СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА Российский патент 2020 года по МПК C10M169/04 C10M103/06 C10M125/00 C10M125/02 C10M125/22 C10M129/08 C10M173/02 B61K3/02 B32B27/06 F16N15/02 C10N20/00 C10N30/06 C10N50/08 C10N50/02 

Описание патента на изобретение RU2734244C1

Изобретение относится к стержням гребнесмазывателя локомотивов, твердым антифрикционным элементам, понижающим трение в контакте гребня колеса с рельсом и может быть использовано для снижения износа и повышения ресурса рельсов и бандажей колесных пар железнодорожного и другого рельсового подвижного состава, а также снижения энергопотребления на тягу поездов путем лубрикации боковой грани головки рельса и гребней колес техническими средствами гребне- и рельсосмазывания.

Из уровня техники известен смазочный стержень (патент РФ 2197677, 27.01.2003) состоящий из оболочки, заполненной смазочным материалом и выполненной из материала, способного изнашиваться при трении по несмазанной поверхности и минимально изнашиваться при трении по смазанной поверхности. При этом материалом может полиэтилен, капрон, поливинилхлорид, политетрофторэтилен или целлюлоза.

Из уровня техники известен смазочный стержень, (патент РФ 2388635, 10.05.2011) состоящий из оболочки, заполненной смазочным материалом, в котором оболочка выполнена из слоистого материала, например, древесного пластика, или графита, или пропитанной жидким стеклом бумаги или ткани, или полиэтилена, подвергнутого искусственной деструкции, при чем смазочный материал, состоящий из смазочной композиции с присадками дополнительно содержит пеностекло.

Недостатком данного смазочного стержня является несоответствие техническим требованиям ОАО «Российские железные дороги» к смазочным материалам для лубрикации зоны контакта колес и рельсов в части легкого нанесения при отрицательных температурах атмосферного воздуха до минус 45°С.

Из уровня техники известен твердый антифрикционный элемент для смазывания гребней колесных пар локомотивов (ТАЭЛ) (патент РФ 2669802 С1, 16.10.2018), принятый в качестве ближайшего аналога, состоящий из термопластичного полимера, дисульфида молибдена, графита, этиленвинилацетата и сульфат бария, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

В условиях, когда на локомотиве нет возможности установить устройство гребнесмазывания (ГС) на каждом колесе, недостатком ТАЭЛ является отсутствие возможности переноса твердого антифрикционного материала на гребни необорудованных ГС колес. Переносу препятствует малый объем, наносимого на гребень твердого антифрикционного материала и его твердое физическое состояние.

Техническим результатом изобретения является обеспечение нанесения смазочного материала на гребни колес локомотивов, не оборудованных ГС, за счет переноса смазочного материала с гребней колес, оборудованных ГС, на гребни колес не оборудованных ГС, что позволит обеспечить снижение износа гребней колес и повышение ресурса бандажей всех колесных пар локомотива при установке ГС только на первые по ходу движения локомотива колесные пары.

Указанный технический результат достигается тем, что стержень гребнесмазывателя, состоящий из термопластичного полимера, дисульфида молибдена, графита, этиленвинилацетат и сульфат бария согласно изобретению, отличается тем, что вышеуказанный стержень гребнесмазывателя, выполнен в виде формованных составных блоков произвольного сечения, имеющих несквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Отличие заявляемого стержня гребнесмазывателя от прототипа заключается в том, что он выполняется в виде формованных составных блоков, имеющих не сквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом, что обеспечивает при истирании стержня гребнесмазывателя нанесение пластичного смазочного материала на гребень колеса на котором установлено ГС и переносе пластичного смазочного материала, а также частиц твердого антифрикционного элемента на гребни колес, следующих по ходу движения локомотива за колесом, оборудованным ГС. При этом составной характер блоков стержня гребнесмазывателя обеспечивает возможность дозаправки стержней гребнесмазывателя по мере их износа, а несквозной характер полостей стержня гребнесмазывателя обеспечивает сохранение пластичного смазочного материала внутри блока стержня гребнесмазывателя в условиях, когда стержень гребнесмазывателя находится под углом по отношению к горизонту относительно гребня колеса.

Стержень гребнесмазывателя получают следующим образом.

Гранулами термопластичного полиэтилена, например полиэтилена 271-70 по ГОСТ 16338-85 наполняют расходную емкость, затем в нее добавляют при плавном перемешивании порошки графита, например С-1 по ТУ 13-08-48-63-90, дисульфидамолибдена, например ДМИ-7 по ТУ 48-19-133-90, гранулы этиленвинилацетата, например ЭВА Evathene UE612-04 и порошок бария сернокислого по ГОСТ 11380-74. Полученную композицию после 30 мин перемешивания до получения однородной массы засыпают в бункер литьевой машины и методом литья под давлением выдавливают в специальные формы. Формы выполнены таким образом, что позволяют получать стержни гребнесмазывателей в виде составных блоков прямоугольного сечения, имеющие несквозные полости для заполнения пластичным смазочным материалом. Несквозные полости готовых составных блоков стержней гребнесмазывателя заполняются методом шприцевания пластичным смазочным материалом, например, смазкой для контакта «колесо - рельс» марки ТУ 32 ЦТ 2186-93.

