Изобретение относится к области воздушно-десантной подготовки личного состава и может быть использовано в тренажерах для подготовки парашютистов.
Известны требования к воздушно-десантной подготовке [7] и состав парашютных систем [8] для ее выполнения и совершения прыжков в атмосфере Земли. В состав парашютной системы входят ранец с системой подвесной, купола основного и запасного парашютов со стропами управления заканчивающиеся звеньями управления, звенья ручного раскрытия парашютов (основного и запасного), устройство рифления, свободные концы с закрепленными на них в карманах (зачекованными) звеньями управления, полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный [8].
Каждый из свободных концов (левый и правый) разветвляется на передний и задний.
К верхней части свободных концов посредством звеньев креплений строп подсоединяются стропы парашюта. На каждом заднем свободном конце пришито направляющее кольцо стропы управления, верхняя и нижняя шлевки фиксации чек звена управления.
Звенья управления предназначены для удобства действий стропами управления и представляют собой петлю, изготовленную из ленты TYPE-4 (спецификация MIL-W-5038). В верхней части петли имеется люверс для крепления стропы управления и чека зачековки стропы управления в шлевки фиксации свободных концов.
Зачекованные звенья управления в шлевки фиксации на свободных концах приведены на фиг 5.
Разворот парашютиста в воздухе достигается либо с помощью строп управления, либо натяжением свободных концов подвесной системы [7].
Нормативные документы, такие как руководство по воздушно-десантной подготовке и инструкция по эксплуатации системы парашютной регулирует порядок выполнения действий, включая и маневрирование, при выполнении прыжков с парашютом [7,8].
Для разворота вправо методом воздействия на стропы управления надо взяться правой рукой, за правое звено управления стропами и потянуть за него вниз до груди или колена, в зависимости от необходимой степени вращения.
Разворот влево выполняется таким же образом, только воздействие производится левой рукой, за левое звено управления стропами.
Для разворота парашютной системы производится втягиванием строп управления или натяжением одного из свободных концов. Разворот вправо производится втягиванием правой стропы управления или натяжением одного из правых свободных концов (переднего или заднего). Разворот влево производится втягиванием левой стропы управления или натяжением одного из левых свободных концов (переднего или заднего).
В содержание всех занятий по воздушно-десантной подготовке обязательно включается отработка действий десантников-парашютистов в воздухе после раскрытия парашюта (включая управление парашютом), правила применения запасного парашюта и приземления.
Известна цель и методы психологической подготовки военнослужащих [9]. Целью психологической подготовки военнослужащих является воспитании психологической устойчивости перед факторами, вызванными экстремальной ситуацией, главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для военнослужащего стали привычными.
Психологическая подготовка военнослужащих проводится в форме:
- тренировок, индивидуального и группового преодоления различного вида полос препятствий (психологических, огненно-штурмовых, троп-разведчика и др.) с использованием средств имитации, технических средств, генерирующих условия боевой обстановки.
- специальных упражнений, тренингов и др.
Известен способ подготовки парашютистов в аэродинамической трубе и устройства его реализующее [1, 2].
Способ заключается в том, что парашютисты помещаются в аэродинамическую трубу, содержащую рабочие зоны с различными параметрами воздушного потока. При этом парашютисты имеют возможность отрабатывать действия по управлению своим телом во время прыжка.
Недостатком данного способа является то, что он дает возможность отработки лишь отдельных элементов десантирования, нет возможности отработки, во-первых, выхода парашютиста из летательного аппарата и его приземления, во-вторых не обеспечивается отработка управления куполом во время выполнения прыжка.
Известен способ подготовки парашютистов на тренажере использующим части конструкции летательного аппарата и подвесные системы парашютов, а также устройства, его реализующие [3, 4]. Способ заключается в том, что по команде парашютисты (десантники) подходят к двери в имитируемой части фюзеляжа летательного аппарата (самолета или вертолета) и поочередно покидают фюзеляж через дверь, далее закрепленный на тросе манипулятора (крана или система полозьев) парашют с подвесной системой позволяют парашютисту (десантнику) тренироваться в принятии правильного положения тела и конечностей для использования парашютов (основного и запасного), отрабатывать их раскрытие и приземление. Для усиления психосоматического воздействия на парашютиста ему на голову могут одевать шлем с жидкокристаллическими индикаторами для создания виртуального пространства.
