ВЕРТОЛЕТНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Российский патент 2015 года по МПК G01S13/00 

Описание патента на изобретение RU2567867C1

Предлагаемое изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано на вертолетах, дирижаблях и других летательных аппаратах для обнаружения наземных объектов.

Известна радиолокационная станция (РЛС) для вертолета (патент №2256939 G01S 13/04, 13/90, опубл. 20.07.2005), работающая в L диапазоне радиоволн, предназначенная для обнаружения наземных и воздушных объектов. В этой РЛС в качестве сканирующих антенн используются лопасти вертолета с размещенными в них линейными антенными решетками. Ее недостатком является большая величина угла диаграммы направленности (ДН) сканирующей антенной решетки в угломестной плоскости, не позволяющая отселектировать наземные и воздушные цели, а также недостаточная разрешающая способность по азимуту и радиальной скорости.

Известна также мобильная РЛС кругового обзора для вертолета (патент №2289825 G01S 13/90, опубл. 20.04.2006), работающая также в L диапазоне радиоволн, предназначенная для обнаружения воздушных и надводных объектов в секторе 360 град. В этой РЛС антенна выполнена в виде фазированной антенной решетки размером 6×1 м, размещенной под фюзеляжем вертолета и вращающейся в азимутальной плоскости со скоростью 6 об/мин. Недостатками этой РЛС являются невысокие точностные характеристики, разрешающая способность и темп выдачи данных, а также невозможность обнаружения наземных малоскоростных целей.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по назначению, построению и техническим характеристикам является вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК) Horizon (Франция) [1, 2], который предназначен для наблюдения за районом боевых действий на суше и море.

Комплекс состоит из бортовой РЛС (БРЛС), наземного поста (НП), широкополосной и узкополосной линий связи (ШЛС) и (УЛС). В состав БРЛС входят фазированная антенная решетка (ФАР) размером 3,5×0,5 м, приемно-передающее устройство, процессор бортовой (ПБ) и рабочее место оператора (РМО).

В состав НП входят процессор наземный (ПН), рабочие места операторов (РМО), система ориентации и топопривязки (СОТ) и генератор мощности (ГМ).

ШЛС расположена как на БРЛС в составе антенны круговой направленности, механически соединенной с осью вращения ФАР, и бортовой аппаратуры связи, так и на НП в составе направленной антенны и наземной аппаратуры связи, и служит для двусторонней передачи радиолокационной, навигационной и полетной информации.

УЛС представляет собой радиооборудование для связи НП с вертолетом, БРЛС и командованием.

БРЛС работает в Х диапазоне радиоволн в двух режимах: как доплеровская РЛС с селекцией движущихся целей (СДЦ) и определением их координат и скорости в режиме сканирования (механического и электронного) в пределах 360 град. и в режиме синтезированной апертуры (РСА) с определением координат неподвижных и малоподвижных целей.

Для ориентации БРЛС в пространстве используется информация, поступающая с пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) вертолета, имеющего спутниковую навигационную связь.

Недостатками прототипа являются:

- невысокие точностные характеристики из-за ошибок ориентации в пространстве между вертолетом и ФАР в процессе движения вертолета и вращения ФАР;

- низкая разрешающая способность по угловым координатам из-за небольших размеров ФАР;

- низкая помехозащита ШЛС из-за круговой направленности бортовой антенны ШЛС;

- невозможность корректировать стрельбу артиллерии, т.к. прототип не обнаруживает разрывы снарядов;

- ухудшение технических характеристик прототипа при неустойчивой спутниковой навигационной связи, ведущей к нарушению ориентации вертолета;

- невозможность быстрого устранения возникшей неисправности аппаратуры, в т.ч. генератора мощности наземного поста;

- отсутствие комфортных условий жизнедеятельности обслуживающего персонала, что затрудняет эксплуатацию комплекса.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение технико-эксплуатационных характеристик вертолетного РЛК.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в известный вертолетный РЛК, содержащий БРЛС в составе антенно-приемопередающего устройства с ФАР, бортового процессора и рабочего места оператора, наземный пост (НП) в составе наземного процессора, рабочих мест операторов, системы ориентации и топопривязки и генератора мощности, широкополосную и узкополосную линии связи, дополнительно введены система ориентации и навигации, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания в составе жилого отсека, второго генератора мощности и отсека технического обслуживания. Кроме того, увеличены размеры ФАР, в программное обеспечение бортового процессора введена специальная программа для обнаружения разрывов снарядов, антенна бортовой части широкополосной линии связи выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета, каждая из которых имеет ширину диаграммы направленности в азимутальной плоскости 100 град., а направленная антенна наземной части широкополосной линии связи является реперным отражателем вертолетного РЛК.

