УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТОВ, ВЫЗВАННЫХ ВЕТРОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ Российский патент 2013 года по МПК E01D1/00 

Описание патента на изобретение RU2500852C2

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием.

Известно, что уменьшение колебаний мостов обеспечивается установкой механических или аэродинамических гасителей колебаний (М.И. Казакевич, «Аэродинамика мостов», М., Изд. «Транспорт», 1987 г.). Принципиальная разница между механическими и аэродинамическими гасителями заключается в том, что последние устраняют причину явления ветрового резонанса, существенно изменяя характер обтекания ветром сооружения. Механические гасители представляют собой гидравлические демпферы, устанавливаемые в определенных местах пролетного строения моста. Эти гасители эффективны, но связаны со значительными конструктивными трудностями при их реализации. Аэродинамическое гашение колебаний, идея которого заключается в нарушении регулярного правильного вихреобразования при обтекании конструкции ветровым потоком, позволяет устранить основную причину колебаний.

Под действием ветра колебания мостов могут вызываться различными физическими причинами: галопированием, изгибно-крутильным флаттером, срывным флаттером, бафтингом, ветровым резонансом. Установлено (М.И. Казакевич «Аэроупругая неустойчивость балочных мостов», журнал «Металлические конструкции», т.16, №3, 2010 г., с. 163-170), что для мостов с пролетным строением типа Волгоградского моста причиной колебаний при ветре может быть только ветровой резонанс, когда собственная частота колебаний мостовой конструкции совпадает с частотой срыва вихрей Кармана. Дорожка вихрей Кармана за Волгоградским мостом показана на фиг.1.

Известны устройства для уменьшения интенсивности вихрей Кармана - обтекатели, которые устанавливаются на пролетное строение моста с боковых сторон, прототип - (М.И. Казакевич, «Аэродинамика мостов», М., Изд. «Транспорт», 1987 г., с.167).

Недостатком известных обтекателей является невозможность обеспечить достаточный продольный размер обтекателя, способный сохранить безотрывность течения, которая необходима для отсутствия кармановских вихрей и тем самым уменьшения переменных сил на пролетном строении, приводящих к возникновению поперечных колебаний пролета, а также их большая материалоемкость

Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном снижении материалоемкости.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием, включающем разрушители периодических кармановских вихрей, возникающих в аэродинамическом следе над и под пролетным строением моста, разрушители выполнены в виде пластин, имеющих треугольную форму в плане, которые размещены вдоль пролета моста с обеих его сторон и установлены горизонтально заподлицо соответственно с верхней и с нижней поверхностями пролетного строения. При этом треугольные разрушители вихрей прикреплены к торцам пролетного строения своими основаниями, а их вершины ориентированы наружу по обе стороны пролетного строения и отстоят от его краев на расстоянии равном 0,05÷1,5 толщины пролетного строения. Угол при вершине разрушителей находится в пределах 30°÷80°.

Кроме того, расстояние между основаниями соседних разрушителей вдоль пролета составляет 0÷3 толщины пролетного строения моста.

Наряду с этим треугольные разрушители, расположенные на верхней поверхности пролетного строения моста, отклонены вверх от горизонтали на угол β, изменяющийся в пределах от β=0° до β=90°, а разрушители, расположенные на нижней поверхности пролетного строения, отклонены вниз также на угол 0°≤β≤90°.

Выполнение разрушителей периодических вихрей в виде пластин, имеющих треугольную форму в плане, с углом при вершине 30°÷80° и отстоящих от соответствующего края пролетного строения на расстоянии 0,05÷1,5 толщины пролетного строения, позволяет создать интенсивные продольные вихри, оси которых ориентированы перпендикулярно осям кармановских вихрей и которые разрушают периодические кармановские вихри, устраняя переменное давление на пролетном строении, благодаря этому уменьшают поперечные колебания пролета моста.

Выполнение вихревых разрушителей в виде пластин и их размещение вдоль пролета на расстоянии между основаниями соседних разрушителей 0÷3 толщины пролетного строения моста, позволяет снизить материалоемкость разрушителей.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг.2 приведен вид сверху пролетного моста с установленными разрушителями вихрей, на фиг.3 - вид сбоку пролетного строения моста с установленными разрушителями вихрей, на фиг.4 показано образование продольных вихрей на треугольном разрушителе, на фиг.5 показан вихревой след за мостовым строением с установленными разрушителями вихрей.

Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов включает разрушители периодических кармановских вихрей 1 (фиг.2, 3), которые выполнены в виде пластин, имеющих треугольную форму в плане (фиг.2, 4), размещены вдоль пролета моста 2 с обеих его сторон и установлены горизонтально заподлицо соответственно с верхней и нижней поверхностями пролетного строения (фиг.2, 3). Треугольные разрушители вихрей 1 прикреплены к торцам пролетного строения 2 своими основаниями 3 (фиг.2, 3, 4), а их вершины 4 ориентированы наружу по обе стороны пролетного строения 2 (фиг.2, 3) и отстоят от его краев на расстоянии равном 0,05÷1,5 толщины пролетного строения. Угол при вершине 4 (фиг.2, 4) разрушителей 1 находится в пределах от 30° до 80°. Вдоль пролетного строения 2 разрушители вихрей 1 размещены друг от друга на расстоянии, равном 0÷3 толщины пролетного строения моста (на фиг.2 упомянутое расстояние равно 0). Треугольные разрушители вихрей 1, расположенные на верхней поверхности пролетного строения моста, могут быть отклоненными вверх от горизонтали на угол β, изменяющийся в пределах от β=0° до β=90°, а разрушители, расположенные на нижней поверхности пролетного строения, отклоненными вниз также на угол 0°≤β≤90°.

Устройство работает следующим образом.

При обтекании воздушным потоком пролетного строения мостов при отсутствии разрушителей вихрей 1 на нем возникают переменные, практически периодические аэродинамические силы в вертикальном (поперечном) направлении. Указанные силы обусловлены периодическим срывом кармановских вихрей с нижней и верхней поверхностей пролетного строения 2 (фиг.1) и возникающими в этой связи пульсациями давления в поперечном направлении поверхности моста 2.

Внешний поток воздуха, набегающий на пролетное строение моста 2 с разрушителями 1, сначала натекает на треугольные разрушители 1, на которых начинают формироваться интенсивные продольные вихри 5 (фиг.4), оси которых перпендикулярны осям кармановских вихрей (на фиг.4 не показаны). Распространяясь вниз по течению, продольные вихри 5 начинают взаимодействовать с кармановскими вихрями, которые в результате полностью разрушаются, теряя свою периодическую регулярную структуру, а вызванные ими колебания пролетного строения моста существенно уменьшаются. В результате действия разрушителей вихрей 1 устраняются периодические срывы кармановских вихрей с нижней и верхней поверхности пролетного строения 2 (фиг.1) и возникающие в этой связи пульсации давления в поперечном направлении, а вызванные ими колебания пролетного строения моста существенно уменьшаются.

На фиг.5 представлена картина следа за пролетным строением 2 модели Волгоградского моста с разрушителями кармановских вихрей 1, на которой отсутствует периодические вихревые структуры, имевшие место за пролетным строением 2 при отсутствии разрушителей 1 (фиг.1).

Предлагаемое устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием, позволяет существенно снизить поперечные колебания пролетного строения моста (в 7-8 раз) и материалоемкость (в 5-6 раз), что его выгодно отличает от прототипа.

Похожие патенты RU2500852C2

название год авторы номер документа
Висячий мост и способ его монтажа 1982
  • Кравцов Михаил Матвеевич
  • Фридкин Владимир Мордухович
  • Вдовин Юрий Михайлович
  • Попов Валерий Юрьевич
  • Рубин Михаил Григорьевич
  • Этингов Альберт Давыдович
  • Товкайло Виталий Анатольевич
SU1081263A1
Аэродинамический гаситель пляски проводов 1976
  • Башкатов Александр Федорович
SU656142A1
Стальное пролетное строение моста с ортотропной плитой, усиленной монолитным железобетоном 2021
  • Уткин Владимир Александрович
RU2772580C1
Висячий мост 1982
  • Кравцов Михаил Матвеевич
  • Фридкин Владимир Мордухович
  • Рубин Михаил Григорьевич
  • Вдовин Юрий Михайлович
  • Попов Валерий Юрьевич
  • Муратов Николай Арсеньевич
SU1096327A1
Аэродинамический гаситель пляски проводов 1977
  • Башкатов Александр Федорович
SU723711A1
Висячий мост 1989
  • Терентьев Борис Валентинович
SU1756454A1
Способ мониторинга технического состояния мостовых сооружений в процессе их эксплуатации (варианты) 2017
  • Кузьменко Александр Павлович
  • Сабуров Владимир Сергеевич
RU2650812C1
Висячий мост 1982
  • Кравцов Михаил Матвеевич
  • Фридкин Владимир Мордухович
  • Вдовин Юрий Михайлович
  • Попов Валерий Юрьевич
  • Морозова Светлана Федоровна
  • Муратов Николай Арсеньевич
SU1048024A1
МОСТ С КОНСОЛЬНЫМИ ОПОРАМИ 2016
  • Зинькова Виктория Анатольевна
  • Лунев Лев Алексеевич
  • Борисов Алексей Сергеевич
RU2637534C1
Устройство для предотвращения пляски проводов 1977
  • Башкатов Александр Федорович
SU666599A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 500 852 C2

