Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида.
Актуальность и теоретическое обоснование способа.
Актуальность способа продиктована особенностями современной культурной и социальной ситуации развития общества. Последние характеризуются утратой традиций, влиянием западных норм на формирование традиций и норм поведения российского гражданина, трансформацией имеющихся традиций и базовых ценностей. В этой связи происходит размывание определенных стереотипов культурного поведения, хаотичная социокультурная активность, что обуславливает проблемы во взаимодействии, межличностном понимании, личностном развитии и т.д. Кроме того, наблюдается отрыв от бессознательного, который приводит к нарастанию кризисных явлений, с одной стороны, а с другой, чрезмерными увлечениями магическим и волшебным, что в свою очередь оказывают существенное влияние на личность и вызывает необходимость более требовательно подходить к изучению бессознательных основ.
В данном случае необходимо обращение к более древним категориям, позволяющим восполнить утраченные стереотипы поведения, и выступающим основополагающим ориентирам для построения адекватной картины мира субъекта. Такими категориями являются архетипы, которые впервые были обозначены К.Г. Юнгом [58] и понимались им как первообразы, структурные элементы психики - образцы поведения, видения мира, мышления; простые и фундаментальные образы, скрытые в коллективном бессознательном. Архетипы, по мнению автора, задают общую структуру личности и последовательность образов, появляющихся в сознании при пробуждении творческой активности, и потому духовная жизнь человека несет на себе архетипический отпечаток. Это формообразующее начало. Архетипы лежат в основе символики творчества, мифов, сказок, ритуалов, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание себя, других людей, мира в целом. В продолжение этой темы можно привести еще слова К.Г. Юнга по этому поводу: «Архетипы являются типичными видами понимания, и где бы мы не встретились с единообразными и регулярно возникающими формами понимания, мы имеем дело с архетипом» [59, с.164]. Но по К.Г. Юнгу архетипы связаны не только с пониманием как таковым, они имеют гораздо большее значение: «Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях» [55, с.2].
Бессознательные структуры, описанные К.Г. Юнгом, в дальнейшем получили теоретическое осмысление в работах М. Элиаде, Дж. Кэмпбелла, Э. Ноймана, Е.М. Мелетинского и др. авторов, которые изучали теоретические аспекты архетипов, их виды в различных контекстах. Сам автор [7] говорил о достаточно большом количестве архетипов, но тем не менее выделял главные: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус - архетипы структуры психики; Великая Мать, Великий Отец, Божественный Ребенок, Мудрый Старец, Трикстер - архетипы коллективного бессознательного. При этом, по мнению автора, все архетипы так или иначе должны быть представлены в структуре личности. В случае выраженности одного архетипа можно говорить о «захвате» архетипом субъекта или о его доминировании, что может сопровождаться различными нарушениями в психике и кризисными явлениями.
Различные авторы, следуя К.Г. Юнгу, определяют виды архетипов, описывая и характеризуя их. Анализ приведенных авторами типологий архетипов демонстрирует некоторые различия.
Так в частности Дж. Кэмпбелл [3] подробно анализирует архетип Героя, раскрывает его путь, процесс индивидуации (термин введен К.Г. Юнгом) - становления и развития личности, который включает три стадии: сепаративную (отделение личности от группы), ламинальную (нахождение на грани) и реинтегративную (восстановительную).
Э. Нойманн [7] исследует становление сознания через архетипические стадии развития и две функции - интроверсию и экстраверсию. Автор, опираясь на богатый мифологический материал, подробно рассматривает архетипы Великой матери, Великого отца, Героя, Тени, Анимы и Анимуса.
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [4] утверждают, что иррациональные мысли, идеи не затрагивают мышления, а продуцируются патологической интуицией. Последняя же имеет архетипический характер. Авторы дают анализ архетипов коллективного бессознательного (Персона, Тень, Анима и Анимус, Старого Мудреца, Великой Матери, Ребенка, Врага и Трикстера), проводя аналогии с психиатрическими феноменами и личностными особенностями индивида в современном обществе.
J. Beebe [8] предлагает типологическую модель восьми архетипов, связывая их с четырьмя функциями (мышление, интуиция, ощущение и чувство), а также с двумя основными аттитюдами - экстраверсия/интроверсия. В результате J. Beebe выделил восемь архетипов: четыре архетипа индивидуальности - Герой/Героиня для передней функции (сознательная доминирующая), Отец/Мать для второй функции или «вспомогательной» функции, Младенец/Девственница для третичной функции, Анимус/Анима для подчиненной функции (бессознательная); четыре теневых архетипа, противоположных индивидуальности (с такими же функциями, но с противоположным аттитюдом) - Оппозиционная личность (Персона) противоположна Герою/Героине, Старик/Ведьма противоположны архетипу Отец/Мать, Трикстер - Младенцу/Девственнице и Демоническая Индивидуальность (Тень) - Анимусу/Аниме.
На фиг.1 представлено соотношение архетипов и функций-аттитюдов (приводится по J. Beebe [8]), где:
1 - Герой/Героиня (передняя или доминантная функция);
2 - Отец/Мать (вспомогательная функция);
3 - Младенец/Девственница (третичная функция);
4 - Анимус/Анима (подчиненная функция);
5 - оппозиционная личность (такая же, как и в №1 функция, но с противоположным аттитюдом);
6 - Старик/Ведьма (такая же, как и в №2 функция, но с противоположным аттитюдом);
7 - Трикстер (такая же, как и в №3 функция, но с противоположным аттитюдом);
8 - Демоническая Индивидуальность (такая же, как и в №4 функция, но с противоположным аттитюдом).
Еще одну оригинальную типологическую модель архетипов выдвигают К. Пирсон и М. Марк [4], которые проецируют архетипы через категорию мотивации. Авторы в четырех квадрантах, расположенных на пересечении двух осей - Стабильность /Мастерство и Принадлежность/Независимость четыре группы архетипов, являющиеся, по мнению авторов, наиболее важными для выполнения четырех базовых человеческих потребностей приведены в Таблице 1 «Соотношение функций и видов архетипов».
У каждого архетипа М. Марк и К. Пирсон выделяют несколько уровней и теневой аспект. При этом авторы отмечают, что архетипы, имея положительную и отрицательную сторону, могут делать жизнь индивида более насыщенной, либо захватывать личность, активизируя ее теневую сторону.
Предложенная авторами модель активно используется в рекламе и менеджменте и на ее основе А.В. Чернышевым [4], в рамках диссертационного исследования, было дано определение содержания архетипов, соответствующих различным историческим типам русской культурной традиции, с целью выявления тенденций использования архетипов в пространстве современной телерекламы. Многомерный контент-анализ 145 текстов русских народных сказок позволил автору классифицировать архетипические образы русской культурной традиции в Таблице 2 «Пространство русских архетипов».
