Изобретение относится к способам комплексного обучения парашютистов и может быть использовано для индивидуальной и групповой подготовки, преимущественно военнослужащих специальных подразделений, осуществляющих вывод парашютным способом на парашюте типа «крыло».
Прыжки с парашютом относятся к экстремальным видам спортивной деятельности, поэтому парашютная подготовка при использовании различных парашютных систем в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью с различных высот, знание тактико-технических характеристик используемого штатного и дополнительного оборудования, а также уровень теоретических и практических навыков напрямую влияют на безопасность прыжков с парашютом.
На различных этапах своей многолетней подготовки парашютисты используют самые разнообразные методики для обучения прыжкам на начальном этапе, на этапах корректировки и совершенствования своего технического мастерства. Навыки владения собственным телом в свободном падении и в точности приземления (прыжки с постепенным увеличением задержки свободного падения) они отрабатывают вначале с использованием систем круглых парашютов (Д-6, Д-10, Т-4, Д-1-5У), затем - переходят на парашюты типа «крыло» (Арбалет-1, Арбалет-2, Беркут, Беркут-2) [1-3].
Однако практически все существующие способы подготовки парашютистов морально устарели, в основном влекут за собой использование устаревшего оборудования (страхующих приборов). На обучение прыжкам зачастую по стандартным схемам уходит слишком много времени, проходит сравнительно длительный период формирования правильных навыков управления телом в свободном падении, часто эти полученные навыки и вовсе отрицательно влияют на закрепление сложно-координационных действий при прыжках с длительными задержками из-за устаревших принципов подготовки парашютистов.
Кроме того, требования современного времени диктуют более сжатые сроки при комплексном обучении парашютистов. Необходим новый подход к решению задач при выводе парашютным способом (раскрытие парашюта на большой высоте и преодоление дистанции по ранее рассчитанному маршруту). Практически всегда требуется использование дополнительного оборудования (парашютных систем специального назначения, индивидуального навигационного оборудования, индивидуального и бортового кислородного оборудования, грузовых контейнеров различного типа, приборов ночного видения, высотомеров, маяков, штатного вооружения и т.д.), что зачастую невозможно при использовании морально устаревшего оборудования и тех рекомендаций при обучении парашютистов, существующих в настоящее время.
Задача изобретения: в кратчайшие сроки осуществить подготовку парашютистов для совершения прыжков с различными парашютными системами в различное время суток в простых и сложных метеоусловиях с различных высот с дополнительной экипировкой как над точкой приземления, так и с удалением от нее на расстоянии свыше 40 км с приземлением в заданный район по координатам радиусом не далее 10 м от цели.
Поставленная задача достигается тем, что последовательное обучение парашютистов осуществляют от простого к сложному в течение нескольких недель посредством проведения теоретических занятий и зачетов, затем практических занятий в воздухе с контролем инструктором навыков путем сдачи практических зачетов.
Вначале у них формируют правильные навыки выполнения прыжков с парашютом типа «крыло» с длительной задержкой раскрытия, затем формируют правильные навыки на точность приземления и навыки выполнения прыжков с различных высот в составе группы.
Полученные навыки закрепляют и оттачивают, в последующем формируют у парашютистов навыки выполнения прыжков в составе группы с различных высот (от 1000 м - более 7000 м) с немедленным раскрытием парашюта на больших высотах и преодолением различных дистанций (как до 40 км, так и свыше 40 км). Такие прыжки, в том числе с навигационным и дополнительным оборудованием, а также в полном боевом снаряжении, осуществляют днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с приземлением по ранее полученным координатам не далее 10 м от цели.
