Изобретение относится к области судостроения - автоматическому управлению движением корабля.
Известна система автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованная в «Системе автоматического управления движением судна» (патент RU №2248914, Б.И. №9, март 05 г.). В системе управления движением судна использована информация от датчика путевого угла, задатчика путевого угла и сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна, формируется закон управления рулевым приводом судна.
Известна также система автоматического управления движением корабля с использованием динамической модели углового движения корабля (см. патент RU №2223197, Б.И. №4, 2004 г, принятый авторами в качестве прототипа). «Аппаратура автоматического управления движением судна», содержащая задатчик курсового угла, датчик угла руля, приемник спутниковой навигационной системы (датчик путевого угла), рулевой привод, динамическую модель углового движения корабля (фильтр), блок дифференцирования и сумматор, первый вход которого соединен с выходом задатчика путевого угла, выход приемника СНС соединен с вторым входом сумматора, к третьему входу которого подключен выход датчика угла руля, четвертый вход сумматора соединен с выходом блока дифференцирования. На выходе динамической модели движения судна-фильтре формируется оценка путевого угла. Оценка путевого угла алгебраически суммируется с путевым углом. Разность этих сигналов вводится на вход динамической модели движения судна-фильтра.
В системе управления движением корабля формируется закон автоматического управления движением судна.
В задатчике курсового угла формируют сигнал - ϕзд=f(t), Сигнал оценки угла курса - ϕ формируется с использованием фильтра, который содержит электронную (динамичесую) модель движения судна. Для формирования оценки сигнала угла курса на вход электронной модели движения корабля поступает угол руля δ от датчика руля и сигнал невязки с выхода электронной модели движения корабля и датчика угла курса: К(ϕ-ϕ). На выходе сумматора-регулятора формируется заданное значение угла руля - δзд (или d/dt δзд), который подключается к входу рулевого привода:
d/dtδзд=К1 (ϕ-ϕзд)+К2d/dtϕ К3δ,
где ϕ - оценка угла курса (с выхода электронной модели движения корабля-фильтра калмана),
δ - угол руля (с выхода датчика руля),
ϕзд - заданное значение угла курса (из задатчика угла курса),
δзд - заданное значение угла руля (или d/dt δзд) (формируется в сумматоре).
Недостатками известных систем автоматического управления движением (САУД) являются:
- отсутствие встроенного контроля исправности источников информации САУД,
- выход из строя датчиков информации о состоянии корабля приводит к аварийным ситуациям,
- выход из строя вычислительных сетей фильтра обработки входной информации также приводит к аварийным ситуациям,
- системы управления не являются отказоустойчивыми.
Техническим результатом предлагаемой системы управления движением судна является:
- повышение точности и надежности системы управления движением,
- введение блоков диагностики и формирователя средних значений оценок глубины и угла дифферента позволило осуществлять не только контроль исправности САУД, но и перестройку ее архитектуры при появлении сбоя в САУД,
- дополнительное введение в состав системы: 2-х резервных датчиков глубины, трех измерителей угла дифферента и пяти фильтров с электронной динамической моделью движения корабля позволило обеспечить сохранение нормальной работы САУД не только при сбоях в датчиках информации, но и в вычислительных сетях фильтров обработки входной информации.
Технический результат в предлагаемой системе управления достигается благодаря:
- применению формирователя средних значений оценок глубины и угла дифферента, двух дополнительных датчиков глубины и трех формирователей угла дифферента, что позволило получать (более точные) усредненные значения оценок глубины
а) с трех датчиков глубины, датчика угла дифферента совместно с тремя формирователями угла дифферента (при отсутствии сбоев во всех четырех датчиках САУД в нормальных условия эксплуатации),
б) с двух исправных датчиков глубины (третий датчик глубины (любой) вышел из строя) или при сбое датчика угла дифферента.
Формирование системы отказоустойчивого управления движением корабля.
Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит: датчик руля δ, датчик глубины h1, датчик угла дифферента ψ1, рулевой привод, задатчик глубины hзд и угла дифферента ψзд, фильтр оценки глубины
Фильтр оценки глубины
- датчик глубины h1 (который вырабатывает текущую глубину корабля - h),
- датчик руля δ (который выдает угол руля - δ).
На выходе фильтра оценки глубины
Фильтр оценки угла дифферента
- датчик угла дифферента ψ1,
- датчик руля δ.
На выходе фильтра оценки угла дифферента
Для реализации предложенного заявителем технического результата в систему введены: датчик глубины h2, датчик глубины h3, формирователь средних значений оценки глубины
К второму и третьему входам трех фильтров оценки угла дифферента: 1)
- выход фильтра оценки глубины
- выход фильтра оценки глубины
- выход фильтра оценки глубины
- выход фильтра оценки угла дифферента
- выход фильтра оценки угла дифферента
- выход фильтра оценки угла дифферента
- выход фильтра оценки угла дифферента
К второму входу четырех блоков диагностики:1)
К второму и третьему входам трех блоков диагностики 1)
В семи блоках диагностики формируется семь модулей разности:
(что подтверждает исправность «i»-ых датчиков и сетей формирования оценок глубины
Выход сумматора подключен к входу рулевого привода.
а) На входе рулевого привода (в случае установки в САУД режима автоматического управления движением корабля по глубине) формируется закон управления движением корабля по глубине, имеющий вид (аналогичен закону, принятому в прототипе):
где
δ - угол руля (подключен к первому входу сумматора с выхода датчика руля),
δзд - заданное значение угла руля,
d/dt_δзд - вводится с выхода сумматора на вход рулевого привода,
К1a, 2а, 3а - постоянные коэффициенты регулирования.
б) На входе рулевого привода (в случае установки режима автоматического управления движением корабля по углу дифферента) формируется закон управления движением корабля по углу дифферента, имеющий вид:
где
ψзд - заданное значение угла дифферента (подключено к третьему входу сумматора с выхода задатчика глубины hзд и угла дифферента ψзд),
δ - угол руля (подключен к первому входу сумматора с датчика руля),
δзд - заданное значение угла руля
d/dt_δзд - формируется на выходе сумматора(которое подключается к входу рулевого привода),
K1,2,3 - постоянные коэффициенты регулирования.
Система отказоустойчивого управления движением корабля поясняется чертежами.
На фигуре 1 приведена блок-схема системы отказоустойчивого управления движением корабля, которая содержит:
датчик руля δ - 1, датчик глубины h1 - 2, датчик угла дифферента ψ - 3, рулевой привод - 4, задатчик глубины и угла дифферента hзд, ψзд - 5, фильтр оценки глубины h1 - 6, фильтр оценки угла дифферента ψ1 - 1, сумматор - 8, блок дифференцирования - 9, второй и третий датчики глубины h2 и h3 - 10, 11, фильтр оценки глубины h2 - 12, фильтр оценки глубины h3 - 13, фильтр оценки угла дифферента ψ2 - 14, фильтр оценки угла дифферента ψ3 - 15, фильтр оценки угла дифферента ψ4 - 16, семь блоков диагностики 17-23, формирователь средних значений оценок глубины
Объект управления - корабль - 25.
Реализация рассматриваемой системы возможна на базе:
- аналоговых счетно-решающих элементов с использованием дискретных логических элементов,
- с использованием цифровой техники,
- датчики следует применить серийно выпускаемые нашей промышленностью с точностью измерения не хуже 0,5°,
- фильтры оценки глубины и оценки угла дифферента включают электронные модели движения корабля с постоянными коэффициентами передачи (может быть использована также адаптивная электронная модель движения корабля),
- блоки диагностики и формирователь средних значений оценок глубины
Особенности работы системы отказоустойчивого управления движением корабля.