В свою очередь Г.Б. Бедненко [3] дает характеристику ролевым архетипам, используя классификацию греческих богов и богинь. Она отдельно описывает мужские архетипы и женские. Анализ работ автора позволил нам свести все ролевые архетипы, представленные Г.Б. Бедненко, в Таблицу 3 «Ролевые архетипы по Г.Б. Бедненко и их сопоставление с архетипами К.Г. Юнга».
О.К. Агавеляном, С.Б. Перевозкиным и Ю.М. Перевозкиной [1] было осуществлено корреляционное исследование вербальных и визуальных характеристик архетипов, полученных на основе частотного и сопоставительного анализов, которое позволило выделить два основных полюса архетипов. Первый включает в себя архетипы Мать/Отец, Герой/Дева и Ребенок, положительное начало личности. Второй полюс включат их теневые аспекты Старик/Старуха, Враг/Ведьма и Трикстер, которые отражают более иррациональные, негативные характеристики, несущие в себе оттенки зла.
На фиг.2 представлено соотношение архетипов и их теневых аспектов, где:
9 - Позитивный аспект;
10 - Мать/Отец;
11 - Герой/Дева;
12 - Ребенок;
13 - Старик/Старуха;
14 - Враг/Ведьма;
15 - Трикстер;
16 - теневой аспект.
Для каждого архетипа были определены вербальные характеристики. Архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками, как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало - мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект - веселый, милый, беззаботный; негативный аспект - хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный.
Теоретический анализ архетипов.
Великая Мать.
Архетип матери, являющийся с точки зрения К.Г. Юнга - «Прародительницей жизни» - самый древний образ мифологического сознания. Автор [58] указывает, что он символизирует зарождение жизни как таковое, беря начало от реального образа матери, поскольку связан с проблемой истока жизни. К.Г. Юнг выделяет наиболее типичные образы этого архетипа, возникающие последовательно в человеческой психике: «Первыми в иерархии являются мать, бабушка, мачеха, свекровь (теща); затем следует любая женщина, с которой человек состоит в каких-то отношениях, например няня, гувернантка или отдаленная прародительница. Завершают ряд женщины, которых называют матерями в переносном смысле слова. К ним относятся и богини, особенно Богоматерь, Дева, София» [58, с.215].
С данным архетипом, отмечает автор [58], ассоциируются следующие качества: сочувствие, материнская забота, мудрость, магическая власть женщины, духовное совершенство, иными словами, все, что связано с заботливостью, поддержкой, добротой, способствующее плодородию и развитию. Мать, являясь центральной фигурой, присутствует там, где происходят воскрешения и магические превращения.
Анализ архетипа матери позволил С. Биркхойзер-Оэри [5] выделить несколько типов данного архетипа.
Добрая мать это та, которая дает изобилие и достаток, дарит жизнь и счастье, плодородную землю:
- Животворная Природа-Мать - важнейшая сторона архетипа матери, воплощающая заботливое, ласковое и защищающее материнство. Сказочными символами часто бывают животные - коза или корова, а также плодовое дерево. Она дает убежище своему дитя, защищает его от всех воздействий, с которыми он, будучи слаб, пока не может справиться сам.
- Исцеляющая Природа-Мать, главное ее свойство - сохранять и продлевать жизнь, а значит, в мифологии она имеет прямое отношение к богине любви: не только в смысле губящей страсти, а и в смысле достижения целостности. Она старается найти тех, кто способен к настоящим взаимоотношениям. Возможно, она осознает, что не сможет без них довести до конца самое важное дело, направленное на достижение целостности.
Героиня сказки «Вечнозеленая бабушка» [5], пожилая женщина, одетая во все зеленое, встретившая в лесу детей и оказавшая им помощь, это воплощение архетипа Природы-Матери. Б.Ю. Циркин [48] пишет, что природные богини часто ассоциируются с «зеленью», например греческая богиня Астарта.
Е.М. Мелетинский [30] считает, что мать выражает вечную, бессознательную, бессмертную стихию. А И.Г. Пендикова и Л.С. Ракитина [35] указывают на то, что изначально образ матери имел темный, теневой аспект. С течением времени произошло его переформирование, и архетип матери стал реализоваться в других образах: в образе прекрасной богини, покровительницы красоты, любви, деторождения и т.п.
Дж. Кэмпбелл, показывая мифологическую фигуру Вселенской Матери, проводит параллель на примере тантрийской литературы, следующим образом: «Сама богиня пылает огнем жизни; земля, солнечная система, галактики уходящего вдаль космоса - все растет в ее лоне. Ибо она есть создательница мира, вечная матерь и вечная дева. Она также есть смерть всего смертного. Весь цикл существования свершается под ее властью, от рождения, через юность, зрелость и старость, к могиле. Она является и лоном и могилой» [22, с.118]. Иными словами, она объединяет «доброе» и «злое», представляя собой две формы сохранившегося в памяти образа матери - не только собственной матери человека, но и матери вселенской.
Великий Отец.
Архетип отца, который по утверждениям О. Нойбергера (приведено по: [52]), в первую очередь ассоциируется с «отцом-благодетелем». С точки зрения автора отец - это прообраз создателя, неограниченного владыки, родителя. Как достаточно жесткий и критичный господин он кажется сильным, рассудительным, всезнающим, стабильным, всемогущим и большим, непоколебимым и надежным. Как отец «всех детей» он обращается с ближайшим окружением заботливо и благожелательно, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки.
С точки зрения Г.Б. Бедненко [3], архетип отца виден на примере древнегреческого бога Зевса. В Зевсе видны качества и способности, характерные и для архетипа отца: преобразует мир, является прародителем и в тоже время охранником порядка, традиций. Защитником своих владений и близких, для него, людей. Он добродушно и с любовью относится к детям, кроме того, для него очень важно иметь своих наследников, продолжателей рода; рождение ребенка, в частности первенца, имеет очень важное значение, тогда он чувствует, что его какие-то начинания, дела или же дело жизни будут кем-то продолжены, что сам он будет, в каком-то смысле, присутствовать в своих потомках.
Также архетип отца представлен в теории М. Марка и К. Пирсона [27] через образ правителя. Для правителя важно взять власть в свои руки, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность себе, своей семье, друзьям. Старается максимально контролировать все, что происходит вокруг. Обладает природной харизмой, которая способствует тому, что люди за ним охотно следуют. В лучшем своем проявлении правитель желает помочь всему миру.
Мудрая Старуха.
Архетип старухи или мачехи, который является антиподом матери. В исследовании О.К. Агавеляна, С.Б. Перевозкина и Ю.М. Перевозкиной [1] было выявлено, что архетип старухи несет в основном негативные черты, а именно такие, как вредная, злая и старая.
Архетипический образ старухи можно увидеть у С. Биркхойзер-Оэри [5] на следующем примере:
- Ужасная мать (ревнивая или злая мачеха) - архетипический образ матери, открыто демонстрирующий свои способности к разрушению, как, например, в сказке о Белоснежке. В данной сказке мать принимает образ злой мачехи, которая воплощает собой деструктивную сторону материнского начала, то есть ее теневые аспекты. В русских народных сказках, отмечает С. Биркхойзер-Оэри, в таких как, например, «Баба Яга» или «Василиса Прекрасная», злая мачеха также является отрицательным персонажем, но совершает зло в каких-то определенных рамках или границах: она сделает все, чтобы сказочная героиня оказалась в ее власти и была возможность угрожать ей смертью.
