УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ФОРСУНОК И ТОПЛИВОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2015 года по МПК F02M65/00 

Описание патента на изобретение RU2542626C2

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть преимущественно использовано в испытаниях топливной аппаратуры дизельных двигателей.

Известно устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления [Патент №2030625 РФ. Способ определения внутреннего объема топливопровода и устройство для его осуществления / Б.П. Удалов, А.П. Уханов. - №4891277; Заяв. 17.11.1990; Опубл. 10.03.1995, Бюл. №7], содержащее последовательно соединенные между собой резервуар топлива с фильтром и краном, испытываемый топливопровод (или форсунку), мерную емкость со шкалой, нагнетательной трубкой, верхним и нижним кранами и сосуд для сбора вытесненного из мерной емкости топлива.

В процессе испытания открывают соответствующие краны и топливо, вытекая из резервуара, статическим давлением вытесняет воздух из канала испытываемого топливопровода (или форсунки) в мерную емкость, предварительно заполненную топливом. При этом топливо из мерной емкости через открытый нижний кран вытекает в сосуд для сбора вытесненного топлива. Затем закрывают нижний кран мерной емкости и по установившемуся уровню топлива в мерной емкости со шкалы считают показания объема топлива. Фиксируя время от момента открытия нижнего крана до его закрытия и объем топлива, можно определить количество топлива, проходящего через топливопровод (или форсунку) в единицу времени под постоянным статическим давлением, а следовательно, и эффективное проходное сечение и пропускную способность.

Недостатком данного устройства является низкая точность определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления, а следовательно, и их пропускной способности из-за сложности обеспечения постоянного давления в процессе испытания.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления [Уханов А., Черняков А. Подбор эталонных форсунок и топливопроводов // Сельский механизатор. - 2004. - №2. - С.12-13], содержащее топливный бак, электронасос, демпфер, манометр, распределитель, нагнетательный и сливной топливопроводы, испытываемую форсунку (или топливопровод высокого давления), направляющее устройство, сливной топливопровод, мерный сосуд и весы.

В процессе испытания включают электронасос и топливо из бака под постоянным давлением, контролируемым по манометру, через нагнетательный топливопровод, демпфер и распределитель подается к форсунке (топливопроводу) и далее через направляющее устройство и сливной топливопровод направляется в мерный сосуд, установленный на весах.

Фиксируя время истечения и массу (вес) топлива, можно определить количество топлива, проходящего через форсунку (топливопровод) в единицу времени под постоянным давлением, а следовательно, и эффективное проходное сечение и пропускную способность.

Недостатком данного устройства является низкая точность определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления, а следовательно, и их пропускной способности из-за сложности обеспечения постоянного давления в процессе испытания.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанного недостатка и от его применения получен следующий технический результат: повышение точности определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления.

Новые существенные признаки предлагаемого устройства заключаются в том, что имеется гидропневмоаккумулятор и обратный клапан, размещенный между электронасосом и гидропневмоаккумулятором таким образом, что в нерабочем положении устройства электронасос включен, а сливной топливопровод перекрыт обратным клапаном и топливо из бака электронасосом через нагнетательный топливопровод подается в гидропневмоаккумулятор, где сжимает воздух до заданного начального давления (например, до 5 МПа), контролируемого по манометру. В рабочем положении устройства электронасос выключен, а нагнетательный топливопровод перекрыт обратным клапаном, и топливо под действием давления сжатого воздуха из гидропневмоаккумулятора через сливной топливопровод проходит через испытываемую форсунку (или топливопровод высокого давления) и сливается в бак до момента достижения давления в гидропневмоаккумуляторе заданного конечного давления (например, 1 МПа). Таким образом, при включенном электронасосе обеспечивается движение топливу в направлении от электронасоса через нагнетательный топливопровод в гидропневмоаккумулятор и от гидропневмоаккумулятора через сливной топливопровод к испытуемой форсунке (или топливопроводу высокого давления).

Применение новых существенных признаков позволяет повысить точность определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления за счет обеспечения переменного давления в процессе испытания.

На фигуре изображена схема устройства для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления.

Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления содержит топливный бак 1, электронасос 2, нагнетательный и сливной топливопроводы 3 и 4, манометр 5, испытываемую форсунку (или топливопровод высокого давления) 6, причем имеется секундомер 7, гидропневмоаккумулятор 8 и обратный клапан 9, размещенный между электронасосом 2 и гидропневмоаккумулятором 8 таким образом, что обеспечивает движение топливу в направлении от электронасоса 2 через нагнетательный топливопровод 3 в гидропневмоаккумулятор 8 и от гидропневмоаккумулятора 8 через сливной топливопровод 4 к испытуемой форсунке (или топливопроводу высокого давления) 6.