На фигуре представлена структурная схема предлагаемого вертолетного РЛК, где обозначено:

1 - бортовая радиолокационная станция (БРЛС);

2 - антенно-приемопередающее устройство (АППУ);

3 - процессор бортовой (ПБ);

4 - рабочее место оператора бортовое (РМОБ);

5 - система ориентации и навигации (СОН);

6 - широкополосная линия связи, бортовая часть (ШЛСБ);

7 - узкополосная линия связи, бортовая часть (УЛСБ);

8 - наземный пост (НП);

9 - рабочие места операторов наземные (РМОН);

10 - широкополосная линия связи, наземная часть (ШЛСН);

11 - узкополосная линия связи, наземная часть (УЛСН);

12 - система ориентации и топопривязки (СОТ);

13 - процессор наземный (ПН);

14 - генератор мощности (ГМ);

15 - модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО);

16 - жилой отсек (ОЖ);

17 - второй генератор мощности (ГМ);

18 - отсек технического обслуживания (ОТО).

Предлагаемый вертолетный РЛК состоит из бортовой РЛС БРЛС 1, наземного поста НП 8 и модуля жизнеобеспечения и технического обслуживания МЖТО 15.

В состав БРЛС 1 входят АППУ 2, ПБ 3, РМОБ 4, СОН 5, ШЛСБ 6 и УЛСБ 7, в состав НП 8 - РМОН 9, ШЛСН 10, УЛСН 11, СОТ 12, ПН 13 и ГМ 14, а в состав МЖТО 15 - ОЖ 16, второй ГМ 17 и ОТО 18.

При этом первый вход ПБ 3 соединен с выходом ПНК вертолета, второй вход - с выходом СОН 5, первый и второй входы-выходы ПБ 3 соединены соответственно со входами-выходами АППУ 2 и РМОБ 4, а третий и четвертый его входы-выходы соответственно - с первыми входами-выходами УЛСБ 7 и ШЛСБ 6, вторые входы-выходы которых по радиолинии связи соединены соответственно с первыми входами-выходами УЛСН 11 и ШЛСН 10, вторые входы-выходы которых соединены соответственно с третьим и вторым входами-выходами ПН 13, первый вход-выход ПН 13 соединен с входом-выходом РМОН 9, первый вход - с выходом СОТ 12, а выход является выходом вертолетного РЛК. Первый выход ГМ 14 соединен со входами УЛСН 11, ШЛСН 10, РМОН 9, СОТ 12 и вторым входом ПН 13, а второй его выход - со входом МЖТО 15. Первый и второй выходы ГМ 17 соединены соответственно с входами ОЖ 16 и ОТО 18, а третий его вход - со входом НП 8.

На фигуре для упрощения не показаны связи по сигналам синхронизации и связи по электропитанию в БРЛС (БРЛС запитывается от первичных источников электроэнергии вертолета).

АППУ 2 состоит из фазированной антенной решетки (ФАР) размером 5,5×0,8 м, расположенной под фюзеляжем вертолета, передатчика, приемника, привода вращения, обеспечивающего механическое вращение ФАР, и диаграммо-образующего устройства, обеспечивающего электронное сканирование. В рабочем положении ФАР развернута, а при взлете и посадке вертолета - сложена вдоль оси фюзеляжа. Увеличение размеров ФАР по сравнению с размерами ФАР прототипа позволяет повысить разрешающую способность БРЛС по угловым координатам.

СОН 5 включает в себя бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС), размещенную в ФАР, ЭВМ и навигационный приемник сигналов систем ГЛОНАСС/НАВСТАР [3, 4] и служит для точного определения направления луча ФАР, что позволяет повысить точность определения координат целей и устранить ошибки ориентации, возникающие между вертолетом и ФАР в процессе движения вертолета.