Одна из важнейших особенностей злой мачехи, говорит С. Биркхойзер-Оэри [5], состоит в том, что скрыться от нее практически невозможно. Она будет преследовать главную героиню до самой смерти, обычно, до своей. Эта смерть символична, она является необходимым условием для возрождения, в терминах психологии - начало осознания, из-за этого, как демонстрирует К.Г. Юнг [58], Э. Нойманн [33] и др., в начале индивидуации, как процесса, находится именно злая мачеха или старуха.
Мудрый Старец.
Темной стороной отца или, правильнее сказать, его темным продолжением является архетип старика или духа. То к чему отец должен прийти. Казалось бы, архетип старца символизирует собой общечеловеческую мудрость, знание, размышления, интуицию и ум, как писал К.Г. Юнг (приведено по: [54]. Архетип отца, по мнению Е.М. Щепановской [54] приводит человека к собственным корням, помогает овладеть собой, находить новые силы и превозмогать необыкновенные трудности. Но в тоже самое время, пишут И.Г. Пендикова и Л.С. Ракитина [35], он представляет серьезнейшую угрозу для личности, потому что когда он актуализируется, человек действительно начинает верить в то, что он овладел магической мудростью, даром пророчества или исцеления, властью. Но эта самая власть, эта мудрость может стать разрушительной для человека и побудить его к действиям, гораздо превосходящим его способности.
Как заметил К.Г. Юнг (приведено по: [54]), помимо божественного в этом архетипе есть и демоническое. Как всевидящее небо совмещает в себе и тьму, и свет: небо светит и благу, и злу, допуская абсолютно все и сотнями лет равнодушно наблюдая за созиданием и разрушением. Небо рождает прекрасные облака и облака-чудовища, позволяя и тем, и тем растаять в воздухе. Абсолютно также дух или старик относится к жизни и смерти, всегда оставаясь равнодушным или непричастным к скорби и страданиям, которые его деяния оставляют в мире.
Предвечная Дева.
Сама фигура, исследуемая К.Г. Юнгом [58], воплощает в себе многое. Буквально, кора или дева - это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выданная замуж за Аида, и центральный персонаж Элевзинских мистерий. У нее множественность ролей в греческой мифологии: девственница, невеста, дочь и царица подземного мира. Она является спутником пуэра, его феминной копией, puella aeterna - так ее нарекли последователи К.Г. Юнга (приведено по: [19]). В данном качестве, она делит с божественным ребенком его веселость и игривость, показное геройство и потенциальные возможности; она, то есть дева - Персефона в своем юном и прекрасном очаровании.
По мнению А.В. Безруких и О.М. Пилявиной [4] в греческой или, вернее, греко-римской мифологии существуют многочисленные богини - девы: это Артемида - богиня диких лесов и охоты, покровительница зверей или девственниц; собственно, дочь Деметры Персефона, владычица подземного царства, второе имя которой - Кора - означает просто «девушка»; вечно-юная Геба; Мнемозина - память и ее дочери музы; Эос-заря; Гестия, богиня домашнего очага; крылатая победа Ника; Дикэ - справедливость; Ирида - радуга, а также Плеяды, Орры, нимфы, хариты и многие другие.
О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкин и Ю.М. Перевозкина [1] эмпирически выявили, что предвечная дева (будущее) имеет следующие качества: наивность, чистота, красота, страсть и эмоциональность.
Герой.
Э. Нойманн [33] считает, что архетип героя отражает проблему борьбы эго-сознания с прародителями, т.е. с бессознательным, за свою независимость. Покинув состояние таинственной сопричастности с великой матерью, он несет в себе мудрость и культуру.
Вообще, архетип героя считается самым распространенным и известным в мире. Встречается он практически повсеместно: в мифологии римлян и греков, в архаических культурах и средневековье и на Ближнем Востоке. По О. Нойбергеру (приведено по: [52]) герой - это «юношеская противоположность» состарившегося отца и олицетворяет собой он то, чем был когда-то наделен отец - смелость, мужество и закаленность в боях. Герой одинок, несгибаем, идет своим путем, сражая врагов и восхищая окружающих. Он никому не подчиняется и реализует всеобщую мечту о свободе и власти. Самобытен даже в своих фантазиях, самодостаточен, силен и могуч. В общем, герой всегда грандиозен и велик.
А. Иващенко пишет [20], что естественным окружением для героя или спасителя являются: поля битв, улицы, спортивные состязания, рабочее или какое-либо другое место. В общем, он будет там, где вызовы либо трудности требуют мужественных, решительных, энергичных действий. Главное для героя - сделать мир лучше. При этом практически у всех героев одна и та же «формула» их пути по свершению великих поступков - герой отваживается отправиться из повседневного мира в края удивительного и сверхъестественного, туда где встречается с фантастическими, возможно, ужасными силами, сражается с ними и одерживает верх. После этого выдающегося и мистического приключения герой возвращается домой, наделенный способностью нести людям какое-либо благо [22]. Нередко герой погибает в приключении, после чего воскрешает и все-таки довершает начатое.
В душе этот архетип, как отмечает А. Иващенко [20] боится потерпеть поражение, «сломаться» и не победить. Архетип героя воспитывает, указывает автор, формирует в людях сосредоточенность, дисциплину, целеустремленность и решительность. Окружающая среда и наряды являются скорее функциональными, нежели роскошными. Более того, роскошь и комфорт отталкивают его, он воспринимает их как опасность, потому что они могут сделать человека мягким, слабым. Если в человеке активизируется данный архетип, то в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Герой будет защищать тех, кого считает ранимым, невинным, неспособным помочь себе самостоятельно. В своем лучшем проявлении герой способен совершать величайшие поступки.
Ведьма.
А.В. Безруких и О.М. Пилявина [4] пишут, что Деметру (мать) и Персефону (дева) называли «две богини», но рядом с ними была и третья, имя которой Геката - мрачная богиня ночных ужасов и колдовства. Геката часто объединялась с Деметрой как имеющая земную природу, живущая в пещерах, дарующая плодородие или обрекающая на бесплодие. Олицетворяет собой ночь, мрачную смерть, колдовство; Персефоне близка своей связью с луной и с месячным женским циклом. Греки присвоили ей имя Гекаты, как богине, которая воплотила в себе свойства луны, характеристики Коры (как Персефоны, так и Артемиды), природу Деметры. Ее называли Тривией или трехликой. Изображалась она в виде мрачной трехголовой богини, которая едет на черной собаке. В жертву ей приносили волчиц и сук, делалось это ночью, на перекрестке трех дорог.