Так как подача электронасоса 2 значительно выше расхода топлива через форсунку (или топливопровод высокого давления) 6, то топливо заполняет внутреннюю полость гидропневмоаккумулятора 8 и сжимает воздух до заданного начального давления, контролируемого по манометру 5.

Работа устройства происходит следующим образом.

При включении электронасоса 2 топливо под давлением, создаваемым электронасосом 2, из бака 1 по нагнетательному топливопроводу 3 через обратный клапан 9 поступает в полость гидропневмоаккумулятора 8, где сжимает воздух до заданного начального давления (например, до 5 МПа), контролируемого по манометру 5. Затем электронасос 2 выключают, при этом движение топлива между электронасосом 2 и гидропневмоаккумулятором 8 перекрывается обратным клапаном 9. Одновременно с этим включают секундомер 7. Под действием давления сжатого воздуха топливо из гидропневмоаккумулятора 8 через сливной трубопровод 4 проходит через испытываемую форсунку (или топливопровод высокого давления) 6 и сливается в бак 1 до тех пор, пока давление в гидропневмоаккумуляторе 8 не упадет до заданного конечного давления (например, до 1 МПа). Одновременно с этим секундомер 7 выключают.

Зная по результатам испытания начальное и конечное давление, объем сжатого воздуха в гидропневмоаккумуляторе и время падения давления с начального до конечного значений, по величине среднего эффективного проходного сечения (µf) форсунки (или топливопровода) оценивают их пропускную способность (Q):

а) среднее эффективное проходное сечение

б) пропускная способность

где µ - коэффициент расхода; f - площадь поперечного канала форсунки (топливопровода), м2; ρт - плотность топлива, проливаемого через форсунку (топливопровод), кг/м3; P1, P2 - начальное и конечное давление воздуха в гидропневмоаккумуляторе, V1 - объем сжатого воздуха в гидропневмоаккумуляторе, м3; t - время падения давления с начального до конечного значений, с; g - ускорение свободного падения, м/с2; γ - удельный вес топлива, Н/м3; ΔР=Рнц - разность давлений, Па (Рн - давление начала впрыскивания топлива форсункой или давление топлива на входе в топливопровод, Рц - давление среды, в которую впрыскивается топливо или давление топлива на выходе из топливопровода).

При замене форсунки (топливопровода) 6 рекомендуется полностью сливать топливо из гидропневмоаккумулятора 8, что способствует свободному поступлению атмосферного воздуха в его полость.

Похожие патенты RU2542626C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОХОДНОГО СЕЧЕНИЯ ФОРСУНОК И ТОПЛИВОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Уханов Денис Александрович
  • Уханов Александр Петрович
  • Ротанов Евгений Геннадьевич
  • Аверьянов Александр Сергеевич
RU2489596C1
Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки 2022
  • Уханов Денис Александрович
  • Глазунов Илья Дмитриевич
  • Шатанов Константин Васильевич
  • Крикун Игорь Иванович
  • Алибеков Руфат Исмаилович
RU2785434C1
Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на распылителе форсунки и топливопроводе высокого давления 2023
  • Уханов Денис Александрович
  • Глазунов Илья Дмитриевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Крикун Игорь Иванович
  • Алибеков Руфат Исмаилович
  • Гольцев Юрий Анатольевич
RU2808091C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОХОДНОГО СЕЧЕНИЯ ФОРСУНОК И ТОПЛИВОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Уханов Денис Александрович
  • Уханов Александр Петрович
  • Ротанов Евгений Геннадьевич
  • Аверьянов Александр Сергеевич
RU2495277C2
Прибор для испытания и регулировки форсунок 2020
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Макушев Андрей Евгеньевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
  • Пушкаренко Николай Николаевич
  • Иванов Владимир Андреевич
RU2733908C1
Двухтопливная система питания дизеля с автоматическим регулированием состава смесевого топлива 2018
  • Уханов Денис Александрович
  • Уханов Александр Петрович
RU2674300C1
Двухтопливная система питания автотранспортного дизеля 2016
  • Уханова Юлия Владимировна
  • Уханов Александр Петрович
  • Уханов Денис Александрович
  • Воскресенский Андрей Александрович
RU2647259C1
Двухтопливная система питания дизеля автотракторного средства 2018
  • Уханова Дина Александровна
  • Уханов Александр Петрович
  • Уханов Денис Александрович
RU2662788C1
ТРЕХТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ 2009
  • Уханов Александр Петрович
  • Уханов Денис Александрович
  • Рачкин Валерий Анатольевич
  • Иванов Василий Александрович
RU2403431C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Бондарев Дмитрий Станиславович
  • Черняков Алексей Викторович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Мурог Игорь Александрович
RU2293206C2

