Изобретение относится к судостроению и касается средств хранения авиационных боеприпасов на кораблях, а также на гражданских судах при перевозке нестандартных крупногабаритных длинномерных изделий, имеющих специальные требования при транспортировании.
Известно изобретение «Стеллаж для длинномерных грузов», патент №2042585, состоящий из несвязанных между собой секций, в каждой из которых на общем основании жестко установлены колонны, расположенные по середине основания, и боковые стойки. В колоннах коробчатой формы ярусами попарно смонтированы поворотные в вертикальной плоскости в разные стороны несущие рычаги, которые могут опираться на упоры в боковых стойках. Противовесы на несущих рычагах удерживают их в вертикальном положении в корпусе колонны при незагруженном стеллаже. Готовность ячейки стеллажа осуществляется при загрузке нижележащего яруса посредством системы приводных рычагов, тяг и флажков.
Наиболее близким аналогом является «Стеллаж для хранения авиационных боеприпасов», патент №2509043, представляющий многоярусную конструкцию, состоящую из: стоек, балок неподвижных и балок откидных, установленных на них ложементов со средствами удержания от смещения авиационных боеприпасов во всех направлениях в условиях качки корабля. Конструктивной особенностью стеллажа является его крепление к палубе корабля (тем самым освобождая полезные объемы на подволоке для размещения там грузоподъемных устройств), а также его универсальность (размещение различных по форме боеприпасов на одном стеллаже за счет сменных ложементов), что позволяет подбирать оптимальное исполнение стеллажа в зависимости от размеров корабельного помещения.
Однако известный стеллаж обладает рядом недостатков, а именно:
- переоборудование стеллажа для другого типа боеприпаса в корабельных условиях крайне затруднительно, так как в связи с изменением диаметра опорных поверхностей боеприпаса необходимо производить механическую обработку стоек и балок и квалифицированные монтажно-наладочные работы по сборке и испытаниям стеллажа;
- установка на палубе опор под новое расположение стоек стеллажа (в связи с изменением расстояния между опорными поверхностями боеприпаса) требует проведения сварочных работ в действующем погребе.
Целью настоящего изобретения является разработка стеллажа, предназначенного для хранения различных авиационных боеприпасов и других крупногабаритных длинномерных изделий, приспособленного для работы в корабельных условиях. Конструкция предлагаемого стеллажа позволяет производить в корабельных условиях силами личного состава переоборудование под различные типы боеприпасов, отличающихся как диаметрами опорных поверхностей, так и расстояниями между опорными поверхностями, причем высота стеллажа определяется только размерами боеприпаса и не зависит от размеров балок с ложементами.
В предлагаемом изобретении указанная цель достигается тем, что стеллаж для хранения авиационных боеприпасов представляет собой сборную многоярусную конструкцию, состоящую из унифицированных фундаментных опор, стоек, балок неподвижных, балок откидных с прижимными механизмами, кронштейнов с упорами, кронштейнов со стопорными устройствами, а также сменных быстросъемных ложементов и прижимов для конкретных видов боеприпасов. Ложементы и прижимы служат для удержания авиационных боеприпасов от смещения во всех направлениях в условиях качки корабля. Кронштейны с упорами служат для шарнирного закрепления одного из концов балок откидных; упоры при этом ограничивают угол поворота балки откидной в горизонтальной плоскости. Кронштейны со стопорными устройствами служат для опоры другого конца балки откидной, находящейся в рабочем положении; стопорное устройство при этом препятствует свободному перемещению балки откидной. Стойки стеллажа уже при изготовлении снабжены рядом отверстий с направляющими элементами, что позволяет личному составу переставлять балки откидные на высоту, необходимую для конкретного вида боеприпаса; балки откидные и неподвижные при изготовлении также снабжаются рядом отверстий, используемых при креплении на них быстросъемных ложементов. Шарнирное с двумя степенями свободы закрепление балок откидных позволяет при их открывании обходить выступающие элементы боеприпасов.
В качестве примера в настоящей заявке на фиг. 1 представлен универсальный стеллаж, предназначенный для хранения авиационных боеприпасов с тремя диапазонами опорных поверхностей: ⌀275 мм÷420 мм, ⌀150 мм÷275 мм, до ⌀150 мм. Таким образом, при представленных в примере размерах стеллажа на нем может быть размещено 4 изделия для варианта сборки 1, 6 изделий для варианта сборки 2 и 16 изделий для варианта сборки 3. Длина фундаментных опор стеллажа определяет возможное расстояние между опорными поверхностями боеприпаса и ограничивается размерами погреба. При необходимости использования на боеприпасе трех опорных поверхностей в стеллаж может быть добавлен еще один ряд стоек. Высота стоек ограничивается высотой погреба.
