ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ НАСОС Российский патент 2014 года по МПК F04C2/10 

Описание патента на изобретение RU2516754C1

Изобретение относится к гидравлическим машинам, используемым в области авиадвигателестроения, в частности к насосам с вращающимися во взаимном зацеплении элементами типа зубчатой передачи.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является установленный в составе машины шестеренчатый насос, содержащий корпус со съемными торцевыми крышками, ось с осевым отверстием, по меньшей мере, одну контактирующую пару зубчатых шестерен, первая из которых установлена на оси и имеет выполненные между зубьев радиальные отверстия, сообщенные с отверстием оси, приводной вал, элементы фиксации шестерни, вала и герметизации крышек, средства соединения с магистралями подвода и отвода нагнетаемой среды /GB 987206 МГЖ F05g // F02с, F05с; опубл. 24.03.1965/.

Известный насос имеет значительные размеры и вес, его отличает низкая надежность элементов осевой фиксации шестерен относительно друг друга, которая нарушается вследствие износа элементов конструкции в процессе работы, недостаточная вибрационная стойкость.

Задача изобретения - уменьшение размеров и веса насоса, повышение его технологической эффективности.

Ожидаемый технический результат - снижение размеров и веса, уменьшение износа и повышение надежности осевой фиксации и плавности работы.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном шестеренчатом насосе, содержащем корпус со съемными торцевыми крышками, ось с осевым отверстием, по меньшей мере, одну контактирующую пару зубчатых шестерен, первая из которых установлена на оси и имеет выполненные между зубьев радиальные отверстия, сообщенные через транзитное отверстие с полостью оси, приводной вал, элементы фиксации шестерни, вала и герметизации крышек, средства соединения с магистралями подвода и отвода нагнетаемой среды, по предложению, ось с осевым отверстием закреплена на торцевой крышке, первая шестерня установлена с возможностью вращения относительно оси и соединена с приводным валом, а другая шестерня выполнена кольцевой, охватывает первую шестерню и контактирует с ней по внутренней торцевой поверхности, при этом средства соединения с магистралями подвода и отвода среды, выполнены на крышке со стороны, противоположной приводному валу, и соединяют внутреннее пространство корпуса с магистралью подвода, а отверстие оси - с магистралью отвода нагнетаемой среды, причем транзитное отверстие в стенке оси с осевым отверстием выполнено под углом 5-22°, от радиуса, образующего аксоидную поверхность в точке касания первой шестерни со второй шестерней.

В предложенном насосе ось с осевым отверстием жестко закреплена, например приварена на торцевой крышке. Шестерня с радиальными отверстиями между зубов для нагнетаемой среды (далее нагнетающая), например масла, установлена на подшипник скольжения с керамическими или композитными вставками на стационарной оси с осевым отверстием, связана с валом вращения и является ведущей. Соединение вала с шестерней может быть любым, например с помощью шпоночного соединения. Ведомая шестерня выполнена кольцевой и охватывает ведущую шестерню при их внутреннем зацеплении. Такое выполнение шестеренчатой пары позволяет значительно уменьшить габариты корпуса насоса и уменьшить вес. Кольцевая шестерня установлена в кольцевом корпусе на вставках, свободно перемещается внутри корпуса и не связана с валом и подшипниками, что позволяет ей автоматически подстраиваться под ведущую шестерню в зависимости от давления масла в межзубовом пространстве.

Кроме того, кольцевая шестерня, благодаря большему коэффициенту перекрытия контактных поверхностей зубьев с большим приведенным радиусом кривизны и меньшими скоростями скольжения, обеспечивает повышение надежности осевой фиксации и плавность работы, что увеличивает срок эксплуатации насоса.

Большой приведенный радиус кривизны и меньшие скорости скольжения приводят к запаздыванию передачи нагнетаемой среды через транспортирующее отверстие в стенке оси. Для компенсации запаздывания по изобретению транзитное отверстие в стенке оси смещено от радиуса, образующего аксоидную поверхность ведущей шестерни в точке касания шестерен, навстречу направлению ее вращения. В зависимости от производительности насоса, его размеров, различных вариантов расположения шестерен транзитное отверстие в стенке оси может быть выполнено смещенным на угол α=5-22°.

Если отверстие смещено на угол меньше 5°, то запаздывание передачи нагнетаемой среды через транспортирующее отверстие не устраняется, а при угле 22° резко снижается производительность насоса.