Недостатком данного способа является то, что он во-первых обеспечивает привитие ложных навыков и ощущений, за счет того, что распределение нагрузки и сил, возникающих при раскрытии парашюта реализованных данным способом не соответствуют реальному воздействию на парашютиста при совершении прыжка, во-вторых не обеспечивает возможность формирования необходимых навыков, связанных с гашением скорости полета парашютиста перед приземлением.
Известен способ подготовки парашютистов на тренажере моделирующим направление динамических нагрузок, а также устройства его реализующие [5]. Способ заключается в том, что тренируемый (обучаемый) парашютист занимает свое место в тренажере в сиденье на валу и фиксируется в сидении подвесной системой с макетом парашюта, тренажер приводится во вращение в горизонтальной плоскости относительно поверхности Земли, после раскрытия парашюта начинается торможение, скорость вращения гасится до промежуточного значения, а потом вплоть до полной остановки. Для отработки отказа парашюта применяют вращение сидения подвесной системой в плоскости находящейся под углом к поверхности Земли и в той же плоскости, в которой находится вал с сидением, с закрепленным парашютистом. При этом скорость вращения после раскрытия парашюта снижается до промежуточного значения, а вал с сиденьем вращается вокруг своей оси со стабильной скоростью.
Недостатком данного способа является то, что он обеспечивает привитие ложных навыков и ощущений, за счет того, что не обеспечивает возможность формирования необходимых связанных навыков выхода парашютиста из летательного аппарата, отработки управления куполом во время выполнения прыжка, гашением парашюта после приземления, а также навыка поведения парашютиста при воздействии ветровых потоков, идентичных естественным воздействиям атмосферы Земли.
Наиболее близким к заявляемому способу, то есть прототипом, является способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее [6].
Способ заключается в том, что тренируемый (обучаемый) парашютист занимает свое место в подвесной системе парашюта, закрепленной на раме тренажера, на голову одевают очки виртуальной реальности.
Программное обеспечение на основе 3D-симуляции создает виртуальное пространство, с учетом физических параметров и динамики парашютного спуска и различных параметров окружающей среды (типов парашютных систем, времени суток, погодных условий, рельефа местности, высоты и скорости полета).
После покидания тренируемого (обучаемого) парашютиста имитируемого летательного аппарата для выполнения прыжка происходит обдув воздухом и функциональным устройством обеспечивается изменение направлений и свобод перемещения тела тренируемого (обучаемого) парашютиста в пространстве идентичное перемещениям тела при свободном падении и раскрытии парашюта.
Для изменения направлений вращения и свободы перемещения тела тренируемого (обучаемого) парашютиста при свободном падении и при раскрытии парашюта, обучаемый закрепляется в устройстве фиксации спины (также называемое «спинной захват»), являющемся частью подвесной системы и для имитации состояния невесомости и замены силы встречного потока воздуха воздействующего при выполнении реального прыжка на парашютиста при свободном падении путем опрокидывания тела тренируемого (обучаемого) парашютиста «на спину» тела тренируемого (обучаемого) парашютиста в плоскость параллельную плоскости поверхности Земли, а для имитации раскрытия парашюта и для дальнейшего управления им тело тренируемого (обучаемого) парашютиста в спинном захвате перемещается в плоскость перпендикулярную плоскости поверхности Земли.
Для имитации свободного полета тренируемый (обучаемый), вначале наклоняется вперед рамой с противовесами, как при реальном прыжке, а затем запрокидывается на спину, при этом используется сила гравитации которая отклоняет все конечности тренируемого назад, создавая у него ощущение полета во встречном потоке воздуха с большой скоростью, и в дополнение он обдувается потоком воздуха для имитации ощущения воздействия воздушного потока на одежду и кожу лица, как и при реальном прыжке, при этом Земля в виртуальном пространстве поворачивается таким образом, что (обучаемый) получает ощущения идентичные возникающим при реальном прыжке с парашютом.
Воздействую тренируемым (обучаемым) на звено ручного раскрытия парашютной системы, вводится в работу (открывается) купол имитируемого парашюта. После введения в работу имитируемого парашюта, свободные концы физически появляются в пространстве в зоне плечевого сустава тренируемого (обучаемого), для управления парашютной системой тренируемый (обучаемый) вынимает звенья управления из шлевок фиксации на свободных концах (расчековывает звенья управления), управление имитируемой парашютной системой осуществляется тренируемым (обучаемым) путем воздействия на свободные концы, звенья управления и стропы управления.
