МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Российский патент 2023 года по МПК C22C1/05 C22C33/02 F16D69/02 F16D65/04 

Описание патента на изобретение RU2802613C1

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам, изготавливаемых из металлических и неметаллических порошков, и предназначено для изготовления деталей колодочных тормозов железнодорожного подвижного составов, например, к колодкам грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов и т.д. и применяются для обеспечения необходимой эффективности торможения в его тормозных узлах.

Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие металлокерамическую композицию, содержащую, мас.%:

- медь - 40-50;

- олово - 3-9;

- железо - 9-15

- графит - 10-20;

- свинец - 3-10;

- электрокорунд - 4-15.

(ТУ №1479-002-49123292- 2005. Накладка фрикционная с металлокерамическим слоем на основе меди).

Недостаток известного материала в том, что при использовании известных накладок на поверхности диска тормоза отмечается локальные навары из фрикционного материала накладок («наволакивание»), имеющего в своем составе твердые составляющие. Переносу фрикционного материала на контртело в значительной степени способствует высокая температура, близкая к температуре пластического деформирования, и наличие в структуре легкоплавких составляющих. Этот материал имеет структуру, представляющую собой механическую смесь металлов - Cn, Fe. Sn и графит в свободном состоянии, а также соединений на их основе. Твердость по Бринеллю металлокерамического слоя накладки 40-60 НВ.

Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие медь, олово, графит, дисульфит молибдена, свинец и другие компоненты (Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. - Киев, Наукова думка, 1979, с. 169-172; Патент РФ №2319768) и материал, содержащий мас.%:

- медь - 1,0-3,0;

- олово - 0,5-2,0;

- сернокислый барий - 3,0-5,0;

- графит - 4,0-10,0;

- дисульфид молибдена - 2,0-6,0;

- ситтал - 1,0-30,0;

- свинец - 0,1-4,0;

- железо - остальное.

В вышеуказанных изобретениях применяется технология спекания, т.е. первоначально ингредиенты смешиваются, формуются в пресс-форме на цельнометаллический каркас под давлением от 800 до 3000 кг на см. кв., после чего спекаются в печи при температуре ниже температуры плавления связующего металла.

Недостатком известных материалов является применение дорогостоящих составляющих, недостаточная износостойкость и применение цельнометаллического каркаса для изготовления деталей из него.

Задачей предлагаемого изобретения является создание фрикционного металлокерамического материала на основе использования доступных и недорогих составляющих - меди в виде медного порошка, стальной шерсти, графита, с добавлением медного и железорудного концентратов, соответственно повышение износостойкости и применением в изготовлении деталей из него дешевого сетчато-проволочного каркаса.

Техническим результатом является повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности и прочности колодочных тормозов на сетчато-проволочном каркасе для железнодорожного подвижного состава, а также увеличение износостойкости, уменьшение вредного воздействия на поверхность катания колеса. Входящие в состав материала волокна в виде стальной шерсти придают гибкость материалу, необходимую для установки колодки тормозной металлокерамической в башмак тормозной неповоротный ГОСТ 3269-78. У колодок тормозных металлокерамических на цельнометаллическом каркасе гибкость обеспечивается конструкцией самого каркаса, с применением металлокерамических материалов без металлических волокон, при применении такого материала в конструкции тормозной колодки с сетчато-проволочным каркасом, сам материал ненадежно прикрепится к этому каркасу и при установке в тормозной башмак и в процессе эксплуатации могут возникнуть трещины в районе паза со стороны рабочей поверхности самой колодки, что может привести к ее отрыву из тормозного башмака.

Для этого предложен металлокерамический фрикционный материал, содержащий железорудный и медный концентраты, графит, стальную шерсть, медный порошок.

Сущность изобретения.

Металлокерамический фрикционный материал содержит железорудный и медный концентраты, графит, стальную шерсть, медный порошок, при следующем соотношении, мас.%

- медный порошок - 20

- медный концентрат - 25

- стальная шерсть - 20

- графит - 2

- железорудный концентрат - остальное

Материал не разлагается при спекании, сохраняет хорошие смазочные свойства и способствует пленкообразованию в процессе трения, что приводит к повышению износостойкости. Изделие имеет сетчато-проволочный каркас с напрессованным и припеченным металлокерамическим фрикционным слоем. Данный материал применяется для тормозных систем железнодорожного подвижного состава с обеспечением эксплуатации тормозов в соответствии с требованиями ГОСТ 33421-2015 и действующих норм безопасности на железнодорожном транспорте.

Материал имеет следующие свойства: износ за 100 торможений, мкм - 2, стабильный коэффициент трения - 0,40-0,42.

Похожие патенты RU2802613C1

название год авторы номер документа
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2022
  • Романенко Виталий Валериевич
  • Ярмолюк Олеся Владимировна
RU2802614C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Касаткин Геннадий Петрович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Дружков Дмитрий Александрович
RU2317906C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Эдуард Матус
  • Отакар Ржегак
  • Петр Юва
RU2310779C9
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2014
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2553138C1
ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-ФУВЛХЧ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2016
  • Романов Сергей Михайлович
  • Романов Дмитрий Сергеевич
RU2665651C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2022
  • Романенко Виталий Валериевич
  • Сухарев Евгений Альбертович
RU2785733C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2319871C1
КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Вуколов Л.А.
  • Киселев М.А.
  • Половнева О.И.
  • Габбасова А.А.
  • Зимина Н.В.
RU2073617C1
Металлокомпозитный фрикционный сплав на основе железа 2016
  • Габец Александр Валерьевич
RU2644488C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2013
  • Матус Эдуард
  • Ржегак Отакар
RU2568818C2

Реферат патента 2023 года МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам. Может использоваться для изготовления деталей дисковых и колодочных тормозов железнодорожного тягового и подвижного составов, например к колодкам локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов. Металлокерамический фрикционный материал содержит, мас.%: медный порошок - 20, медный концентрат - 25, стальная шерсть - 20, графит - 2, железорудный концентрат - остальное. Обеспечивается повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности, прочности и износостойкости.

Формула изобретения RU 2 802 613 C1

Металлокерамический фрикционный материал, содержащий графит, железорудный и медный концентраты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит стальную шерсть и медный порошок при следующем соотношении компонентов, мас.%:

медный порошок 20 медный концентрат 25 стальная шерсть 20 графит 2 железорудный концентрат остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2802613C1

Зубопротезный стол для гипсовых работ 1930
  • Любимов В.С.
SU30805A1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БЕЗАСБЕСТОВОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1992
  • Васильев Ю.Н.
  • Фуголь В.А.
RU2009149C1
ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРМОЗНОГО УСТРОЙСТВА, ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2012
  • Субраманиан Виджай
RU2570515C2
US 4415363 A1, 15.11.1983
Устройство для транспортирования с одной позиции на другую изделий в процессе их обработки 1950
  • Экспериментальный Научно-Исследовательский Институт Металлорежущих Станков Министерства Станкостроения
SU93673A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
СПОСОБ ВОЗБУЖДЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ СКВАЖИННОЙ ЖИДКОСТИ 2004
  • Шипулин А.В.
  • Петриченко М.Р.
RU2265718C1
CN 103555273 A, 05.02.2014.

RU 2 802 613 C1

Авторы

Романенко Виталий Валериевич

Ярмолюк Олеся Владимировна

Даты

2023-08-30Публикация

2022-05-04Подача