Техническое решение относится к области материалов для получения покрытий методами газотермического напыления, а именно к порошковым проволокам для получения жаростойких покрытий с использованием процесса дуговой металлизации, и может быть использовано для защиты поверхности деталей, работающих в условиях высокотемпературной газовой коррозии, например труб топочных экранов бойлеров тепловых электростанций.
Известны порошковые проволоки [1], включающие оболочку из стали 08кп и сердечник, выполненный из шихты, в состав которой, в различных сочетаниях, введены феррохромбор ФХБ-2, порошок алюминиевый ПА4, порошок алюминиево-магниевый ПАМ-4, порошок медный ПМС-В, ферромолибден ФМо-60 и феррохром ФХ-800. Химический состав указанных порошковых проволок (в долях от массы проволоки): хром 2,5-9%, бор 1,2-5%, алюминий 1,5-15%, кремний 0,3-0,6%, магний 1-2%, молибден 2,5%, медь 1,8%, железо - основа.
В результате выдержки в течение 24 часов при температуре 700°С покрытия имеют прирост массы порядка 10-50 г/м2 ч. Жаростойкость покрытий, получаемых при дуговой металлизации данными проволоками (показатель, обратный приросту массы), в 8-10 раз выше, чем у низкоуглеродистой стали [2]. Однако этого недостаточно для указанных выше областей применения. Низкая жаростойкость обусловлена наличием в покрытии, получаемом при дуговой металлизации данной проволокой, преимущественно структурных составляющих с низкими защитными свойствами, оксидов Fe2O3, B2О3.
В качестве прототипа выбраны порошковые проволоки [3], включающие оболочку из стали и сердечник, выполненный из шихты, химический состав которой (в долях от массы проволоки): бор 2-3%, алюминий 2-12%, хром 6-10%, железо - основа. В структуре покрытий, получаемых при дуговой металлизации данными проволоками, присутствуют, преимущественно, оксиды Fe2O3, обладающие низкими защитными свойствами, и в меньшей степени Cr2O3 и Аl2O3, в результате выдержки в течение 24 часов при температуре 700°С покрытия имеют прирост массы порядка 10-50 г/м2 ч, как и для аналога, однако при более простой для технологической реализации системе легирования.
К недостаткам прототипа относится низкая жаростойкость покрытий, получаемых при дуговой металлизации данными проволоками.
Задачей технического решения является повышение жаростойкости деталей, работающих в условиях высокотемпературной газовой коррозии.
Поставленная задача решается благодаря тому, что на поверхность деталей методом дуговой металлизации наносится жаростойкое покрытие из порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и сердечника и отличающейся тем, что с целью повышения жаростойкости покрытий сердечник выполнен из шихты, в состав которой введены (в долях от массы проволоки): порошок алюминиевый ПА4 3-7%, хром металлический X99H1 23-27%, ферротитан ФТи70С05 0,5-1,2%, ферросилиций ФС90 0,8-1%.
В отличие от прототипа в состав шихты дополнительно введены титан в виде ферротитана ФТи70С05 0,5-1,2%, кремний в виде ферросилиция ФС90 0,8-1%), а также увеличено количество хрома, введенного в виде хрома металлического Х99Н1 23-27% (в долях от массы проволоки).
За счет введения в шихту порошка алюминиевого и хрома металлического покрытия, получаемые при дуговой металлизации предлагаемой порошковой проволокой, обладают высокой жаростойкостью, так как на их поверхности при нагреве формируются преимущественно оксидные пленки Al2O3 и Cr2O3. Данные пленки характеризуются высокой температурой плавления (2050 и 1990°С соответственно), химической и термической стабильностью, низкой скоростью роста, а также высокой прочностью сцепления с основным металлом в процессе циклических нагревов (теплосмен), благодаря чему обеспечивается продолжительный срок службы защищаемых деталей.
В ходе испытаний [4, 5] установлено, что хромоалюминиевые сплавы, содержащие от 10 до 20% хрома и от 0 до 3% алюминия, при выдержке в течение 240 часов при температуре 1000°С демонстрировали потерю массы более 10 г/м2 ч, то есть обладали низкой жаростойкостью. В то же время сплавы, содержащие от 23 до 27% хрома и от 3 до 7% алюминия, при тех же условиях испытаний демонстрировали потерю массы не более 0,5 г/м2 ч, то есть обладали высокой жаростойкостью. Дополнительное легирование хромом вплоть до 65% и алюминием вплоть до 10% не приводило к увеличению жаростойкости, более того, указанные сплавы обладали высокой хрупкостью после нагрева и охлаждения, вследствие выделения интерметаллидного соединения хрома и железа (FeCr или сигма-фазы), что приводило к их разрушению при эксплуатации [6].