Используя датчики, фиксирующие воздействия, совершаемые тренируемым (обучаемым) парашютистом на свободные концы, звенья управления и стропы управления, программное обеспечение формирует изменение виртуального пространства и положения тела тренируемого (обучаемого) парашютиста закрепленного в устройстве фиксации спины по крену, моделируя движения парашютиста в воздушной среде от момента покидания летательного аппарата (далее Л А) до приземления.
Динамика касания, тренируемого (обучаемого) парашютиста поверхности Земли имитируется за счет физического касания и перемещения по движущемуся полотну дорожки в момент, скоординированный по времени с демонстрирующимся в жидкокристаллических индикаторах виртуальными изображениями в одетом на голову шлеме тренируемого (обучаемого) парашютиста.
Недостатком данного способа является, во-первых, то, что он не обеспечивает достаточную психологическую подготовку при десантировании, так как не обеспечивает возможность формирования необходимых связанных навыков и действий тренируемого (обучаемого) при наблюдении нештатной ситуации или отказа парашюта в ходе десантирования.
В основу изобретения положена задача повышения психологической подготовки при обучении парашютистов, за счет, наблюдении в ходе десантирования нештатных ситуаций и отказов парашютной системы, а также отработки необходимых связанных навыков действий для движения по курсу.
Для достижения указанной цели в способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки, дополнительно вводится демонстрация тренируемому (обучаемому) при выполнение им десантирования сцен для обеспечения его психологической подготовки, к которым относятся:
- демонстрация нештатной ситуации, отказа парашюта, пересечения курса движения другими участниками десантной группы или их схождение, происходящие в зоне прямой видимости с упреждением от 30 до 150 м по курсу следования тренируемого (обучаемого);
- демонстрация действий парашютиста в штатных условиях идущего впереди по курсу тренируемого (обучаемого) с упреждением 50 м;
Устройство, реализующее предлагаемый способ приведено на фиг.1 и состоит из связанных между собой жестко закрепленной на поверхности пола помещения рамы тренажера (11), рамы свободных концов и строп (10), содержащая каретки управления (5), свободные концы (8), звенья управления (9), видеокамеры (12), колонки акустической системы (19), закрепленные на раме тренажера (11), жестко закрепленной на поверхности пола помещения рамы тренажера (11) с электроприводами (7) в виде фермы равно профильного сечения с постаментом, содержащего регулируемую по высоте дорожку с движущимся полотном (15), шкафа управления (16), содержащего в частности управляющий компьютер (1), рабочего места инструктора (преподавателя) (2), ранца подвесной системой (3) парашюта, тренируемого (обучаемого) (13), очков виртуальной реальности (6) связанного с управляющим компьютером (1), закрепленной на рамы тренажера (11) рамы тренажера с противовесами (17), выполненных в виде генераторов воздушного потока (18), устройства фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), закрепленных на раме тренажера с противовесами (17).
Предлагаемое устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом:
Тренируемый (обучаемый) (13), помещается в ранец подвесной системой (3) парашюта, закрепленный на устройстве фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), где он фиксируется с помощью стандартных лямок подвесной системы. На голову тренируемому (обучаемому) (20) надевают шлем виртуальной реальности (6).
Тренируемый (обучаемый) (13) закрепленный в устройстве фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14) и ранце подвесной системы (3) парашюта, помещается в раме с противовесом (17), выполненным в виде генераторов воздушного потока (18), таким образом, чтобы касаться ногами регулируемой по высоте дорожку с движущимся полотном (15) постамента.
Шлем виртуальной реальности (6) начинает отображать сформированные управляющим компьютером (1), по команде с рабочего места инструктора (преподавателя) (2) объекты в виртуальном пространстве (летальный аппарат, аппарель, других виртуальных тренируемых, одежду, систему крепления парашюта и т.д.) таким образом, обеспечивается возможность полунатурной имитации выхода тренирующегося из аппарели летательного аппарата.
С рабочего места инструктора (преподавателя) (2) через управляющий компьютер (1) запускается программа, которая осуществляет управление тренажером и осуществляет формирование виртуального пространства. Программное обеспечение тренажера обеспечивает отработку как штатного спуска тренируемого (обучаемого) (13) с парашютом, так и действия в нештатных ситуациях, например, при отказе основного парашюта или демонстрация сцен для обеспечения психологической подготовки тренируемого (обучаемого) (13) к десантированию. Виртуальное пространство формируется управляющим компьютером (1), а образованное виртуальное пространство, в котором тренируемый (обучаемый) (13) видит трехмерное изображение виртуального мира, отображается тренируемому (обучаемому) (13) в шлеме виртуальной реальности (6), располагаемом на голове тренируемого (обучаемого) (13).
