Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, и может быть использовано в качестве шины для репозиции фиксации сегментов верхней конечности при транспортировке пострадавшего в лечебное учреждение или же для амбулаторного лечения.
Известна медицинская транспортная складная шина (патент РФ №2140232, A61F 5/04 от 10.07.1998 г), содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности пострадавшего человека и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента. Последний выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собой жестких плоских секций, выполненных из ПВХ. Однако шина не обеспечивает вытяжение мягких тканей плечевого сегмента и предплечья при переломах костей проксимального отдела плечевой кости. Шиной невозможно достигнуть какой-либо репозиции костных отломков, следовательно не достигается обезболивающий эффект и профилактика болевого шока, а также исключается остановка кровотечения из крупных сосудов.
Наиболее близким к заявленному устройству является транспортно-лечебная шина (патент РФ №1732973, A61F 5/04 от 07.02.1993 года), содержащая секцию для надплечья и лопаток и секции для плеча и предплечья в виде пластины с ремнями крепления, выполненная цельной из гибкого листового металла, секция для надплечья и лопаток соединена с секцией для плеча посредством имеющейся в пластине перемычки, секция для предплечья выполнена отдельно от секции для плеча и соединена с последней посредством второй аналогичной перемычки.
Однако эта шина не обладает свойствами подъема и фиксации плечевого пояса, т.е. исключена возможность сопоставления отломков поврежденных костей, т.е. невозможно осуществление вытяжения сегментов верхней конечности. Следовательно, нет репозиции костей и нет обезболивающего эффекта. Поэтому не достигается профилактика болевого шока. Тем более при наличии кровотечения из магистральных сосудов плеча и предплечья не достигается его остановка шиной. Шина не унифицирована, т.е. не подходит для применения при различных размерах длины сегментов верхней конечности.
Задачей настоящего изобретения является создание унифицированного устройства одного типоразмера, обеспечивающего репозицию, фиксацию и щадящее вытяжение тканей плечевого сегмента и предплечья при переломах и повреждениях мягких тканей, а также остановку кровотечения из крупных сосудов при необходимости во время транспортировки пострадавших.
Поставленная задача достигается тем, что транспортно-лечебная шина для верхней конечности содержит ложемент для плеча и предплечья с ремнями крепления, на задней внутренней поверхности ложемента установлена металлическая пластина «C»-образной формы с двумя ползунами внутри, верхний конец верхнего ползуна имеет прямоугольную форму и снабжен подпружиненным фиксатором, установленным в паз дугообразно изогнутого подмышечного упора, имеющего оливообразные выступы на концах для крепления фиксирующего ремня для надплечья, снабженного пелотом, нижний ползун снабжен телескопической стойкой, на конце которой на шаровом шарнире установлен упор для грудной клетки, при этом ползуны и телескопическая стойка снабжены стопорными винтами, а ложементы снабжены пневмотампонами, расположенными на ремнях крепления сегментов к шине верхней конечности.
Шина к поврежденной конечности фиксируется за счет ремней пневмотампонов и ползуна для подмышечного упора. Пневмотампоны в данном случае применяются как для остановки кровотечений, так и чаще для мягкой безболезненной фиксации сегментов верхней конечности к шине до репозиции отломков и после. Это обеспечивает надежную, не сдавливающую фиксацию конечности к шине для вытяжения при нестабильных переломах благодаря жесткости конструкции шины.
Наличие подмышечного упора и упора для грудной клетки позволяет осуществить вытяжение мягких тканей, что создает благоприятные условия для репозиции переломов и их фиксации в правильном положении. Наличие раздвижных ползунов обеспечивает применение одного типоразмера шины у пострадавших с разной длиной плечевой кости, а также сегмента предплечья.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:
Фиг.1 представлена транспортно-лечебная шина на травмированной верхней конечности пациента, вид сзади, левая сторона.
Фиг.2 - система ползунов транспортно-лечебной шины.
