Изобретение относится к морской перевозке грузов и может быть использовано для определения (контроля) уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, в частности рудных концентратов.
Рудные концентраты в соответствии с принятой технологией их обогащения поступают с обогатительных фабрик на склад в водонасыщенном состоянии. На складе происходит естественная сушка концентратов (в результате отжатия из ее пор некоторого количества воды и уплотнения) до определенной влажности. На суда для перевозки такие грузы поступают обычно во влажном состоянии.
Согласно требованиям Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов для оценки уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов перед погрузкой на судно необходимо определить транспортабельный предел влажности разжижения (ТПВ) и фактическую влажность груза. К погрузке для безопасной морской перевозки грузов допускается груз, если его фактическая влажность меньше ТПВ. При этом автоматически вводится предположение, что влажность груза во время рейса по высоте штабеля груза не изменится.
Однако, как показали исследования, в процессе перевозки груза возможно нисходящее перемещение свободной влаги по всей высоте штабеля груза в трюме судна. Это приводит к перераспределению влажности по высоте штабеля груза. Нижние слои груза могут оказаться в состоянии полной водонасыщенности или близкого к нему. Такое состояние может привести к смещению груза. Груз, находящийся в вязком разжиженном состоянии, может перетекать к одному борту судна и не полностью возвращаться при крене судна на другой борт, что может привести к аварийному крену судна. Крен судна является одним из критериев оценки уровня безопасности морской перевозки
Известен способ определения поступления морской воды в трюм судна при затоплении (Система предупредительно-аварийной сигнализации СПАС-24, выпускаемая ООО СКБ «Приборы и системы»), являющийся ближайшим аналогом предлагаемого способа. Способ заключается в контроле поступления морской воды в трюм судна с помощью установленных стационарно датчиков наличия влаги на переборках трюма судна. Этот способ можно использовать для контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, при этом о снижении уровня безопасности морской перевозки этих грузов судят по наличию влаги в нижней части штабеля груза на настиле трюма. Недостаток известного способа заключается в том, что он позволяет определить только значительное количество забортной воды в трюме судна, следовательно, не позволяет оперативно определить начало разжижения груза, а значит и начало снижения уровня безопасности морской перевозки груза. Кроме того, как показали исследования, в процессе морской перевозки навалочного груза происходит его уплотнение. При этом нижний слой штабеля груза уплотняется до такой степени, что скорость естественной фильтрации воды через него значительно ниже, чем скорость поступления влаги сверху. Это приводит к образованию водонасыщенного слоя на высоте до 1±0,2 м от настила трюма и способствует разжижению и смещению штабеля груза по границе этого водонасыщенного слоя, что существенно снижает уровень безопасности морской перевозки таких грузов.
Технический результат заключается в повышении оперативности определения уровня безопасной морской перевозки груза за счет увеличения точности, надежности и оперативности контроля состояния разжижающихся навалочных грузов.
Указанный результат достигается тем, что, как и в ближайшем аналоге, способ определения уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов заключается в определении наличия влаги на настиле трюма.
Отличие состоит в том, что дополнительно определяют наличие влаги в штабеле груза на высоте 1±0,2 м от настила трюма и, в случае наличия влаги на настиле трюма и/или в штабеле груза, делают вывод о снижении уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов.
На фиг.1 изображен поперечный разрез судна, где изображено 1 - трюм судна, 2 - штабель груза, 3 - первый комплект датчиков наличия влаги (воды), установленный на настиле трюма, 4 - второй комплект датчиков наличия влаги (воды), установленный на высоте 1±0,2 м от настила трюма в толще штабеля груза, 5 - уплотненный слой груза, 6 - водонасыщенный слой груза. Количество датчиков в комплекте N зависит от размеров трюма.
Способ осуществляется следующим образом. Перед погрузкой на настил трюма устанавливают первый комплект 3 датчиков наличия воды, второй комплект 4 датчиков наличия воды устанавливают после заполнения трюма 1 грузом 2 на высоту 1±0,2 м, затем заполняют трюм оставшимся грузом. В случае появления воды на настиле трюма срабатывают датчики первого комплекта 3, при появлении водонасыщенного слоя на высоте 1±0,2 м срабатывают датчики второго комплекта 4. Появление влаги в штабеле груза или на настиле трюма свидетельствует о возможном начале разжижения груза. Раннее обнаружение влаги на настиле трюма или водонасыщенного слоя на высоте 1±0,2 м позволит экипажу судна сделать вывод о снижении уровня безопасности морской перевозки и принять необходимые меры по обеспечению безопасности экипажа и судна. Например, пересчитать остойчивость судна с учетом появившейся свободной поверхности и, исходя из результатов, выбрать безопасный путь следования или зайти в порт-убежище для выгрузки и сушки груза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ МЕТАЛЛИЗОВАННЫХ ОКАТЫШЕЙ | 2000 |
|
RU2176213C2 |
Способ предотвращения смещения разжижающихся грузов в трюме судна | 1973 |
|
SU624817A1 |
Грузовой трюм сухогрузного судна | 1983 |
|
SU1123931A1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗГОРАНИЯ НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА | 2014 |
|
RU2555678C1 |
Способ предотвращения смещения навалочных грузов в трюме судна | 1973 |
|
SU486947A1 |
СИСТЕМА ИНЕРТНОГО ГАЗА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОВОЗГОРАНИЯ НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА НА СУДНЕ | 2014 |
|
RU2553047C1 |
САМОРАЗГРУЖАЮЩЕЕСЯ СУДНО ДЛЯ ПЫЛЕВИДНЫХ ГРУЗОВ | 1992 |
|
RU2041124C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2057677C1 |
Судно для перевозки насыпных и наволочных грузов | 1970 |
|
SU460206A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
Изобретение относится к морской перевозке грузов и может быть использовано для определения (контроля) уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, в частности рудных концентратов. Способ определения уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов заключается в определении наличия влаги на настиле трюма и дополнительном определении наличия влаги в штабеле груза на высоте 1±0,2 м от настила трюма, после чего делают вывод об уровне безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов. Технический результат заключается в повышении оперативности определения уровня безопасной морской перевозки груза за счет увеличения точности, надежности и оперативности контроля состояния разжижающихся навалочных грузов. 1 ил.
Способ контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, заключающийся в определении наличия влаги на настиле трюма, отличающийся тем, что дополнительно определяют наличие влаги в штабеле груза на высоте 1±0,2 м от настила трюма и в случае наличия влаги на настиле трюма и/или в штабеле груза делают вывод о снижении уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов.
JP S6288706 A, 23.04.1987 | |||
Способ сушки медного порошка | 1936 |
|
SU51203A1 |
Устройство для измерения концентрации твердых частиц в двухфазных газовых потоках | 1986 |
|
SU1453255A1 |
Способ предотвращения смещения навалочных грузов в трюме судна | 1973 |
|
SU486947A1 |
JP 2009241861 A, 22.10.2009 |
Авторы
Даты
2015-01-20—Публикация
2013-09-17—Подача