По команде, поступающей от управляющего компьютера (1), видеокамеры (12) распложенные на раме тренажера (11) и направленные на тренируемого (обучаемого) (13), начинают запись положения рук, ног, головы тренируемого (обучаемого) (13) и их изменение в процессе выполнения имитационного прыжка с парашютом на предлагаемом тренажере воздушно-десантной подготовки.
Данные от видеокамеры (12) поступают через управляющей компьютер (1) в рабочее место инструктора (преподавателя) (2), где хранятся и демонстрируется совместно с данными о виртуальном пространстве при необходимости просмотра видеофиксации имитационного прыжка с парашютом тренируемого (обучаемого) (13).
Аудиосопровождение тренировки производится управляющим компьютером (1) через колонки акустической системы (19). Колонки акустической системы (19) начинают воспроизводить сформированные управляющим компьютером (1), по команде с рабочего места инструктора (преподавателя) (2) звуки, идентичные звукам, окружающим парашютиста при совершении прыжка с парашютом в реальных условиях - шум летального аппарата, гул ветра, голос выпускающего, подающего команды тренируемому (обучаемому) (13) «Приготовиться», «Пошел», «Отставить», звук вытягивания звена ручного раскрытия парашюта, «шелест» от раскрытия парашюта и т.д..
После выхода тренируемого (обучаемого) (13) из имитируемой в виртуальном пространстве аппарели летательного аппарата, по команде из шкафа управления (16), содержащего в частности управляющий компьютер (1), регулируемая движущаяся дорожка постамента резко отъезжает назад и вниз, электропривод (7), отклоняет раму с противовесами (17), выполненными в виде генераторов воздушного потока (18), с тренируемым (обучаемым) (13), закрепленным в ранце подвесной системы (3) парашюта на устройстве фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14).
Положение рамы с противовесами (17), выполненными в виде генераторов воздушного потока (18), изменяется относительно горизонтальной плоскости поверхности Земли, при помощи электроприводов (7). Рама с противовесами (17), выполненными в виде генераторов воздушного потока (18), сначала отклоняется вперед на угол 10 градусов, имитируя покидание борта летательного аппарата в положении, называемом в профильной литературе - «лечь на поток» [12], а затем назад, на угол от 90 до 100 градусов, так, чтобы тело тренируемого (обучаемого) (13) находилось в плоскости параллельной плоскости поверхности Земли.
После окончания фазы имитируемой в виртуальном пространстве, соответствующей фазе свободного падения при совершении прыжка с парашютом, по команде из шкафа управления (16), содержащего в частности управляющий компьютер (1), электропривод (7) изменяет положение рамы с противовесами (17), выполненными в виде генераторов воздушного потока (18), относительно плоскости поверхности Земли отклоняет ее вперед так, что бы тело тренируемого (обучаемого) (13) находилось в плоскости перпендикулярной плоскости поверхности Земли имитируя раскрытие парашюта.
При вращении, на угол от 90 до 100 градусов назад, рама с противовесами (17), выполненными в виде генераторов воздушного потока (18), сцепляется при помощи электромагнита (в графической части не показан) с рамой свободных концов и строп (10), содержащей каретки управления (5), стропы управления (4), свободные концы (8) и звенья управления (9). В момент имитации раскрытия парашюта, рама с противовесами (17), сцепленная с рамой свободных концов и строп (10) начинает вращаться в обратную сторону занимая исходное положение. После окончания перемещения рама свободных концов и строп (10) находится под углом 90 градусов к раме с противовесами (17).
Тренируемый (обучаемый) (13), осматривает в виртуальном пространстве в шлеме виртуальной реальности (6) и осязает свободные концы (8) парашюта, освобождает звенья управления (9) закрепленные на свободных концах (8) и связанные через стропы управления (4) с каретками управления (5).