В завершение парашютистов обучают прокладывать маршруты полетов под раскрытыми парашютами в любое время суток от точки выброски на неподготовленные площадки приземления ограниченных размеров, при этом для расчета дистанции на парашюте типа «крыло» относительно точки приземления используют формулу:
DO=DN+DK-DZ,
где DO - общее расстояние, которое преодолевает парашютист на парашюте типа «крыло» с учетом ветра от точки выброски до точки приземления;
DN - дистанция сноса нейтрального купола;
DK - дистанция прохождения купола (определяется собственной дальностью планирования парашюта типа «крыло»);
DZ - необходимая дистанция запаса (определяется запасом высоты, необходимым парашютисту при отделении от летательного аппарата над точкой приземления).
Обучение может быть разбито на несколько этапов:
- 1 этап - теоретические и практические занятия: «Начальная индивидуальная подготовка», практика в аэродинамическом комплексе, теоретические и практические занятия: «Укладка основного парашюта», теоретические и практические занятия: «Индивидуальная точность приземления», теоретические и практические занятия: «Повышение мастерства по владению телом в свободном падении 1×1 с инструктором»;
- 2 этап - теоретические и практические занятия: «Сбор группы в свободном падении. Построение фигуры «Клин»», теоретические и практические занятия: «Групповая точность приземления», теоретические и практические занятия: «Базовый курс пилотирования», теоретические и практические занятия: «Использование носимых индивидуальных приборов GPS/Glonass при выполнении прыжков с парашютом»;
- 3 этап - теоретические и практические занятия: «Метеорология. Навигация. Чтение карт», теоретические и практические занятия: «Расчет ветра. Расчет относа нейтрального купола. Расчет точки выброски», практические и теоретические занятия: «Прыжки на максимальное удаление от точки приземления с раскрытием парашюта на большой высоте», практические занятия на групповую точность приземления и сбор группы в свободном падении, построение фигуры «Клин»;
- 4 этап - теоретические и практические занятия: «Выполнение прыжков с парашютными системами специального назначения с грузовыми контейнерами различного типа и оружием, с использованием дрога», практика в аэродинамическом комплексе, теоретические и практические занятия: «Выполнение высотных прыжков с кислородным оборудованием»; практические занятия по выполнению прыжков в полном боевом снаряжении, практические занятия по прыжкам на максимальное удаление, практические занятия на групповую точность приземления;
- 5 этап - теоретические и практические занятия: «Выполнение прыжков в полном боевом снаряжении в темное время суток», практические занятия по выполнению прыжков в полном боевом снаряжении, практические занятия по прыжкам на максимальное удаление, практические занятия на групповую точность приземления.
Примеры конкретного выполнения. Парашютист Ч. из-за долговременного и прерывающегося обучения на постепенное увеличение задержки свободного падения на круглом парашюте не имел достаточных устойчивых навыков управления телом в свободном падении, а также не владел методикой расчета прыжка на максимальное удаление на парашюте типа крыло, отсутствовали прыжки с кислородным оборудованием.
Пройдя подготовку по данному способу, овладел всеми необходимыми ему навыками и стал успешно решать поставленные перед ним задачи.
Задача 1: группа парашютистов из 6 человек совершает прыжок с 3000 метров на парашютах типа «крыло» с дальностью планирования 2:1 и средней вертикальной скоростью снижения 5 м/сек. На фигуре 1 изображено графическое отображение маршрута. Условия задачи представлены в табл. 1.
Примечание: ТП - точка приземления; ТВ - точка выброски; КТ - контрольная точка на высоте 1500 метров; KB - курс выброски (может быть изменен в зависимости от условий прыжка); 0,5-3,0 - отметки высоты в км, DN - дистанция нейтрального купола, DK - собственная дистанция парашюта типа «крыло», DO - общая дистанция прохождения группой парашютистов на парашютах типа «крыло»; KB - курс выброски (десантирования); 310° - азимут от ТП, 130° - азимут на ТП (определяют графически); DZ - необходимая дистанция запаса.
Решение данной задачи:
DN=4200 метров (находится графически)
DK=6000 метров (определяется собственной дальностью планирования парашюта типа крыло 2:1 относительно высоты выброски (десантирования))
DZ=500*2=1000 метров (500 - необходимый запас высоты в метрах, 2 - коэффициент планирования)
Отсюда: DO=DN+DK-DZ=4200+6000-1000=9200 метров.
