Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии, и может быть применено для диагностики головной боли напряжения у подростков.
В настоящее время наиболее широко распространены способы диагностики головных болей напряжения (ГБН), основывающиеся на анализе жалоб и анамнеза заболевания пациента, а также результатах его клинического и инструментального обследования (https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Golovnaya boly napryagheniya sovremennoe sostoyanie problemy/).
Известен способ проведения обследования при синдроме головной боли у детей (RU 2427313 С1, 27.08.2011). Способ включает проведение клинических и инструментальных методов обследования с оценкой каждого метода обследования в баллах: при отсутствии изменений - 0, сомнительных изменениях - 1, явных изменениях - 2. Вначале проводят клиническое обследование у невролога с исследованием неврологического статуса, у окулиста - с исследованием глазного дна, безопасные методы обследования: Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ, УЗИ экстра- и интракраниальных сосудов с цветным доплеровским картированием. При сумме баллов от 1 до 2 детей переводят в группу динамического наблюдения, при сумме баллов от 3 до 4 дополнительно проводят рентгенографию черепа и шейного отела позвоночника, и при сумме баллов от 3 до 6 детей переводят в терапевтически-диагностическую группу для превентивных мероприятий. При сумме баллов от 7 до 14 проводят МРТ или мультиспиральную КТ головного мозга и при выявлении явных изменений направляют ребенка в лечебную группу.
Известный способ имеет следующие недостатки:
- способ в первую очередь нацелен на диагностику вторичной головной боли и предусматривает использование обширного комплекса дорогостоящих инструментальных методик обследования (Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ, УЗИ экстра- и интракраниальных сосудов с цветным доплеровским картированием, МРТ или мультиспиральная КТ);
- способ не позволяет провести дифференциальную диагностику между двумя наиболее часто встречающимися видами первичной головной боли у детей и подростков - мигренью и головной болью напряжения;
- способ не применим для скринингового тестирования больших выборок (школники и т.д.) вследствие своей избыточной стоимости и громоздкости, необходимости использования узких специалистов и большого комплекса инструментальных методов.
Задачей изобретения является создание информативного способа, обеспечивающего скрининговую диагностику головной боли напряжения у подростков без использования инструментальных данных.
Поставленную задачу достигают за счет того, что для выявления головной боли напряжения определяют признаки проявления ГБН и оценивают их в баллах: частота головной боли: реже 1 дня в неделю (1-3 дня в месяц) - 0 баллов, примерно 1 день в неделю (4 дня в месяц) - 1 балл, чаще 1 дня в неделю - 6 баллов; причины, провоцирующие головную боль (недосыпание или избыточный сон, общая усталость, погодные явления, выходные дни недели) - 1 балл; вид состояния перед головной болью или в самом ее начале (необычное возбуждение, гиперактивность, тревожность; необычная слабость, апатия, безразличие, депрессия; трудность концентрации внимания; частая зевота) - 1 балл, напряжение либо болезненность мышц шеи или затылка - 2 балла; сила головной боли: почти не беспокоит - 2 балла, средне беспокоит - 3 балла, сильно или очень сильно беспокоит - 0 баллов; локализация головной боли: в области лба или висков - 0 баллов, в области затылка - 1 балл, нет локализации или болит вся голова - 1 балл; односторонняя головная боль - 0 баллов, двусторонняя - 2 балла; характер головной боли - пульсирующий - 0 баллов, монотонный, давящий, сжимающий - 3 балла; наличие тошноты: не беспокоит вообще - 2 балла, немного беспокоит, средне беспокоит, сильно беспокоит очень сильно беспокоит - 0 баллов, зависимость головной боли от физической активности: нет - 2 балла, немного, очень мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от яркого света: нет - 2 балла, немного, очень мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от шума: нет - 2 балла, немного, очень мешает, раздражает - 0 баллов; наличие головной боли в области шеи, спины, поясницы, позвоночника: нет - - 0 баллов, редко (1-2 раза в месяц) - 1 балл, часто (чаще 2 раз в месяц) - 2 балла. Полученные баллы суммируют и получают значение индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН). При величине ИД-ГБН равной или больше 15 баллов у подростков диагностируют головную боль напряжения. (Рис. 1).