Тренируемый (обучаемый) (13) воздействуя на звенья управления (9) или свободные концы (8) формирует в каретках управления (5) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (16) для выдачи управляющих сигналов механизму привода вращения устройства фиксации спины (14), которое вращает устройство фиксации спины, тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), изменяя крен положения тела тренируемого (обучаемого) (13), в устройстве фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14) относительно вертикальной плоскости по отношению к поверхности Земли. При этом каретки управления (5), на которых закреплены свободные концы (8) также перемещаются по направляющим в сторону наклона устройства фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), что имитирует работу парашюта в реальном прыжке.
Изменения положения тела, тренируемого (обучаемого) (13) в устройстве фиксации спины, тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14) обрабатываются в шкафу управления (16), управляющий компьютер (1), формирует виртуальное пространство с изменениями относительно положения тела, тренируемого (обучаемого) (13), в шлеме виртуальной реальности (6), продолжает отображать виртуальные объекты, таким образом, обеспечивается возможность имитации свободного падения и спуска на парашюте.
При отработке действий при нештатных ситуациях (закрутке строп парашюта) тренируемый (обучаемый) (13) сводит вместе свободные концы (8), тем самым перемещает по раме свободных концов и строп (10) каретки управления (5). При перемещении кареток управления (5) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (16), управляющий компьютер (1), формирует виртуальное пространство с изменениями положения свободных концов (8), строп управления (4) и купола парашюта, отображая в шлеме виртуальной реальности (6).
В целях психологической подготовки тренируемого (обучаемого) (13) к десантированию, по команде, поступающей от управляющего компьютера (1), формируется виртуальное пространство демонстрирующее, в первом варианте, нештатную ситуацию, пересечение курса движения тренируемого (обучаемого) (13) другими виртуальными участниками десантной группы (ботами) или их схождение, или отказа у них парашюта, происходящие в зоне прямой видимости с упреждением от 30 до 150 м по курсу следования тренируемого (обучаемого) (13).
Тренируемый (обучаемый) (13), наблюдая в виртуальном пространстве действия, происходящие по курсу его движения и потенциально припасающие его безопасному движению по курсу, воздействует на звенья управления (9) или свободные концы (8) формирует в каретках управления (5) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (16). По сигналам, обрабатываемым в шкафу управления (16), управляющий компьютер (1), формирует виртуальное пространство с изменениями положения тренируемого (обучаемого) (13) в виртуальном пространстве, изменениями положения свободных концов (8), строп управления (4) и купола парашюта, отображая в шлеме виртуальной реальности (6).
Во втором варианте, тренируемому (обучаемому) (13) демонстрируются действия виртуального участника десантной группы (бота), происходящие в зоне прямой видимости с упреждением на 50 м по курсу следования тренируемого (обучаемого) (13).
Тренируемый (обучаемый) (13), наблюдая в виртуальном пространстве действия, виртуального участника десантной группы (бота) и стараясь их копировать, воздействует на звенья управления (9) или свободные концы (8) формирует в каретках управления (5) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (16).
По сигналам, обрабатываемым в шкафу управления (16), управляющий компьютер (1), формирует виртуальное пространство с изменениями положения тренируемого (обучаемого) (13) в виртуальном пространстве, изменениями положения свободных концов (8), строп управления (4) и купола парашюта, отображая в шлеме виртуальной реальности (6).
Для имитации потока воздуха при реальном прыжке у тренируемого (обучаемого) (13), потоки воздуха формируются генераторами воздушного потока (18) и обдувают тренируемого (обучаемого) (13), потоки воздуха изменяются генераторами воздушного потока (18) по команде шкафа управления (16) в зависимости от данных поступающих от шлема виртуальной реальности (6). Дополнительно управляющий компьютер (1) может создавать аудио имитацию ветра и передавать звуки тренируемому (обучаемому) (13) через встроенные аудионаушники (11) в шлеме виртуальной реальности (6).
Таким образом осуществляется имитация сноса парашютиста, срыва парашюта или свободного падения.
Данные от устройства фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), кареток управления (5), генераторов воздушного потока (18) поступают в управляющий компьютер (1) шкафа управления (16), где обрабатываются совместно с данными о виртуальном пространстве. Управляющий компьютер (1), принимая во внимание массу тела, тренируемого (обучаемого) (13), ускорение свободного падения, направление и скорость имитируемого ветра, взаимодействие тренируемого (обучаемого) (13) с объектами в виртуальном пространстве, генерирует изменения в виртуальном пространстве с учетом обработанных данных, например, измененные положения в виртуальном пространстве частей парашюта или положения облаков, поверхности Земли.
