Изобретение относится к машиностроению, а именно к боковым опорам скольжения кузова рельсового, преимущественно пассажирского, транспортного средства. Конкретно относится к вкладышу, установленному в коробку на поворотной тележке пассажирских вагонов и вагонов электропоездов, и контактирующему со стальной плитой, установленной под вагоном. Поворотные тележки обеспечивают движение вагонов по искривлениям железнодорожных путей. На поворотной тележке установлена коробка, в которой монтируется на резиновой прокладке вкладыш. Рабочая поверхность вкладыша контактирует со стальной плитой, укрепленной под вагоном. На поворотной тележке установлены две коробки с вставленными в них вкладышами. В процессе эксплуатации вагона происходит истирание рабочих поверхностей вкладышей.
Вкладыш подвержен атмосферному воздействию (минусовые температуры, влажность, пыль), что приводит к его преждевременному выходу из строя.
Известна боковая опора скольжения кузова железнодорожного вагона, состоящая из контртела, смонтированного на раме вагона, и взаимодействующего с ним вкладыша, выполненного из скрепленных между собой планок из древесно-слоистого пластика и установленного в коробке на упругой подушке [1].
Из-за недостаточной износостойкости вкладыша, особенно при работе в загрязненной абразивами среде, из-за попадания твердых частиц на рабочей поверхности трения образуются задиры, вмятины; гигроскопичность брусков приводит при влажном климате к разбуханию брусков и расслоению вкладыша. Разбухание древесных брусков приводит к распиранию коробки, что является причиной образования в некоторых случаях трещин в коробке, кроме того, у болтов, скрепляющих бруски, происходит срез гайки. Все это вызывает преждевременный выход опоры скольжения из строя.
Известна опора скольжения кузова рельсового [2], преимущественно пассажирского, транспортного средства, содержащая смонтированное на раме вагона контртело и взаимодействующий с ним вкладыш. Вкладыш установлен в обойме и выполнен монолитным из наполненного термореактивного полимера. Вкладыш содержит рабочий слой, армированный измельченными углеродными волокнами. Соотношение высоты рабочего слоя и высоты вкладыша не менее 1:5, рабочий слой при этом может содержать элементарные углеродные волокна в количестве 30-55%. Вкладыш выполнен из наполненного полимера фенолоформальдегидной смолы. Вкладыш может также быть выполнен из термореактивного полимера, наполненного хлопковым волокном [2].
Недостатком данного решения является то, что рабочий слой термореактивного полимера, наполненного измельченными углеродными волокнами, и корпус вкладыша из термореактивного полимера, наполненного, например, хлопковыми волокнами, имеют разную усадку после прессования в разогретой пресс-форме и разный коэффициент термического линейного расширения. Это приводит к неравномерным усадкам в рабочем слое и корпусе вкладыша, что приводит к возникновению напряжений, которые вызывают искривление вкладыша в процессе хранения и эксплуатации, что может вызвать его разрушение.
Для исключения такого напряженного состояния вкладыша и с целью уменьшения разницы в усадках и коэффициента термического линейного расширения рабочего слоя и корпуса вкладыша, а, как следствие, увеличения их долговечности предлагается монолитный вкладыш, состоящий из корпуса вкладыша, выполненного из наполненного термореактивного полимера и рабочего слоя, выполненного из смеси двух термореактивных материалов: термореактивного, наполненного полимера корпуса и термореактивного наполненного измельченным углеродным наполнителем полимера, в качестве наполнителя которого, взяты углеродные волокна на основе вискозы или порошковые отходы искусственного графита, причем термореактивные наполненные полимеры взяты при следующем соотношении компонентов: термореактивный наполненный полимер корпуса - (1,0-99,0); термореактивный полимер, наполненный измельченным углеродным наполнителем - (99,0:1,0).
В процессе горячего прессования в обогреваемых пресс-формах получается монолитный антифрикционный вкладыш опоры скольжения с рабочим слоем, содержащим измельченный углеродный наполнитель, представляющий из себя углеродные волокна на основе вискозы или порошковые отходы искусственного графита любой марки, не подвергающийся короблению (искривлению) в процессе хранения и эксплуатации, что обеспечивает его надежность и долговечность в процессе эксплуатации.
При производстве данного монолитного вкладыша используется стандартное оборудование:
1. Для смешения компонентов рабочего слоя - смесильная машина типа СМ-100.