Образ ведьмы представлен у С. Биркхойзер-Оэри [5] на примере огненной матери - образ ужасной матери, при котором фигура матери подвергает главного героя или героиню испытанием огнем. На примере Ю.Б. Циркина [48] греческая богиня Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия, которая, чтобы сделать царского сына бессмертным, держала его над огнем каждую ночь. Когда горюющая Деметра прекратила выполнять свои обязанности, все растения перестали расти и голод грозил уничтожить человеческий род.
А также на примере колдуньи-тюремщицы, который приводит С. Биркхойзер-Оэри [5], использует колдовство, направляя его на людей, тем самым может лишить естественного облика, превратив в какое-либо животное: в медведя, птицу, свинью или осла, в котором человек остается жить. Злые чары колдуньи могут заставить человека заснуть непробудным сном, как Спящую Красавицу, из которого его может вывести нечто особенное, вроде поцелуя Прекрасного Принца; или парализовать действия человека, как было с Иорингелем. Чтобы околдовать человека, ведьма использует различные, фантастические образы.
О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкин и Ю.М. Перевозкина [1] по результатам эмпирического исследования определили, что ведьма отражает несущие в себе оттенки зла, негативные, иррациональные характеристики.
Враг.
Противоположностью героя является архетип врага или соперника. И.Б. Гасанов [10] считает, что этот архетип, как и большинство других, встречается в различных культурах и обществах, он присутствует у различных народов, при этом приобретая некие сходные черты, качества. При всех различиях в обстоятельствах и причинах войн и конфликтов, в течение всей истории существует повторяющийся набор изображения противника, то есть архетип врага, который собирается по частям, как мозаика. Враг изображается безликой опасностью, чужаком, агрессором, ненасытным захватчиком, богоненавистником, варваром, садистом, преступником, насильником и, в конце концов, воплощением зла, уродства и смерти. Самое главное в архетипе врага - это отсутствие у него человеческого лица, человеческих черт. Потому абсолютный враг безличен, хоть и может персонализироваться. Неслучайно у людей появилась паранойя, потому что люди испокон веков кого-то опасались, также как и неслучайна привычка направлять свою агрессию и враждебность во вне, на тех, кто неизвестен, незнаком.
По мнению Э. Нойманна [32] война может начаться в том случае, если враг превратится в носителя теневой проекции. Поэтому радость и страсть от участия в военном конфликте проистекают от удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны являются коррелятом старой этики, потому что в них видно активизацию бессознательной теневой стороны коллектива.
К.Г. Юнг (приведено по: [54]) считает, что архетипы врага и трикстера различаются, но при этом им присущ один и тот же момент - момент противостояния. Можно сказать так: образ трикстера более разумная и мирная вариация или модификация архетипа врага.
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [24] отмечают также, что активизация архетипа врага заставляет спроецировать на человека с другими, иными, взглядами негативные и иррациональные характеристики, которые несут в себе оттенки зла.
Архетип врага виден в образе бунтаря, который описали М. Марк и К. Пирсон [27]: он проявляет гнев и враждебность, имеет склонность приносить в жертву окружающих и вряд ли перед чем-то остановится, чтобы добиться желаемого. Те, кто не смогли достигнуть желаемого социально приемлемыми, нормальными способами, нередко обращаются к неэтичным, противоправным стратегиям, чтобы одержать победу. Их считают аморальными, но в тоже время, они видятся сильными. Если герой добивается восхищения, то бунтарю вполне достаточно страха и боязни перед ним. Но страх подразумевает какую-то власть. И герой, и бунтарь, он же враг, могут испытывать гнев. Но вот только, герой действует, когда несправедливость возмущает его и приводит в ярость, а гнев бунтаря спровоцирован тем, что им пренебрегли, как личностью. У героя есть идентификация со всей общиной, бунтарь же чувствует себя абсолютно ей чуждым.
Эти авторы также указывают на то, что среда обитания данного образа - это укромные, потайные места. Бунтарь узнается в революционере, мятежнике, диком мужчине или дикой женщине, злодее, неприспособленном человеке, иконоборце, враге. В нем заключаются теневые черты или качества культуры, т.е. те которые общество отрицает и презирает, не хочет принимать [27].
Божественный Ребенок.
Архетип божественного ребенка или пуэра, который по мнению К.Г. Юнга [58] символизирует собой пробуждение индивидуального сознания из стихии коллективного бессознательного, а также самость.
К. Кереньи и К.Г. Юнг (приведено по: [19]) совместно разрабатывали архетип ребенка. По их мнению, божественное дитя является не только символом будущих надежд, рассады, саженца, потенции жизни и ее обновления. Пуэр, однако, больше, чем просто дитя. Он тоже божественен и потому в самых разных обличиях представляет предтечу Героя маленький ребенок часто оказывается сверхчеловеком, обладающим невероятными способностями, несмотря на юный возраст.
И.Г. Пендикова и Л.С. Ракитина [35] считают, что божественный младенец - архетип, который соответствует психологической ситуации родства, смены поколений, обновления или спасения. Появление младенца предвещают, чаще всего, позитивные изменения, разрешения сложных или застойных ситуаций.
Образ божественного младенца прослеживается в мифологиях, сказаниях и легендах у многих народов, как и его божественность и потрясающие способности. У греков, например, четко запечатлелись Аполлон-младенец и Гермес-младенец. «Классическая Греция рассматривала этих двух богов как вечно юных, поскольку задуманные как фигуры абсолютного целомудрия и совершенства Аполлон и Гермес предстают наиболее ясно из всех возможных земных форм как вневременные образцы юности» [58, с.38]. У народа вогулов есть миф, согласно которому один из богов по имени «Муж, который взирает на мир» рождается после падения его матери на берега реки Обь. «Под ее правой подмышкой сломались два ребра. Родился Младенец с золотыми руками и ногами» [58, с.44]. После чего, как пишет К.Г. Юнг, начинается путь дитя, впоследствии ставшего богом. В финском мифе «Калевала» главный герой изначально также предстает в образе ребенка, которому предстоит пройти свои испытания и победить врага, убившего его семью: «уже на третий месяц» в «ставшем росте по колено» мальчик думает о мести. Образ божественного дитя встречается и в индийском мифе под названием Маркандеясамасаяпарване «Махабхараты», в котором герой Маркандея неожиданно сталкивается с чудо-ребенком, который предлагает герою войти в себя, после чего всасывает его.
Кроме сверхспособностей, легкомыслие, удовольствие и игра характерны для этого архетипа, отмечает В. Зеленский [19]. Примерами тому служат Пан (весельчак, плясавший и игравший на свирели) или Маленький принц, думающие только о развлечениях или удовольствиях. Или сын Афродиты Эрос, юный бог наслаждения и любви.
Трикстер.
Трикстер - это фигура, воплощающая в себе физические страсти, желания, не подвластные разуму. Не сознательные размышления определяют поведение трикстера, а бессознательные порывы. «Он на столько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки сражаются одна с другой» [58, с.348]. Даже нельзя определить пол этого существа, несмотря на фаллические признаки, он может стать женщиной и выносить ребенка.
