Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам, и может быть использовано в водном транспорте для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением как специального, так и общехозяйственного назначения.
Известен подвесной лодочный мотор по авторскому свидетельству СССР №1216083, 1986 г., содержащий дейдвуд, трансмиссионный вал. Разъемные части дейдвуда и трансмиссионного вала выполнены телескопическими, причем нижняя часть этого вала выполнена с поперечным разъемом для относительного перемещения ее разъемных участков. Внизу продольных выступов внешней разъемной телескопической части дейдвуда выполнены концевые стопорные приспособления. На верху канавок внутренней разъемной телескопической части дейдвуда выполнен концевой ступенчатый уступ. Одна из разъемных телескопических частей трансмиссионного вала имеет длину, меньшую, чем любая из двух разъемных телескопических частей дейдвуда.
Конструкция данного мотора позволяет широко его использовать на малых глубинах водоема благодаря выполнению телескопическими его разъемных частей, а также относительно удобно транспортировать мотор в сложенном нерабочем положении.
Однако данный мотор имеет существенные недостатки - отсутствие в нем возможности регулировать уровень направления воды на гребной винт.
Наиболее же близким к предложенному изобретению по технической сущности является подвесной лодочный мотор, по патенту RU 2583991 С1, содержащий двигатель с выходным валом, привод дейдвуда, дейдвуд с ведущим валом и ведомым валом, установленными внутри дейдвудной трубы и соединенные между собой цепной передачей, размещенный на ведомом валу дейдвуда гребной винт, струбцины крепления к транцу лодки, а привод дейдвуда выполнен в виде клиноременного вариатора, ведущий шкив которого установлен на выходном валу двигателя, а ведомый шкив установлен на ведущем валу дейдвуда.
Недостатком данного устройства является отсутствие в нем возможности регулировать уровень направления (подачи) воды на гребной винт, для повышения эффективности работы мотора в различных режимах.
Основной задачей изобретения является устранение указанных недостатков ближайшего аналога.
Техническим результатом является обеспечение регулировки уровня направления воды на гребной винт для повышения эффективности работы мотора и снижения нагрузки на лодочный мотор.
Данный результат достигается конструкцией лодочного мотора, включающего двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с нижней частью лодочного мотора, кронштейн, для фиксации мотора, ведущий вал мотора, скрытый в кожухе, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом в нижней части лодочного мотора перед гребным винтом размещена заслонка, установленная на пружинах и опорных элементах, выполненная с возможностью ее отклонения в вертикальной плоскости.
Заслонка выполнена в форме треугольной призмы, где дальняя от гребного винта вершина шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение заслонки вверх-вниз в вертикальной плоскости.
Лодочный мотор дополнительно включает механизм принудительного управления отклонением заслонки, выполненный в виде приводных тросов, воздействующих на опорные элементы через ролики.
Привод механизма принудительного управления отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.
Далее, предложенное изобретение будет подробно рассмотрено с учетом иллюстраций, где на фиг. 1 представлен общий вид лодочного мотора, на фиг. 2 представлен лодочный мотор со стороны винта (вид А), на фиг. 3 представлен вид снизу лодочного мотора (вид Б), где
1 - двигатель,
2 - дейдвуд,
3 - кронштейн,
4 - ведущий вал,
5 - трансмиссия,
6 - гребной винт,
7 - заслонка,
8 - пружина,
9 - опорный элемент,
10 - приводной трос,
11 - ролик.
Лодочный мотор, выполнен, предпочтительно в виде подвесного лодочного мотора, включающего двигатель 1. Под двигателем 1 понимается цилиндро-поршневой блок с системой подачи и воспламенения топлива.
Мотор также включает дейдвуд 2, то есть среднюю часть мотора, связывающую двигатель 1 с нижней частью (трансмиссия) лодочного мотора в одно целое.
Кронштейн 3 служит для фиксации мотора к ответному элементу транспортного средства.
Ведущий вал 4 мотора скрыт в кожухе и проходит вдоль дейдвуда 2.
Вал 4 передает вращение от мотора 1 к трансмиссии 5. Трансмиссия 5 представляет собой коробку передач или иной механизм передачи вращения, размещенную на одной оси с гребным винтом 6. Гребной винт 6 может иметь различную конструкцию и различное число лопастей.
В нижней части лодочного мотора, под узлом трансмиссии 5, перед гребным винтом 6 размещена заслонка 7. Заслонка 7 предпочтительно выполнена в форме треугольной призмы, где дальняя от гребного винта 6 вершина шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение противоположной стороны вверх-вниз в вертикальной плоскости на определенный заданный угол.
Заслонка 7 установлена на пружинах 8 и опорных элементах 9 и выполнена с возможностью ее отклонения в вертикальной плоскости.
В зависимости от особенности конструкции и места размещения, пружины 8 могут представлять собой пружины растяжения или пружины сжатия.