ШЛС (в составе ШЛСБ и ШЛСН) предназначена для обеспечения двустороннего обмена информацией между БРЛС 1 и НП 8. С БРЛС 1 на НП 8 передается радиолокационная, навигационная и полетная информация. С НП 8 на БРЛС 1 передается информация о координатах назначенных зон работы БРЛС. Антенна ШЛСБ 6 представляет собой четыре направленные антенны, расположенные по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета таким образом, чтобы (при ширине диаграммы направленности в азимутальной плоскости каждой антенны 100 град.), перекрывать все направления в пределах 360 град. В отличие от прототипа, где используется бортовая антенна ШЛС круговой направленности, это позволяет повысить помехозащиту ШЛС.

Наземная антенна ШЛСН 10 является направленной антенной, расположенной на телескопической мачте высотой ~ 8 м, и может устанавливаться с помощью электроприводов в направлении вертолета, координаты которого поступают от ПНК вертолета через ПБ 3 на ПН 13 по УЛСБ 7 и УЛСН 11.

СОТ 12, содержащая навигационную аппаратуру потребителей систем ГЛОНАСС/GPS с угломерным каналом [5], служит для ориентации и топопривязки НП 8 и определяет координаты НП 8. При этом антенна ШЛСН 10 в диапазоне длин волн БРЛС 1 является идеальным реперным отражателем. Наличие реперного отражателя с известными координатами позволяет сохранить высокие точностные характеристики РЛК при нарушении функционирования СОН 5.

УЛС (в составе УЛСБ 7 и УЛСН 11) представляет собой радиооборудование для связи НП 8 с вертолетом, БРЛС 1 и командованием и предназначена для управления работой БРЛС 1 с помощью команд, отправляемых с РМОН 9 и командного пункта, и получения ответных квитанций, например команд на включение, выпуск антенны, включение излучения, установку рабочей частоты, режимов работы и других. Кроме того, по УЛС (по запросу БРЛС 1) передаются координаты реперной точки НП 8 для ввода их в ПБ 3, которая в этом случае является точкой отсчета координат обнаруженных целей и отображается на экране РМОБ 4, а с БРЛС 1 поступает информация о местонахождении вертолета, которое отображается на экране РМОН 9.

При эксплуатации вертолетного РЛК большую роль играют условия жизнеобеспечения личного состава и технического обслуживания РЛК. Для создания этих условий в РЛК введен МЖТО 15 с жилым помещением для комфортных условий обитания (отдыха и питания) личного состава (жилой отсек ОЖ 16), технической мастерской для ремонта и технического обслуживания аппаратуры (отсек технического обслуживания ОТО 18) и источником электроснабжения ГМ 17, который снабжает электроэнергией МЖТО 15, а также служит резервом для электроснабжения НП 8. МЖТО 15 при необходимости получает электроэнергию от ГМ 14 НП 8.

БРЛС 1, как и прототип, работает в Х диапазоне радиоволн в двух режимах: как доплеровская РЛС с селекцией движущихся целей (СДЦ) и определением их координат и скорости в режиме сканирования ФАР (механического и электронного) в пределах 360 град. и в режиме синтезированной апертуры (РСА) с определением координат неподвижных и малоподвижных целей.

При работе в режиме СДЦ вертолетный комплекс РЛК может обнаруживать разрывы снарядов благодаря введению в программное обеспечение ПБ 3 специальной программы, основанной на особенностях доплеровского спектра сигналов, отраженных от разрывов снарядов. Одновременное обнаружение целей, по которым производится стрельба, и разрывов снарядов позволяет корректировать стрельбу артиллерии.

Радиолокационная информация, полученная при локации земной поверхности, с учетом данных от СОН 5 проходит первичную обработку в ПБ 3 и выдается на РМОБ 4 и на НП 8 по ШЛСБ 6 и ШЛСН 10. При этом наземная антенна ШЛСН 10 с помощью электроприводов по азимуту и углу места устанавливается в направлении вертолета, координаты которого постоянно передаются на НП 8 от ПНК вертолета через ПБ 3 и ПН 13 по УЛС, а радиолокационная и иная информация передается на НП 8 и принимается от НП 8 по ШЛС одной их четырех антенн ШЛСБ 6, обращенной в сторону НП 8 независимо от ориентации вертолета. Радиолокационная информация, полученная НП 8 по ШЛС, проходит вторичную обработку в ПН 13 и выдается на РМОН 9 и на выход всего РЛК для использования абонентами и командованием.