А.В. Безруких и О.М. Пилявина [4] называют трикстера плутом-озорником «сниженным» культурным героем и богом творцом, который за счет своих озорных проделок, легкомыслия, похотливости, прожорливости, склонности к профанации священных обычаев и ритуалов является подходящим образом для манифестации иррациональной природы бессознательного.
«Разновидности» образа трикстера можно найти в мифологии всех времен и народов. В греческой мифологии - это алхимический образ Меркурия и Гермеса [58]. В Меркурии можно найти черты, типичные для трикстера: это и любовь к коварным и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа - наполовину божественная, наполовину животная, «стремление к мученичеству и - близко к образу спасителя» [58, с.338]. Что касается Гермеса, то про Г.Б. Бедненко [3] говорит, что он вор, красноречивый краснобай, который может запросто нарушить закон или привычные нормы морали. Способы достижения выгоды могут быть абсолютно любыми, главное ее достичь. В. Зеленский [19] отмечает, что в Ветхом Завете это бог Яхве - властный, капризный, способный принимать любые формовоплощения, непостижимый в своем непостоянстве, прихотях и причудах. В картах Таро, как и в некоторых других игральных картах, трикстер воплощен в карте Джокера или Дурака, - необузданной, безрассудной карте человеческого существования, способной играть любую роль от самой высокой до самой низкой, с энергией поворота в разную сторону. Эту карту встречают с восторгом те, кому она приходит и с неприязнью, когда видят, что она у противника.
Дух трикстера обнаруживается и в средневековье, главным образом, выражаясь в празднике "Пир дураков", во время которого, как сообщается в хронике 1198 года, было совершено "столь много мерзостей и постыдных действий", что святое место было осквернено "не только непристойными шутками, но даже пролитием крови" [58, с.340]. К.Г. Юнг указывает, что этот праздник или "счастливый случай" давал волю более древнему слою сознания со свойственными язычеству необузданностью, распутством и безответственностью.
Б.Ю. Циркин обращает внимание, что трикстер является "психологемой", чрезвычайно древней архетипической психологической структурой. В своих наиболее отчетливых проявлениях он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, «которая едва поднялась над уровнем животного» [48, с.344].
В таблице 4 дан сопоставительный анализ различных типологий архетипов.
В таблице 5 на основе сопоставительного анализа различных типологий архетипов и их описаний в теоретических концепциях даны характеристики архетипов их теневая сторона развития (ловушка), возможное применение психотерапии и профессии, которые лучшим образом подходят при выраженности того или иного архетипа в структуре личности.
Анализ таблицы 5 позволяет предполагать, что при доминировании того или иного архетипа в структуре личности могут проявляться различные расстройства. Кроме того, посредством актуализации различных архетипов личность склонна к выбору определенной профессии.
К вопросу психодиагностики архетипов в структуре личности.
Таким образом, мы видим, что и в отечественной академической науке имеет место обращение к неким инвариантным, архаическим структурам, наряду с игнорированием самого понятия «архетип» и нивелированием самого факта диагностики архетипа. Вместе с тем мы готовы оспорить отношение к архетипу как к неизмеряемому явлению. Например, еще чуть более 200 лет назад И. Кант называл науку психологию несостоятельной вследствие неизмеряемости ее феноменов. На сегодняшний день в психологической науке имеет место исследование большинства психологических параметров ввиду введения способов и шкал измерения (например, известная экспериментальная лаборатория В. Вундта, шкалы измерения С. Стивенсона и т.д.). Так в частности если мы обратимся к такому параметру как «тревожность», то, безусловно, непосредственно его измерить нельзя, но можно определить его конструкт, описать через признаки, как проявляется в поведении и других фиксированных признаках данный феномен, и на этом основании составить опросник или разработать проективную методику. В результате перечисленных действий мы имеем возможность измерить уровень тревожности субъекта. Тогда перед нами встает вопрос, если все психологические феномены нельзя измерить непосредственно, а необходимо опосредованное измерение, то почему мы таким же образом не можем изучать проявление архетипов в структуре личности? Раз имеет место описание личностных особенностей у разных авторов при выраженности определенного архетипа в структуре личности (К.Г. Юнг, Э. Нойманн, М.-Л. фон Франц, Дж. Хилман, М. Марк и К. Пирсон, Дж. Болен и др.), то следуя схеме конструирования методики можно создать метод его измерения.
Анализ диагностического инструментария для исследования архетипов позволяет говорить об очень слабой разработанности как в зарубежной психологии, так и в отечественной научной психологии.
Известен способ определения ведущего архетипа М. Марк и К. Пирсон, один из вариантов которой приведен [60], построенная на теории проецирования архетипов через мотивационные оси. Способ состоит из 12 изображений, предложенных авторами архетипов. Респонденту необходимо сначала выбрать 3-4 изображения, привлекающих его внимание или похожих на него в чем-то. Затем нужно выбрать 2-3 жизненных девиза под изображениями, которые в большей степени соответствуют жизненному кредо испытуемого. После чего нужно также прочитать названия изображений под картинками и выбрать 2-3 варианта, отвечая при этом на вопрос: «Кто я по жизни?» Последний этап предполагает соотнесение всех выбранных вариантов и определение ведущего архетипа путем наибольшего совпадения. После чего предлагается интерпретация особенностей личности на основании диагностированного архетипа. Достоинством известного способа является проективный характер, позволяющий целостно исследовать личность, быстрота в эксплуатации.
Недостатком известного способа является очевидность стимульного материала, что позволяет сфальсифицировать результаты исследования тестируемому. Также авторы не приводят никаких психометрических данных способа. Еще одним недостатком способа можно назвать отсутствие четкой системы оценивания - пациенту предлагается самому определить в окончательном варианте, какой из вариантов для него ближе.
Наиболее близким к заявляемому является «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ» EP 1410366 [61], включающий предъявление испытуемому лицу первоначального (избыточного) набора ситуационных картин (персонажей), выбор испытуемым лицом наиболее соответствующего личности испытуемого определенного заданием из первоначального набора картин меньшего количества картин и числовую обработку результатов выбора.
Известный способ не обладает очевидностью предъявляемого материала по сравнению с [60], что позволяет более объективно проводить исследование психологического профиля личности.
Недостатком известного способа является низкая эффективность интегральной оценки психологического профиля личности, так как изображения показывают слишком конкретную жизненную ситуацию, на восприятие которой наложен личный опыт тестируемого.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение эффективности и объективности интегральной оценки психологического профиля личности.
Технический результат достигается тем, что способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление испытуемому лицу первоначального (избыточного) набора ситуационных картин (персонажей), выбор испытуемым лицом наиболее соответствующего личности испытуемого определенного заданием из первоначального набора картин меньшего количества картин и числовую обработку результатов выбора характеризуется тем, что ситуационные картины распределены по сериям одинаковой длины на несколько сфер деятельности человека, при этом в каждой серии картин, соответствующей сфере (виду) деятельности человека есть N (количество) картин, кратных количеству архетипов n (общим для всех сфер деятельности психологическим наклонностям человека). N=n*k, где k=1, 2, 3, 4.. и т.д.