Особенностями предлагаемого стеллажа являются унификация составных частей, возможность изменения количества стоек и балок, возможность изменения количества и типа ложементов и прижимов, что позволяет, в зависимости от типов и количества боеприпасов, а также размеров корабельного помещения, производить в корабельных условиях силами личного состава оптимальное исполнение стеллажа, а также повысить технологичность стеллажа при изготовлении.
На фиг. 2 (вид спереди) представлен вариант сборки стеллажа для боеприпасов ⌀275÷420 мм.
Стеллаж состоит из стоек 4, двух ярусов балок откидных 5 с механизмами прижимными 7, двух ярусов кронштейнов 9 с упорами 11, двух ярусов кронштейнов 10 со стопорными устройствами 12, балок неподвижных 6, фундаментных опор 8, ложементов для боеприпасов ⌀420 мм 13, прижимов для боеприпасов ⌀420 мм 14.
На фиг. 2 все балки откидные 5, за исключением верхнего ряда, показаны закрытыми (см. также фиг. 1).
На фиг. 2 обозначены следы сечения А-А (см. фиг. 5), сечения Б-Б (см. фиг. 6) и узла В (см. фиг. 7), показывающие узлы крепления кронштейнов и балки откидной, общие для всех вариантов сборки стеллажа.
На фиг. 3 (вид спереди) представлен вариант сборки стеллажа для боеприпасов ⌀150÷275 мм.
Стеллаж состоит из стоек 4, трех ярусов балок откидных 5 с механизмами прижимными 7, трех ярусов кронштейнов 9 с упорами 11, трех ярусов кронштейнов 10 со стопорными устройствами 12, балок неподвижных 6, фундаментных опор 8. ложементов для боеприпасов ⌀275 мм 15, прижимов для боеприпасов ⌀275 мм 16.
На фиг. 3 все балки откидные 5, за исключением верхнего ряда, показаны закрытыми (см. также фиг. 1).
На фиг. 3 обозначены следы узла Г (см. фиг. 8) и узла Е (см. фиг. 10), показывающие узел крепления механизма прижимного к балке поворотной и узел крепления стойки стеллажа к фундаментной опоре, общие для всех вариантов сборки стеллажа.
На фиг. 4 (вид спереди) представлен вариант сборки стеллажа для боеприпасов до ⌀150 мм.
Стеллаж состоит из стоек 4, четырех ярусов балок откидных 5 с механизмами прижимными 7, четырех ярусов кронштейнов 9 с упорами 11, четырех ярусов кронштейнов 10 со стопорными устройствами 12, балок неподвижных 6, фундаментных опор 8, ложементов для боеприпасов ⌀150 мм 17, прижимов для боеприпасов ⌀150 мм 18.
На фиг. 4 все балки откидные 5, за исключением верхнего ряда, показаны закрытыми (см. также фиг. 1).
На фиг. 5, сечение А-А (см. фиг. 2), представлен узел крепления кронштейнов с упорами 9 и кронштейнов со стопорными устройствами 10 к стойке 4.
На стойке 4 размещены направляющие элементы 19, на которые кронштейны 9, 10 устанавливаются своими калиброванными отверстиями. Крепление кронштейнов 9, 10 к стойке 4 производится через заранее выполненные в стойке отверстия болтовыми соединениями 20. Расположение направляющих элементов 19 по высоте стойки 4 отвечает требуемому расположению перемещаемых узлов стеллажа при соответствующем варианте его сборки.
На фиг. 6, узел Б (см. фиг. 2), представлен узел шарнирного крепления балки откидной 5 к кронштейну с упорами 9, установленному на стойке 4.
На кронштейне с упорами 9 установлено основание оси 21, имеющее возможность вращения вокруг вертикальной оси.
На фиг. 7, сечение В-В (см. фиг. 3), представлена стойка 4, ось 22, установленная в основании оси 21. Таким образом, балка откидная 5 имеет возможность одновременного вращения вокруг горизонтальной оси 22 и, вместе с основанием оси 21, вокруг вертикальной оси.
Упоры 11 исключают движение балки откидной 5 при нахождении ее в горизонтальной плоскости, фиксируя ее в одном из двух взаимно перпендикулярных положений. Для поворота балки откидной 5 вокруг вертикальной оси она должна быть предварительно развернута вокруг горизонтальной оси, как показано на фиг. 6.
На фиг. 8, узел Г (см. фиг. 3), представлен механизм прижимной 7, установленный на балке откидной 5. Механизм прижимной 7 состоит из корпуса 23, гайки 24 и винта 25. Гайка 24 может только вращаться, что приводит к поступательному движению винта 25, обеспечивая подъем и опускание прижима и его контакт с боеприпасом.
На фиг. 9, сечение Д-Д (см. фиг. 8), представлено быстродействующее крепление прижима 16 к проушине винта механизма прижимного с помощью штыря закладного 26.
Аналогично ложементы 13, 15, 17 крепятся к балкам откидным 5 и балкам неподвижным 6.