1. Формирование оценок измеряемой информации -
Оценки глубины корабля
а) Формирование оценок глубины
- выходом датчика глубины h1 - 2 (подключен к фильтру оценки глубины - 6),
- выходом датчика глубины h2 -_ 10 (подключен к фильтру оценки глубины - 12),
- выходом датчика глубины h3 - 11 (подключен к фильтру оценки глубины - 13).
б) Формирование оценок угла дифферента -
- датчиками глубины h1 - 2. и h2 - 10 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 14),
- датчиками глубины h2 - 10 и h3 - l1 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 15),
- датчиками глубины h1 - 2 и h3 - 11 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 16),
2. Формирование оценок глубины
а) В блоках диагностики 17, 19, 20 вычисляется модуль разности:
если модуль разности глубин меньше допустимого значения Сh:
то с выхода данного «i» блока диагностики поступит оценка глубины
если удовлетворяется условие:
то с выхода данного «i» блока диагностики не поступит оценка глубины
б) В блоках диагностики 18, 21, 22 и 23 формируется модуль разности:
если модуль разности угла дифферента меньше допустимого значения Сψ:
то с выхода данного «i» блока диагностики поступит оценка угла дифферента
если удовлетворяется условие:
то оценки угла дифферента -
3. Получение средних значений оценок глубины hcp и оценок угла дифферента ψср (формирователь средних значений оценок глубины hcp и оценок угла дифферента ψср - 24)
а) В случае нормальных условий плавания (все каналы управления САУД исправны) в семи блоках диагностики 17-23 удовлетворяются условия (3) и (4), поэтому три оценки глубины и четыре оценки угла дифферента вводятся в формирователь среднего значения оценки глубины
где
Выход формирователя средних значений оценки глубины и угла дифферента 24 подключен к четвертому входу сумматора 8. На выходе сумматора 8 формируется закон управления рулевым приводом, в соответствии с зависимостью (2) или (2а). Выход сумматора 8 подключен к входу рулевого привода 4, при этом обеспечивается движение корабля на заданной глубине или с заданным углом дифферента (в зависимости от установленного в САУД режима управления движением по заданной глубине плавания или с заданным углом дифферента).
б) В случае сбоя в одном из датчиков 2, или 3, или 10, или 11 (каналов формирования оценок
б1) Сбой в датчике h1 - 2:
- в блоке диагностики 17 реализовалась зависимость (3а):
- в блоке диагностики 21 реализовалась зависимость (4а):
- в блоке диагностики 23 реализовалась зависимость (4а):
где: ψ2 - измеренный угол дифферента (ψ2=(h1-h2)/L вычисляется в фильтре 14 с использованием измеренных глубин: h1 с датчика 2, h2 с датчика 10, который из фильтра 14 вводится в блок диагностики 21),
ψ4 - измеренный угол дифферента (ψ4=(h1-h3)/L1 вычисляется в фильтре 16 с использованием измеренных глубин: h1 с датчика 2, h3 с датчика 11, который из фильтра 16 и вводится в блок диагностики 23),
L - расстояние между датчиками 2 и 10,
L1 - расстояние между датчиками 2 и 11.
Среднее значение оценки глубины
Среднее значение оценки глубины - h ср (51) поступит в сумматор 8 только при режиме управления движением корабля по глубине (см. зависимость (2)).
Среднее значение оценки угла дифферента - ψ ср (51) поступит в сумматор 8 только при режиме управления движением корабля по углу дифферента (см. зависимость (2а)).
б2) Сбой в датчике глубины h2 - 10:
- в блоке диагностики 19 реализовалась зависимость (3а):
- в блоке диагностики 21 реализовалась зависимость (4а):
- в блоке диагностики 22 реализовалась зависимость (4а):
где: ψ2 - измеренный угол дифферента (ψ2=(h1-h2)/L вычисляется в фильтре 14 с использованием измеренных глубин: h1 с датчика 2, h2 с датчика 10, ψ2 из фильтра 14 вводится в блок диагностики 21),
ψ3 - измеренный угол дифферента (ψ3=(h1-h3)/L2 вычисляется в фильтре 15 с использованием измеренных глубин: h1 с датчика 2, h3 с датчика 11, ψ3 из фильтра 15 вводится в блок диагностики 22),
L - расстояние между датчиками 2 и 10,
L2 - расстояние между датчиками 2 и 11.