Внутри кольцевой шестерни допускается размещение более одной нагнетающей шестерни, которые также устанавливаются на подшипники скольжения с керамическими или композитными вставками на оси с осевым отверстием, закрепленными на той же торцевой крышке. Нагнетающие шестерни при их внутреннем зацеплении с кольцевой шестерней могут образовывать аксоидную поверхность других радиусов отличных от ведущей шестерни, а следовательно, иметь различное число зубьев и различную нагнетающую способность при одной скорости вращения ведущей шестерни. Нагнетаемая жидкость от каждой шестерни может направляться как в общую отводящую магистраль, так и в отдельные узлы машины, что позволяет повысить универсальность использования насоса по энергетическим характеристикам нагнетаемых жидкостей (давление, расход) и по конструктивному преобразованию насоса путем замены торцевой крышки с одной осью на крышку с несколькими отводящими осями. Производительность насоса может регулироваться также изменением размеров ведущей шестерни.

Изобретение поясняется чертежами, где обозначено:

Фиг.1 - схема насоса;

Фиг.2 - схема зацепления шестерен;

Фиг.3 - возможное расположение увеличенной нагнетающей ведущей шестерни;

Фиг.4 - возможное расположение дополнительных нагнетающих шестерен.

Шестеренчатый насос содержит корпус 1, съемные торцевые крышки 2, ось 3 с осевым отверстием, приводной вал 4, по меньшей мере, одну контактирующую пару зубчатых шестерен. Внутренняя шестерня 5 установлена на оси 3 и имеет выполненные между зубьев радиальные отверстия 6. Внешняя шестерня 7 выполнена кольцевой и охватывает внутреннюю шестерню 5, контактируя с ней по внутренней торцевой поверхности. В приводном вале 4 выполнено отверстие 8 под штифт 9. Внутренняя шестерня 5 установлена на композитной втулке 10 с возможностью вращения относительно оси 3 и соединена с приводным валом 4. Внешняя шестерня 7 установлена в фиксирующее кольцо 11 в корпусе 1, а полость в корпусе насоса герметизирована с помощью уплотнительных колец 12, 13 и 14, фланца 15 и крепежных резьбовых соединений 16, 17 и 18. В стенке полой оси 3 и композитной втулки 10 выполнено транзитное отверстие 19. Транзитное отверстие выполнено под углом 5-22° от радиуса в точке касания внутренней шестерни 5 с внешней шестерней 7, образующих аксоидную поверхность. Отверстие 19 обеспечивает сообщение полости в корпусе насоса с полостью оси. Патрубки подвоа и отвода среды выполнены на крышке со стороны, противоположной приводному валу 4.

При вращении приводного вала 4 крутящий момент вала через штифт 9 передается внутренней шестерне 5, которая начинает вращаться на оси 3. Внутренняя шестерня 5 приводит во вращение внешнюю шестерню 7, которая начинает вращаться внутри фиксирующего кольца 11 в корпусе 1. При вращении внешней шестерни 7 каждый из ее зубьев перед контактом с внутренней шестерней 5 захватывает порцию среды (масла). Давление среды в пространстве между зубьев шестерен значительно возрастает и в момент прохождения радиальными отверстиями 6 во внутренней шестерне пространства между зубьев, среда через транзитное отверстие 19 поступает порциями в полость полой оси 3 и далее через патрубок в расходную магистраль. При этом в момент контакта шестерен зубья образуют мгновенную герметичную аксоидную поверхность, препятствующую обратному вытеканию среды. В результате происходит перемещение объемов среды из полости всасывания в полость нагнетания.

Применение изобретения позволяет уменьшить размеры и вес насоса, снизить износ шестерен, уменьшить вибрации, повысить надежность осевой фиксации и плавность его работы.

Похожие патенты RU2516754C1

название год авторы номер документа
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2656479C1
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД), нагнетающий насос и его рабочее колесо 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2663783C1
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и откачивающий насос маслоагрегата ТРД, работающий по этому способу, рабочее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ТРД 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2656523C1
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и нагнетающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом, шестерённое колесо нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД, блок подпятников нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД 2017
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2669634C1
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 1989
  • Архипов В.С.
RU2006679C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Шамаль Николай Леонидович
  • Мокроусов Дмитрий Сергеевич
  • Стептянин Сергей Николаевич
  • Шанин Николай Николаевич
  • Голубев Юрий Владиславович
  • Оленникова Галина Валентиновна
RU2539233C2
РОТОРНАЯ ГИДРО-ПНЕВМОМАШИНА 2015
  • Иванов Евгений Геннадьевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2627753C2
Способ работы маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и маслоагрегат ГТД, работающий этим способом (варианты) 2017
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2669662C1
ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ НАСОС С ВНЕШНИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ, ОБЪЕДИНЕННЫЙ С ДВУМЯ НЕЗАВИСИМО ПРИВОДИМЫМИ В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВИЧНЫМИ ПРИВОДАМИ 2015
  • Афшари Томас
RU2683005C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ 1992
  • Егоров И.Г.
  • Атаманенко К.А.
  • Викуловский В.Н.
  • Евстигнеев В.В.
  • Огарков А.В.
RU2062917C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 516 754 C1

