СТАБИЛИЗАТОР УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОПОЕЗДА Российский патент 2004 года по МПК B60D1/06 

Описание патента на изобретение RU2230674C1

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автопоездов, состоящих из легковых автомобилей и различных по назначению прицепов.

Известно стабилизирующее устройство, показанное на фиг.76, стр.133 и описанное в книге Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. - Машгиз, 1961 г. Такое устройство включает два телескопических гидравлических амортизатора, которые крепятся к шарнирам сцепки и поперечному дышлу прицепа, что позволяет препятствовать возникновению виляния прицепа. Недостатком описанного стабилизатора является невозможность демпфирования им колебаний подергивания и боковой качки прицепа, а также его достаточно высокая стоимость из-за использования сложных по конструкции гидравлических амортизаторов.

Известен также стабилизатор поперечной устойчивости автопоезда (см. книгу А.С.Мелик-Саркисьян и Ю.М.Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт, 1979 г., рис.58, стр.66), который состоит из двух гидравлических амортизаторов одностороннего действия, соединенных с тягово-сцепным устройством автомобиля и дышлом прицепа быстрораздвижными шаровыми шарнирами. В целом представленная конструкция аналогична вышеописанной, а следовательно, недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности гашения пространственных колебаний прицепа при движении его в составе автопоезда.

Поставленная цель достигается тем, что на дышле прицепа с возможностью вращательного движения установлена втулка, взаимодействующая своими торцевыми поверхностями с шайбами, одна из которых жестко закреплена на дышле, а другая размещена на нем подвижно в продольной его плоскости и подпружинена относительно последнего пружиной сжатия, а упомянутая втулка по периферии снабжена двумя сквозными отверстиями, в которых расположены подвижно цилиндрической формы стержни, подпружиненные также пружинами сжатия относительно их торцевых частей, причем последние в отдельности шарнирно соединены с одной из пары шаровых головок тягово-сцепного устройства автомобиля. В то же время торцевые поверхности втулки и внутренние поверхности ее отверстий покрыты фрикционными материалами.

На фиг.1 показан вид сверху с разрезом стабилизатора устойчивости автопоезда; на фиг.2 - то же, сбоку.

Стабилизатор устойчивости автопоезда состоит из втулки 1, в продольных отверстиях 2 которой подвижно расположены цилиндрические стержни 3, снабженные упорами 4. Между упорами 4 и втулкой 1 размещены пружины сжатия 5. Каждый из цилиндрических стержней 3 снабжен корпусом 6 замкового устройства (на чертежах замковое устройство не показано, так как по конструкции оно может быть различным, см., например, книгу А.С.Мелик-Саркисьян, Ю.М.Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт, 1979 г., стр.63-65), соединенным с шаровыми головками 7 тягово-сцепного устройства автомобиля 8. Втулка 1 также снабжена центральным отверстием 9 цилиндрической формы и подвижно закреплена на дышле 10 прицепа 11, при этом дышло 10 снабжено неподвижной шайбой 12 и подвижной шайбой 13, подпружиненной пружиной сжатия 14 относительно дышла 10 при помощи упора 15.

Работает стабилизатор устойчивости движения автопоезда следующим образом. При движении автопоезда по стрелке А (фиг.1) по ряду причин прицеп 11 совершает поперечные колебания (виляние) по стрелке В, однако при возникновении таких колебаний амплитуда их ограничивается за счет углового поворота втулки 1, например, по стрелке С совместно с дышлом 10, что способствует такому же повороту цилиндрических стержней 3 на шаровых головках 7, но так как между втулкой 1 и упорами 4 расположены пружины сжатия 5, то последние упруго ограничивают угловой поворот прицепа. В то же время так как цилиндрические стержни 3 перемещаются в отверстиях 2, которые покрыты фрикционными материалами, то также перемещения демпфируются за счет возникающих в зоне контакта сил трения. При продольных колебаниях прицепа 11 (подергивании) демпфирование последних происходит за счет сжатия пружин 5, так, если происходит накат прицепа по стрелке Д, то сжимаются пружины 5, находящиеся со стороны автомобиля, а если резкое движение по стрелке А, то в работу включаются задние пружины 5, находящиеся со стороны прицепа. Одновременно такие колебания затухают, так как стержни 3 с сопротивлением перемещаются в отверстиях 2 втулки 1. В случае боковой качки прицепа, когда происходит вращение прицепа 11, когда происходит вращение дышла 10 по стрелке, например, Е (см. фиг.2) относительно продольной оси последнего, то демпфирование колебаний происходит за счет сил трения, возникающих между неподвижной шайбой 12, подвижной шайбой 13 и торцевыми поверхностями втулки 1. В практике происходит колебание рассматриваемой системы с одновременным проявлением виляния, подергивания и боковой качки, и поэтому стабилизатор позволяет гасить их комплексно, то есть совместно при различных режимах движения автопоезда.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с базовым стабилизатором, принятым за прототип, очевидно, так как оно, во-первых, просто по конструкции, не требует при изготовлении дефицитных материалов и, во-вторых, позволяет осуществлять гашение пространственных колебаний прицепа.

