Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии, и может быть применено для скрининговой диагностики мигрени у подростков.
Известен способ оценки нарушений трудоспособности и повседневной активности пациентов с мигренью при помощи опросника MIDAS (Migraine Disability Assessment Scale) [Lipton R.B., Stewart W.F., Sawyer J., Edmeads J.G. Clinical utility of an instrument assessing migraine disability: The Migraine Disability Assessment (MIDAS) Questionnaire // Headache. - 2001. - №41. - P. 854-861]. Известный способ позволяет количественно измерить степень влияния повторяющихся приступов мигрени на жизнедеятельность пациента и выбрать тактику лечения, однако разработан только для взрослых пациентов.
Известен способ оценки ограничений повседневной активности детей и подростков из-за головной боли по опроснику PedMIDAS (Pediatric Migraine Disability Assessment Score), представляющему модификацию опросника MIDAS для детской популяции [Hershey A.D., Powers S.W., Vockell A.L. et al. PedMIDAS: development of a questionnaire to assess disability of migraines in children. Neurology 2001; 57(11): 2034-2039]. Опросник PedMIDAS содержит 50 вопросов, распределенных в 3 модуля. Подросток сам отвечает на вопросы опросника. Вопросы первого модуля (36 вопросов) отражают степень выраженности головной боли, характер поведения, травмы, настроение, утомляемость, увлечение телевизором, компьютером. В ответах на вопросы второго модуля (9 вопросов) подростку необходимо отметить консультации у врачей узких специальностей, наличие хронических заболеваний, материально-бытовые условия, продолжительность и интенсивность головных болей. В третьем модуле (5 вопросов) необходимо оценить уровень работоспособности при головных болях.
Опросник PedMIDAS позволяет оценить ограничение повседневной активности подростков из-за головной боли и проверить ответ на лечение [Будчанова Н.Ю. Первичные головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ факторов их развития): диссертация к-та мед. наук / Н.Ю. Будчанова. - Москва, 2008. - 158 с.], однако имеет следующие недостатки:
- использование излишне длинной анкеты (50 вопросов);
- анкета включает большое число вопросов для выявления головной боли напряжения, и их трудно дифференцировать с мигренью;
- отдельные вопросы анкеты включают несколько вариантов ответов, что создает трудности в диагностике мигрени;
- шкала интенсивности головной боли громоздка, затрудняет объективность ответов;
- анкета включает вопросы, предполагающие только дихотомическую форму ответов, т.е. противоположные, взаимоисключающие ответы типа «да-нет». Отсутствие промежуточных вариантов ответов снижает эффективность диагностики мигрени, особенно пограничных состояний, что приводит к позднему началу диагностических мероприятий для выявления причины мигрени.
Известен также способ скрининговой диагностики мигрени с помощью специально разработанного теста «ID Migraine» [Тест ID MIGRAINE. URL: http://paininfo.ru/test/migraine/]. Тест «ID Migraine» был создан при участии компании Pfizer и представляет собой анкету, состоящую из вопросов, на которые пациенты отвечают самостоятельно. Пациентам необходимо ответить "да" или "нет" на 3 вопроса: 1. Сопровождалась ли головная боль за последние 3 месяца тошнотой или рвотой; 2. Сопровождалась ли головная боль за последние 3 месяца непереносимостью света и звуков; 3. Ограничивала ли головная боль за последние 3 месяца работоспособность, учебу или повседневные дела как минимум на один день? При ответе пациента "да" на 2 или 3 вопроса анкеты вероятность мигрени у него составляет 93%. Опросник является дополнительным средством для диагностики мигрени, а для точной постановки диагноза и подбора лечения разработчики анкеты рекомендуют обратиться к врачу.
Известный опросник имеет недостатки:
- излишне короткая анкета (3 вопроса) не позволяет объективно диагностировать мигрень у пациентов;
- опросник разработан для взрослых пациентов.
Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ диагностики головной боли (ГБ) у школьников, включающий помимо стандартного клинического и неврологического обследования сбор жалоб и анамнеза не только у самого школьника, но и у его родителей [Будчанова Н.Ю. Первичные головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ факторов их развития): Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 2008, с. 7-16]. Для этого применялась разработанная автором анкета из 44-х вопросов, касающихся непосредственно клинических характеристик ГБ, социальных, аггравирующих и факторов семейного и медицинского анамнеза. Недостатком известного способа является использование излишне длинной анкеты (44 вопроса), предназначенной для дифференциальной диагностики первичных ГБ у школьников.
Задачей изобретения является создание информативного способа, обеспечивающего эффективную скрининговую диагностику мигрени у подростков без использования лабораторных данных.
