Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам, изготавливаемых из металлических и неметаллических порошков, и предназначено для изготовления деталей колодочных тормозов железнодорожного подвижного составов, например, к колодкам грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов и т.д. и применяются для обеспечения необходимой эффективности торможения в его тормозных узлах.
Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие металлокерамическую композицию, содержащую, мас.%:
- медь - 40-50;
- олово - 3-9;
- железо - 9-15
- графит - 10-20;
- свинец - 3-10;
- электрокорунд - 4-15.
(ТУ №1479-002-49123292- 2005. Накладка фрикционная с металлокерамическим слоем на основе меди).
Недостаток известного материала в том, что при использовании известных накладок на поверхности диска тормоза отмечается локальные навары из фрикционного материала накладок («наволакивание»), имеющего в своем составе твердые составляющие. Переносу фрикционного материала на контртело в значительной степени способствует высокая температура, близкая к температуре пластического деформирования, и наличие в структуре легкоплавких составляющих. Этот материал имеет структуру, представляющую собой механическую смесь металлов - Cn, Fe. Sn и графит в свободном состоянии, а также соединений на их основе. Твердость по Бринеллю металлокерамического слоя накладки 40-60 НВ.
Известны металлокерамические фрикционные спеченные материалы, включающие медь, олово, графит, дисульфит молибдена, свинец и другие компоненты (Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. - Киев, Наукова думка, 1979, с. 169-172; Патент РФ №2319768) и материал, содержащий мас.%:
- медь - 1,0-3,0;
- олово - 0,5-2,0;
- сернокислый барий - 3,0-5,0;
- графит - 4,0-10,0;
- дисульфид молибдена - 2,0-6,0;
- ситтал - 1,0-30,0;
- свинец - 0,1-4,0;
- железо - остальное.
В вышеуказанных изобретениях применяется технология спекания, т.е. первоначально ингредиенты смешиваются, формуются в пресс-форме на цельнометаллический каркас под давлением от 800 до 3000 кг на см. кв., после чего спекаются в печи при температуре ниже температуры плавления связующего металла.
Недостатком известных материалов является применение дорогостоящих составляющих, недостаточная износостойкость и применение цельнометаллического каркаса для изготовления деталей из него.
Задачей предлагаемого изобретения является создание фрикционного металлокерамического материала на основе использования доступных и недорогих составляющих - меди в виде медного порошка, стальной шерсти, графита, с добавлением медного и железорудного концентратов, соответственно повышение износостойкости и применением в изготовлении деталей из него дешевого сетчато-проволочного каркаса.
Техническим результатом является повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности и прочности колодочных тормозов на сетчато-проволочном каркасе для железнодорожного подвижного состава, а также увеличение износостойкости, уменьшение вредного воздействия на поверхность катания колеса. Входящие в состав материала волокна в виде стальной шерсти придают гибкость материалу, необходимую для установки колодки тормозной металлокерамической в башмак тормозной неповоротный ГОСТ 3269-78. У колодок тормозных металлокерамических на цельнометаллическом каркасе гибкость обеспечивается конструкцией самого каркаса, с применением металлокерамических материалов без металлических волокон, при применении такого материала в конструкции тормозной колодки с сетчато-проволочным каркасом, сам материал ненадежно прикрепится к этому каркасу и при установке в тормозной башмак и в процессе эксплуатации могут возникнуть трещины в районе паза со стороны рабочей поверхности самой колодки, что может привести к ее отрыву из тормозного башмака.
Для этого предложен металлокерамический фрикционный материал, содержащий железорудный и медный концентраты, графит, стальную шерсть, медный порошок.
Сущность изобретения.
Металлокерамический фрикционный материал содержит железорудный и медный концентраты, графит, стальную шерсть, медный порошок, при следующем соотношении, мас.%
- медный порошок - 20
- медный концентрат - 25
- стальная шерсть - 20
- графит - 2
- железорудный концентрат - остальное
Материал не разлагается при спекании, сохраняет хорошие смазочные свойства и способствует пленкообразованию в процессе трения, что приводит к повышению износостойкости. Изделие имеет сетчато-проволочный каркас с напрессованным и припеченным металлокерамическим фрикционным слоем. Данный материал применяется для тормозных систем железнодорожного подвижного состава с обеспечением эксплуатации тормозов в соответствии с требованиями ГОСТ 33421-2015 и действующих норм безопасности на железнодорожном транспорте.
Материал имеет следующие свойства: износ за 100 торможений, мкм - 2, стабильный коэффициент трения - 0,40-0,42.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2022 |
|
RU2802614C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2317906C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2310779C9 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2014 |
|
RU2553138C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-ФУВЛХЧ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2665651C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2022 |
|
RU2785733C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2319871C1 |
КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2073617C1 |
Металлокомпозитный фрикционный сплав на основе железа | 2016 |
|
RU2644488C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА | 2013 |
|
RU2568818C2 |
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к металлокерамическим фрикционным спеченным материалам. Может использоваться для изготовления деталей дисковых и колодочных тормозов железнодорожного тягового и подвижного составов, например к колодкам локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов. Металлокерамический фрикционный материал содержит, мас.%: медный порошок - 20, медный концентрат - 25, стальная шерсть - 20, графит - 2, железорудный концентрат - остальное. Обеспечивается повышение фрикционной теплостойкости, теплопроводности, прочности и износостойкости.
Металлокерамический фрикционный материал, содержащий графит, железорудный и медный концентраты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит стальную шерсть и медный порошок при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Зубопротезный стол для гипсовых работ | 1930 |
|
SU30805A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БЕЗАСБЕСТОВОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2009149C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРМОЗНОГО УСТРОЙСТВА, ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2570515C2 |
US 4415363 A1, 15.11.1983 | |||
Устройство для транспортирования с одной позиции на другую изделий в процессе их обработки | 1950 |
|
SU93673A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
СПОСОБ ВОЗБУЖДЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ СКВАЖИННОЙ ЖИДКОСТИ | 2004 |
|
RU2265718C1 |
CN 103555273 A, 05.02.2014. |
Авторы
Даты
2023-08-30—Публикация
2022-05-04—Подача