Опорные элементы 9 могут быть выполнены, например, в виде шарнирного рычажного двухзвенного элемента, или в виде трубки с направляющим стержнем или в виде более сложных механизмов, например амортизаторов. Основная задача опорных элементов 9 - обеспечение равномерного перемещения заслонки 7.
Лодочный мотор может дополнительно включать механизм принудительного управления отклонением заслонки 7, выполненный в виде приводных тросов 10, воздействующих на опорные элементы 9 через ролик 11. Данный механизм принудительного управления может функционировать в дополнение к базовому механизму отклонения, выполненному в виде заслонки 7, пружины 8, опорных элементов 9 для принудительного изменения расположения угла заслонки 7. При этом привод механизма принудительного управления отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим. При этом путем воздействия привода посредством троса 10, через ролик 11 на опорный элемент 9, обеспечивается принудительное изменение угла заслонки 7 на нужный (заданный) угол.
Принцип действия устройства следующий.
Лодочный мотор устанавливается на плавсредстве. После запуска лодочного мотора, гребной винт 6 начинает набирать обороты и плавсредство начинает движение. В момент запуска лодочного мотора заслонка 7 находится в максимально отклоненном вниз положении, тем самым разгружая (снижая) давление воды на гребной винт 6, обеспечивая его быстрое и легкое вращение и быстрый выход на заданные обороты. Далее, при наборе скорости плавсредством, меняется его угол движения (по закону физики корма плавсредства опускается, а нос поднимается), а также за счет увеличения скорости плавсредства осуществляется повышение давления воды на заслонку 7, тем самым данная заслонка 7 начинает закрываться (подниматься вверх), обеспечивая изменение уровня направления воды на гребной винт 6. При наборе плавсредством максимальной скорости, заслонка 7 переходит в закрытое положение, обеспечивая максимальную эффективность работы лодочного мотора.
Предложенное изобретение обеспечивает возможность регулировки уровня направления воды на гребной винт для повышения эффективности работы мотора и снижение нагрузки на лодочный мотор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 2022 |
|
RU2780697C1 |
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 2015 |
|
RU2583991C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА ЛОДОЧНОГО МОТОРА И СПОСОБ РАБОТЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2021 |
|
RU2771107C1 |
МОТОРНОЕ СУДНО | 2022 |
|
RU2776636C1 |
ЛОДОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ПЛАВНИКОМ | 2022 |
|
RU2783691C1 |
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 1990 |
|
RU2011604C1 |
ЛОДОЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ПЛАВНИКОМ | 2022 |
|
RU2779950C1 |
ПРИВОД АРНЕСОНА ЛОДОЧНОГО МОТОРА И ЛОДОЧНЫЙ МОТОР, СОДЕРЖАЩИЙ ПРИВОД АРНЕСОНА | 2021 |
|
RU2778412C1 |
Подвесной лодочный мотор | 1983 |
|
SU1216083A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСЦЕПЛЕНИЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2018 |
|
RU2776006C2 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам. Лодочный мотор включает в себя двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с нижней частью лодочного мотора, кронштейн, для фиксации мотора, ведущий вал мотора, скрытый в кожухе и трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом. В нижней части лодочного мотора перед гребным винтом размещена заслонка, установленная на пружинах и опорных элементах, выполненная с возможностью ее отклонения в вертикальной плоскости. Достигается обеспечение возможности регулировки уровня воды на гребной винт для повышения эффективности работы мотора и снижения нагрузки на лодочный мотор. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Лодочный мотор, включающий двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с нижней частью лодочного мотора, кронштейн, для фиксации мотора, ведущий вал мотора, скрытый в кожухе, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом в нижней части лодочного мотора перед гребным винтом размещена заслонка, установленная на пружинах и опорных элементах, выполненная с возможностью ее отклонения в вертикальной плоскости.
2. Лодочный мотор по п.1, характеризующийся тем, что заслонка выполнена в форме треугольной призмы, где дальняя от гребного винта вершина шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение противоположной стороны вверх-вниз в вертикальной плоскости.
3. Лодочный мотор по п.1, характеризующийся тем, что дополнительно включает механизм принудительного управления отклонением заслонки, выполненный в виде приводных тросов, воздействующих на опорные элементы через ролик.
4. Лодочный мотор по п.3, характеризующийся тем, что привод механизма принудительного управления отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 2015 |
|
RU2583991C1 |
Однорычажное устройство для дистанционного управления лодочным мотором | 1979 |
|
SU872386A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ ^ ПАТЕНТНО--^т;п:;1;1Ч^с^.я5/i5A::;Q'i -i^'^ | 0 |
|
SU361928A1 |
US 4787868 A1, 29.11.1988. |
Авторы
Даты
2022-05-30—Публикация
2021-12-22—Подача