На фиг. 10, узел Е (см. фиг. 3), представлено крепление стойки 4 к фундаментной опоре 8.
Фундаментная опора 8 (см. фиг. 3) состоит из основания 27 с установленными на нем корпусами 28 с фигурными продольными пазами.
Крепление основания стойки 4 к фундаментной опоре 8 производится болтовыми соединениями 29. Ширина продольного паза в корпусе фундаментной опоры выполнена по размеру зева ключа под головку болта болтового соединения 29. Это позволяет, ослабив затяжку гаек болтовых соединений 29, переместить стойку 4 в положение, соответствующее расстоянию между опорными поверхностями боеприпаса.
Погрузка авиационного боеприпаса осуществляется (при условии, что все балки откидные находятся в открытом положении) следующим образом:
- авиационный боеприпас размещается на ложементах балок неподвижных;
- нижний ярус балок откидных разворачивается в закрытое положение, устанавливается на кронштейны со стопорными устройствами и фиксируется стопорными устройствами;
- вращением гаек механизма прижимного прижимы опускаются до контакта с боеприпасом;
- производится погрузка следующего боеприпаса на следующем верхнем ярусе, при этом последовательность погрузки остальных боеприпасов аналогична предыдущим действиям.
Выгрузка авиационных боеприпасов со стеллажа осуществляется в обратном порядке ранее приведенным действиям.
Удобством предлагаемого стеллажа является его универсальная быстросборная конструкция, что позволяет использовать его и на гражданских судах для перевозки крупногабаритных длинномерных изделий большой массы, имеющих специальные требования при транспортировании.
Еще одним достоинством может служить возможность переоборудования стеллажа для другого типа изделий силами корабельного личного состава.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Пакет для хранения авиационных неуправляемых реактивных снарядов | 2016 |
|
RU2633072C1 |
| СТЕЛЛАЖ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ | 2012 |
|
RU2509043C1 |
| Стеллаж для хранения авиационных боеприпасов | 2017 |
|
RU2658230C1 |
| УСТРОЙСТВО КОРАБЕЛЬНОГО ПАЛУБНОГО ХРАНЕНИЯ И СПОСОБ ПОДАЧИ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ | 2017 |
|
RU2705856C2 |
| УСТРОЙСТВО И СПОСОБ КОРАБЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ НА ПОДВОЛОКЕ | 2017 |
|
RU2667413C1 |
| УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ ЗА ГОЛОВНУЮ ЧАСТЬ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ НА СТЕЛЛАЖЕ | 2015 |
|
RU2587000C1 |
| УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ ЗА ВЫСТУПАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВЕСКИ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ НА СТЕЛЛАЖЕ | 2014 |
|
RU2567969C1 |
| ПРИЖИМНОЙ МЕХАНИЗМ УДЕРЖАНИЯ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ | 2014 |
|
RU2546728C1 |
| ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2013 |
|
RU2544040C2 |
| МОБИЛЬНЫЙ СТЕЛЛАЖ ДЛЯ КАССЕТНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ | 2023 |
|
RU2826911C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается средств хранения авиационных боеприпасов на кораблях, но может быть использовано и на гражданских судах при перевозке нестандартных крупногабаритных длинномерных изделий, имеющих специальные требования при транспортировании. Стеллаж представляет собой многоярусную быстросборную конструкцию, состоящую из стоек, балок неподвижных и балок откидных, установленных на них ложементов и средств удержания от смещения авиационных боеприпасов во всех направлениях в условиях качки корабля. Стеллаж снабжен прижимным механизмом, устанавливаемым на каждую балку откидную, узел крепления которой к стойке обеспечивает ее поворот в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Прижимной механизм состоит из корпуса, гайки и винта, перемещающегося поступательно при вращении гайки с обеспечением подъема и опускания прижима, а также контакта прижима с боеприпасом. Прижим прикреплен к проушине винта прижимного механизма с помощью штыря закладного с образованием быстродействующего соединения. Изобретение обеспечивает повышение надежности крепления боеприпасов и повышение удобства его использования. 10 ил.
Стеллаж универсальный малогабаритный для хранения авиационных боеприпасов, состоящий из стоек, балок неподвижных и балок откидных с размещенными на них ложементами, удерживающими боеприпасы от смещения, отличающийся тем, что он снабжен прижимным механизмом, устанавливаемым на каждую балку откидную, узел крепления которой к стойке обеспечивает ее поворот в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, прижимной механизм состоит из корпуса, гайки и винта, перемещающегося поступательно при вращении гайки с обеспечением подъема и опускания прижима, а также контакта прижима с боеприпасом, при этом прижим прикреплен к проушине винта прижимного механизма с помощью штыря закладного с образованием быстродействующего соединения.
Авторы
Даты
2015-11-10—Публикация
2014-08-27—Подача