Изобретение относится к области цифровой вычислительной техники и может быть использовано в автоматических и автоматизированных системах различного назначения для определения технического состояния по результатам идентификации параметров бортовых систем летательного аппарата.
Известно устройство оценки диагностических признаков в основе которого лежит метод Калмановской фильтрации [1]. Его эффективное функционирование возможно в случае полной априорной информации и законов распределения внешних воздействий, что является существенным недостатком.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является устройство идентификации параметров динамических систем на основе вариационных принципов [2]. Однако его использование не позволяет получить требуемую точность при определении технического состояния бортовых систем летательных аппаратов.
Цель изобретения - повысить эффективность определения технического состояния по результатам идентификации параметров бортовых систем летательного аппарата. Указанный технический результат достигается за счет устройства определения технического состояния типовых бортовых систем летательных аппаратов по результатам оценки параметров, которое содержит следующие блоки: блок хранения констант; первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый блоки формирования произведения; блок формирования суммы; блок транспонирования; первый, второй блоки формирования разности; первый, второй, третий, четвертый блоки формирования функций
Сущность изобретения поясняется фиг.1, где представлено устройство определения технического состояния типовых бортовых систем летательного аппарата, которое содержит:
1 - блок хранения констант;
2.1 - первый блок формирования произведения;
2.2 - второй блок формирования произведения;
2.3 - третий блок формирования произведения;
2.4 - четвертый блок формирования произведения;
2.5 - пятый блок формирования произведения;
2.6 - шестой блок формирования произведения;
2.7 - седьмой блок формирования произведения;
2.8 - восьмой блок формирования произведения;
2.9 - девятый блок формирования произведения;
2.10 - десятый блок формирования произведения;
3 - блок формирования суммы;
4 - блок транспонирования;
5.1 - первый блок формирования разности;
5.2 - второй блок формирования разности;
6.1 - первый блок формирования функции
6.2 - второй блок формирования функции
6.3 - третий блок формирования функции
6.4 - первый блок формирования функции
7.1 - первый блок интегрирования;
7.2 - второй блок интегрирования;
7.3 - третий блок интегрирования;
7.4 - четвертый блок интегрирования.
Устройство определения технического состояния типовых бортовых систем летательного аппарата работает следующим образом: на информационный вход блока 1 хранения констант поступает значение наблюдаемой величины; первый информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первым информационным входом блока 3 формирования суммы; второй и третий информационные выходы блока 1 хранения констант соединены соответственно с первым и вторым информационными входами первого блока 2.1 формирования произведения; второй информационный выход блока 1 хранения констант соединен с информационным входом блока 4 транспонирования; третий информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первым информационным входом четвертого блока 2.4 формирования произведения; четвертый информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первым информационным входом третьего блока 2.3 формирования произведения; четвертый информационный выход блока 1 хранения констант соединен со вторыми информационными входами шестого блока 2.6 и девятого блока 2.9 формирования произведения; пятый информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первым информационным входом восьмого блока 2.8 формирования произведения; шестой информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первым информационным входом второго блока 5.2 формирования разности; седьмой информационный выход блока 1 хранения констант соединен с первыми информационными входами первого блока 6.1, второго блока 6.2, третьего блока 6.3 и четвертого блока 6.4 формирования функций
Заявленное изобретение направлено на повышение эффективности определения технического состояния бортовых систем летательных аппаратов, что также весьма важно на всех этапах создания, экспериментальной обработки и эксплуатации объектов ракетно-космической, авиационной, корабельной и других видов техники.
Приведенные результаты позволяют утверждать, что определение технического состояния по результатам идентификации параметров бортовых систем летательных аппаратов с использованием вариационных принципов и итерационной регуляризации обеспечивает увеличение эффективности диагностики бортовых систем в сравнении с известным фильтром Калмана.
Структура предлагаемого устройства определяется решением задачи определения технического состояния системы ориентации и стабилизации летательных аппаратов.
Модель системы ориентации и стабилизации представим в виде дифференциального уравнения
ω(0)=30,
применив следующие обозначения x0=ω,
где U - функция управления,
m=(Mупр+Mвозм)/I - приведенный управляющий момент, [град/с2],
Mупр - управляющий момент,
Mвозм - возмущающий момент,
I - момент инерции.
В идеальном случае, когда внешние возмущения отсутствуют, (Mвозм=0), m=Mупр/I.
Приведенный управляющий момент позволяет осуществить обратную связь в системе ориентации и стабилизации, т.к. его значение зависит от отклонения текущего состояния системы g(t) от некоторого заданного состояния g(t)=(φ(t), ω(t)). Значение m выбирается на основании информации о текущем состоянии летательного аппарата. При этом источниками информации являются чувствительные элементы: датчики углов и датчики угловых скоростей с соответствующими уравнениями измерений
где kφ, kω - передаточные коэффициенты,
ψ, υ - соответствующие погрешности измерений.
