СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ В ПРЯМОМ ДВИЖЕНИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНА Российский патент 2014 года по МПК B60V1/00 B63B9/02 G01M9/00 G01M10/00 

Описание патента на изобретение RU2531783C2

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования экранопланов (Э). Подробное описание всех построенных опытных, серийных и учебных экранопланов, а также самоходных моделей описано в книге "Экранопланы: транспортные суда 21 века" / Под редакцией д.т.н., профессора А.И Маскалика. СПб, Судостроение, 2005.

Некоторые виды экранопланов, особенно экранопланы с раздельными силовыми установками, имеют маршевые силовые установки, расположенные на горизонтальном оперении (ГО). Например, СМ-6 на стр.47, "Орленок" на рис.54(вкладыш), упомянутой книги.

Особенностью экранопланов таких компоновок является то, что расположенные на горизонтальном оперении маршевые двигатели (турбовинтовые, турбовинтовентиляторные и т.д.) отработанными газами или воздушными потоками за винтами обдувают не только плоскости самого горизонтального оперения, но и расположенные в его конструкции рули высоты, а в некоторых случаях и руль направления. При этом на самом горизонтальном оперении возникают дополнительные аэродинамические силы, а на рулях высоты - дополнительные управляющие моменты, необходимые для выполнения расчетов управляемости на всех эксплуатационных режимах движения экраноплана.

Для экранопланов, движущихся вблизи экрана на границе двух сред вода-воздух, теоретического решения оценки влияния обдувки на образование дополнительных аэродинамических сил на горизонтальном оперении не имеется. А в книге А.И. Маскалика описания даже приблизительной формулы для учета влияния работы маршевой силовой установки на аэродинамические характеристики ГО и руля высоты не приводится.

Экспериментальные методы определения этих характеристик в аэродинамических трубах в обращенном движении для самолетов, основные эксплуатационные режимы которых выполняются на больших высотах, неприемлемы для экранопланов, движущихся вблизи экрана (воды, суши и т.п.). Кроме того, испытания в аэродинамической трубе требуют значительных материальных затрат и высокого качества изготовления аэродинамической модели.

Для решения этой задачи предлагается разработанный экспериментальный метод определения в оптовом бассейне в прямом движении на буксировочной тележке влияния обдувки на аэродинамические характеристики горизонтального оперения и рулей высоты.

Проектируется и изготавливается модель ГО с частью ВО (вертикального оперения) и моделируемой СУ (силовой установкой), при этом геометрия модели, силовой установки, диаметра выходного сопла или винта согласно законов подобия выполняется в масштабе м, а тяга силовой установки - в масштабе м3.

Силовая установка представляет собой осевые вентиляторы с приводом от электродвигателей, изменением напряжения на клеммах которых моделируется тяга.

Модель ГО с силовой установкой закрепляется на пилоне впереди буксировочной тележки опытового бассейна вне зоны влияния обтекания тележки. Далее устанавливается однокомпонентный динамометр, к которому крепится модель ГО с возможностью изменения его углов атаки и углов отклонения рулей высоты. Модель в целом устанавливается на высоте Н=2Вср от воды, где Вср - средняя хорда ГО. Для исключения влияния водного экрана на аэродинамические характеристики модели она устанавливается на высоте Н>4Вср от воды, где Вср - средняя аэродинамическая хорда ГО. Схема модели ГО и ее установка на буксировочной тележке опытового бассейна изображена на фиг.1, где обозначено:

1. Тележка опытового бассейна.

2. Пилон.

3. Динамометр.

4. Горизонтальное оперение.

5. Имитатор турбовинтовентиляторного двигателя.

6. Рули высоты.

На фиг.2 приведена фотография модели ГО в сборе с имитаторами турбовинтовентиляторных двигателей.

На фиг.3 приведена фотография крепления имитатора турбовинтового двигателя модели ГО на буксировочной тележке. На фотографии хорошо виден динамометрический элемент.

Определение аэродинамических характеристик производится следующим путем.

После монтажа модели ГО с двигателями на буксировочной тележке опытового бассейна составляется программа испытаний, в которой учитываются все переменные элементы, влияющие на аэродинамические характеристики, а именно:

- угол установки ГО;

- угол отклонения рулей высоты;

- режим работы силовой установки модели;

- скорость буксировки.

На каждом реальном сочетании переменных элементов производится буксировка тележки с заданной скоростью и регистрируется с помощью динамометра вертикальная подъемная сила на ГО.

Определение аэродинамических характеристик изолированного ГО в заданном диапазоне переменных величин при его обдувке струями маршевых двигателей в опытовом бассейне в прямом движении осуществляется в следующей технологической последовательности:

- определятся подъемная сила на ГО в диапазоне заданных переменных параметров без обдувки двигателями маршевой силовой установки;

- рассчитывается продольный момент;

- определяется подъемная сила на ГО в диапазоне заданных переменных параметров с обдувкой двигателями маршевой силовой установки;

- рассчитывается продольный момент;

- определятся приращение продольного момента за счет обдувки изолированного ГО струями маршевых двигателей;

- рассчитывается пикирующий момент от тяги маршевой силовой установки;

- с учетом скоса потока от основного крыла, полученного по результатам испытаний зеркальных моделей в аэродинамической трубе, определяется продольный внешний момент.

Результаты испытаний модели горизонтального оперения с силовой установкой, полученные в опытовом бассейне в прямом движении с помощью контрольно-измерительной аппаратуры, разработанной и изготовленной для гидродинамических исследований, позволяют выполнять аэродинамические расчеты экраноплана в целом.