Реферат патента 2014 года ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ НАСОС

Изобретение относится к гидравлическим машинам, используемым в области авиадвигателестроения, в частности к насосам с вращающимися во взаимном зацеплении элементами. Шестеренчатый насос содержит корпус 1 со съемными торцевыми крышками 2, ось 3 с осевым отверстием, приводной вал 4, по меньшей мере, одну контактирующую пару зубчатых шестерен. Внутренняя шестерня 5 установлена на оси 3 и имеет выполненные между зубьев радиальные отверстия 6. Внешняя шестерня 7 выполнена кольцевой и охватывающей внутреннюю шестерню 5, контактируя с ней по внутренней торцевой поверхности. Средства соединения с магистралями подвода и отвода среды выполнены на крышке 2 со стороны, противоположной приводному валу 4, и соединяют внутреннее пространство корпуса 1 с магистралью подвода, а отверстие оси - с магистралью отвода нагнетаемой среды. Транзитное отверстие 19 в стенке оси 3 выполнено под углом от радиуса, образующего аксоидную поверхность в точке касания шестерен 5 и 7. Изобретение направлено на уменьшение размеров и веса насоса, снижение износа шестерен, уменьшение вибрации, повышение надежности осевой фиксации и плавности его работы. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 516 754 C1

Шестеренчатый насос, содержащий корпус со съемными торцевыми крышками, ось с осевым отверстием, по меньшей мере, одну контактирующую пару зубчатых шестерен, первая из которых установлена на оси и имеет выполненные между зубьев радиальные отверстия, сообщенные через транзитное отверстие с полостью оси, приводной вал, элементы фиксации шестерни, вала и герметизации крышек, средства соединения с магистралями подвода и отвода нагнетаемой среды, отличающийся тем, что ось с осевым отверстием закреплена на торцевой крышке, первая шестерня установлена с возможностью вращения относительно оси и соединена с приводным валом, а другая шестерня выполнена кольцевой, охватывает первую шестерню и контактирует с ней по внутренней торцевой поверхности, при этом средства соединения с магистралями подвода и отвода среды выполнены на крышке со стороны, противоположной приводному валу, и соединяют внутреннее пространство корпуса с магистралью подвода, а отверстие оси - с магистралью отвода нагнетаемой среды, причем транзитное отверстие в стенке оси выполнено под углом 5-22° от радиуса, образующего аксоидную поверхность в точке касания первой и второй шестерни.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2516754C1

Вихревой эжектор 1981
  • Панченко Владимир Иванович
  • Виноградов Борис Сергеевич
  • Толстухин Геннадий Николаевич
  • Малков Геннадий Васильевич
SU987206A1
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 1996
  • Отто Экерле
RU2143589C1
ОДОДЕРЖАТР.ЛЬ РАСХОДУЕМЫХ ЭЛЕКТРОДОВ 0
SU344799A1
Устройство для укладки стеблей кустарниковых культур 1980
  • Алексеев Вячеслав Иванович
  • Бартенев Владимир Дмитриевич
  • Галкин Геннадий Иванович
  • Деулин Михаил Нефонтьевич
  • Желнов Михаил Валентинович
  • Столяренко Юрий Георгиевич
  • Щуров Валерий Александрович
SU1045819A1
US 3198127 A, 03.08.1965
Двухдорожечный блок магнитных головок 1989
  • Епишкин Юрий Сергеевич
  • Труфанов Владимир Ильич
  • Ясинавичюс Римвидас Пятрович
  • Найкялис Витас Юозович
SU1631591A1
Паровая радиальная турбина двойного вращения 1925
  • О.А. Виберг
SU1927A1

RU 2 516 754 C1

Авторы

Пчёлкин Андрей Андреевич

Самсонов Владимир Михайлович

Шишкова Ольга Владимировна

Даты

2014-05-20Публикация

2013-02-27Подача