Количество основных сфер деятельности может быть равно четырем (семья; сексуальность, интимность; профессия; межличностные отношения, досуг), количество архетипов равно десяти (Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер), причем каждому архетипу соответствует две картины с положительной характеристикой архетипа и две картины с отрицательной характеристикой архетипа (в итоге 4*10*4=160 картин). Указанное количество сфер деятельности и количества архетипов достаточно для проведения объективного анализа. Большее количество картин приводит к повышению утомляемости и снижению объективности анализа.
Обработка может заключаться в суммировании количества картин, соответствующих выбранным архетипам (частота совпадений архетипов), на основании чего делается психологический анализ: при количестве одного архетипа более 6 делается вывод о невротической структуре личности.
Номера предъявляемых картин могут не соответствовать номеру архетипа (выбраны хаотично). Хаотичное присвоение номеров позволит повысить достоверность результатов анализа благодаря исключению видимой связи исследуемым индивидуумом (пациентом) одних и тех же архетипов из разных сфер деятельности.
Обработку результатов можно производить с помощью компьютера. Применение компьютера позволит ускорить процесс тестирования и обработки результатов.
Пример использования изобретения.
Вследствие бессознательного характера проявления архетипа, нами был выбран проективный способ диагностики, поскольку как отмечает Е.Т. Соколова [8] проективный способ ориентирован на изучение неосознаваемых свойств, и в связи с этим является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.
На основе теоретического анализа нами был построен диагностический конструкт «Доминантный архетип» (табл.9). Для построения конструкта были определены 10 ведущих архетипов (анализ которых см. выше):
Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер. Для каждого архетипа были даны персональные и теневые характеристики, на основании теоретического описания архетипов у разных авторов, отдельно для каждой из четырех сфер жизни человека: 1. Семья; 2. Интимная и сексуальная сфера; 3. Профессиональная сфера; 4. Сфера межличностных отношений, досуг. На основании классификаций и описаний для каждого из 10 архетипов мы получили в каждой из четырех сфер по две психологических характеристики - на теневую, отвергаемую часть (-) и на персональную, желаемую часть (+), в итоге получилось 80 различных психологических характеристик, дающих возможность диагностировать доминантный архетип в структуре личности.
В качестве стимульного материала были использованы различные изображения людей, которые были выбраны на основе описанных в диагностическом конструкте 80 психологических характеристик. Изображения выбирались по два на каждую психологическую характеристику. В итоге мы получили 160 изображений, которые были в случайном порядке предъявлены респондентом с целью проверки их соответствия описанным характеристикам. Иначе говоря, респонденты должны были соотнести одну картинку с каким-либо описанием в диагностическом конструкте, но при этом они не знали, что они работают с архетипами. В качестве испытуемых выступили студенты психологического факультета ГОУ ВПО НГПУ в количестве 132 человек. После чего полученные результаты изучались следующим образом, оценка соответствия определялась по частоте соотношения изображения и описываемой характеристики. Был выбран рубеж с частой, равной 40, при этом изображения, не достигшие данного рубежа, исключались, и им подбиралась замена - другое изображение. В итоге оказалось, что большинство изображений были подобраны достаточно точно - частота их соотнесения с архетипической характеристикой достигала 40 и выше. Тем не менее, также имели место изображения, соотнесение которых не соответствовало предъявляемой характеристике, либо частота соотнесения которых варьировалась от 40 и ниже. В основном это касалось изображений описывающих характеристики архетипа Трикстера и Героя. Выделенные изображения (10 картинок), были заменены на другие с условием соответствия их арехтипическим характеристикам, которые впоследствии также проходили процедуру сопоставления респондентами, что в итоге дало нам частоту соотношения, превышающую 40.
Таким образом, результаты анализа демонстрируют в целом согласованность соотнесения изображений с архетипическими характеристиками, что позволяет говорить о надежности подобранного стимульного материала и его готовности к применению в диагностике доминантного архетипа в структуре личности.
Инструкция:
«Вам будут предъявлены изображения с различными персонажами или ситуациями, которые распределены по четырем сферам: 1. Семья; 2. Интимная и сексуальная сфера; 3. Профессиональная сфера; 4. Сфера межличностных отношений, досуг. К каждой сфере относится по 40 изображений. Вам необходимо в каждой из сфер осуществить следующие действия.
1. Посмотрите на изображения и выберите из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют вашей жизни.
Каждому изображению соответствует определенный номер и знак, которые нужно записать в бланк (таблица 6) в столбце «№ привлекательных выборов» в строке, соответствующей сфере и выбору (всего возможно два выбора). После того, как два изображения были выбраны в одной сфере, следует выполнить в той же сфере следующие действия.
2. Посмотрите на изображения и выберите из них те, которые Вам крайне неприятные или не соответствуют вашей жизни в большей степени.
Номера и знаки выбранных изображений запишите в бланк в столбце «№ отвергаемых выборов» в строке соответствующей сфере и выбору (всего возможно два выбора).
Если были выбраны два привлекающих и два отталкивающих изображения, переходите к следующей сфере и аналогичным образом осуществите выбор, занося в бланк номера выбранных изображений.
Старайтесь долго не задумываться, выбирайте быстро. Помните, что в каждой сфере Вам нужно выбрать только 4 изображения (два (+) и два (-) изображения».
В таблице 6 представлен пример бланка для тестирования.
Обработка.
После того как во всех четырех сферах было выбрано по 4 изображения (два (+) и два (-), необходимо в соответствии с ключом (табл.7) определить кодовый номер архетипа и его знак, он указан в ячейках (номер со знаком) в столбцах, соответствующих сфере. Полученный номер со знаком нужно занести в бланк в столбец «№ и знак в соответствии с ключом». После того как будут определены все кодовые номера и знаки архетипов, в бланке в последних двух столбцах проставить номера наиболее часто встречаемых архетипов и знаки, указывая в столбце (f) частоту встречаемости, по каждой сфере (если ни один кодовый номер не встречается больше двух раз, то номера не записываются). В сфере «Профессия» столбец «Общее количество знаков в сфере» не заполняется.
В таблице 7 представлен пример бланка для обработки результатов тестирования.
Аналогично нужно проставить в двух последних строках в столбце «№ и знак в соответствии с ключом» кодовый номер архетипа (если цифр встречающихся чаще 2 раз более двух, то они записываются через запятую, если ни один кодовый номер не встречается больше двух раз, то номера не записываются).
Пример обработки представлен в таблице 10.
В таблице 8 представлены соответствия кодовых номеров архетипам.
Максимальное количество баллов (частота), набранных по одному архетипу 16, минимальное 1, 0 баллов получают архетипы, не набравшие ни одного балла и не имеющие представленности в структуре личности.
Примеры предъявляемых изображений приведены на фиг.3-6, где:
Фиг.3 - Архетип матери - позитивный аспект;
Фиг.4 - Архетип героя - позитивный аспект;
Фиг.5 - Архетип ведьмы - негативный аспект;
Фиг.6 - Архетип трикстера - позитивный аспект.