Устройство состоит из пелота для надплечья 1, фиксирующего ремня 2, дугообразно изогнутого подмышечного упора 3 с прямоугольным пазом 4 на вершине дуги, обращенным книзу, ложемента 5 и пневмотампонов 6. Ложемент 5 выполнен из прочных полимеров, имеет форму лангеты по внешнему контуру верхней конечности человека, согнутой под углом 90°, глубиной не менее 1/2 окружности сегментов верхней конечности. Ложемент 5 фиксируют к поврежденной конечности за счет пневмотампонов 6, установленных на ремнях крепления.
Пневмотампон 6 (патент РФ №2434594) содержит пневматическую эластичную камеру с пневматическим баллоном с клапаном сброса давления, пневмокамера по всему периметру по периферии имеет жесткую плоскую окантовку, которая зафиксирована в ложе ответной формы пряжки средства для фиксации, имеющей сквозную прорезь, через которую подвижно продет фиксирующий ремень, на наружной поверхности камеры имеется углубление, в котором выступом, повторяющим размер и форму углубления, зафиксирован тампон, подбираемый конкретно для каждой раны по конфигурации к величине. Пневмотампон надежно фиксируется над раной, обеспечивает прекращение кровотечения без остановки кровообращения в дистальных отделах конечности, а при отсутствии ран выполняет роль фиксаторов сегментов к шине.
На задней поверхности ложемента 5 на уровне сегмента плеча неподвижно закреплена металлическая «C»-образная пластина 7, внутри которой расположены верхний ползун 8 со стопорным винтом 9 и на нижнем конце пластины 7 установлен нижний ползун 10 со стопорным винтом 12.
На верхнем конце верхнего ползуна 8 установлен подмышечный упор 3, при этом в прямоугольный паз дугообразно изогнутого подмышечного упора 4 установлен прямоугольный конец ползуна 8 с шариковым фиксатором.
Нижний ползун 10 снабжен осевым шарниром 11, на котором установлена телескопическая стойка 13 со стопорным винтом 14. На конце телескопической стойки 13 за счет шарового шарнира 15 закреплен упор для грудной клетки 16. Упор для грудной клетки 16 может быть выполнен, например, в виде эллипсовидного пелота или круга.
На концах дугообразно изогнутого подмышечного упора 3 неподвижно установлены выступы 17, например, оливообразные для фиксирующего ремня 2. Фиксирующий ремень 2 ложится на здоровое надплечье, выполнен из ткани и имеет на одном конце одно отверстие, а на другом - множество отверстий с хлетенами.
Транспортно-лечебная шина для верхней конечности применяется следующим образом.
На стороне повреждения плечевой сегмент верхней конечности отводят от грудной клетки и устанавливают дугообразно изогнутый подмышечный упор 3, затем его фиксируют к телу ремнем 2, для этого используют оливообразные выступы 17 и пелот 3 для надплечья. В паз 4 подмышечного упора 3 подсоединяют ложемент 5, используя прямоугольный верхний конец ползуна 8, а его нижний конец со стопорным винтом 9 устанавливают в «C»-образную пластину 7. Для репозиции отломков плеча и костей предплечья травмированную верхнюю конечность укладывают на ложемент 5. Оба сегмента предварительно фиксируют к ложементу 5 пневмотампонами (см.патент РФ №2434594) в области локтевого сгиба, а предплечье в области лучезапястного сустава. Затем через нижний конец «C»-образной пластины устанавливают ползун 10 с осевым шарниром 11 и со стопорным винтом 12 и телескопическую стойку 13 со стопорным винтом 14. Отводят плечо до 40-45° от туловища, удлиняя телескопическую стойку 13. Угол отведения плеча закрепляют стопорным винтом 14 на телескопической стойке и шаровом шарнире 15.