Заявленное изобретение поясняется графически

На фигуре 1 представлено устройство составных блоков стержней гребнесмазывателя прямоугольного сечения, имеющие несквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом.

Процесс нанесения пластичного смазочного материала на гребень колеса с последующим переносом посредством контакта смазанного гребня колеса с боковой поверхностью головки рельса по ходу движения локомотива у стержней гребнесмазывателя блочного типа происходит по мере истирания стержня гребнесмазывателя, открытия полости, заполненной пластичным смазочным материалом и началом его контактирования с гребнем колеса.

Для оценки эффективности заявляемого решения проводились испытания по следующей методике. На лабораторной установке для испытания материалов на износ СМТ-1М моделировались условия нанесения стержня гребнесмазывателя на гребень колеса при температуре +25°С и процесс переноса смазочного материала на рельс.

Схема испытаний ролик-ролик предусматривала наличие держателя для стержня, который имитировал гребнесмазыватель и двух роликов, имитирующих гребень колеса и рельс, выполненных из углеродистой стали 65Г ГОСТ 1050-81 диаметром d=50 мм; рабочей шириной контакта 35 мм.

Комплекс измерительной аппаратуры позволял регистрировать: температуру окружающей среды, момент трения в контакте, скорость вращения роликов, число циклов испытаний.

Методика испытаний предусматривала кратковременное (20-30 сек) прижатие стержня гребнесмазывателя с различными вариантами по объему наполнения пластичным смазочным материалом с усилием 5 Н к верхнему ролику, имитирующему гребень колеса при постоянной скорости вращения роликов 600 об/мин. После чего верхний ролик очищался от смазочного слоя и проводились испытания по схеме ролик-ролик при контактной нагрузке 500 Н в течение 3-5 мин, при постоянной скорости вращения роликов 600 об/мин. В ходе испытаний регистрировался момент трения, вычислялся коэффициент трения.

Результаты испытаний представлены в табл. 1. В результате испытаний установлено, что лучшие показатели трения получены для стержня гребнесмазывателя наполненного пластичным смазочным материалов в объеме 15% от массы всего стержня. Свыше 15% массы стержня эксперименты не проводились, так как это предельные значения при которых не нарушается конструкционная прочность стержня.

Минимальное значение массового объема пластичного смазочного материала, при котором показатели трения находились на приемлемом уровне составили 10% от массы стержня.

Значения, полученные для блочного стержня, наполненного пластичным смазочным материалом на порядок выше чем у прототипа.

Похожие патенты RU2734244C1

название год авторы номер документа
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО 2000
  • Мукминов В.В.
  • Бачурин С.Е.
  • Литвиненко В.Г.
  • Редькин В.И.
  • Егиазарян А.В.
  • Прохоров И.С.
RU2198204C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ГРЕБНЕЙ РЕЛЬСОВЫХ КОЛЕС 2012
  • Голышев Игорь Анатольевич
  • Посадский Вячеслав Валентинович
RU2501693C1
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752189A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ 2005
  • Назаров Алексей Владимирович
RU2298502C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2016
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Степанов Виктор Викторович
  • Герасименко Виктор Иванович
RU2634056C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 734 244 C1

Реферат патента 2020 года СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА

Изобретение относится к стержню гребнесмазывателя локомотивов, состоящему из термопластичного полимера, дисульфида молибдена, графита этиленвинилацетата и сульфата бария, отличающемуся тем, что вышеуказанный стержень гребнесмазывателя выполнен в виде формованных составных блоков произвольного сечения, имеющих несквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом, при следующем соотношении компонентов, мас. %: пластичный смазочный материал – 10,0-15,0, стержень гребнесмазывателя – до 100%. Техническим результатом изобретения является обеспечение нанесения смазочного материала на гребни колес локомотивов, не оборудованных ГС, за счет переноса смазочного материала с гребней колес, оборудованных ГС, на гребни колес, не оборудованных ГС, что позволит обеспечить снижение износа гребней колес и повышение ресурса бандажей всех колесных пар локомотива при установке ГС на первые по ходу движения локомотива колесные пары. 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 734 244 C1

Стержень гребнесмазывателя, состоящий из термопластичного полимера, дисульфида молибдена, графита, этиленвинилацетата и сульфата бария, отличающийся тем, что вышеуказанный стержень гребнесмазывателя выполнен в виде формованных составных блоков произвольного сечения, имеющих несквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2734244C1

ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ-КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ РЕБОРДА КОЛЕСА - РЕЛЬС 2007
  • Селютин Геннадий Егорович
  • Ворошилов Владимир Александрович
  • Соколов Александр Анатольевич
RU2370390C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
Устройство для автоматической разбраковки листов 1980
  • Буньков Сергей Александрович
  • Котляр Борис Авраамович
  • Козлов Леонард Николаевич
  • Критский Юрий Максимович
  • Клишин Виктор Константинович
SU946693A1

RU 2 734 244 C1

Авторы

Майба Игорь Альбертович

Даты

2020-10-13Публикация

2019-11-05Подача