изменения расхода газа наддува и необходимое изменение проходного сечения органа регулирующего наддув, не определены. Это обстоятельство приводит к снижению точности регулирования режима, не обеспечивает безаварийную работу двигательной установки и обуславливает повышенные энергетические затраты газа наддува.

Техническим результатом данного изобретения является повышение точности регулирования ЖРДУ за счет исключения возможности кавитационного срыва насоса и потери работоспособности двигательной установки, а также сокращение непроизводительных энергетических затрат газа за счет снижения величины давления в баках ракеты.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки заключающемся в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата и измерении параметров двигателя, новым является то, что определяют производные параметров по времени работы, а изменение проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува, устанавливают по величине производной изменения давления и температуры на входе в двигатель.

Заявленный способ может быть реализован посредством системы, представленной на схеме.

ЖРДУ 1 оснащена измерительным блоком 2, включающим датчики измерения основных параметров ЖРДУ. Блок 2 связан с входом вычислительного устройства 3, выходы которого сообщены с корректирующим устройством 4 и запоминающим устройством 5. Вычислительное, корректирующее и запоминающее устройства (3, 4, 5) являются блоками бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ). Газовые баллоны 6 ЖРДУ соединены с входами регуляторов 7 и 8 наддува. Входы данных регуляторов также связаны с выходом блока 4. Выходы регуляторов 7 и 8 связаны соответственно с баком 9 окислителя и баком 10 горючего. Выходы баков 9 и 10 связаны с входами в насосы ТНА.

Заявленный способ осуществляют следующим образом.

После выхода ЖРДУ 1 на режим главной ступени тяги, посредством датчиков, установленных на ЖРДУ и связанных с помощью устройства сопряжения с измерительным блоком 2 БЦВМ, в течение 1-2 сек измеряют давление и температуру компонентов топлива на входе в насосы ТНА, обороты вала ТНА, давление на выходе из насосов ТНА.

Вычисляют в вычислительном устройстве 3 значения приведенного напора насосов окислителя (H0) и горючего (Hг) ТНА по зависимостям:

H 0 = P 02 P 01 ρ 0 ( T 01 ) n 2 H r = P r 2 P r 1 ρ r ( T r 1 ) n 2 ( 1 ) ,

где P02, Pr2 - давление на выходе из насоса ТНА соответственно окислителя и горючего;

P01, Pг1 - давление на входе в насос ТНА, соответственно окислителя и горючего;

ρ0 (T01), ρг (Tг1) - плотность окислителя и горючего;

n - обороты вала ТНА;

(T01), (Tг1) - температура на входе в насосы ТНА соответственно окислителя и горючего.

Режим работы двигательной установки в течение 1-2 сек после выхода на режим главной ступени характеризуется повышенным давлением на входе в насосы ТНА из-за практически полной заправки баков и высоким гидростатическим давлением и ограниченной величиной температуры компонентов топлива. Это обстоятельство гарантирует повышенный кавитационный запас давления насосов ТНА и позволяет принять вычислительные значения приведенных напоров в качестве контрольных.

Полученные значения приведенных напоров ТНА, рассчитанные по зависимости (1), запоминают в запоминающем устройстве 5 и фиксируют в качестве контрольных H o n . .

Далее в процессе всей работы ЖРДУ продолжают измерения параметров и определение по зависимости (1) значения приведенных напоров насосов ТНА H в вычислительном устройстве 3, которые передают в корректирующее устройство 4, где осуществляется сравнение полученных в процессе испытания значений приведенных напоров насосов ТНА с контрольными значениями H o n . , поступающими из запоминающего устройства 5. При снижении значения приведенных напоров насосов ниже допустимых устанавливают факт снижения кавитационного запаса и увеличивают проходное сечение органа, регулирующего расход газа наддува, повышая, таким образом, давление в баке и на входе в двигатель, кавитационный запас давления и величину приведенного напора насоса. В случае снижения приведенного напора давления ниже допустимой величины по линии окислителя [ H 0 < H 0 o n ] корректирующее устройство 4 осуществляет командное воздействие на привод регулятора наддува 8 бака окислителя 9, увеличивая проходное сечение и расход газа из баллонов 6. В случае снижения приведенного напора по линии горючего [ H r < H r o n ] корректирующее устройство 4 увеличивает проходное сечение регулятора наддува 7, увеличивая расход газа в бак горючего 10. Увеличение расхода газа наддува в баках приводит к увеличению давления компонентов топлива на входе в насосы ТНА, повышению кавитационного запаса давления и обеспечивает восстановление потребного приведенного напора насоса и безаварийный режим работы ЖРДУ.