Ищется отдельно: DKT - дистанция контрольной точки.
DKT=DN+DK-DZ=600+3000-1000=2600 метров.
Ответ: нахождение ТВ по азимуту 310° (определяется графически) от ТП на удалении 9200 метров, группа в составе из шести парашютистов совершает десантирование курсом 220° через ТВ, двигается к ТП курсом 130°, также нахождение KT - на высоте 1500 метров и удалении от ТП - 2600 метров.
Задача 2: группа парашютистов из 8 человек, совершающих прыжок с 4000 метров на парашютах типа «крыло» с дальностью планирования 2:1 и средней вертикальной скоростью снижения 5 м/сек. На фигуре 2 изображено графическое отображение маршрута. Условия задачи представлены в табл. 2.
Примечание: ТП - точка приземления; ТВ - точка выброски; ПТ - поворотная точка; КТ - контрольная точка на высоте 1500 метров; KB - курс выброски (может быть изменен в зависимости от условий прыжка); 0,5-3,0 - отметки высоты в км, Н - высота; DN1 - дистанция нейтрального купола после поворотной точки (от 1500 до 0 метров), DK1 - собственная дистанция парашюта типа «крыло» после поворотной точки (от 1500 до 0 метров), DO1 - общая дистанция прохождения группой парашютистов на парашютах типа «крыло», от поворотной точки до точки приземления (от 1500 до 0 метров); DN2 - дистанция нейтрального купола до поворотной точки (от 4000 до 1500 метров), DK2 - собственная дистанция парашюта типа «крыло» до поворотной точки (от 4000 до 1500 метров), DO2 - общая дистанция прохождения группой парашютистов на парашютах типа «крыло», от точки выброски до поворотной точки (от 4000 до 1500 метров);
KB - курс выброски (десантирования); 310°, 130°, 225°, 45°, 295° - азимуты (определяются графически).
Решение данной задачи:
При наличии поворотной точки (ПТ) (условие ввода поворотной точки - отклонение направления ветра более чем на 30° от общего направления), расчет делится на две части, далее графически определяется общий азимут и удаление ТВ от ТП.
Часть 1:
DN1=2550 метров (находится графически)
DK1=3000 метров (определяется собственной дальностью планирования парашюта типа крыло 2:1 относительно пройденной высоты)
DZ1=500*2=1000 метров (500 - необходимый запас высоты в метрах, 2 - коэффициент планирования)
DO1=DN1+DK1-DZ1=2250+3000-1000=4550 метров.
Азимут от ТП на ПТ - 225° (определяется графически).
Часть 2:
DN2=8000 метров (находится графически)
DK2=4000 метров (определяется собственной дальностью планирования парашюта типа крыло 2:1 относительно пройденной высоты)
DZ2=500*2=1000 метров (500 - необходимый запас высоты в метрах, 2 коэффициент планирования)
DO1=DN1+DK1-DZ1=8000+4000-1000=11000 метров.
Азимут от ПТ на ТВ - 310° (определяется графически). При наличии ПТ принято считать ее КТ.
Ответ: нахождение ТВ по азимуту 290° от ТП на удалении 12250 метров, группа парашютистов в составе из восьми человек совершает десантирование курсом 220° через ТВ, двигается в ПТ до высоты 1500 метров курсом 130°, далее выполняет поворот на ТП курсом 45.
Заявляемый способ позволяет по сравнению с общепринятыми способами обучения парашютистов существенно сократить время их подготовки, в максимально короткие сроки эффективно готовить военнослужащих прыжкам с парашютными системами типа «крыло». Они приобретают устойчивые навыки раскрытия парашютов с различным временем задержки, учатся управлять своим телом в свободном падении, в том числе с дополнительным оборудованием, в любое время суток. Одновременно с закреплением необходимых для них навыков при прыжках с различных высот в простых и сложных метеоусловиях парашютисты способны приземляться на ограниченные по размеру и не подготовленные площадки приземления с удаления ТВ от ТП на расстояниях свыше 40 км.