Репозицию переломов костей конечности осуществляют следующим образом. Вытяжение плечевого сегмента при репозиции осуществляют тягой книзу, взявшись руками за ложемент 5 и область локтевого сустава, предварительно ослабив стопорный винт 9. После наступления репозиции фрагментов плечевой кости винт 9 затягивают, сегмент плеча фиксируют пневмотампоном к ложементу 5. В случае одинарного перелома плеча его фиксируют выше линии повреждения, а при двойном переломе (Фиг.1) пневмотампоном устанавливают в области промежуточного костного фрагмента, затем затягивают стопорные винты 14 на телескопической стойке и на шаровом шарнире 15. После этого приступают к репозиции переломов костей предплечья. Ассистент удерживает руками шину и область локтевого сустава пострадавшего, а травматолог производит вытяжение предплечья, взявшись за кисть. После наступления репозиции костных отломков предплечья (результат проверяют пальпаторно) накладывают следующий пневмотампон выше и ниже места перелома. Затем все пневмотампоны заполняют сжатым воздухом из баллончика. Давление пневмотампонов на ткани не должно вызывать боли у пострадавшего. При наличии кровоточащих ран на руке пневмотампон устанавливают головкой на рану, предварительно перекрыв рану стерильной повязкой, затем накачивают воздух. После этих манипуляций пострадавшего транспортируют в лечебное учреждение.
Таким образом, описанная выше шина позволяет осуществлять вытяжение мягких тканей, что создает условия для репозиции переломов, их фиксацию в правильном положении, тем самым обеспечивает профилактику болевого шока. Гемостаз при кровотечениях из ран пневмотампонами исключает развитие геморрагического шока. Система ползунов обеспечивает применение одного типоразмера у пострадавшего разного роста и длины плечевого сегмента, а также предплечья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА | 2011 |
|
RU2480184C2 |
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА | 2012 |
|
RU2491039C1 |
ЛЕЧЕБНО-ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ПРИ ПЕРЕЛОМАХ ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ | 2000 |
|
RU2168319C1 |
Транспортная шина для иммобилизации плечевой кости при ее переломах | 1988 |
|
SU1711872A1 |
Шина для лечения переломов верхней конечности | 1980 |
|
SU929087A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШИНЫ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ КОСТЕЙ ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ | 1994 |
|
RU2102040C1 |
Аппарат для репозиции переломов плечевой кости | 1978 |
|
SU940766A1 |
Устройство для репозиции костей верхней конечности | 1985 |
|
SU1445716A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШИНЫ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ КОСТЕЙ ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ | 1994 |
|
RU2117465C1 |
Шина для лечения переломов ключицы | 1947 |
|
SU75191A1 |
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортно-лечебным шинам для верхних конечностей. Шина содержит ложемент для плеча и предплечья с ремнями крепления. На задней поверхности ложемента установлена металлическая пластина «С»-образной формы с двумя ползунами внутри, верхней конец ползуна имеет прямоугольную форму и снабжен подпружиненным фиксатором, установленным в паз дугообразно изогнутого подмышечного упора, имеющего выступы на концах для крепления фиксирующего ремня для надплечья, снабженного пелотом, нижний ползун снабжен телескопической стойкой, на конце которой на шаровом шарнире установлен упор для грудной клетки, при этом ползуны и телескопическая стойка снабжены стопорными винтами, а ложемент снабжен пневмотампонами, расположенными на ремнях крепления. Использование изобретения позволяет применять шины одного типоразмера для репозиции, фиксации и щадящего вытяжения тканей плечевого сегмента и предплечья при переломах и повреждениях мягких тканей, а также остановке кровотечения из крупных сосудов во время транспортировки пострадавших. 2 ил.
Транспортно-лечебная шина для верхних конечностей, содержащая ложемент для плеча и предплечья с ремнями крепления, отличающаяся тем, что на задней поверхности ложемента установлена металлическая пластина «С»-образной формы с двумя ползунами внутри, верхней конец ползуна имеет прямоугольную форму и снабжен подпружиненным фиксатором, установленным в паз дугообразно изогнутого подмышечного упора, имеющего выступы на концах для крепления фиксирующего ремня для надплечья, снабженного пелотом, нижний ползун снабжен телескопической стойкой, на конце которой на шаровом шарнире установлен упор для грудной клетки, при этом ползуны и телескопическая стойка снабжены стопорными винтами, а ложемент снабжен пневмотампонами, расположенными на ремнях крепления.
US5538499 A, 23.07.1996 | |||
US5385536 A, 31.01.1995 | |||
US2012101421 A1, 26.04.2012 | |||
CN202724196 U, 13.02.2013 | |||
Рабочее колесо центробежного вентилятора | 1984 |
|
SU1257297A1 |
Авторы
Даты
2014-11-27—Публикация
2013-05-20—Подача