Измененные данные виртуального пространства отображаются тренируемому (обучаемому) (13) в шлеме виртуальной реальности (6), а также выводятся на рабочее место инструктора (преподавателя) (2).
Формирование виртуального пространства с изменениями, связанными с физическими действиями тренируемого (обучаемого) (13), в реальном пространстве и отображением данного пространства тренируемому (обучаемому) (13), обеспечивает возможность имитации и отработки действий по управлению основным или запасным парашютом в процессе снижения и приземления, гашения скорости полета, тренируемого (обучаемого) перед приземлением, применения запасного парашюта, применения спецсредств во время десантирования.
Инструктор (преподаватель) на рабочем месте инструктора (преподавателя) (2), основываясь на данных видеокамеры (12), фиксации спины тренируемого (обучаемого) с приводом его вращения (14), кареток управления (5), генераторов воздушного потока (18) обработанных управляющим компьютером (1) проводит мониторинг и анализ правильности действий тренируемого (обучаемого) (13) после поступления команд выпускающего, во время выполнения прыжка и приземления.
По команде «Приготовиться», тренируемый (обучаемый) (13) должен [2]:
а) встать, визуально проверить зацепление карабина на ранце с подвесной системы (3), убедиться, что имитируемый прибор на запасном парашюте не разблокирован (блокировочный шнур должен находиться в петле);
б) занять исходное положение для прыжка - подойти к аппарели (если тренируемый (обучаемый) (13) прыгает первым в заходе) или встать за парашютистом, прыгающим раньше;
в) правой рукой взяться за вытяжное кольцо, левую руку наложить на правую.
По команде «Пошел» тренируемый (обучаемый) (13) отделяется от имитируемого летательного аппарата в следующей последовательности:
а) серединой ступни левой ноги упереться в задний нижний угол двери (аппарели);
б) слегка нагнувшись, плавно оттолкнуться от порожка двери.
В зависимости от типа парашюта, его раскрытие производится либо вытяжным кольцом, либо мягким вытяжным парашютом.
При выполнении раскрытия имитируемого парашюта вытяжным кольцом:
а) Отделившись от имитируемого в виртуальном пространстве летательного аппарата, необходимо занять горизонтальное положение, принять позу падения - руки в стороны чуть вперед, согнутые в локтях, ноги полусогнуты в коленях и разведены. Тело держать свободно, не напрягать.
б) После отделения от имитируемого в виртуальном пространстве летательного аппарата в свободном падении осуществлять контроль высоты и времени падения по высотомеру, моделируемому в виртуальном пространстве на левой руке тренируемого (обучаемого) (13).
в) За 400 м до заданной высоты раскрытия парашюта (2 с при отсчете времени раскрытия) найти взглядом вытяжное кольцо основного парашюта, убрать кисти обеих рук к груди, левой взяться за кольцо и выдернуть его на всю длину выпрямленной руки. Правую руку при этом выпрямить вперед вправо синхронно с левой рукой.
При выполнении раскрытия имитируемого парашюта мягким вытяжным парашютом: а) Отделившись от имитируемого в виртуальном пространстве летательного аппарата, необходимо занять горизонтальное положение, принять позу падения - руки в стороны чуть вперед, согнутые в локтях, ноги полусогнуты в коленях и разведены. Тело держать свободно, не напрягать.
б) После отделения от имитируемого в виртуальном пространстве летательного аппарата в свободном падении осуществлять контроль высоты и времени падения по высотомеру, моделируемому в виртуальном пространстве на левой руке тренируемого (обучаемого) (13).
в) За 600 м до заданной высоты раскрытия парашюта (3 с при отсчете времени раскрытия),в зависимости от типа парашюта, должен либо перевести левую руку к голове, а правой - найти на нижнем обрезе ранца подвесной системой (3) втулку вытяжного парашюта и вытащить за нее мягкий вытяжной парашют из кармана ранца подвесной системы (3) и сразу же отвести его в сторону на длину вытянутой руки до уровня плеча, без задержки выпустить его в поток, либо правой рукой вытащить кольцо звена ручного раскрытия основного парашюта.
Почувствовав рывок (динамический удар) визуально коррелированный с моделированием открытия парашюта, - тренируемый (обучаемый) (13) должен:
а) поднять голову вверх и осмотреть парашют;
б) убедиться в его исправности и правильности раскрытия.
