Изобретение относится к области трибологии и конкретно касается способа получения противозадирной присадки в смазочные композиции, используемые в тяжелонагруженных узлах трения. Противозадирные присадки обеспечивают безаварийную работу и предотвращает износ трущихся поверхностей при высоких нагрузках без задира и заедания или смягчает протекание этих процессов [1]. При умеренных нагрузках эту функцию выполняют противоизносные присадки [1, 2]. Поскольку граница между высокими и умеренными нагрузками достаточно условна, то и применяемые присадки могут использоваться либо как противозадирные, либо как противоизносные. К ним относятся некоторые соединения серы, фосфора, хлора и других элементов [1].
Типичным примером тяжелонагруженного узла трения является система колесо-рельс, возникающая при прохождении поездом криволинейных участков железнодорожного пути [3,4].
Среди разнообразных мер, применяемых для снижения износа колес и рельсов [5], большинство исследователей считают, что наиболее надежным способом предупреждения износа в паре трения колесо-рельс является введение смазки в зону трения [6].
Ввиду сложности взаимодействия в системе колесо-рельс применяемые смазки, как правило, имеют достаточно сложный состав и содержат несколько компонентов, среди которых присутствуют противозадирные присадки. С экономической точки зрения перспективным является использование в смазочных композициях отходов различных производств. В этом отношении особый интерес представляет многотоннажный отход лесохимической отрасли - лигнин, макромолекулы которого имеют форму, близкую к сферической [7] и могут обеспечивать антифрикционный эффект [8].
Для усиления противозадирного эффекта в смазочную композицию вводят хлорированный лигнин [9] или продукт его сульфидирования - сульфидированный лигнин [10].
Цель предлагаемого изобретения - разработка способа получения противозадирной присадки, обладающей высокой адгезией к трущимся металлическим поверхностям, сочетающей противозадирные и антифрикционные свойства.
Предлагаемый способ заключается в проведении поликонденсации сульфида калия, получаемого из элементной серы, гидроксида калия в среде гидразингидрата с двумя хлорорганическими реагентами - хлорированным лигнином и винилиденхлоридом.
Растворение серы в системе гидразингидрат-KOH описывается следующим уравнением:
2S+4KOH+N2H4⋅H2O→2K2S+N2+5H2O
Поликонденсацию винилиденхлорида и хлорлигнина с K2S можно представить следующей схемой:
Остаточный хлор может содержаться как на частицах лигнина, так и во фрагментах - SCH=CHCl.
Существенным отличительным признаком синтезированной присадки является наличие в ее составе фрагментов с двойной связью - SCH=СН -, которая за счет π-электронов обеспечивает дополнительное координационное взаимодействие присадки с ионами металлов металлической кристаллической решетки трущихся поверхностей, что облегчает и усиливает адгезию присадки к поверхности металлов. Наличие двойной связи в молекулах синтезируемой присадки подтверждается исследованием ИК спектров получаемых продуктов. В их ИК спектрах присутствует полоса средней интенсивности, соответствующая валентным колебаниям в С=С связи (1605 см-1). В хлорированном лигнине эта полоса отсутствует. Валентным колебаниям атомов С-Н при двойной связи соответствует полоса при 3027 см-1.
Поликонденсация вилиденхлорида с серой с образованием олигомерных продуктов рассмотрена в работе [11].
Для этой реакции используется мольное соотношение KOH:S=4:1, винилиденхлорид: S=1:1. Гидразингидрат использован как реагент-восстановитель, так и растворитель.
Введение в реакционную систему хлорированного лигнина из-за низкого содержания в нем хлора практически не изменяет соотношение S:Cl. Количество вводимого хлорлигнина наиболее оптимально соответствует массовому соотношению S : хлорлигнин=1:2. Снижение количества хлорлигнина ниже указанного соотношения приводит к уменьшению выхода продукта.
Увеличение количества хлорлигнина выше указанного оптимального соотношения снижает содержание серы - основного элемента, определяющего противозадирные свойства.
В отличие от олигомеров, полученных в работе [11], заявленный продукт практически не содержит азота.
Получение противозадирной присадки иллюстрируется следующими примерами.
В примерах использован хлорлигнин двух видов, различающихся содержанием хлора (2,4% и 3,4% масс).
Пример 1. В реакционной колбе растворяют 14 г (0,25 моль) KOH в 50 мл гидразингидрата. В полученный раствор при температуре 55-60°С вводят порциями 2 г (0,062 моль) растертой в порошок серы. Смесь перемешивают 2 ч при 55-60°С, охлаждают до 25°С и вводят 4 г хлорлигнина (содержание Cl - 2,4%) и при перемешивании добавляют по каплям 6,0 г (0,062 моль) винилиденхлорида. Реакционную смесь перемешивают 5 ч при 25°С. Выпавший темнокоричневый осадок отфильтровывают, промывают водой, этанолом и сушат, выход 4,5 г (112% относительно взятого хлорлигнина). Содержание серы 7,62%, хлора - 2,13%.
Пример 2. В условиях примера 1, но при добавлении в раствор серы 4 г хлорлигнина с содержанием хлора 3,4%, далее реакционную смесь обрабатывают как в примере 1 и получают 4,3 г продукта (108% относительно взятого хлорлигнина) с содержанием серы 10,08%, хлора 1,94%.