Похожие патенты RU2230674C1

название год авторы номер документа
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с переменным наклоном шкворня 2021
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Созинов Павел Михайлович
  • Строганова Оксана Юрьевна
  • Михеев Антон Юрьевич
RU2767088C1
СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ОДНООСНОГО ПРИЦЕПА 2019
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Строганова Оксана Юрьевна
  • Созинов Павел Михайлович
RU2744924C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Кравцов Денис Сергеевич
RU2547958C1
ДВУХЗВЕННЫЙ АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Сильченко Ольга Сергеевна
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
RU2535809C2
Стабилизирующее сцепное устройство одноосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Казаков Станислав Сергеевич
  • Строганова Оксана Юрьевна
RU2811193C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2268824C1
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Слободчикова Юлия Викторовна
RU2810832C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Жуков К.О.
RU2230675C1
АВТОПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Черников Руслан Владиславович
RU2457141C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕГКОВЕСНОГО АВТОПОЕЗДА 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Воробьёва Надежда Юрьевна
RU2604930C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 230 674 C1

Реферат патента 2004 года СТАБИЛИЗАТОР УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОПОЕЗДА

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Стабилизатор устойчивости движения автопоезда, преимущественно для легковых автомобилей, агрегатируемых с прицепами, состоит из дышла, снабженного гидравлическими амортизаторами, соединенного с шаровой головкой тягово-сцепного устройства автомобиля. На дышле прицепа с возможностью вращательного движения установлена втулка, взаимодействующая своими торцевыми поверхностями с шайбами. Одна из шайб жестко закреплена на дышле, а другая размещена на нем подвижно в продольной его плоскости и подпружинена относительно последнего. Упомянутая втулка по периферии снабжена двумя сквозными отверстиями, в которых расположены подвижно цилиндрической подпружиненные стержни, в отдельности шарнирно соединенные с одной из пары шаровых головок тягово-сцепного устройства автомобиля. Кроме того, торцевые поверхности втулки и внутренние поверхности ее отверстий могут быть покрыты фрикционным материалом. Технический результат – повышение эффективности гашения пространственных колебаний прицепа. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 230 674 C1

1. Стабилизатор устойчивости движения автопоезда, преимущественно для легковых автомобилей, агрегатируемых с прицепами, состоящий из дышла, снабженного гидравлическими амортизаторами, соединенного с шаровой головкой тягово-сцепного устройства автомобиля, отличающийся тем, что на дышле прицепа с возможностью вращательного движения установлена втулка, взаимодействующая своими торцевыми поверхностями с шайбами, одна из которых жестко закреплена на дышле, а другая размещена на нем подвижно в продольной его плоскости и подпружинена относительно последнего пружиной сжатия, а упомянутая втулка по периферии снабжена двумя сквозными отверстиями, в которых расположены подвижно цилиндрической формы стержни, подпружиненные также пружинами сжатия относительно ее торцевых частей, причем стержни в отдельности шарнирно соединены с одной из пары шаровых головок тягово-сцепного устройства автомобиля.2. Стабилизатор устойчивости движения автопоезда по п.1, отличающийся тем, что торцевые поверхности втулки и внутренние поверхности ее отверстий покрыты фрикционным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2230674C1

А.С
МЕЛИК-САРКИСЯНЦ, Ю.М
ВИНОКУРОВ
Прицепы для легковых автомобилей
- М.: Транспорт, 1979, с
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки 1915
  • Кочетков Я.Н.
SU66A1
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды 1921
  • Каминский П.И.
SU58A1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО С ПРИВОДОМ ТОРМОЗА АВТОПОЕЗДА 1992
  • Макаров Е.И.
  • Корзников Е.П.
  • Гудков Ю.И.
  • Мадзалевский Ю.В.
  • Юпатов А.С.
  • Трубицын А.В.
RU2025290C1
Сцепное устройство двухосного сочлененного транспортного средства 1983
  • Олефиренко Юрий Федорович
  • Лавриненко Юрий Николаевич
  • Афонин Вадим Николаевич
  • Локтионов Анатолий Александрович
  • Фесенко Петр Васильевич
SU1122524A1
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства 1989
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
SU1705134A1
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КАНАЛА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА 0
SU320202A1
DE 10015335 A, 04.10.2001
US 4209184, 24.06.1980.

RU 2 230 674 C1

Авторы

Сливинский Е.В.

Жаворонков Н.И.

Даты

2004-06-20Публикация

2002-11-13Подача