Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к плавающим бронированным гусеничным машинам, и может быть использовано как в военном деле, так и в народном хозяйстве в системе МЧС и транспортных служб.
Был произведен поиск по классам RU 2123432 С1. 20, SU 1770203 F, US 5228528 A, FR 2770805 A, US 3590685 A, F4111 7/02, B62D 55/065
Известна боевая машина пехоты БМП-1 - см. В.С. Вознюк, П.Η Шапов «Бронетанковая техника», Москва, издательство ДООСАФ СССР, 1987, стр. 98, массой около 14 т. С резинометаллическими шарнирами в гусеничных цепях, торсионной подвеской и двигателем в передней части.
Машина преодолевает водные преграды на плаву за счет перематывания гусениц в особых водоходных кожухах.
Известна плавающая авиадесантная гусеничная машина десанта БМД-1 - см. В.С. Вознюк, П.Η Шапов «Бронетанковая техника», Москва, издательство ДООСАФ СССР, 1987, стр. 100, массой 7.2 т, с двумя водометными движителями и расположением силовой установки в кормовой части корпуса. Скорость движения на плаву до 10 км/ч.
Недостатком этих машин является их уязвимость от современных средств поражения, особенно на плаву при переправе через водные преграды, слабая защищенность личного состава внутри машины и недостаточная проходимость по слабонесущим грунтам.
Наиболее близким по совокупности признаков аналогом является бронетранспортер с трансформируемым защитным экраном, описанный в патенте RU 2399857 C1 от 23.11.2009.
Трансформируемые защитные экраны такого бронетранспортера позволяют защитить от пуль и осколков дополнительное количество личного состава, а также дают возможность наблюдения за противником и ведения по нему огня на подавление.
Недостатками такой конструкции являются утяжеление бронетранспортера и, как следствие, ухудшение проходимости по слабонесущим грунтам, увеличение габаритов и, следовательно, вероятности поражения огневыми средствами противника, ограничение маневренности бронетранспортера в условиях реальных боевых действий.
Задача, на решение которой направлены предлагаемые технические решения, заключается в обеспечении многократного повышения защищенности личного состава внутри корпуса бронированной машины, обеспечении ее проходимости по любым грунтам, скрытного преодоления водных преград любой глубины, а также преодолении зараженных и радиоактивных участков местности.
Указанные технические результаты достигаются тем, что корпус бронированной машины выполнен в виде многокапсульной конструкции, проходимость обеспечивается колесно-гусеничным и водоходными движителями, колеса имеют возможность телескопически трансформироваться, а корпус бронированной машины автоматически герметизируется.
Изобретение иллюстрируется чертежами. На Фиг. 1 изображен общий вид бронированной машины сбоку без правой створки. На Фиг. 2 - вид сзади в походном положении по твердому грунту с закрытыми створками корпуса. На Фиг. 3 - вид сзади при движении по грунту с низкой несущей способностью с раскрытыми створками корпуса, такую же форму имеет бронированная машина и при движении вплавь под водой, при закрытых и загерметизированных створках корпуса.
Бронированная машина содержит корпус 1, состоящий из нижней неподвижной части с горизонтальной плитой 2, разделенной на секции продольной плитой 3 и поперечными перегородками 4 по числу личного состава, с креслами поворотными 5 и возможностью крепления на ней в задней части двигателя 6, движителя колесного 7 с муфтами сцепления 8, движителя гусеничного с поворотной подвеской 9, движителя водоходного с кольцевой насадкой 10, компрессора 11 и руля управления 12, створки корпуса поворотные 13 с люками 14, где находятся окуляры 15 и бойницы 16, расположенные выше щитков защитных 17, на которые устанавливаются перед форсированием водной преграды аккумуляторные батареи 18 и баллоны сжатого воздуха 19, при этом все части корпуса и поворотной башни 20 с вооружением в передней части корпуса автоматически герметизируются трубкой уплотнительной 21 по всему контуру сопряжения, а электродвигатель 22 и нижние выходные люки 23 соответственно устанавливается и герметизируются вручную прижимными рукоятками.
Для иллюстрации возможностей повышения защищенности личного состава многокапсульной машиной можно привести пример расчета вероятности полного поражения личного состава бронированной машины тем наименьшим калибром боеприпаса, который такое поражение производит при пробивании брони толщиной до 30 мм в реальных условиях.
Пусть точность поражения отсека живой силы на бронированной машине равно 0.9, то есть из двух выпущенных противником снарядов хотя бы 1 попадет в отсек и личный состав существующей бронированной машины будет выведен из строя.
В случае многокапсульной машины, где нет общего объема, доступного для поражения, будет поражена лишь одна капсула. Для дальнейшего поражения с той же точностью 0.9 противник будет вынужден вести огонь по цели, которая уже «уменьшилась» на 0.1 и составляет теперь 0.9 от прежней. В этом случае вероятность поражения следующим выстрелом станет равной 0.81. Продолжая расчеты, мы получим ряд чисел, дающих общую вероятность полного поражения личного состава:
W=0.9×0.81×0.72×0.63×0.54×0.45×0.36×0.27×0.18×0.09=0.000126, т.е.
противник должен был бы потратить как минимум в тысячу раз больше снарядов либо перейти на больший калибр, что означает вынужденное снижение числа выстрелов по атакующим, либо не ставить целью полное уничтожение экипажа, а ограничится лишь сокращением зоны ее воздействия, повредив ходовую часть бронированной машины. Таким образом, защита личного состава многокапсульной машиной решалась бы значительно успешнее, чем машинами моноблочной конструкции при одинаковой толщине брони. Кроме того, в предлагаемой бронированной машине очень мало выступающих частей, что увеличивает рикошетирующие свойства корпуса и еще больше повышает выживаемость личного состава.