Пример 3. В условиях примера 1, но при добавлении 2 г хлорлигнина получено 1,8 г продукта (90% относительно взятого хлорлигнина), содержащего 9,62% серы и 5,58% хлора.
Пример 4. В условиях примера 2, но при добавлении 2 г хлорлигнина получено 1,7 г продукта (85% относительно взятого хлорлигнина). Содержание серы 10,78%, хлора - 3,18%.
Пример 5. В условиях примера 1, но при добавлении 6,0 г хлорлигнина получено 6,2 г продукта (103% относительно взятого хлорлигнина), содержащего 5,15% серы и 2,33% хлора.
Пример 6. В условиях примера 2, но при добавлении 6,0 г хлорлигнина получено 5,9 г продукта (98% относительно взятого хлорлигнина), содержащего 3,68% серы и 2,16% хлора.
Все полученные образцы противозадирной присадки были испытаны на машине трения МИ-1М с применением смазочной композиции, содержащей 55-65% низкомолекулярного полиэтилена, 25% отработанного дизельного масла и 20-10% испытуемой присадки. При всех испытаниях за 18 ч работы износ роликов находился в пределах ошибки взвешивания (±0,001 г).
Предлагаемая присадка получается из доступного сырья с применением обычного реакторного и вспомогательного оборудования.
Литература
1. Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Л.: Химия. 1985, 312 с.
2. Виноградова И.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия. 1972, 272 с.
3. Марков Д.П. Триботехнические характеристики элементов пары трения колесо-рельс // Трение и износ. 1995. Т. 16. №11. С. 138-156.
4. Андреев А.И., Комаров К.Л., Карпущенко Н.И. Износ рельсов и колес подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 1997. №7. С. 31-36.
5. Перцев А.Н. О причинах износа колес и рельсов // Железные дороги мира. 1998. №4 С. 60-62.
6. Карпущенко Н.И. Смазка - единственный способ предупреждения износа // Путь и путевое хозяйство. 2000. №2. С. 15-18.
7. Боголицын К.Г., Лунин В.В., Косяков Д.С. и др. Физическая химия лигнина. Архангельск: Изд-во Архангельского гос. техн. ун-та. 2009, 489 с.
8. Воротилкин А.В. и др. Пат РФ №2318013. Композиция для снижения износа в паре трения колесо-рельс. 2008 г.
9. Хоменко А.П. и др. Пат. РФ №2439138. Использование хлорированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения. 2012 г.
10. Казак А.А. и др. Пат. РФ №2552997. Использование сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения. 2015 г.
11. Леванова Е.П. и др. Реакции дихлорэтенов с серой в системе гидразингидрат-KOH // Журнал общей химии. 2018. Т. 88. С. 353-359.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2439138C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ СОРБЕНТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ | 2015 |
|
RU2624311C2 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2552997C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОРБЕНТА ДЛЯ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД ОТ СОЕДИНЕНИЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ | 2014 |
|
RU2558896C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС | 2006 |
|
RU2318013C1 |
Нанокомпозитный материал на основе титаната калия | 2021 |
|
RU2766089C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338777C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО | 2019 |
|
RU2702651C1 |
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов | 2020 |
|
RU2739323C1 |
Изобретение относится к области трибологии и конкретно касается способа получения противозадирной присадки, содержащей фрагменты двойных связей СН=СН и тем самым облегчающей адгезию присадки к трущимся поверхностям. Способ заключается во взаимодействии сульфида калия, получаемом растворением серы в системе гидразингидрат-KOH при температуре 55-60°С и мольном соотношении KOH:S=4:1, в течение 2 ч, с хлорлигнином с содержанием хлора 2,4 или 3,4% масс. и винилиденхлоридом при температуре 25°С и мольном соотношении сера:винилиденхлорид = 1:1, массовом соотношении сера:хлорлигнин = 1:2. После 5 ч перемешивания продукт отделяют фильтрованием, промывают водой и этанолом. Технический результат - получение присадки, обеспечивающей защиту от износа в тяжелонагруженных узлах трения. 6 пр.
Способ получения противозадирной присадки для тяжелонагруженных узлов трения, заключающийся в предварительном растворении серы в системе гидразингидрат - KOH при температуре 55-60°С и мольном соотношении KOH:S=4:1 в течение 2 ч, последующей реакции полученного раствора с хлорлигнином с содержанием хлора 2,4 или 3,4% масс. и винилиденхлоридом при температуре 25°С и мольном соотношении сера : винилиденхлорид = 1:1 и массовом соотношении сера:хлорлигнин = 1:2, перемешивании реакционной смеси при температуре 25°С в течение 5 ч, фильтровании полученного продукта и его промывке водой и этанолом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2439138C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС | 2006 |
|
RU2318013C1 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2552997C1 |
Леванова Е.П | |||
и др | |||
Реакции дихлорэтенов с серой в системе гидразингидрат-КОН / Журнал общей химии | |||
ИКЦ Академкнига, вып.3, т.88, 2018, с.353-359 | |||
US 20120302472 A1, 29.11.2012. |
Авторы
Даты
2019-05-23—Публикация
2018-10-01—Подача