Похожие патенты RU2531783C2

название год авторы номер документа
ЭКРАНОПЛАН С НОСОВЫМИ ПОДДУВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2003
  • Привалов Э.И.
  • Кирилловых В.Н.
  • Василевский И.М.
  • Айзен С.Н.
  • Перельман Б.С.
RU2253580C2
ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН 2020
  • Мордвинов Дмитрий Владимирович
  • Мордвинов Владимир Петрович
RU2751561C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2009
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Айзен Семен Наумович
  • Прокаев Александр Алексеевич
  • Костров Юрий Иванович
  • Калинин Сергей Алексеевич
  • Перельман Борис Семенович
  • Панкратов Владимир Анатольевич
  • Рябов Анатолий Савельевич
  • Краева Елена Петровна
  • Сироткина Ольга Анатольевна
RU2421368C2
Пассажирский экраноплан 2016
  • Белый Давид Михайлович
  • Мордвинов Владимир Петрович
RU2624231C1
ЭКРАНОПЛАН 2001
  • Василевский И.М.
  • Кирилловых В.Н.
  • Привалов Э.И.
  • Перельман Б.С.
  • Айзен С.Н.
RU2225800C2
ЭКРАНОПЛАН 2011
  • Волик Олег Алексеевич
  • Сергеев Виктор Георгиевич
  • Варакосов Юрий Геннадиевич
RU2466888C1
ЭКРАНОПЛАН ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2016
  • Колганов Вячеслав Васильевич
RU2629463C1
СКОРОСТНОЙ ГИБРИДНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2652868C1
ЭКРАНОПЛАН 2005
  • Сергеев Виктор Георгиевич
  • Макаров Сергей Алексеевич
RU2297933C1
ЭКРАНОПЛАН - НОСИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2017
  • Колганов Вячеслав Васильевич
RU2658545C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 531 783 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ В ПРЯМОМ ДВИЖЕНИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНА

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования экранопланов. При определении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана с установленными на нем работающими маршевыми двигателями изготавливают геометрически подобную модель горизонтального оперения и двигателей силовой установки. Модель испытывается в опытовом бассейне в прямом движении. Модель крепится на пилоне буксировочной тележки через динамометр, используемый для гидродинамических исследований, в зоне отсутствия вихреобразования от движения тележки. Моделирование струи силовой установки производится моделированием диаметра сопла и тяги. При движении тележки на фиксированной скорости и обдувки горизонтального оперения струями двигателей маршевой силовой установки определяются аэродинамические характеристики при различных сочетаниях углов атаки горизонтального оперения, тяги двигателей, отклонения рулей высоты, что позволяет экспериментально-расчетным способом оперативно определять параметры, являющиеся одним из основных элементов инструкции в обеспечении расчета управляемости на всех эксплуатационных режимах движения экраноплана и в чрезвычайных нестандартных ситуациях. Достигается осуществление полного аэродинамического расчета экраноплана в целом. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 531 783 C2

Способ определения аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана с установленными на нем работающими маршевыми двигателями, заключающийся в изготовлении геометрически подобной модели горизонтального оперения и двигателей силовой установки в масштабе м, отличающийся тем, что модель испытывается в опытовом бассейне в прямом движении, причем модель крепится на пилоне буксировочной тележки через динамометр, используемый для гидродинамических исследований, в зоне отсутствия вихреобразования от движения тележки, моделирование струи силовой установки производится моделированием диаметра сопла в масштабе м и моделированием тяги в масштабе м3, при движении тележки на фиксированной скорости и обдувки горизонтального оперения струями двигателей маршевой силовой установки определяются аэродинамические характеристики при различных сочетаниях углов атаки горизонтального оперения, тяги двигателей, отклонения рулей высоты, что позволяет экспериментально-расчетным способом оперативно определять параметры, являющиеся одним из основных элементов инструкции в обеспечении расчета управляемости на всех эксплуатационных режимах движения экраноплана и в чрезвычайных нестандартных ситуациях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2531783C2

Буксировочное устройство для гидродинамических испытаний моделей судов в открытых водоемах 1980
  • Поцелуйко Анатолий Иванович
  • Власенко Валериан Моисеевич
  • Шерстобитов Геннадий Васильевич
  • Суворов Александр Иванович
  • Дибривский Иван Григорьевич
  • Макаров Генрих Тимофеевич
SU933536A1
US 3052120 A, 04.09.1962
Опытовый бассейн 1983
  • Абатуров Серго Борисович
  • Башанов Владимир Корнеевич
  • Заруба Владислав Федорович
  • Рахманин Николай Николаевич
  • Русецкий Александр Алексеевич
  • Филин Василий Тимофеевич
SU1265079A1
Установка для создания колебательных движений объекта при аэрогидродинамических испытаниях 1984
  • Мансветов Борис Николаевич
SU1286460A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ СУДОВ 2000
  • Перельман Б.С.
  • Привалов Э.И.
  • Василевский И.М.
  • Кирилловых В.Н.
  • Айзен С.Н.
  • Нарицын Б.М.
RU2225314C2

RU 2 531 783 C2

Авторы

Анцев Георгий Владимирович

Платонов Сергей Вячеславович

Айзен Семен Наумович

Кирилловых Владимир Николаевич

Кузнецов Григорий Павлович

Панкратов Владимир Анатольевич

Костров Юрий Иванович

Краева Елена Петровна

Даты

2014-10-27Публикация

2013-01-17Подача