Поставленную задачу достигают за счет того, что для выявления мигрени определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза, и затем оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень.
Способ осуществляется следующим образом. Обследуемых подростков просят самостоятельно заполнить анкету, включающую 10 вопросов, отражающих проявления мигрени и семейный анамнез. Заполненные анкеты анализируют, подсчитывают полученные баллы, и по сумме баллов определяют наличие или отсутствие мигрени. Если сумма баллов равна или больше 8 баллов, то у подростков диагностируют мигрень.
По предложенному способу было обследовано 409 подростков в возрасте 12-18 лет. Подростки, заполнявшие анкету, были осмотрены детским невропатологом, установившим следующие возможные диагнозы в соответствии с критериями Международной классификации головной боли второго пересмотра [The International Classification of Headache Disoders: Second edition (ICHD-II). Cephalagia 2004; 24; Suppl 1:9-160]:
- отсутствие первичной и вторичной головной боли (104 подростка);
- головная боль напряжения, включая «редкую эпизодическую», «частую эпизодическую», «хроническую» (167 подростков);
- мигрень, включая варианты «с аурой» и «без ауры» (63 подростка);
- сочетание головной боли напряжения и мигрени (55 подростков);
- вторичная головная боль (20 подростков).
Для всех подростков был рассчитан индекс диагностики мигрени (ИД-М), равный сумме баллов, набранных при ответах на вопросы разработанной анкеты. Данные по чувствительности и специфичности индекса ИД-М для установленного невропатологом диагноза «мигрень» при различных точках разделения представлены в таблице 1.
Наибольшая совместимость максимальной чувствительности и специфичности была выявлена при точке разделения ИД-М, равной 8. Была построена ROC-кривая рассчитанного индекса ИД-М в отношении клинически диагностированной мигрени у обследованных подростков. Способ имеет чувствительность 92% и специфичность 79%.
Пример. Подросток М., 14 лет. Проведено анкетирование подростка по предложенному способу. Подросток самостоятельно заполнил анкету.
Сумма баллов равна 12 (более 8 баллов). У подростка диагностирована мигрень.
Технический результат способа:
- создание информативного способа, обеспечивающего скрининговую диагностику мигрени у подростков без использования лабораторных данных;
- объективность способа за счет одномоментной объективной количественной оценки проявлений мигрени;
- эффективность способа за счет: использования оптимального числа вопросов в анкете, объективно учитывающих проявления мигрени; промежуточных вариантов ответов, адаптированных для детей и позволяющих выявить интенсивность проявления симптомов мигрени; возможности быстрого проведения группового анкетирования (время заполнения анкеты составляет 5-10 минут);
- высокая чувствительность (92%) и специфичность (79%) способа;
- расширение арсенала средств диагностики мигрени у подростков.
Использование заявленного способа позволяет своевременно выявлять мигрень у подростков, проводить ранние диагностические и лечебные мероприятия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ скрининговой диагностики головной боли напряжения у подростков | 2017 |
|
RU2703375C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЗОДИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ | 2021 |
|
RU2781099C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ У ВЗРОСЛЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ И ВЫРАЖЕННОСТИ АССОЦИИРОВАННЫХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2017 |
|
RU2662146C1 |
СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2004 |
|
RU2290867C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2011 |
|
RU2471408C1 |
Способ дифференциальной диагностики вида головной боли при миелопролиферативных заболеваниях | 2016 |
|
RU2609287C1 |
СПОСОБ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕНСОНЕВРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ВЗРОСЛЫХ | 2017 |
|
RU2639856C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ДЕФЕКТАМИ ЗУБНЫХ РЯДОВ | 2009 |
|
RU2406440C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИССОЦИАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ | 1999 |
|
RU2198590C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии. Определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень. Способ позволяет повысить достоверность скрининговой диагностики, что достигается за счет оценки признаков, которые являются чувствительными и специфичными для мигрени у подростков. 1 табл., 1 пр.
Способ скрининговой диагностики мигрени у подростков, включающий определение признаков проявления мигрени и семейного анамнеза, отличающийся тем, что определяют следующие признаки и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов, полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень.
БУДНИКОВА Н.Ю | |||
Первичные головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ фикторов их развития) | |||
Автореф | |||
дисс | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2011 |
|
RU2471408C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ БОЛИ | 2003 |
|
RU2251388C1 |
WO 0066115 A1, 09.11.2000 | |||
КОРЕШКИНА, М.И | |||
и др | |||
Роль МРТ в диагностическом алгоритме мигрени, выявленные изменения | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2015-12-10—Публикация
2014-06-17—Подача