Реферат патента 2015 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ФОРСУНОК И ТОПЛИВОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение может быть использовано в системах испытания топливной аппаратуры дизельных двигателей. Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления содержит топливный бак (1), электронасос (2), нагнетательный (3) и сливной (4) топливопроводы. Также устройство содержит манометр (5), испытываемую форсунку (6) (или топливопровод высокого давления). При этом устройство имеет секундомер (7), гидропневмоаккумулятор (8) и обратный клапан (9). Обратный клапан (9) размещен между электронасосом (2) и гидропневмоаккумулятором (8) таким образом, что обеспечивает движение топливу в направлении от электронасоса (2) через нагнетательный топливопровод (3) в гидропневмоаккумулятор (8) и от гидропневмоаккумулятора (8) через сливной топливопровод (4) к испытуемой форсунке (6) (или топливопроводу высокого давления). 1 ил.

Формула изобретения RU 2 542 626 C2

Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления, содержащее топливный бак, электронасос, нагнетательный и сливной топливопроводы, манометр, испытываемую форсунку (или топливопровод высокого давления), отличающееся тем, что имеется секундомер, гидропневмоаккумулятор и обратный клапан, размещенный между электронасосом и гидропневмоаккумулятором таким образом, что обеспечивает движение топливу в направлении от электронасоса через нагнетательный топливопровод в гидропневмоаккумулятор и от гидропневмоаккумулятора через сливной топливопровод к испытуемой форсунке (или топливопроводу высокого давления).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2542626C2

Стенд постоянного давления для проливки элементов топливной аппаратуры 1988
  • Куликов Владимир Павлович
  • Третьяков Герман Львович
  • Петрушов Виктор Алексеевич
  • Сивков Станислав Васильевич
  • Машкин Анатолий Леонидович
SU1693276A1
Способ испытания распылителя форсунки 1983
  • Клочев Леонид Алексеевич
  • Осипов Юрий Александрович
  • Соколов Виктор Васильевич
SU1137231A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНЫХ СЕЧЕНИЙ РАСПЫЛИТЕЛЯ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Девяткин Дмитрий Евгеньевич
  • Дейна Александр Александрович
  • Авдеев Динис Владимирович
  • Черных Евгений Владимирович
RU2311557C2
ЗАВОДЫ ШКОДА», НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ЧЕХОСЛОВАКИЯ)Действительный изобретатель Алоис Хомат 0
SU92914A1
Способ испытания распылителя дизельной форсунки 1986
  • Осипов Юрий Александрович
  • Пресняков Александр Владимирович
  • Бахта Феликс Степанович
  • Желтухин Юрий Николаевич
  • Ламов Виктор Константинович
  • Лягушин Владислав Николаевич
SU1357609A1
Способ определения эффективного проходного сечения распылителя форсунки по пропускной способности 1988
  • Хавкин Владимир Ильич
  • Смоловский Лев Исаакович
  • Новиков Евгений Васильевич
  • Обрядин Владимир Григорьевич
  • Аплин Борис Григорьевич
  • Титов Роберт Васильевич
  • Должков Владимир Ильич
  • Рагозин Александр Викторович
  • Снегирев Валентин Николаевич
SU1744302A1
Устройство для определения эффективного проходного сечения распылителей 1987
  • Олейников Анатолий Евгеньевич
  • Миланка Николай Федорович
SU1548498A1
CN 102116239 A, 06.07.2011
CN 201193581Y, 11.02.2009
JP 2001003841 A, 09.01.2001
DE 10031203 A1, 24.01.2002
JP 61175263 A, 06.08.1986

RU 2 542 626 C2

Авторы

Уханов Александр Петрович

Уханов Денис Александрович

Ротанов Евгений Геннадьевич

Валиуллин Айрат Альфредович

Новиков Денис Сергеевич

Даты

2015-02-20Публикация

2012-12-10Подача