Железохромоалюминиевые сплавы склонны к локальной (язвенной) высокотемпературной коррозии, при протекании которой нарушается сплошность пленки Al2O3, и наблюдается разрушительное окисление [7, 8], при этом инициаторами развития локальных коррозионных поражений являются согласно [7] выделения по границам зерен карбидов хрома с железом.
Для предупреждения развития локальной высокотемпературной коррозии хромоалюминиевых покрытий в состав шихты введен титан в виде ферротитана. Это приводит к образованию термодинамически стабильных и жаростойких карбидов, исключению возможности выделения карбидов хрома с железом, понижению содержания углерода в твердом растворе до концентраций его предельной растворимости при температурах эксплуатации.
При этом предотвращается формирование железохромистых карбидов и шпинелей (Fe, Cr)2О3, обладающих низкими защитными свойствами. В результате замедляется протекание локальной высокотемпературной коррозии.
В работах [4, 5] установлено, что хромоалюминиевые сплавы, содержащие 25% хрома, 5% алюминия и от 0,25 до 0,50% углерода при выдержке в течение 240 часов при температуре 1200°С демонстрировали потерю массы более 1 г/м2 ч, то есть обладали низкой жаростойкостью, за счет выделения по границам зерен карбидов хрома с железом ((Cr Fe)7C3 при высокой температуре и (FeCr)4C при низкой температуре). Эти же сплавы, дополнительно легированные титаном вплоть до 1,20%, при тех же условиях испытаний демонстрировали потерю массы не более 0,2 г/м2 ч, то есть обладали высокой жаростойкостью. Сверхнормативное легирование титаном вплоть до 9% приводило к снижению жаростойкости, вследствие выделения интерметаллидного соединения титана и железа (Fe2Ti), из-за чего указанные сплавы при выдержке в течение 240 часов при температуре 1200°С демонстрировали потерю массы более 1 г/м2 ч, то есть обладали низкой жаростойкостью. В то же время легирование сплавов менее чем 0,50-1,20% титана не оказывало существенного влияния на жаростойкость [4, 5].
Также в шихту предлагаемой порошковой проволоки введен кремний в виде ферросилиция, так как при легировании хромоалюминиевых сплавов кремнием образуется подокалинный слой оксида SiO2, за счет чего уменьшается диффузия железа к поверхности окалины, а также диффузия кислорода и азота в подокалинные слои. Таким образом, образование оксидов железа и нитридов алюминия, снижающих жаростойкость покрытий, ограничено диффузионно-барьерным слоем оксида SiO2 [8, 9].
Сверхнормативное легирование кремнием, начиная с 1,5%, смещает область образования сигма-фазы в сторону более низких содержаний хрома и, кроме того, способствует росту зерна хромистых сплавов, что приводит к их охрупчиванию и разрушению при эксплуатации. В тоже время легирование хромистых сплавов менее чем 0,8-1,2% кремния не оказывало существенного влияния на жаростойкость [5].
Пример конкретного выполнения
Покрытие толщиной 0,2 мм по предложенному техническому решению нанесено методом дуговой металлизации из разработанной проволоки (аппарат АДМ-10, ток 160А, напряжение 28 В) на пластины 30×20×1,5 мм из стали 3. Жаростойкость образцов покрытий определяли согласно ГОСТ 9.312 как величину, обратную приросту массы в результате выдержки в течение 24 часов при температуре 700°С. Наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом показано в таблице.
Техническое решение позволяет повысить жаростойкость покрытий, получаемых при дуговой металлизации порошковой проволоки, по сравнению с покрытиями, получаемыми из проволоки-прототипа в 5-8 раз.
Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом
результата
предложенного объекта по сравнению с прототипом
г/м2 ч
железохромистых карбидов (Fe, Cr)7С3, шпинелей (Fe, Cr)2O3, а следовательно, и развитие локальной высокотемпературной коррозии
снижающих жаростойкость покрытий
Литература
1. V. Pokhmurs'kyi, М. Student, В. Formanek, V. Serivka, Yu. Dz'oba, V. Dovhunyk, I. Sydorak. Heat resistance of electric arc coatings made of Fe-Cr-B-Al powder wire // Materials Science, Vol.39, No. 6, 2003.
2. Никитин В.И. Расчет жаростойкости металлов. - М.: Металлургия, 1976. - 207 с.