Литература
1. Гуськов А.С. Подготовка спортсмена-парашютиста. М.: изд-во ДОСААФ СССР, 1976.
2. Бородин С.К. Педагогическая система парашютной подготовки будущих военных летчиков: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Саратов - Москва: РГБ, 2007.
3. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: Курс лекций под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.Н. Блеера - М.: ООО «Анита пресс», 2006.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее | 2019 |
|
RU2730759C1 |
Устройство имитации прыжка с парашютом | 2023 |
|
RU2808184C1 |
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА-ДЕСАНТНИКА И СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕМ | 2016 |
|
RU2653900C1 |
СПОСОБ ДОСТАВКИ ПОДВЕСНОЙ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ТОЧКУ ПОСАДКИ | 2019 |
|
RU2732474C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРЫЖКАМ НА ВОДУ | 2017 |
|
RU2655230C1 |
МОДУЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПАРАШЮТИСТА | 2018 |
|
RU2681241C1 |
КРЫЛЬЯ ДЛЯ ПАРАШЮТИСТА. ВИНГЭМ. WING-M. | 2013 |
|
RU2542834C1 |
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее | 2021 |
|
RU2769481C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР ПРИМЕНЕНИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ ТИПА "ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО" | 2016 |
|
RU2645516C2 |
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА | 2019 |
|
RU2712355C1 |
Способ комплексной подготовки парашютистов состоит в том, что формируют навыки выполнения прыжков с парашютом типа крыло с длительной задержкой раскрытия, на точность приземления и прыжков с различных высот в составе группы с немедленным раскрытием парашюта на больших высотах и преодолением различных дистанций с навигационным оборудованием, в полном боевом снаряжении. Прыжки осуществляют днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с приземлением по ранее полученным координатам. Парашютистов обучают прокладывать маршруты полетов под раскрытыми парашютами от точки выброски на неподготовленные площадки приземления ограниченных размеров. Изобретение направлено на сокращение срока подготовки. 2 ил., 2 табл.
Способ комплексной подготовки парашютистов, преимущественно военнослужащих специальных подразделений, состоящий из практических и теоретических занятий, отличающийся тем, что вначале у них формируют правильные навыки выполнения прыжков с парашютом типа «крыло» с длительной задержкой раскрытия, затем формируют правильные навыки на точность приземления и навыки выполнения прыжков с различных высот в составе группы, закрепляют и оттачивают ранее полученные навыки, далее формируют навыки выполнения прыжков в составе группы с различных высот (от 1000 м - более 7000 м) с немедленным раскрытием парашюта на больших высотах и преодолением дистанции днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с приземлением по ранее полученным координатам не далее 10 м от цели, в том числе с навигационным и дополнительным оборудованием, а также в полном боевом снаряжении, и в завершение обучают прокладывать маршруты полетов под раскрытыми парашютами в любое время суток от точки выброски на неподготовленные площадки приземления ограниченных размеров, при этом для расчета дистанции на парашюте типа «крыло» относительно точки приземления используют формулу:
DO=DN+DK-DZ,
где DO - общее расстояние, которое преодолевает парашютист на парашюте типа «крыло» с учетом ветра от точки выброски до точки приземления;
DN - дистанция сноса нейтрального купола;
DK - дистанция прохождения купола - определяется собственной дальностью планирования парашюта типа крыло;
DZ - необходимая дистанция запаса высоты, необходимой парашютисту при отделении от летательного аппарата над точкой приземления.
CN 102658867 A, 12.09.2012;JP 9104398 A, 22.04.1997; US 5622337 A1, 22.04.1997; UA 75383 C2, 15.04.2006;SU 135344 A1, 01.01.1961.. |
Авторы
Даты
2015-12-10—Публикация
2014-09-18—Подача