Таким образом, введение в известный вертолетный РЛК, содержащий БРЛС с АППУ, ПБ, РМОБ, НП с РМОН, СОТ, ПН и ГМ, а также широкополосную и узкополосную линии связи, дополнительно СОН, БИНС которого встроена в ФАР, МЖТО в составе ОЖ, второго ГМ и ОТО, новой специальной программы для обнаружения разрывов снарядов в ПО бортового процессора, а также увеличение размеров ФАР, выполнение бортовой антенны ШЛС в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета, и использование направленной наземной антенны ШЛС в качестве реперного отражателя позволяет устранить указанные выше недостатки прототипа и тем самым улучшить технико-эксплуатационные характеристики предлагаемого вертолетного радиолокационного комплекса.

Источники информации

1. Рекламный проспект HORIZON (фирмы EUROCOPTER и THOMSON-CSF, Франция), 1998.

2. JANE′S AVIONICS 2001-2002, DATE: 2001 JAN 15, FRANCE, «Horizon battlefield surveillance radar».

3. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. М., Машиностроение, 1991.

4. Устройство для определения направления луча, координат и скорости движения антенны РЛС. Патент РФ №127502, з. №2012152239, приоритет от 04.12.2012, МПК G08C 19/00.

5. Глобальная спутниковая радионавигационная система «ГЛОНАСС» под редакцией В.Н. Харисова, А.И. Петрова, В.А. Болдина, Москва, ИМПЖР, 1998.

Похожие патенты RU2567867C1

название год авторы номер документа
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА 2022
  • Кищинский Андрей Александрович
  • Чернов Владимир Германович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Евхаритский Сергей Александрович
  • Балыко Илья Александрович
RU2792314C1
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2013
  • Артемьев Александр Иванович
  • Белов Вячеслав Владимирович
  • Гуськов Юрий Николаевич
  • Логинов Сергей Николаевич
  • Поцепкин Виктор Николаевич
  • Швачкин Алексей Михайлович
RU2531255C1
ВЕРТОЛЕТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА 1997
  • Артемьев А.И.
  • Гуськов Ю.Н.
RU2147136C1
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ КРУГОВОГО ОБЗОРА ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА 2004
  • Махрова Наталия Николаевна
  • Коблов Владимир Константинович
  • Кузьмичев Владимир Александрович
  • Тенуев Валентин Константинович
  • Толиченков Борис Иванович
  • Целибеев Вадим Александрович
  • Чернов Авенир Павлович
RU2289825C2
ВЕРТОЛЕТНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Зеленюк Юрий Иосифович
  • Колодько Геннадий Николаевич
  • Шершнев Евгений Дмитриевич
  • Фролов Игорь Иванович
  • Калинкин Виктор Иванович
RU2344439C1
ВЕРТОЛЕТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ 2005
  • Артемьев Александр Иванович
  • Ратнер Валерий Давидович
  • Канащенков Анатолий Иванович
  • Поцепкин Виктор Николаевич
RU2296344C2
Способ определения координат летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы 2016
  • Александров Виктор Константинович
RU2620587C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ФАЗОВЫХ НАБЕГОВ СИГНАЛА В БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ И БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА С СИНТЕЗИРОВАННОЙ АПЕРТУРОЙ АНТЕННЫ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Артемьев Александр Иванович
  • Рогов Вячеслав Яковлевич
  • Суслов Леонид Леонидович
RU2271019C1
МНОГОДИАПАЗОННЫЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Баранкин Евгений Семенович
  • Зеленюк Юрий Иосифович
  • Колодько Геннадий Николаевич
  • Шершнев Евгений Дмитриевич
  • Калинкин Виктор Иванович
RU2497145C1
Устройство для определения параметров движения наземных объектов в двухпозиционной системе бортовых малогабаритных РЛС 2021
  • Ненашев Вадим Александрович
  • Григорьев Евгений Константинович
  • Шепета Александр Павлович
  • Подоплекин Юрий Федорович
RU2760873C1