Интерпретация.
1. Анализируется наличие доминантного архетипа в структуре личности (смотрится по частоте на пересечении строки «Общее количество выборов» и столбцов «№ и знак в соответствии с ключом» в привлекательных и отвергаемых выборах), а также на пересечении строк и столбца «Общее количество выборов в сфере».
Структура личности считается невротичной, если один из архетипов встречается наиболее часто (полученная оценка 6 баллов и выше). В этом случае можно говорить о доминировании какого-либо архетипа, по которому и осуществляется интерпретация в соответствии с его знаком (+/-) и сферой.
2. Анализируется представленность всех 10 архетипов в структуре личности.
Структура личности считается гармоничной, если в ней представлены большинство архетипов в равной степени (частота 1, 2 балла).
3. Интерпретация дается совокупно по архетипу, набравшему большее количество баллов (3 и более), анализируется столбец «Общее количество выборов».
4. Анализируется выраженность архетипа в одной из четырех жизненных сфер (по 1 и 2 и более балла), на пересечении строк и столбца «Общее количество выборов в сфере».
5. Исследуется Тень. Учитывается представленность в структуре личности теневого аспекта (количество отрицательных знаков). Всего отрицательных и положительных знаков в норме должно быть примерно одинаковое по 6 знаков (исключается сфера «Профессия», которая идет без знака). В случае преобладания отрицательных знаков делается вывод о том, что на субъекта начинает оказывать давление Тень. Кроме того, исследовать особенности Тени позволяют отвергаемые выборы (столбец «№ и знак в соответствии с ключом» в отвергаемых выборах).
Тень представляет собой все то, что мы не хотим признавать в себе, чаще всего это социально неприемлемые качества и характеристики - жадность, агрессивность, тревожность, лживость, сексуальные импульсы и т.д. Чем сильнее происходит подавление непринимаемых качеств нашего характера, тем больше скапливается энергии вокруг Тени, и, в конце концов, она выходит наружу. Тогда мы совершаем поступки, которые идут вразрез с нашими принципами, либо проецируем нашу Тень на других людей и обвиняем их во всех смертных грехах. Помимо отрицательных качеств в Тень также может входить и позитивный материал, который у человека недостаточно развит. В этом случае нужно обратить внимание, какие архетипы представлены со знаком (+) в отвергаемых выборах.
В этом случае интерпретация может осуществляться совокупно по наиболее часто встречаемым архетипам, набравшим 2 и более баллов и в соответствии со знаком и сферой (пример интерпретации представлен ниже).
Интерпретация проводится по таблице 5 и таблице 9, также можно использовать и описание видов архетипов в данном теоретическом анализе архетипов, а также его проявление в целом в структуре личности.
Обработка и интерпретация полученных результатов
По результатам диагностического обследования можно утверждать, что структура личности испытуемой носит гармоничный характер (ни один из архетипов не набрал 6 и более баллов). Все архетипы встречаются в структуре личности. Наиболее выражены архетипы Великой Матери (код 1), Великого Отца (код 2), Мудрого Старца (код 4), Божественного Ребенка (код 9) и Трикстера (код 10).
Наиболее выражен архетип Великой Матери (3 балла), при этом данный архетип носит как принимаемый, так и теневой характер (одно положительное изображение в привлекательном выборе, два положительное и отрицательное в отвергаемом). Это свидетельствует, что у нее актуализировано материнское начало, ей свойственно сочувствие, материнская забота, мудрость, магическая власть женщины, духовное совершенство, в общем, все, что связано с заботливостью, поддержкой, добротой, способствующее плодородию и развитию. Мать, являясь центральной фигурой в структуре психики, актуализирует творческую природу у испытуемой - она есть создательница мира. Два выбора имеют место в сфере семьи (+/- привлекательный и отвергающий), что свидетельствует о наличии таких характеристик, как забота о членах своей семьи, она старается дарить им любовь, охраняет и защищает, для нее самое главное семья, при этом на первом месте стоят дети, в жизнь которых она чрезмерно включается. Вместе с тем имеют место и теневые стороны архетипа Великой Матери. Испытуемая, прежде всего не хочет признавать в себе свойственную ей сверхопеку над детьми, возможное сверхподавление их спонтанных проявлений, а также контролирование детей и других членов семьи через чувство вины. В случае более сильного непринятия описанных качеств возможно скопление энергии вокруг Тени и проявление «пожирающего» родителя, что может сопровождаться яростью, от того, что ее заботу не принимают, наличие депрессивности в случае разлуки с детьми, которых она старается не «отпускать». Интересно, что испытуемая отвергает положительные проявления архетипа Великой Матери в сексуальной сфере (один положительный выбор в отвержении в сфере сексуальность). Данное демонстрирует блокирование способности испытывать и выражать любовь, проявление нежности к партнеру, осуждать выбор более молодых мужчин в качестве сексуальных партнеров, но при этом бессознательно желать аналогичных отношений. Однако, учитывая незначительность актуализации Тени (всего 1 балл), эти проявления носят поверхностный характер и не имеют необходимого накала энергии, иначе говоря, они могут быть осознаны.
Также в структуре личности испытуемой можно наблюдать некоторую выраженность архетипа Божественного Ребенка (в сфере семьи и сфере сексуальности по положительному выбору), что может свидетельствовать об определенной спонтанности, склонности к игре, подверженности эмоциональным волнениям.
Среди Теневых архетипов можно обозначить архетип Трикстера (в сфере сексуальности и межличностных отношений по одному отрицательному выбору). Это свидетельствует об неприятии и осуждении поведения без ограничений распущенности, но с другой стороны бессознательному стремлению к обозначенным параметрам поведения, которые при желании могут быть осознаны испытуемой.
Резюме.
Таким образом, можно говорить о гармоничной структуре личности испытуемой с незначительной выраженностью архетипа Великой Матери.
Список использованных источников
1. Агавелян О.К., Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности. - Сибирский вестник специального образования, выпуск №3, январь 2011. - 7 с. - 14 с.
2. Аминов Н.А. и Чепыгова Т.М. Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности // Профессиональный потенциал. 2002. - №3 (19). - 15 с.
3. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности. - М.: Класс, 2005. - 315 с.
4. Безруких А.В. и Пилявина О.М. Архетипы в психотерапии. - http://www.jungland.ru/node/1115, 1999. - 122 с.
5. Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер-Оэри; пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2006. - 255 с.
6. Большой словарь иностранных слов русском языке. - М.: ЮНВЕС, 1998. - 784 с.
7. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». Учеб. пособие / В.И. Бачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 464 с.
8. Вебер М. Избранные произведения // М.: Прогресс, 1990. - 544 с.
9. Воробьева Т.А. Пути создания методики проф. отбора // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Кузьминой Н.В. - Л.: ЛДНТП, 1970. - 90 с.
10. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». - М.: НПО «Модек», 1994. - 240 с.
11. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 244 с.