Величина командного воздействия на регуляторы расхода газа устанавливается следующим образом. При установлении факта снижения кавитационного запаса давления ниже допустимого корректирующее устройство 4 подает команду в вычислительное устройство 3, в котором производится вычисление производных изменения давления и температуры на входе в двигатель, которым с помощью математической модели внутрибаковых процессов определяется необходимый расход газа наддува и потребное для его осуществления воздействие на привод регулятора наддува баков горючего или окислителя (φ0 или φг).

Похожие патенты RU2499906C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Елисеев Вячеслав Владимирович
  • Булатов Мударис Султанович
  • Шостак Александр Викторович
  • Венгерский Эдуард Владимирович
  • Васин Анатолий Сергеевич
  • Усов Генрих Леонидович
  • Ермолов Михаил Иванович
RU2418188C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Усов Г.Л.
  • Шилкин С.Н.
  • Наумов Л.С.
  • Фукс И.И.
RU2180705C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Шилкин С.Н.
  • Гордеев В.А.
RU2149439C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1998
  • Катков Р.Э.
  • Тупицын Н.Н.
RU2148181C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Усов Г.Л.
  • Шилкин С.Н.
  • Наумов Л.С.
  • Фукс И.И.
RU2180704C2
Жидкостная ракетная двигательная установка 2020
  • Дегтярь Борис Григорьевич
RU2772670C1
СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2003
  • Семенов Ю.П.
  • Филин В.М.
  • Клиппа В.П.
  • Веселов В.Н.
  • Журавлев В.И.
  • Рожков М.В.
  • Панчуков А.А.
  • Рожков М.В.
RU2265561C2
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАКРЫТОГО ЦИКЛА С ДОЖИГАНИЕМ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРНЫХ ГАЗОВ БЕЗ ПОЛНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Губанов Давид Анатольевич
  • Востров Никита Владимирович
RU2801019C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иванов Виталий Александрович
  • Лихванцев Анатолий Андреевич
  • Васильев Кирилл Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2563596C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Катков Р.Э.
  • Тупицын Н.Н.
  • Чикаев И.П.
RU2156721C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки. Способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки заключается в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата, измерении параметров двигателя и определении их производных по времени. Изменение проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува, устанавливают по величине производной изменения давления и температуры на входе в двигатель. Изобретение обеспечивает повышение точности регулирования, а также сокращение непроизводительных энергетических затрат за счет снижения величины давления в баках ракеты. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 499 906 C1

Способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки, заключающийся в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата, и измерении параметров двигателя, отличающийся тем, что определяют производные параметры по времени работы, а изменение проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува, устанавливают по величине производной изменения давления и температуры на входе в двигатель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2499906C1

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Елисеев Вячеслав Владимирович
  • Булатов Мударис Султанович
  • Шостак Александр Викторович
  • Венгерский Эдуард Владимирович
  • Васин Анатолий Сергеевич
  • Усов Генрих Леонидович
  • Ермолов Михаил Иванович
RU2418188C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Усов Г.Л.
  • Шилкин С.Н.
  • Наумов Л.С.
  • Фукс И.И.
RU2180704C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Усов Г.Л.
  • Шилкин С.Н.
  • Наумов Л.С.
  • Фукс И.И.
RU2180705C2
ПОЛИУРЕТАНОВАЯ ПЕНА С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ МОНОМЕРОВ 2010
  • Франкен Уве
  • Кребс Михаэль
  • Зебестиан Милан
RU2524938C2
DE 4005607 C1, 25.07.1991
Автомат для контроля твердости поршней 1949
  • Научно-Исследовательское Бюро Взаимозаменяемости Министерства Станкостроения
SU91852A1

RU 2 499 906 C1

Авторы

Васин Анатолий Сергеевич

Венгерский Эдуард Владимирович

Усов Генрих Леонидович

Ермолов Михаил Иванович

Рябых Валерий Юрьевич

Кучкин Владимир Николаевич

Даты

2013-11-27Публикация

2012-05-25Подача