Реферат патента 2015 года ВЕРТОЛЕТНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано на вертолетах и других летательных аппаратах для обнаружения наземных объектов. Достигаемый технический результат - улучшение технико-эксплуатационных характеристик. Указанный результат достигается за счет того, что вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК) содержит бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) в составе антенно-приемопередающего устройства (АППУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР), бортового процессора (ПБ), бортового рабочего места оператора (РМОБ), бортовой части широкополосной линии связи (ШЛСБ), включающей антенну и аппаратуру связи, и бортовой части узкополосной линии связи (УЛСБ), а также наземный пост (НП) в составе рабочих мест операторов (РМОН), наземной части ШЛС (ШЛСН), включающей направленную антенну, расположенную на телескопической мачте, и аппаратуру связи, наземной части УЛС (УЛСН), системы ориентации и топопривязки (СОТ), наземного процессора (ПН) и генератора мощности (ГМ) с соответствующими связями, содержит также систему ориентации и навигации (СОН) в составе бесплатформенной инерциальной системы (БИНС), встроенной в ФАР, навигационного приемника сигналов и электронно-вычислительную машину, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО) в составе жилого отсека, второго ГМ и отсека технического обслуживания с соответствующими связями. Кроме того, в программное обеспечение ПБ введена программа для обнаружения разрывов снарядов, основанная на особенностях доплеровского спектра отраженных от них сигналов, увеличены размеры ФАР, антенна ШЛСБ выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам вертолета, а направленная антенна ШЛСН является реперным отражателем вертолетного РЛК. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 567 867 C1

Вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК), содержащий бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) в составе антенно-приемопередающего устройства (АППУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР), бортового процессора (ПБ), бортового рабочего места оператора (РМОБ), бортовой части широкополосной линии связи (ШЛСБ), включающей антенну и аппаратуру связи, и бортовой части узкополосной линии связи (УЛСБ), а также наземный пост (НП) в составе рабочих мест операторов (РМОН), наземной части ШЛС (ШЛСН), включающей направленную антенну, расположенную на телескопической мачте, и аппаратуру связи, наземной части УЛС (УЛСН), системы ориентации и топопривязки (СОТ), наземного процессора (ПН) и генератора мощности (ГМ), при этом первый вход ПБ соединен с выходом пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) вертолета, первый и второй входы-выходы ПБ соединены соответственно со входами-выходами АППУ и РМОБ, а третий и четвертый соответственно - с первыми входами-выходами УЛСБ и ШЛСБ, вторые входы-выходы которых по радиоканалу соединены соответственно с первыми входами-выходами УЛСН и ШЛСН, вторые входы-выходы которых соединены соответственно с третьим и вторым входами-выходами ПН, первый вход-выход ПН соединен со входом-выходом РМОН, первый вход - с выходом СОТ, а выход является выходом вертолетного РЛК, кроме того, первый выход ГМ соединен со входами УЛСН, ШЛСН, РМОН, СОТ и вторым входом ПН, отличающийся тем, что в него введены система ориентации и навигации (СОН) в составе бесплатформенной инерциальной системы (БИНС), встроенной в ФАР, ЭВМ и навигационного приемника сигналов, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО) в составе жилого отсека (ОЖ), второго ГМ и отсека технического обслуживания (ОТО), при этом выход СОН соединен со вторым входом ПБ, второй выход ГМ соединен со входом МЖТО, первый и второй выходы второго ГМ соединены соответственно со входами ОЖ и ОТО, а третий его выход - со входом НП, кроме того, в программное обеспечение ПБ введена программа для обнаружения разрывов снарядов, основанная на особенностях доплеровского спектра отраженных от них сигналов, увеличены размеры ФАР, антенна ШЛСБ выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам вертолета, а направленная антенна ШЛСН является реперным отражателем вертолетного РЛК.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2567867C1

JANE,S AVIONICS 2001-2002, DATE: 2001 JAN 15, FRANCE, "Horison battlefield surveillance radar".RU 2497145 C1, 27.10.2013RU2351508 C1, 10.04.2009RU 48516 U1, 27.10.2005RU 2419814 C1, 27.05.2011US 5376940 A, 27.12.1994WO 2999936710 A1, 22.06.2000JP 4377756 B2, 02.12.2009WO 2008105892 A3, 05.02.2009

RU 2 567 867 C1

Авторы

Шаронов Владимир Витальевич

Ананьев Виталий Петрович

Баранов Александр Алексеевич

Белик Александр Михайлович

Варнашин Александр Владимирович

Гаврилин Александр Алексеевич

Герасимов Сергей Николаевич

Дементьев Сергей Николаевич

Коблов Владимир Константинович

Кохан Павел Геннадьевич

Кузьмичев Владимир Александрович

Лукьянов Сергей Фёдорович

Пантюхин Евгений Вениаминович

Поплаухин Константин Дмитриевич

Тенуев Валентин Константинович

Толиченков Борис Иванович

Чернов Авенир Павлович

Даты

2015-11-10Публикация

2014-05-06Подача