Выполняя управление куполом основного парашюта на этапе снижения (выполняя развороты и скольжения влево и вправо), выдерживается глиссаду снижения и обеспечить посадку в заданный район приземления.
Перед приземлением заблаговременно (учитывая время разворота парашюта) до высоты 100-150 м подготовится к приземлению и принять правильное для приземления положение тела:
а) развернуться строго лицом против ветра. Направление ветра определяется по установленному на площадке приземления указателю ветра или по стреле, выложенной на площадке приземления, а также по смещению относительно тренируемого (обучаемого) (13) местных предметов на земле;
б) ноги соединить в коленях и ступнях вместе и, в зависимости от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду держать почти вертикально, полусогнутыми в коленях;
в) ступни ног параллельны земле.
За 10-15 сек до касания смоделированной в виртуальном пространстве земли тренируемый (обучаемый) (13) должен принять изготовочную позу и встретить землю в сгруппированном состоянии. Касаться земли необходимо полными ступнями обеих ног одновременно (во избежание растяжения голеностопных суставов или других повреждений ног). Стопы управления одновременно опустить вниз, для компенсации вертикальной скорости снижения. Чтобы уменьшить силу удара при приземлении, необходимо ноги слегка согнуть в коленях и держать их напряженно до встречи с землей, коснувшись сделать небольшое приседание, чтобы смягчить удар.
В момент приземления тренируемый (обучаемый) (13) не должен пытаться устоять на ногах - необходимо упасть вперед или на бок (при сильном ветре сделать перекат). Также отлеживаются действия тренируемых (обучаемых) (13) в особых (нештатных) случаях (отказ летательного аппарата на разных высотах, попадание стабилизирующего или вытяжного парашюта в ноги парашютиста, зависание парашютиста за летательным аппаратом, закрутка строп, схождение парашютистов в воздухе и попадание в стропы другого парашютиста, закрутка строп, попадание в восходящие и нисходящие потоки, перехлестывание парашюта стропами, отказы парашюта в работе, приземление на препятствия).
Предложенный способ подготовки парашютистов в отличие от способа-прототипа, за счет обеспечения демонстрации нештатной ситуации, отказа парашюта, пересечения курса движения другими участниками десантной группы или их схождение, происходящие в зоне прямой видимости с упреждением от 30 до 150 м по курсу следования тренируемого (обучаемого) или демонстрации действий парашютиста в штатных условиях идущего впереди по курсу тренируемого (обучаемого) с упреждением 50 м обеспечивается возможность повышения психологической подготовки при обучении парашютистов и формирования связанных навыков и действий для обеспечения движения по требуемому при десантировании курсу.
Источники информации:
1. Патент №2389528 «Аэродинамическая труба для подготовки парашютистов». Опубликовано 20.05.2010. Бюл. №14.
2. Патент №2458825 «Устройство для имитации затяжного прыжка с парашютом с вертикальной аэродинамической трубой (варианты) и вертикальная аэродинамическая труба». Опубликовано 20.08.2012. Бюл. №23.
3. Патент №2267449 «Десантный тренажер». Опубликовано 10.01.2006. Бюл. №1,
4. Патент №2578906 «Тренажер парашютиста десантника». Опубликовано 27.03.2016. Бюл. №9.
5. Патент №2538996 «Тренажер парашютиста». Опубликовано 10.01.2015. Бюл. №1
6. Патент №2730759 "Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее" Опубликовано: 25.08.2020. Бюл. №24.
7. Руководство по воздушно-десантной подготовке - Москва: АО «Красная Звезда», 2017-328 с.
8. Система парашютная специального назначения Арбалет-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 610-99 ТО.
9. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск. - М.: ВУ, 2011., 180 стр.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее | 2021 |
|
RU2769481C1 |
Тренажер для парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации | 2022 |
|
RU2792911C1 |
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее | 2019 |
|
RU2730759C1 |
Устройство имитации прыжка с парашютом | 2023 |
|
RU2808184C1 |
Способ наземной отработки элементов парашютной подготовки и устройство, его реализующее | 2023 |
|
RU2832674C2 |
Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата и устройство его реализующее | 2024 |
|
RU2832486C1 |
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2713681C1 |
Тренажер для наземной подготовки парашютиста | 2023 |
|
RU2806470C1 |
Способ подготовки парашютистов на тренажере к высотному десантированию и устройство его реализующее | 2021 |
|
RU2776783C1 |
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА-ДЕСАНТНИКА И СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕМ | 2016 |
|
RU2653900C1 |
Изобретение относится к способу подготовки парашютистов для воздушно-десантной подготовки. Способ заключается в том, что размещают обучаемого в шлеме виртуальной реальности в подвесной системе парашюта, закрепленной на раме тренажера, создают виртуальное пространство через управляющий компьютер на основе 3D-симуляции определенным образом, а также его изменения для моделирования движения в воздушной среде, для чего создают обдув потоком воздуха, наклоны рамы с противовесами, моделируют имитацию работы с парашютной системой путем воздействия на ее свободные концы и стропы, имитацию приземления, при этом демонстрируют обстановку, а также действия других обучаемых в группе обучаемому в виртуальной реальности на всех этапах обучения, а также для отработки различных ситуаций действий десантной группы. Обеспечивается повышение качества подготовки парашютистов, в том числе при возникновении нештатных ситуаций. 1 ил.
Способ подготовки парашютистов для воздушно-десантной подготовки, заключающийся в том, что через управляющий компьютер создают виртуальное пространство и выдают команды на обучение тренируемому (обучаемому) парашютисту в шлеме виртуальной реальности, занимающему место в подвесной системе парашюта, закрепленной на раме тренажера, посредством программного обеспечения на основе 3D-симуляции создают виртуальное пространство с учетом физических параметров, динамики парашютного спуска и различных параметров окружающей среды, типов парашютных систем, времени суток, погодных условий, рельефа местности, высоты и скорости полета, используя датчики, фиксирующие воздействия на элементы подвесной системы парашюта, также посредством программного обеспечения формируют изменение виртуального пространства, моделируя движения в воздушной среде от момента покидания летательного аппарата до приземления, после покидания имитируемого летательного аппарата создают обдув потоком воздуха для имитации воздействия воздушного потока при выполнении прыжка с парашютом, для имитации свободного полета осуществляют вначале наклон вперед рамой с противовесами, а затем назад, запрокидывая на спину тренируемого (обучаемого) парашютиста, после введения в работу имитируемого парашюта свободные концы физически появляются в пространстве, для управления парашютной системой вынимают звенья управления из шлевок фиксации на свободных концах, расчековывают звенья управления, управление имитируемой парашютной системой осуществляют путем воздействия на свободные концы, звенья управления и стропы управления, функциональным устройством обеспечивают изменение направлений и свобод перемещения в пространстве, идентичное перемещениям при свободном падении и раскрытии парашюта, также имитируют касание поверхности Земли и перемещение по ней за счет физического касания и перемещения по регулируемой движущейся дорожке в момент, скоординированный по времени с демонстрирующимся в шлеме виртуальной реальности пейзажем места приземления, отличающийся тем, что после введения в работу имитируемого парашюта тренируемому (обучаемому) парашютисту в виртуальном пространстве демонстрируются сцены нештатных ситуаций, пересечения курса движения тренируемого (обучаемого) парашютиста другими виртуальными участниками десантной группы (ботами) или их схождение, или отказ у них парашюта, происходящие в зоне прямой видимости с упреждением от 30 до 150 м по курсу следования тренируемого (обучаемого) парашютиста, тренируемому (обучаемому) парашютисту демонстрируются действия виртуального участника десантной группы (бота), происходящие в зоне прямой видимости с упреждением на 50 м по курсу следования тренируемого (обучаемого) парашютиста.
Горина М | |||
А., Козырев Д | |||
Л., Горин А | |||
В | |||
Виртуальные технологии в подготовке парашютиста // Научно-методический электронный журнал "Концепт" | |||
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами | 1924 |
|
SU2017A1 |
- Т | |||
Машина для изготовления проволочных гвоздей | 1922 |
|
SU39A1 |
- С | |||
Способ и устройство для просушивания сырой цементной смеси перед поступлением ее в обжигательную печь | 1923 |
|
SU1246A1 |
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами | 1924 |
|
SU2017A1 |
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее | 2019 |
|
RU2730759C1 |
Способ подготовки парашютистов на тренажере к высотному десантированию и устройство его реализующее | 2021 |
|
RU2776783C1 |
US 20190197914 A1, 27.06.2019 | |||
CN 107472543 A, 15.12.2017 | |||
CN 208737703 U, |
Авторы
Даты
2024-12-24—Публикация
2024-04-09—Подача