Функция управления U имеет вид
где yср - векторный порог срабатывания управляющих элементов;
некоторое фиксированное значение наблюдаемого векторного параметра,
y - текущее значение наблюдаемого векторного параметра.
При kφ, kω=1 обобщенная функция управления имеет следующий вид
Модель неизвестного неслучайного параметра
Критерий качества идентификации имеет вид
Таким образом, модель системы ориентации и стабилизации летательного аппарата при вращении вокруг одной из осей может быть задана следующим образом: вращение летательного аппарата вокруг центра масс описывается уравнением (2) с функцией управления вида (5) и уравнениями измерений датчиков углов и датчиков угловой скорости вида (3).
Требуется провести идентификацию приведенного управляющего момента m=1.29, при условии что φср=-0.5 [град], а ωср=2,9 [град/с2].
Алгоритм идентификации на основе использования вариационных принципов и итерационной регуляризации [3, 4] имеет вид
где µ-1=6.7, α-1=1.
Результаты идентификации приведенного управляющего момента разработанным алгоритмом (8) и фильтром Калмана [5-7] представлены на фиг.2.
Относительная погрешность оценок составляет соответственно δОПМиИР=0,067%, δФК=0,603% в установившемся режиме. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что фильтр Калмана уступает разработанному алгоритму по точности оцениваемого параметра.
Следовательно, в качестве алгоритма идентификации для определения технического состояния системы ориентации и стабилизации используем разработанный алгоритм (8).
Однако, помимо процедуры идентификации, процесс определения технического состояния предполагает проведение целого ряда этапов: таких как получение телеметрической информации с борта летательного аппарата, предварительную и первичную обработку телеизмерений, принятие решения о техническом состоянии. Поэтому рассмотрим пример решения задачи определения технического состояния бортовой системы летательного аппарата на примере типовой активной системы ориентации и стабилизации летательного аппарата [1, 8]. В соответствии со структурой процесса технического состояния примем, что априорно задано:
1. Множество классов технических состояний
Пусть на основании анализа функционирования системы ориентации и стабилизации летательного аппарата заданы следующие виды технического состояния {Aj}, j=0, 1, 2;
A0 - система ориентации и стабилизации работоспособна;
A1 - система ориентации и стабилизации неработоспособна вследствие изменения тяги двигателя ориентации и стабилизации;
A2 - система ориентации и стабилизации неработоспособна вследствие выхода из строя датчика угловых скоростей.
2. Вектор диагностических признаков Q
На основании выбранной модели система ориентации и стабилизации определен вектор диагностических признаков, обеспечивающий наблюдаемость технических состояний Q=[m, kω]. При этом неизвестный параметр m рассчитывается в соответствии с алгоритмом (8), а передаточный коэффициент kω определяется по результатам расчетных и телеметрических измерений.
3. Модель системы диагностирования R
Модель системы диагностирования задается в виде матрицы соответствия R между техническими состояниями Aj и вектором диагностических признаков Q, т.е. отображения R:A→Q
4. Модель информационно-телеметрической системы
Модель информационно-телеметрической системы представляет собой оператор преобразования L:{g}→{λ}, где g - вектор состояния, λ - вектор телеметрируемых параметров. Для система ориентации и стабилизации оператор L по аналогии с уравнениями (2) можно представить системой уравнений:
или в векторно-матричной форме
или в общем виде
где
5. Модель системы предварительной и первичной обработки результатов телеизмерений
Модель системы предварительной и первичной обработки представляет собой оператор преобразования G:{λ}→{x∗}, где x∗ - оценка вектора состояния, реализованного набором алгоритмов предварительной и первичной обработки {Gr}, r=1…N. Для системы ориентации и стабилизации летательного аппарата
6. Модель системы вторичной обработки результатов телеизмерений
Модель системы вторичной обработки результатов телеизмерений представляет собой оператор преобразования Id:{x∗}→{Q∗}, где Q∗ - оценка вектора диагностических признаков, реализованного алгоритмом вторичной обработки (в условиях постановки данной задачи алгоритмом многопараметрической идентификации на основе объединенного принципа максимума и итерационной регуляризации): Idp, p=1…M.
7. Показатель эффективности решения задачи идентификации
В качестве показателя эффективности решения задачи принята норма разности реализации вектора диагностических признаков Q∗, оцененного в результате вторичной обработки, с априорно заданными значениями Qj соответствующими различным видам технических состояний Aj:
8. Критерий эффективности решения задачи идентификации
В качестве критерия эффективности выберем требование обеспечения минимума выбранного показателя
J1→min.
Таким образом, задача оценивания технического состояния системы ориентации и стабилизации формулируется следующим образом:
Дано:
1. Класс моделей системы в виде векторных дифференциальных уравнений (2).