Среднее значение оценки глубины
б3) Сбой в датчике глубинны h3 - 11:
- в блоке диагностики 20 реализовалась зависимость (3а):
- в блоке диагностики 23 реализовалась зависимость (4а):
-. в блоке диагностики 22 реализовалась зависимость (4а):
где: ψ4 - измеренный угол дифферента (ψ4=(h1-h)/L вычисляется в фильтре 16 с использованием измеренных глубин: h1 с датчика 2, h3 с датчика 11, ψ4 из фильтра 16 вводится в блок диагностики 22),
ψ3 - измеренный угол дифферента (ψ3=(h2-h3)/L2 вычисляется в фильтре 15 с использованием измеренных глубин: h2 с датчика 10, h3 с датчика 11, ψ3 из фильтра 15 вводится в блок диагностики 22),
L - расстояние между датчиками 2 и 11,
L2 - расстояние между датчиками 10 и 11.
Среднее значение оценки глубины
г) Сбой в датчике угла дифферента ψ1 - 3:
в блоке диагностики 7 выполнилась зависимость:
Среднее значение оценки глубины
4. Управление движением корабля по глубине или углу дифферента.
В предложенной САУД предусматривается два режима управления движением корабля:
- переходы на заданное значение глубины и последующую стабилизацию на ней -
- по углу дифферента с последующей стабилизацией на этом угле дифферента ψср=ψзд.
Рассмотрим режим управления по глубине.
Боцман в задатчике глубины и угла дифферента 5 устанавливает требуемый режим управления.
а) Устанавливает задатчиком 5 заданную глубину плавания корабля hзд, при этом в рассматриваемой системе формируется закон (2) автоматического управления рулевым приводом 4, который выводит корабль на заданную глубину и удерживает корабль на заданной глубине.
Рассмотрим операции, которые при этом выполняются в системе.
На вход сумматора 8 подключены:
- заданная глубина hзд (с задатчика глубины дифферента 5),
- скорость изменения глубины d/dth cp с блока дифференцирования 9, на вход которого поступает оценка среднего значения глубины из формирователя 24),
- угол перекладки руля δ (с датчика руля 1),
- среднее значение оценок глубин -
В сумматоре 8 формируется закон управления (2), который и реализуется на входе рулевого привода 4, обеспечивая тем самым движение корабля на заданной глубине hзд.
б) Устанавливает заданный угол дифферента ψзд, при этом в рассматриваемой системе формируется закон (2а) автоматического управления рулевым приводом 4, который выводит корабль на заданный угол дифферента и удерживает корабль на заданном значении угла дифферента.
Рассмотрим операции, которые при этом выполняются в системе. На вход сумматора 8 подключается:
- заданный угол дифферента - ψзд (с задатчика глубины и дифферента 5),
- производная от оценки среднего угла дифферента - d/dt_ψcp (с блока дифференцирования 9, на вход которого поступает оценка среднего значения угла дифферента ψср из формирователя 24),
- угол перекладки руля - δ (с датчика руля 1),
- среднее значение оценок угла дифферента - ψср (с формирователя среднего значения оценок глубин
В сумматоре 8 формируется закон управления (2а), который поступает на вход рулевого привода 4, обеспечивая тем самым движение корабля с заданным углом дифферента ψзд.
Проведенное моделирование работы рассмотренной выше системы подтвердило эффективность использования предложенной системы отказоустойчивого управления.