Реферат патента 2013 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТОВ, ВЫЗВАННЫХ ВЕТРОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием, решает задачу уменьшения колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном снижении материалоемкости. Это достигается тем, что устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием, включает разрушители периодических кармановских вихрей, возникающих в аэродинамическом следе над и под пролетным строением моста, по изобретению разрушители выполнены в виде пластин, имеющих треугольную форму в плане, которые размещены вдоль пролета моста с обеих его сторон и установлены горизонтально заподлицо соответственно с верхней и с нижней поверхностями пролетного строения. При этом треугольные разрушители вихрей прикреплены к торцам пролетного строения своими основаниями, а их вершины ориентированы наружу по обе стороны пролетного строения и отстоят от его краев на расстоянии, равном 0,05÷1,5 толщины пролетного строения. Причем угол при вершине разрушителей находится в пределах 30°÷80°. Предлагаемое устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием, разрушает регулярные структуры вихрей Кармана за счет того, что с каждого разрушителя сходят продольные вихри, оси которых перпендикулярны осям кармановских вихрей. В результате, кармановские вихри полностью разрушаются, теряя свою периодическую регулярную структуру, а вызванные ими колебания пролетного строения моста существенно исчезают, что выгодно отличает изобретение прототипа. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 500 852 C2

1. Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием, включающее разрушители периодических кармановских вихрей, возникающих в аэродинамическом следе над и под пролетным строением моста, отличающееся тем, что разрушители выполнены в виде пластин, имеющих треугольную форму в плане, которые размещены вдоль пролета моста с обеих его сторон и установлены горизонтально заподлицо соответственно с верхней и с нижней поверхностями пролетного строения, или разрушители, расположенные на верхней поверхности пролетного строения моста, отклонены вверх от горизонтали на угол β, изменяющийся в пределах от β=0° до β=90°, а разрушители, расположенные на нижней поверхности пролетного строения, отклонены вниз также на угол 0°≤β≤90°, при этом треугольные разрушители вихрей прикреплены к торцам пролетного строения своими основаниями, а их вершины ориентированы наружу по обе стороны пролетного строения и отстоят от его краев на расстоянии, равном 0,05÷1,5 толщины пролетного строения, причем угол при вершине разрушителей находится в пределах 30°÷80°.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что расстояние между основаниями соседних разрушителей вдоль пролета составляет 0÷3 толщины пролетного строения моста.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2500852C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 1991
  • Ворса В.Г.
  • Жирухин В.М.
  • Кисляков В.С.
  • Тимохин Г.М.
  • Графский И.Ю.
  • Данков В.С.
  • Казакевич М.И.
SU1799039A1
Металлическое пролетное строение моста 1989
  • Френкель Павел Ильич
  • Казакевич Михаил Исаакович
  • Соловьева Елена Вадимовна
  • Севостьянова Евгения Владимировна
SU1649014A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ МОСТА ОТ БОКОВОГО ВЕТРА 1996
  • Абовский Наум Петрович
RU2120515C1
JP 2004285753 A, 14.10.2004
БОНДАРЬ Н.Г
Как работают мосты
- Киев: Наукова думка, 1986, с.115-116.

RU 2 500 852 C2

Авторы

Гузеев Андрей Сергеевич

Короткин Александр Ильич

Пашин Валентин Михайлович

Пустошный Александр Владимирович

Роговой Юрий Алексеевич

Соловьев Сергей Юрьевич

Даты

2013-12-10Публикация

2011-10-11Подача