3. M.M. Student, H.V. Pokhmurs'ka, V.V. Hvozdets'kyi, M.Ya. TTolovchuk, M.S. Romaniv. Effect of high-temperature corrosion on the gas-abrasive resistance of electric-arc coatings // Materials Science, Vol.45, No. 4, 2009
4. Корнилов, И.И. Железные сплавы: В 3 т.Т. 1: Сплавы железо - хром - алюминий. Акад. наук СССР. Ин-т общей и неорган, химии. Лаб. железных сплавов. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 192 с.
5. Химушин Ф.Ф. Жаропрочные стали и сплавы. М.: Металлургия, 1969. - 749 с.
6. Гудремон Э. Специальные стали. Т.2. - М.: Металлургия, 1966. - 737 с.
7. Бекетов Б.И. Исследование влияния легирующих элементов на характер и кинетику процесса высокотемпературного окисления и разработка ферритной стали, жаростойкой до 1100°С // Автореф. дис. канд. тех. наук. - М., 1971. - 24 с.
8. Жуков Л.Л., Племянникова И.М, Миронова М.Н., Баркая Д.С., Шумков Ю.В. Сплавы для нагревателей. - М.: Металлургия, 1985. - 144 с.
9. Суперсплавы II: Жаропрочные материалы для аэрокосмических и промышленных энергоустановок // Под ред. Симса Ч.Т., Столоффа Н.С., Хагеля У.К.: Пер. с англ. В 2-х книгах. Кн. 2. // Под ред. Шалина Р.Е. - М.: Металлургия, 1995. - 384 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ЖАРОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИДА ЖЕЛЕЗА НА ПОВЕРХНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ КОРРОЗИИ | 2022 |
|
RU2781578C1 |
ГРАФИТИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОД С ПОКРЫТИЕМ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИДА ЖЕЛЕЗА И ВЫСОКОЙ ЖАРОСТОЙКОСТЬЮ | 2023 |
|
RU2805543C1 |
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ, СТОЙКИХ К АБРАЗИВНОМУ ИЗНОСУ И ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ КОРРОЗИИ | 2015 |
|
RU2613118C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЖАРОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИДА ЖЕЛЕЗА НА ПОВЕРХНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ КОРРОЗИИ | 2021 |
|
RU2772342C1 |
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАПЛАВКИ | 2011 |
|
RU2478030C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ГРАФИТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОДА К НАНЕСЕНИЮ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2024 |
|
RU2823409C1 |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ НАПЛАВКИ ФЕРРОМАГНИТНОЙ ШИХТОЙ ПОВЕРХНОСТИ РОЛИКОВ СИСТЕМЫ ВТОРИЧНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ УСТАНОВКИ НЕПРЕРЫВНОЙ РАЗЛИВКИ СТАЛИ | 2015 |
|
RU2613801C2 |
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАПЛАВКИ | 2005 |
|
RU2294273C2 |
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАПЛАВКИ | 2015 |
|
RU2619547C1 |
Порошковая проволока для износостойкой наплавки | 1991 |
|
SU1808592A1 |
Изобретение относится к области металлургии, в частности к порошковой проволоке для получения жаростойкого покрытия дуговой металлизацией, и может быть использовано для защиты поверхности деталей, работающих в условиях высокотемпературной газовой коррозии. Порошковая проволока для нанесения жаростойких покрытий на детали, работающих в условиях высокотемпературной газовой коррозии, состоит из стальной оболочки и сердечника. Для повышения жаростойкости наносимых покрытий сердечник выполняют из шихты, содержащей в долях от массы проволоки: порошок алюминиевый ПА4 3-7%, хром металлический X99H1 23-27%, ферротитан ФТи70С05 0,5-1,2%, ферросилиций ФС90 0,8-1%. 1 табл., 1 пр.
Порошковая проволока для нанесения жаростойких покрытий на детали, работающие в условиях высокотемпературной газовой коррозии, состоящая из стальной оболочки и сердечника, отличающаяся тем, что сердечник выполнен из шихты, содержащей в долях от массы проволоки: порошок алюминиевый ПА4 3-7%, хром металлический X99H1 23-27%, ферротитан ФТи70С05 0,5-1,2%, ферросилиций ФС90 0,8-1%.
Student M.M | |||
at al.,Effect of high-temperature corrosion on the gas-abrasive resistance of electrical-arc coatings, Materials Science, 2009, Vol.45, N 4, p.481-489 | |||
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ НАПЛАВКИ | 0 |
|
SU407692A1 |
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА | 2010 |
|
RU2429957C1 |
Шихта порошковой проволоки для наплавки стали средней и повышенной твердости | 2002 |
|
RU2225286C1 |
Курительный мундштук | 1924 |
|
SU1177A1 |
Авторы
Даты
2014-11-20—Публикация
2012-01-19—Подача