Изобретение относится к машиностроению, в частности к среднеоборотным двигателям внутреннего сгорания.
Известны конструкции двигателей, где уплотнение газового стыка камеры сгорания между втулкой цилиндра и крышкой цилиндра производится с использованием листовых металлических прокладок различного профиля (например, патент США 6,161,842). Недостатком таких уплотнений является то, что из-за малой толщины прокладок они не могут компенсировать возникающие при работе двигателя взаимные радиальные и угловые микроперемещения втулки цилиндра и крышки цилиндра. Это приводит к износу сопрягаемых поверхностей втулки цилиндра, крышки цилиндра и прокладок газового стыка и в результате к потере эффективности уплотнения.
Предлагаемая конструкция втулки цилиндра, крышки цилиндра, прокладки газового стыка за счет выбора формы и материала прокладки, конфигурации сопрягаемых поверхностей втулки цилиндра и крышки цилиндра позволяет компенсировать взаимные радиальные и угловые микроперемещения втулки цилиндра и крышки цилиндра за счет упругих деформаций прокладки, что исключает износ сопрягаемых поверхностей и обеспечивает эффективное уплотнение газового стыка в течение длительной работы двигателя.
Целью изобретения является существенное повышение эффективности уплотнения газового стыка камеры сгорания в сборочном узле втулка цилиндра - прокладка газового стыка - крышка цилиндра.
На фиг.1 показан двигатель, общий вид; на фиг.2 - узел А.
Чугунная втулка цилиндра 1, чугунная крышка цилиндра 2, стальная прокладка газового стыка 3 образуют цилиндровый комплект, который скрепляется с блоком цилиндров 4 при помощи силовых шпилек 5. Цилиндровый комплект совместно с поршнем 6 образуют камеру сгорания 7. На сопрягаемых поверхностях втулки цилиндра и крышки цилиндра выполнены выступающие зубчики треугольного сечения 8, располагающиеся в средней по ширине зоне прокладки газового стыка.
Уплотнение газового стыка осуществляется за счет обеспечения следующих условий:
- толщина и материал прокладки газового стыка подбираются таким образом, чтобы напряжения сжатия σсж в ней от усилий затяжки силовых шпилек были меньше предела текучести материала прокладки газового стыка и составляли
,
где:
σт - предел текучести материала прокладки газового стыка 3;
Р - общее усилие силовых шпилек 5;
d - средний диаметр прокладки газового стыка 3, определяющийся диаметром втулки цилиндра;
а - ширина прокладки газового стыка 3.
В результате прокладка газового стыка работает в упругой области, что обеспечивает стабильные условия для уплотнения газового стыка в течение длительного времени;
- твердость материала (например, низколегированная высокопластичная сталь 15ХМ по ГОСТ 4543-71 с твердостью ≤179 НВ, с временным сопротивлением σв=45 кгс/мм2) прокладки газового стыка должна быть на 10÷15% ниже уровня твердости материалов (например, ЧШГ (ВПЧ) с твердостью 180-265 НВ и с временным сопротивлением σв=45-70 кгс/мм2 - Клочнев Н.И. «Высокопрочный чугун с шаровидным графитом. Свойства и применение». - М.: МАШГИЗ, 1963, с.53) втулки цилиндра и крышки цилиндра. За счет этого, а также учитывая, что на втулке цилиндра и крышке цилиндра выполнены зубчики треугольного сечения, шириной и высотой 2÷5% от ширины прокладки, при скреплении втулки цилиндра и крышки цилиндра силовыми шпильками происходит вдавливание зубчиков в тело прокладки газового стыка и обеспечивается таким образом уплотнение камеры сгорания;
- поперечное сечение прокладки газового стыка выполняется в виде прямоугольника, в котором толщина прокладки газового стыка позволяет за счет ее собственных упругих деформаций компенсировать взаимные радиальные и угловые микроперемещения сопрягаемых поверхностей втулки цилиндра и крышки цилиндра, возникающие при работе двигателя, без износа сопрягаемых поверхностей.
Предлагаемая конструкция прокладки газового стыка, втулки цилиндра и крышки цилиндра обеспечивает качественное и надежное уплотнение газового стыка камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания в течение длительного срока эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПЛОТНЕНИЕ ГАЗОВОГО СТЫКА МЕЖДУ ВТУЛКОЙ И КРЫШКОЙ ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2624782C2 |
УПЛОТНЕНИЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2602325C1 |
УПЛОТНЕНИЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2232280C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1682615A1 |
Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU985369A1 |
Установка для оценки параметров составных частей камеры сгорания дизельного двигателя | 2014 |
|
RU2649152C2 |
Уплотнение газового стыка | 1984 |
|
SU1160086A1 |
ВТУЛКА ЦИЛИНДРА СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ | 1993 |
|
RU2076226C1 |
Уплотнение стыка между головкой и гильзой цилиндра двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1481451A1 |
УПЛОТНЕНИЕ РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2489633C1 |
Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров, чугунную втулку (1) цилиндра, чугунную крышку (2) цилиндра, стальную прокладку (3) газового стыка между втулкой (1) и крышкой (2) цилиндра, скрепленные при помощи силовых шпилек крепления цилиндрового комплекта к блоку цилиндров. Прокладка (3) газового стыка выполнена прямоугольного сечения из материала, твердость которого ниже твердости сопрягаемых втулки цилиндра (1) и крышки (2) цилиндра на 10÷15%. Размеры обеспечивают напряжения сжатия в прокладке (3) от усилия затяжки силовых шпилек крепления цилиндрового комплекта ниже предела текучести материала прокладки на 15÷20%. На поверхностях газового стыка втулки (1) цилиндра и крышки (2) цилиндра выполнены выступающие зубчики (8) треугольного сечения, шириной и высотой составляющие 2÷5% от ширины прокладки (3) газового стыка и располагающиеся в средней по ширине зоне прокладки. Технический результат заключается в компенсации взаимных радиальных и угловых перемещений втулки цилиндра и крышки цилиндра за счет упругих деформаций прокладки. 2 ил.
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров, чугунную втулку цилиндра, чугунную крышку цилиндра, стальную прокладку газового стыка между втулкой и крышкой цилиндра, скрепленные при помощи силовых шпилек крепления цилиндрового комплекта к блоку цилиндров, отличающийся тем, что между втулкой цилиндра и крышкой цилиндра прокладка газового стыка выполнена прямоугольного сечения из материала, твердость которого ниже твердости сопрягаемых втулки цилиндра и крышки цилиндра на 10÷15%, и размерами, обеспечивающими напряжения сжатия в прокладке от усилия затяжки силовых шпилек крепления цилиндрового комплекта ниже предела текучести материала прокладки на 15÷20%, а на поверхностях газового стыка втулки цилиндра и крышки цилиндра выполнены выступающие зубчики треугольного сечения, шириной и высотой составляющие 2÷5% от ширины прокладки газового стыка и располагающиеся в средней по ширине зоне прокладки.
Уплотнение стыка между головкойи гильзОй цилиНдРА дВигАТЕля ВНуТРЕН-НЕгО СгОРАНия | 1979 |
|
SU848722A1 |
Уплотнение головки блока цилиндров двигателя с поступательно движущимися поршнями | 1988 |
|
SU1658826A3 |
Уплотнение головки цилиндра поршневой машины, преимущественно двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1838649A3 |
Уплотнение стыка между головкой и гильзой цилиндра двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1481451A1 |
US 2004113370 A1, 17.06.2004 | |||
US 2006290072 A1, 28.12.2006 |
Авторы
Даты
2014-04-20—Публикация
2012-07-17—Подача