Повышение проходимости бронированной машины предлагаемой конструкции целесообразно рассмотреть при ее движении через болотистую местность и разного рода болотам.
При приближении к болотистому участку водитель бронемашины подает сжатый воздух из баллона сжатого воздуха 19 в телескопичесий движитель колесный 7 и выдвигает его на максимальную величину, обеспечивая положительную плавучесть бронированной машины, включает муфты сцепления 4, которые находятся в одном блоке с повышающими редукторами на оси движителя колесного, и приводит движитель гусеничный 9 в синхронное движение с колесным движителем и одинаковой с ним линейной скоростью, при этом гусеничный движитель на поворотных цапфах опускается ниже движителя колесного и начинает нести основную нагрузку при попадании на твердый грунт и твердые включения, а створки корпуса 13 могут быть сомкнуты и загерметизированы трубкой 21 при подаче в нее сжатого воздуха по всему контуру сопряжения, включая башню поворотную 20 и нижнюю часть корпуса 1. При погружении бронетраспортера в болотную жижу или открытую воду дополнительно включается движитель водоходный 10 и бронетранспортер вплавь преодолевает заболоченный участок, после чего включается компрессор-насос 11 и на ходу бронированной машины откачивает воздух из движителя колесного, который под давлением атмосферного воздуха телескопически сжимается в походное положение. При движении в походном положении, если возможно нападение противника, личный состав разворачивается внутри капсул на поворотных бронированных креслах 5 спиной к наружной стороне корпуса, обеспечивая себе дополнительную защиту.
Отдельной проблемой является решение задач форсирования водных преград и скрытой высадки мотодесантов на берега рек озер и морских побережий, так как понтонные переправы, речные броды и плывущая на поверхности воды техника десанта могут понести большие потери вследствие атаки противника различного вида высокоточным оружием, а ракетно-бомбовая обработка бродовых и понтонных переправ может сделать их малопригодными для этих целей. Конечно скрытность проводимых операций помогает решать эти задачи, но она трудно достижима при современных средствах наземной, воздушной и космической разведки.
Управляемое изменение объема колес позволит бронированной машине плыть под водой на глубине до 15 м на дальность до 4 км со скоростью 1.5-2 м/с, при этом электрическая батарея 18 для электродвигателя 22 устанавливается перед началом форсирования водной преграды на защитные щитки 17, а по окончании сбрасывается на ходу вместе с баллонами 19 на берег для перезарядки технической службой, а дальнейшее движение осуществляется с помощью дизеля 2. При сокращении времени форсирования или заправки баллонов высокого давления 19 соответствующей дыхательной смесью глубина погружения при форсировании водных преград может быть значительно увеличена, что еще больше затруднит обнаружение противником операции высадки мотодесанта. Глубина подводного плавания вибирается командиром с помощью руля управления 12, исходя из условий десанта. При подготовке форсирования выходные люки 14, 23 и бойницы 16 герметизируются прижимными винтами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2246682C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279371C2 |
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2714551C1 |
Малая штурмовая бронированная машина | 2018 |
|
RU2727228C2 |
УДАРНАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2404399C2 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР | 2007 |
|
RU2369825C2 |
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2171749C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2422754C2 |
БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2707667C1 |
АВТОБУС (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2578621C1 |
Изобретение относится к плавающим бронированным машинам. Корпус бронированной машины состоит из нижней неподвижной части с горизонтальной плитой, разделенной на секции продольной плитой и поперечными перегородками по числу личного состава, и двух верхних поворотных створок корпуса с выходными люками, снабженными окулярами и бойницами по одному на каждую секцию, оборудованную дополнительно поворотными креслами и нижним люком в нижней неподвижной части корпуса, на которой смонтированы еще колесный телескопический и водоходный, в кольцевой насадке, движители с рулем управления. В передней части корпуса смонтирована поворотная башня с вооружением, являющаяся продолжением корпуса, герметизируемого автоматически по линиям сопряжения всех составных частей. Достигается повышение безопасности личного состава без ухудшения проходимости машины по любым грунтам и водной поверхности. 2 ил.
Плавающая бронированная гусеничная машина легкой категории по массе, в состав которой входят корпус с десантными люками и проемом для прохода десанта, силовая установка, гусеничный движитель с подвеской, водоходный движитель, стрелковое оружие, отличающаяся тем, что корпус состоит из нижней неподвижной части с горизонтальной плитой, разделенной на секции продольной плитой и поперечными перегородками по числу личного состава, и двух верхних поворотных створок корпуса с выходными люками, снабженными окулярами и бойницами по одному на каждую секцию, оборудованную дополнительно поворотными креслами и нижним люком в нижней неподвижной части корпуса, на которой смонтированы еще колесный телескопический и водоходный, в кольцевой насадке, движители с рулем управления, а в передней части корпуса смонтирована поворотная башня с вооружением, являющаяся продолжением корпуса, герметизируемого автоматически по линиям сопряжения всех составных частей.
БРОНЕТРАНСПОРТЕР С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ ЗАЩИТНЫМ ЭКРАНОМ | 2009 |
|
RU2399857C1 |
US 2007094943 A1, 03.05.2007 | |||
ПЛАВАЮЩАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2326769C2 |
КОМПОНОВКА КАНАВОК ПРОТЕКТОРА ДЛЯ ШИНЫ ИЛИ ПРОТЕКТОРНОГО ПОЛОТНА | 2018 |
|
RU2768944C2 |
Авторы
Даты
2016-02-27—Публикация
2014-04-18—Подача