12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / Гинзбург М.Р. // Вопросы психологии №2, 1988. - 19-26 с.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова Думка, 1988. - 144 с.
14. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
15. Деркач А.А. и Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М.: РАГС, 1995. - 208 с.
16. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
17. Забродин Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. М.: ЮНИТИ, 1997. - 192 с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект, 2003. - 122 с.
19. Зеленский В. Базовый курс аналитической психологии или юнгианский бревиарий. - М.: Когито-центр, 2004. - 256 с.
20. Иващенко А. Теория архетипов и практика брендинга. - http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/inner_motivation.htm, 2006. - 7 с.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. - 432 с. - (Серия «Мастера психологии»).
22. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. - М.: «Рефл.-бук», «ACT», К.: «Ваклер», 1997. - 384 с.
23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
24. Короленко Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 667 с.
25. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. - Барнаул, 1998. - 113 с.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. / К. Леонгард. Пер. с нем. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 358 с.
27. Марк М. и Пирсон К. Герой и Бунтарь - СПб.: Питер, 2005. - 335 с.
28. Матросова Л.А. О профессиях серьезно и не очень. Профессия - менеджер. - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2648, 2008. - 5 с.
29. Медведская Е.И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности/Е.И. Медведская // Психология в вузе, 2005. - №2. - 47-56 с.
30. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное. - «Вопросы философии» №10, 1991. - 169 с.
31. Нерсесян Л.С. и Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии, №5, 1969. - 24-31 с.
32. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. - М.: Академический проект, 1999. - 206 с.
33. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн; пер. с англ. А.П. Хомик. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. - 464 с.
34. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999. - 944 с.
35. Пендикова И.Г. и Ракитина Л.С. Архетип и Символ в Рекламе. - М.: Юнити, 2008. - 302 с.
36. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
37. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с.
38. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Пряжников Е.Ю., Пряжников Н.С. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
39. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88 с.
40. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
41. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
42. Согалаев В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: дис. канд. пед. наук / В.З. Согалаев. - Челябинск, 1997. - 222 с.
43. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - Учебное пособие: СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
44. Социологический словарь. Под общ. ред. Осиновой Г.В. // М.: Российская академия наук. Институт социально-политических исследований, 1995. - 610 с.
45. Файдыш Е.А. Карма и психотравма. - М.: АЛМИН, 1995. - 138 с.
46. Хиллман Д. Архетипическая психология. - Перевод с английского Ю. Донца и В. Зеленского. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 157 с.
47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
48. Циркин Б.Ю. Мифы Древней Греции. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2000. - 560 с.
49. Человек и мир профессий. / Под ред. Сулейманова М.Н. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 192 с.
50. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 96 с. - (Психология для всех).
51. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности / Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: АПКПРО, 2007. - 24 с.
52. Штайрер И. Харизма руководителя и управленческие архетипы. - Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» (№4), 2001. - 52-60 с.
53. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. - Калуга: Изд-во Калужского педуниверситета, 1998. - 308 с.
54. Щепановская Е.М. Архетипы Юнга и астромифология. - СПб.: «Алхимия снов» \ «Тимоти», 1997. - 348 с.
55. Юнг К.Г. Аналитическая психология - М.: Азбука, 2007. - 240 с.
56. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991. - 208 с.
57. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998. - 299 с.
58. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
59. Юнг К.Г. и последователи. Человек и его символы / Под ред. С.Н. Сиренко. - М.: Серебряные Нити; 1997. - 336 с.
60. http://www.dream-navigator.ru/.
61. Патент ЕР 1410366 (А2) - 2004-04-21.
официальные отношения с другими женщинами, являясь альфа-самцом
Ребенок
групп и сообществ, экспериментатор, отдается профессии до самозабвения, реализация «безумства» в творчестве
окружающего), жертвование собой ради общественных ценностей или интересного дела
маленькая девочка, естественная, радуется жизни, в кругу подружек восхищается чем-то, обожает секреты, любовные истории, чувствительна к чужому настроению, умеет угождать и очаровывать, с другими бывает непосредственная и наивная
отношениях несамостоятельность, часто бывает эгоистичная и безответственная, надевает на себя маску жертвы, характерно непостоянство в отношениях - часто меняет подруг и друзей, легкомысленна в отношениях с окружающими, актуализация культа телесного совершенства (диеты, пластические операции), увлеченность шопингом, путает реальный мир и мир фантазий, погружается в фантазии или в депрессию в случае трудностей в реальном мире
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ | 2014 |
|
RU2550685C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2016 |
|
RU2625284C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2014 |
|
RU2553182C1 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372109C2 |
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА | 2008 |
|
RU2371207C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372110C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ | 2007 |
|
RU2336100C1 |
СПОСОБ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА | 2005 |
|
RU2314837C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372108C2 |
Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Испытуемому лицу предъявляют набор изображений с персонажами. В качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг. Затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере. Каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют, фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке. Далее определяют кодовый номер архетипа и его знак, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов. Каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов и проводят обработку данных с помощью компьютера. По результатам обработки составляют портрет психологического профиля личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности за счет определения, подходящего для каждого индивида, архетипических изображений в различных сферах жизнедеятельности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 10 табл., 1 пр.
1. Способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление испытуемому лицу набора изображений с персонажами, выбор испытуемым лицом наиболее подходящего для него изображения, обработку результатов выбора, отличающийся тем, что в качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг, затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере, при этом каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют по ключу таблицы 7, указанной в описании, и фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке по Таблице 6, указанной в описании, далее определяют кодовый номер архетипа из Таблицы 8 и его знак в соответствии с таблицей 7, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов, каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов - количество набранных баллов, и проводят обработку данных Таблицы 6, по которой определяют: наличие доминантного архетипа в структуре личности - если получена оценка 6 баллов и выше по одному архетипу, то структуру личности считают невротической и составляют психологический портрет личности, который свойственен выбранному архетипу с положительными или отрицательными характеристиками; анализируют представленность всех 10 архетипов - если представлены большинство архетипов в равной степени с частотой 1 или 2 балла, то структуру личности считают гармоничной; составляют психологический портрет с помощью Таблицы 9, указанной в описании при интерпретации архетипа, набравшего большее количество баллов, при выраженности архетипа в одной из четырех жизненных сфер, а также по представленности в структуре личности количества отрицательных знаков, характеризующих социально неприемлемые качества и характеристики, которые испытуемый не хочет признавать в себе.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предъявляемые картины представляют на экране электронного средства, а обработку результатов производят с помощью компьютера.
EP 1410366 A2, 21.04.2004 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ | 2011 |
|
RU2452379C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА | 2009 |
|
RU2408264C1 |
МАРК М | |||
и др | |||
Герой и бунтарь | |||
Создание брендов с помощью архетипов, СПб, Питер, 2005 | |||
BEEBE J | |||
Evolving the Eight-Function Model | |||
TypeFace, 16/2, 2005, Р | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
2015-04-10—Публикация
2013-10-22—Подача