2. Модель наблюдения (3).
3. Модель управления (5).
4. Модель динамики идентифицируемого параметра (6).
5. Критерий оценивания (7).
Требуется: На основании заданной априорной информации по результатам проведенных телеизмерений оценить приведенный управляющий момент m с требуемой точностью и определить вид технического состояния системы ориентации и стабилизации летательного аппарата в соответствии с выбранным критерием.
9. Практические рекомендации по принятию решения о техническом состоянии системы ориентации и стабилизации
Целью функционирования подсистемы принятия решений является обеспечение высокой достоверности принятия решения о техническом состоянии системы ориентации и стабилизации летательного аппарата. На практике принятие решения осуществляется в условиях, когда действуют факторы различной природы (случайные, неопределенные), когда возможны различные варианты, и требуется выбрать предпочтительный. Существует несколько вариантов решений: метрический, вероятностный и возможный. В условиях наглядной демонстрации преимуществ разработанного метода рассматривается только метрический вариант решения, заключающийся в последовательном уточнении оцениваемых параметров системы ориентации и стабилизации на каждой итерации до момента, когда точность и вероятность принятия решения о техническом состоянии системы ориентации и стабилизации будет однозначной.
Устройство работает следующим образом. В исходном состоянии на вход устройства подается y, а в блоке 1 хранения констант записываются начальные значения α-1, G, P, N-1, µ-1, y, t,
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Мороз В.И., Ромашенко Е.К., Потюпкин А.Ю. Решение задач математической обработки результатов телеизмерений. МО РФ, М., 2001 г., 163 с.
2. Патент РФ рег. №2464615 от 20.10.2012 г. Устройство идентификации параметров динамических систем на основе вариационных принципов. Андрашитов Д.С., Костоглотов А.А., Кузнецов А.А., Лазаренко С.В., Сметанникова Н.А.
3. Андрашитов Д.С., Костоглотов А.А., Лазаренко С.В., Дерябкин И.В. Вариационный метод многопараметрической идентификации динамических систем на основе итерационной регуляризации // Успехи современной радиоэлектроники. №6, 2012, с.67-72.
4. Лурье А.И. Аналитическая механика. М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1961, с.642-648.
5. Сейдж Э.П., Меле Д.Л. Идентификация систем управления. М.: Наука, 1974. с.204-212.
6. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. М.: Наука, 1987, с.347-360.
7. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986, с.15-18.
8. Фарина А., Студер Ф. Цифровая обработка радиолокационной информации. Сопровождение целей. - М.: Радио и связь, 1993, с.38-47.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛАГРАНЖЕВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ИТЕРАЦИОННОЙ РЕГУЛЯРИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2528133C1 |
Устройство идентификации параметров динамических звеньев информационно-управляющих систем | 2014 |
|
RU2632681C2 |
УСТРОЙСТВО ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ВАРИАЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ | 2011 |
|
RU2464615C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТУРА ФАЗОВОЙ АВТОПОДСТРОЙКИ ЧАСТОТЫ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ НА ОСНОВЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ПРИНЦИПА МАКСИМУМА | 2013 |
|
RU2547635C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ | 1992 |
|
RU2069370C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОМ СО СВОБОДНЫМ ВЫБОРОМ ПОВЕДЕНИЯ | 2014 |
|
RU2555234C1 |
ЦИФРОВОЙ РЕКУРСИВНЫЙ ФИЛЬТР | 2003 |
|
RU2257667C2 |
ЦИФРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МНОГОКАСКАДНЫЙ ФИЛЬТР | 2010 |
|
RU2436228C1 |
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2011 |
|
RU2475828C1 |
ЦИФРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИТЕРАТИВНЫЙ ФИЛЬТР | 2007 |
|
RU2362265C1 |
Изобретение относится к области цифровой вычислительной техники и может быть использовано в автоматических и автоматизированных системах различного назначения для определения технического состояния по результатам идентификации параметров бортовых систем летательного аппарата. Техническим результатом является повышение эффективности определения технического состояния по результатам идентификации параметров бортовых систем летательного аппарата. Устройство содержит: блок хранения констант; первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый блоки формирования произведения; блок формирования суммы; блок транспонирования; первый, второй блоки формирования разности; первый, второй, третий, четвертый блоки формирования функций , , , соответственно; первый, второй, третий, четвертый блоки интегрирования. 2 ил., 1 табл.
Устройство определения технического состояния бортовых систем летательных аппаратов по результатам оценки параметров, содержащее блок хранения констант; первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый блоки формирования произведения; блок формирования суммы; блок транспонирования; первый, второй блоки формирования разности; первый, второй, третий, четвертый блоки формирования функций
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек | 1923 |
|
SU2007A1 |
Авторы
Даты
2015-03-20—Публикация
2013-10-09—Подача