УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОЧЛЕНЕННОЙ ДВУХТЕЛЕЖЕЧНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНОЙ Российский патент 2016 года по МПК B62D5/06 B62D11/08 

Описание патента на изобретение RU2580599C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин.

Известна система управлением поворота сочлененной машины, включающая в себя соединенные с первой и второй секцией гидроцилиндры (Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. / Н.А. Забавников., М., Машиностроение, 1975, стр. 448).

Недостатками известного устройства управления сочлененными машинами являются сложность конструкции, повышенное время срабатывания, отсутствует возможность обеспечить устойчивость прямолинейного движения и повороты с постоянными радиусами.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной, состоящей из передней тележки с механизмом поворота в виде дифференциала с тормозными механизмами на полуосях, связанных с гусеницами, и задней тележки, соединенной с передней тележкой шарнирным соединением, включающим в себя вертикальный шарнир (RU №2089431, C1 B62D 11/08, 5/06).

Недостатками известного устройства для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной являются сложность конструкции, повышенные динамические нагрузки при изменении радиуса поворота, низкая надежность.

Задачей изобретения является упрощение конструкции устройства для управления и повышение его надежности, а также уменьшение динамических нагрузок при изменении радиуса поворота и повышение точности управления.

Технический результат заключается в упрощении и повышении точности управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной, в повышении надежности.

Указанный результат достигается тем, что в устройстве для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной, состоящей из передней тележки с механизмом поворота в виде дифференциала с тормозными механизмами на полуосях, связанных с гусеницами, и задней тележки, соединенной с передней тележкой шарнирным соединением, включающим в себя вертикальный шарнир, вертикальный шарнир снабжен тормозным устройством с органом управления, а с гусеницами задней тележки связаны тормозные механизмы, при этом орган управления левым тормозным механизм передней тележки связан с правым тормозным механизмом задней тележки, а орган управления правым тормозным механизмом передней тележки связан с левым тормозным механизмом задней тележки, которая снабжена дифференциалом, соединенным с гусеницами задней тележки полуосями, при этом тормозные механизмы задней тележки установлены на этих полуосях.

На чертеже показана схема устройства для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной.

Устройство для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной включает в себя тормозное устройство 1 вертикального шарнира на соединении дышла 2 передней тележки 3 и дышла 4 задней тележки 5. Тормозное устройство 1 связано приводом 6 с органом управления (например, рычаг), расположенным в кабине водителя (на чертеже не показан).

Гусеницы передней тележки 3 и задней 5 соединены с силовой установкой через трансмиссию машины с разветвлением потоков энергии на главные передачи 7 и 8, межколесные дифференциалы 9, 10, выходные валы 11, 12, 13, 14, кинематически связанные с левыми и правыми гусеницами тележек 3, 5. На выходных валах 11, 12, 13, 14 тележек 3, 5 установлены тормозные механизмы 15, 16, 17, 18. Привод 19 левого тормозного механизма 15 передней тележки 3 связан с приводом 20 правого тормозным механизмом 18 задней тележки 5 и соединен с левым органом управления (например, педаль) в кабине водителя (на чертеже не показан). Привод 21 правого тормозного механизма 16 передней тележки 3 связан с приводом 22 левого тормозного механизма 17 задней тележки 5 и соединен с правым органом управления (например, педаль) в кабине водителя (на чертеже не показан).

Устройство для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной работает следующим образом.

Для прямолинейного движения сочлененной машиной тормозное устройство 1 вертикального шарнира приводом управления 6 и органом управления, расположенным в кабине водителя, заторможено. Тележки 3, 5 не имеют угловых перемещений относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Органы управления поворотами в кабине водителя находятся в свободном состоянии, связанные с ними привода тормозных механизмов 19, 20 и 21, 22 находятся в выключенном положении и не оказывают влияния на валы 11, 14, 12, 13. Дифференциальные механизмы 9, 10, к которым через главные передачи 7, 8 передается энергия двигателя, работают как обычные межколесные дифференциалы. Для поворота машины водитель рычагом частично или полностью растормаживает тормозное устройство 1 вертикального шарнира, при этом тележки 3 и 5 получают возможность поворачиваться друг относительно друга в горизонтальной плоскости. При повороте, например, направо водитель нажимает правую педаль и через управление привода тормозных механизмов 21, 22 затормаживаются тормозные или притормаживаются механизмы 16, 17 и валы 12, 13, что приводит к затормаживанию или притормаживания правой гусеницы передней тележки 3 и левой задней тележки 5. Дифференциальные механизмы 9, 10 начинают работать как механизмы поворота. За счет разности сил тяги, создаваемой гусеницами передней 3 и задней 5 тележек, происходит поворот передней тележки 3 направо, а задней тележки 5 налево. Сочлененная машина поворачивается направо, при этом радиус поворота машины уменьшается. Для фиксации требуемого радиуса поворота машины водитель растормаживает тормозные механизмы 16, 17 и затормаживает тормозное устройство 1 вертикального шарнира. Тормозное устройство 1 вертикального шарнира позволяет плавно уменьшить до нуля угловую скорость тележек 3 и 5 относительно друг друга. Изменение угла между продольными осями тележек 3, 5 невозможно. Закончилась первая фаза поворота машины - силовая фаза, при которой происходил поворот тележек 3 и 5 друг относительно друга за счет изменения сил тяги на гусеницах тележек. Дальнейшее движение машины осуществляется по дуге окружности, радиус которой определяется углом между продольными осями тележек 3 и 5. Происходит вторая фаза поворота машины - кинематическая, при которой радиус поворота машины постоянен, отсутствуют затраты энергии на осуществление работы механизмов поворота. Для выхода из поворота водитель рычагом растормаживает тормозное устройство 1 вертикального шарнира, нажимает левую педаль и через управление привода 19, 20 затормаживаются или притормаживаются тормозные механизмы 15, 18 и валы 11, 14, что приводит к затормаживанию или притормаживанию левой гусеницы передней тележки 3 и правой гусеницы задней тележки 5. За счет разницы сил тяги гусениц тележки 3 и 5 поворачиваются, угол между их продольными осями уменьшается до нуля. Водитель растормаживает тормозные механизмы 15, 18 и затормаживает тормозное устройство 1. Машина устойчиво движется прямолинейно.