На фиг 2. и 3 представлены результаты моделирования алгоритмов фильтрации в случае отказа одного из датчиков глубины в типовой САУД и в системе отказоустойчивого управления движением корабля, которая рассмотрена выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ ПО ГЛУБИНЕ | 2012 |
|
RU2513157C1 |
ОТКАЗОУСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА | 2013 |
|
RU2532000C1 |
СИСТЕМА КОМПЛЕКСИРОВАННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ КОРАБЛЯ | 1993 |
|
RU2065197C1 |
СПОСОБ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОГО УМЕРЕНИЯ КРЕНА СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 2013 |
|
RU2531999C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ | 2006 |
|
RU2305050C1 |
СПОСОБ ОТКАЗОБЕЗОПАСНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ | 2010 |
|
RU2432297C1 |
Способ и система швартовки судна | 2020 |
|
RU2747521C1 |
АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ ПРИ ВОЛНЕНИИ | 2009 |
|
RU2392181C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ КОРАБЛЯ | 2001 |
|
RU2189624C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ | 2006 |
|
RU2319641C1 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению движением корабля. Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит блок дифференцирования, датчик руля, три датчика глубины, датчик угла дифферента, рулевой привод, задатчик глубины угла дифферента, три фильтра оценки глубины, четыре фильтра оценки угла дифферента, сумматор, рулевой привод, семь блоков диагностики, формирователь средних значений оценки глубины. Достигается повышение точности и надежности системы автоматического управления движением корабля. 3 ил.
Система отказоустойчивого управления движением корабля, содержащая блок дифференцирования, датчик руля δ, датчик глубины h1, датчик угла дифферента ψ1, рулевой привод, задатчик глубины hзд и угла дифферента ψзд, сумматор, на первый вход которого подключен датчик руля δ, на второй вход-выход блока дифференцирования, на третий вход - задатчик глубины hзд и угла дифферента ψзд, выход сумматора подключен к входу рулевого привода, фильтр оценки глубины
если все семь модулей разности удовлетворяют условиям:
то оценки
а) на входе рулевого привода (в случае установки в САУД режима автоматического управления движением корабля по глубине) формируется закон управления движением корабля по глубине вида (2):
где
δ - угол руля,
δзд - заданное значение угла руля,
К1a, 2а, 3а - постоянные коэффициенты регулирования,
б) на входе рулевого привода (в случае установки режима автоматического управления движением корабля по углу дифферента) формируется закон управления движением корабля по углу дифферента:
где
ψзд - заданное значение угла дифферента,
δ - угол руля,
δзд - заданное значение угла руля или d/dt_δзд,
K1,
2,
3. - постоянные коэффициенты регулирования,
если не все семь модулей разности удовлетворяют условиям (1), а некоторые удовлетворяют условию (3) и или (4):
|hi-
|ψi -ψ
i| ≥C2,
то в блоках диагностики
а) при сбое датчика глубины h1 в трех блоках диагностики: h1, ψ2, и ψ4 удовлетворяется условие (3), (4):
|h1- h
1| ≥ Ch, |ψ2-ψ
2| ≥Cψ, |ψ4 -ψ
4| ≥Cψ,
при этом в формирователе средних значений оценок глубины и угла дифферента будет:
б) при сбое датчика глубины h2 удовлетворяются условия (3), (4) в трех блоках диагностики: h2, ψ2, и ψ3, при этом в формирователе средних значений оценок глубины и угла дифферента будет:
в) при сбое датчика глубины h3 удовлетворяется условие (3), (4) в трех блоках диагностики: h3, ψ3, и ψ4, при этом в формирователе средних значений оценок глубины и угла дифферента будет:
г) при сбое датчика угла дифферента ψ1 удовлетворяется условие (4) в блоке диагностики ψ1, при этом в формирователе средних значений оценок глубины и угла дифферента будет:
АППАРАТУРА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА | 2003 |
|
RU2223197C1 |
СПОСОБ ОТКАЗОБЕЗОПАСНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ | 2010 |
|
RU2432297C1 |
US 3927635 A, 23.12.1975 |
Авторы
Даты
2014-12-20—Публикация
2013-02-04—Подача