Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для обеспечения работоспособности узлов сухого трения, преимущественно в области космической и вакуумной техники.
Известны устройства с принудительной подачей твердых смазочных элементов (гранул, магнитоактивного порошка, иной сыпучей массы) в рабочую зону пар трения в период работы устройства. Подача сыпучей массы в зону трения известна и в других областях техники, например в наземном транспорте.
Известно техническое решение - устройство для смазки передач, содержащее магазин с кассетой, расположенные в кассете твердые смазочные элементы и их направляющие, по которым принудительным порядком смазочные элементы подаются в зону трения (см., например, техническое решение по а.с. СССР №411257, кл. F16H 57/04. 1974, Н.Т. Литючий, Редуктор).
Однако в известном устройстве масса смазочных элементов в магазине недостаточно защищена от внешних воздействий (атмосферных, химических, механических, термических и т.д.), что увеличивает вероятность вредных изменений свойств сыпучей среды и ее отдельных элементов, нарушения нормальной подачи элементов в зону пар трения (ухудшения антифрикционных свойств, слипание, спекание, прилипание, фиксация в магнитном или гравитационном поле и т.д.)
Перемещаясь в кассете, элементы трутся о стенки и между собой, стираясь и способствуя перечисленным негативным процессам. Это обеспечивает недостаточную надежность устройства, повышенную вероятность снижения качества смазки передачи. Указанные недостатки особенно недопустимы в космической технике, где устранение указанных неполадок затруднено или невозможно, а стоимость изделий и программ их эксплуатации многократно превышает наземные.
Для устранения указанных недостатков в прототипе устройство выполнено (см. описание к патенту России №2023920, 1994, Семенов А.Г. Устройство для смазки передач) в виде дискообразной кассеты с двумя щеками по торцам. Устройство снабжено двумя свернутыми в один рулон лентами-прокладками, установленными в кассете с возможностью вращения и с зазором между собой и щеками кассеты, смазочные элементы размещены в зазоре между лентами-прокладками, а устройство снабжено двумя лентопротяжными механизмами с лентозахватами, каждый из которых со свободным концом соответствующей ленты-прокладки.
Однако известное устройство не свободно от недостатков - это необходимость в дополнительном приводном устройстве для транспортирования лент-прокладок и необходимость в дальнейшей их утилизации. Для надежной подачи смазывающих элементов в зону контакта зубчатой передачи необходимо наличие поля (гравитационного, магнитного и т.д.).
Техническим эффектом изобретения является создание такой конструкции устройства для смазки зубчатой передачи, которое бы было свободно от указанных недостатков - не было необходимости во вспомогательном поле и в дополнительном приводном устройстве для транспортирования смазывающих элементов.
Для достижения указанного технического эффекта предлагается в качестве смазывающего элемента использовать ленту, изготовленную из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, причем дополнительно в ленту могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит, а конец ее помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой, отработанная лента размещается в специальном отсеке и может быть повторно использована для смазки передачи, а подача ее осуществляется самой зубчатой парой.
На фиг.1 изображено устройство для смазки передач, состоящее из зубчатой пары 1 и 2, между которыми защемлена фторопластовая лента 3, другой конец которой свернут в рулон и помещен в отсек 4. Использованная лента подается в отсек 5.
Устройство работает следующим образом. После того как рулон ленты 3 помещен в отсек 4, а конец ее помещен между зубьями передачи, механизм может быть включен в работу. При этом зубчатые колеса вращаются, перемещают ленту 3, которая, размещаясь в зазоре между зубьями, осуществляет смазку сопрягаемых поверхностей и перемещается в отсек 5. Лента 3 при этом может быть разрушена, и продукты ее разрушения накапливаются в отсеке 5. После того как вся лента в отсеке 4 использована, производят очистку отсека 5, а в отсек 4 помещается сменная лента. Если замена ленты не была произведена, то зубчатой передачей возможен захват элементов разрушенной ленты из отсека 5 и вторичное их использование для смазки, хотя эффективность смазки при этом снижается.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2023920C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ | 2005 |
|
RU2298502C1 |
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ | 2018 |
|
RU2669802C1 |
СМАЗЫВАЮЩИЙ СТЕРЖЕНЬ | 2009 |
|
RU2392147C1 |
Узел смазки | 1978 |
|
SU651177A1 |
БОРТОВОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ЛУБРИКАТОР | 1993 |
|
RU2067939C1 |
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ | 2015 |
|
RU2599005C2 |
ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2004 |
|
RU2265114C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИСТОВОГО АРМИРОВАННОГО ФТОРОПЛАСТОВОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2008 |
|
RU2384412C2 |
ЛУБРИКАТОР | 1991 |
|
RU2011586C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в области космической и вакуумной техники. Устройство осуществляет смазку передач при помощи ленты (3), изготовленной из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта. Дополнительно в ленту (3) могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит. Лента смотана в рулон и помещена в кассету. Конец ленты помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой (1, 2). Отработанная лента размещается в специальном отсеке (5) и может быть повторно использована для смазки передачи. Подача ленты осуществляется самой зубчатой парой. Изобретение направлено на обеспечение работоспособности узлов сухого трения. 1 ил.
Устройство для смазки передач, отличающееся тем, что лента, изготовленная из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, причем дополнительно в ленту могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит, смотана в рулон и помещена в кассету, а конец ее помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой, отработанная лента размещается в специальном отсеке и может быть повторно использована для смазки передачи, а подача ее осуществляется самой зубчатой парой.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2023920C1 |
Планетарная передача с твердой смазкой | 1978 |
|
SU781463A1 |
РЕДУКТОР | 1971 |
|
SU411257A1 |
Авторы
Даты
2014-10-10—Публикация
2013-03-11—Подача