Рассчитанные значения индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН) могут принимать значения от 0 до 27 баллов. При величине ИД-ГБН равной или больше 15 баллов у подростков диагностируют головную боль напряжения.
По предложено способу были обследованы 427 детей и подростков в возрасте 12-18 лет. Одновременно подростки, заполнившие опросник, были осмотрены детским невропатологом, установившим возможные диагнозы в соответствии с критериями Международной классификации головной боли второго пересмотра (International Classification of Headache Disorders-2nd edition [The International Classification of Headache Disoders:2ndedition.Cephalagia:an international jornal of headache 2004; 24; Suppll:9-160]:
1. Отсутствие первичной и вторичной головной боли - 106 подростков.
2. Головная боль напряжения (включая, «редкую эпизодическую», «частую эпизодическую», «хроническую») - 171 подросток.
3. Мигрень (включая, варианты «с аурой» и «без ауры»- 65 подростков.
4. Сочетание головной боли напряжения и мигрени- 61 подросток.
5. Вторичная головная боль - 24 подростка.
Для всех подростков был рассчитан индекс ИД-ГБН. Данные о чувствительности и специфичности предложенного индекса для установленного невропатологом диагноза «головная боль напряжения» при различных точках разделения представлены в таблице 1 (Рис. 2).
Выявлена наибольшая совместимость максимальной чувствительности и специфичности при точке разделения ИД-ГБН равной 15.
ROC-кривая рассчитанного индекса в отношении диагностики головной боли напряжения представлена на рисунке 3.
Таким образом, при значениях предложенного ИД-ГБН более 15 баллов может быть установлен диагноз ГБН у подростков с чувствительностью 88% и специфичностью 83%.
Способ осуществляется следующим образом. Обследуемых подростков просят заполнить опросник, включающий 12 вопросов, отражающих проявления головной боли напряжения. Заполненные опросники анализируют, подсчитывают полученные баллы, и по сумме баллов определяют индекс диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН). При значении ИД-ГБН равном или более 15 баллов у подростков диагностируют головную боль напряжения.
Способ рассчитан на диагностику клинически значимой (частой эпизодической/хронической) головной боли напряжения (ГБН) у подростков и не предназначен для выявления редкой эпизодической ГБН.
Пример. Подросток С., 15 лет. Проведен опрос подростка по предложенному способу. Подросток самостоятельно заполнил опросник. По сумме баллов получен ИД-ГБН, составивший 17 баллов (более 15 баллов). У подростка диагностирована головная боль напряжения.
Технический результат способа.
- возможность быстрого проведения группового опроса (время заполнения опросника составляет 5-10 минут);
- наличие в опроснике оптимального числа вопросов, объективно учитывающих проявления головной боли напряжения;
- использование в опроснике промежуточных вариантов ответов, позволяющих выявить интенсивность проявления симптомов головной боли напряжения, что повышает эффективность диагностики головной боли напряжения, особенно пограничных состояний;
- способ расширяет арсенал средств диагностики головной боли напряжения у подростков.