2. Для прессования монолитного вкладыша - гидравлический пресс усилием 400 т с установленной на нем пресс-формой горячего прессования.
Для испытания образцов используют стандартные методики определения физико-механических характеристик и стандартное испытательное оборудование.
Пример конкретного выполнения
В обогреваемую до 150±20°С пресс-форму засыпают наполненный древесной крошкой термореактивный полимер корпуса по ГОСТ 11368-89, затем засыпают предварительно смешанные в смесильной машине полимерный наполненный материал рабочего слоя, состоящий из наполненного древесной крошкой термореактивного полимера корпуса и термореактивного полимера, наполненного измельченным углеродным наполнителем по ГОСТ 27939-88 или ТУ 1916-054-54755093-2010. В качестве измельченного углеродного наполнителя используют волокна из вискозы или порошковые отходы искусственного графита любой марки с максимальным размером частиц 100 мкм. Засыпанную композицию монолитного вкладыша прессуют при удельном давлении от 300 до 700 кг/см2. После выдержки монолитный вкладыш распрессовывают, пресс-форму обдувают сжатым воздухом - и она готова для следующей прессовки.
Остальные примеры выполнены аналогично с различным процентным соотношением основных компонентов.
В таблице 1 приведены физико-механические характеристики полученного монолитного вкладыша из полимерных наполненных материалов по примерам конкретного выполнения 1-7.
Источники информации
1. Авт.св. СССР №475302 от 03.01.1974 года, опубл. 30.06.1975 года.
2. Патент РФ 2010120 от 29.12.1989 года, опубл. 30.03.1994 года.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ КУЗОВА РЕЛЬСОВОГО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
RU2010120C1 |
| ПОЛУПАРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2143969C1 |
| Прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида | 2021 |
|
RU2771634C1 |
| СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2543121C2 |
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕРОД-УГЛЕРОДНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1999 |
|
RU2170220C1 |
| ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2269683C1 |
| БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2088449C1 |
| ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2011 |
|
RU2482342C1 |
| Композиция для изготовления электротехнических изделий | 2024 |
|
RU2822614C1 |
| МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2022 |
|
RU2802613C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к монолитному вкладышу опоры скольжения поворотной тележки пассажирских железнодорожных вагонов и электропоездов. Монолитный вкладыш опоры скольжения поворотной тележки пассажирских железнодорожных вагонов и электропоездов установлен в коробке на упругой подкладке в контакте со стальной плитой, укрепленной под вагоном. Вкладыш выполнен из наполненного термореактивного полимера. Корпус вкладыша выполнен из наполненного термореактивного полимера. Рабочий слой состоит из смеси двух термореактивных материалов: термореактивного полимера, из которого выполнен корпус вкладыша, и термореактивного полимера, наполненного измельченным углеродным наполнителем. Достигается увеличение долговечности вкладыша опоры скольжения поворотной тележки пассажирских железнодорожных вагонов и электропоездов. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
1. Монолитный вкладыш опоры скольжения поворотной тележки пассажирских железнодорожных вагонов и электропоездов, установленный в коробке на упругой подкладке в контакте со стальной плитой, укрепленной под вагоном, выполненный из наполненного термореактивного полимера, отличающийся тем, что корпус вкладыша выполнен из наполненного термореактивного полимера, а рабочий слой состоит из смеси двух термореактивных материалов: термореактивного полимера, из которого выполнен корпус вкладыша, и термореактивного полимера, наполненного измельченным углеродным наполнителем.
2. Монолитный вкладыш по п.1, отличающийся тем, что термореактивные наполненные полимеры рабочего слоя взяты при следующем соотношении компонентов, % мас.:
термореактивный полимер, наполненный древесной крошкой - 1,0-99,0;
термореактивный полимер, наполненный измельченным углеродным наполнителем - 99,0:1,0
3. Монолитный вкладыш по п.1, отличающийся тем, что углеродным наполнителем для наполнения термореактивного полимера смеси двух термореактивных материалов является измельченное углеродное волокно на основе вискозы или порошковые отходы искусственного графита.
| ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ КУЗОВА РЕЛЬСОВОГО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
RU2010120C1 |
| US 20110176757 A1, 21.07.2011 | |||
| US 20110142384 A1, 16.06.2011 | |||
| . | |||
Авторы
Даты
2015-06-27—Публикация
2013-11-28—Подача