Использование заявленного способа позволяет своевременно выявлять головную боль напряжения у подростков, проводить ранние диагностические и лечебные мероприятия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МИГРЕНИ У ПОДРОСТКОВ | 2014 |
|
RU2570620C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ | 2023 |
|
RU2816079C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2680894C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ | 2013 |
|
RU2539400C1 |
СПОСОБ ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2468746C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2170597C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ ИЛИ МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ | 2008 |
|
RU2372854C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ЮНОШЕЙ С ГЕМОКОАГУЛЯЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2014 |
|
RU2550722C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ ПОСЛЕ ОРГАНОСОХРАНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ | 2008 |
|
RU2403006C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ/ГИПОПНОЭ СНА | 2011 |
|
RU2472535C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии, и может быть использовано при проведении скрининговой диагностики головной боли напряжения (ГБН) у подростков. Для этого определяют признаки проявления ГБН и оценивают их в баллах. К таким признакам относятся: частота головной боли: реже 1 дня в неделю 0 баллов, 1 день в неделю 1 балл, чаще 1 дня в неделю - 6 баллов; наличие причин, провоцирующих головную боль: недосыпание, избыточный сон, общая усталость, погодные явления, выходные дни недели - 1 балл; вид состояния перед головной болью или в самом ее начале: возбуждение, гиперактивность, тревожность, слабость, апатия, депрессия, трудность концентрации внимания, зевота - 1 балл, напряжение, либо болезненность мышц шеи или затылка - 2 балла; сила головной боли: не беспокоит - 2 балла, беспокоит, не мешая заниматься обычными делами, - 3 балла, беспокоит, мешая заниматься обычными делами, - 0 баллов; локализация головной боли: в области лба или висков - 0 баллов, в области затылка - 1 балл, нет локализации или болит вся голова - 1 балл; односторонняя головная боль - 0 баллов, двусторонняя - 2 балла; характер головной боли: пульсирующий - 0 баллов, монотонный, давящий, сжимающий - 3 балла; наличие тошноты: не беспокоит вообще - 2 балла, беспокоит, - 0 баллов; зависимость головной боли от физической активности: нет - 2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от яркого света: нет - 2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от шума: нет - 2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; наличие боли в области шеи, спины, поясницы, позвоночника: нет - 0 баллов, 1-2 раза в месяц - 1 балл, чаще 2 раз в месяц - 2 балла. Полученные баллы суммируют и получают значение индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН). При величине ИД-ГБН, равной или больше 15 баллов, у подростков диагностируют головную боль напряжения. Способ обеспечивает информативную скрининговую диагностику головной боли напряжения у подростков без использования инструментальных данных за счет учета множества факторов проявления данного состояния, что также повышает эффективность диагностики головной боли напряжения, особенно пограничных состояний. 1 табл., 3 ил., 1 пр.
Способ скрининговой диагностики головной боли напряжения (ГБН) у подростков, включающий проведение комплекса диагностических исследований и оценку полученных данных, отличающийся тем, что определяют следующие признаки проявления ГБН и оценивают их в баллах: частота головной боли: реже 1 дня в неделю 0 баллов, 1 день в неделю 1 балл, чаще 1 дня в неделю - 6 баллов; наличие причин, провоцирующих головную боль: недосыпание, избыточный сон, общая усталость, погодные явления, выходные дни недели - 1 балл; вид состояния перед головной болью или в самом ее начале: возбуждение, гиперактивность, тревожность, слабость, апатия, депрессия, трудность концентрации внимания, зевота - 1 балл, напряжение, либо болезненность мышц шеи или затылка - 2 балла; сила головной боли: не беспокоит - 2 балла, беспокоит, не мешая заниматься обычными делами, - 3 балла, беспокоит, мешая заниматься обычными делами, - 0 баллов; локализация головной боли: в области лба или висков - 0 баллов, в области затылка - 1 балл, нет локализации или болит вся голова - 1 балл; односторонняя головная боль - 0 баллов, двусторонняя - 2 балла; характер головной боли: пульсирующий - 0 баллов, монотонный, давящий, сжимающий - 3 балла; наличие тошноты: не беспокоит вообще - 2 балла, беспокоит, - 0 баллов; зависимость головной боли от физической активности: нет - 2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от яркого света: нет - 2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; зависимость головной боли от шума: нет -2 балла, мешает, раздражает - 0 баллов; наличие боли в области шеи, спины, поясницы, позвоночника: нет - 0 баллов, 1-2 раза в месяц - 1 балл, чаще 2 раз в месяц - 2 балла; полученные баллы суммируют и получают значение индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН), при величине ИД-ГБН, равной или больше 15 баллов, у подростков диагностируют головную боль напряжения.
ДУБЕНКО О.Е | |||
и др | |||
Эпидемиологические и клинические характеристики головной боли напряжения у подростков в городе Харькове, Межд неврологический журнал, 2015, 8(78), с 35-41 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US 20150220694 А1, 06.08.2015 | |||
US 20030212313 A1, 13.11.2003 | |||
Straube A at al | |||
Dtsch Arztebl Int | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
2019-10-16—Публикация
2017-12-26—Подача