При повороте машины в другую сторону устройство работает аналогично.

В предлагаемом устройстве исключены сложные механизмы в управлении поворотом сочлененной машины, что приводит к упрощению конструкции устройства для управления и повышению его надежности.

Одновременный поворот передней тележки в сторону требуемого направления поворота, а задней тележки против направления поворота обеспечивает сочлененной машине быстродействие выполнения поворота.

Установка тормозного устройства на вертикальном шарнире позволяет регулировать момент сопротивления изменения угла между продольными осями передней и задней тележек, что позволяет уменьшить динамические нагрузки при изменении радиуса поворота за счет плавности изменения относительной угловой скорости тележек и повысить точность управления.

Похожие патенты RU2580599C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЧЛЕНЕННОЙ ДВУХТЕЛЕЖЕЧНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНОЙ 1993
  • Холопов В.Н.
  • Лабзин В.А.
RU2089431C1
Система управления сочлененной машиной 2018
  • Невзоров Виктор Николаевич
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Иванов Сергей Геннадьевич
  • Фурс Евгений Викторович
RU2686577C1
Двухзвенная гусеничная машина 1989
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
SU1613378A1
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТЕЛЕЖКИ СОЧЛЕНЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2011
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
RU2457139C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2000
  • Колобов К.А.
RU2188132C2
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1991
  • Холопов В.Н.
RU2015053C1
Гусеничное ходовое оборудование для землеройной машины 1970
  • Пецко Александр Яковлевич
  • Марченко Анатолий Михайлович
  • Турецкий Рувим Лазаревич
  • Пищик Святослав Адамович
SU620412A1
Гусеничная машина Т.С.Левшина 1982
  • Левшин Тимофей Сергеевич
SU1079527A1
Гусеничная машина 1991
  • Холопов Владимир Николаевич
SU1772040A1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2279628C2

Реферат патента 2016 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОЧЛЕНЕННОЙ ДВУХТЕЛЕЖЕЧНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНОЙ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин. Устройство для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной состоит из передней тележки с механизмом поворота в виде дифференциала с тормозными механизмами на полуосях, связанных с гусеницами, и задней тележки, соединенной с передней тележкой шарнирным соединением, включающим в себя вертикальный шарнир. Вертикальный шарнир снабжен тормозным устройством с органом управления. С гусеницами задней тележки связаны тормозные механизмы. Орган управления левым тормозным механизмом передней тележки связан с правым тормозным механизмом задней тележки, а орган управления правым тормозным механизмом передней тележки связан с левым тормозным механизмом задней тележки. Задняя тележка снабжена дифференциалом, соединенным с гусеницами задней тележки полуосями, при этом тормозные механизмы задней тележки установлены на этих полуосях. Достигается уменьшение динамических нагрузок при изменении радиуса поворота. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 580 599 C1

1. Устройство для управления сочлененной двухтележечной гусеничной машиной, состоящей из передней тележки с механизмом поворота в виде дифференциала с тормозными механизмами на полуосях, связанных с гусеницами, и задней тележки, соединенной с передней тележкой шарнирным соединением, включающим в себя вертикальный шарнир, отличающееся тем, что вертикальный шарнир снабжен тормозным устройством с органом управления, а с гусеницами задней тележки связаны тормозные механизмы, при этом орган управления левым тормозным механизмом передней тележки связан с правым тормозным механизмом задней тележки, а орган управления правым тормозным механизмом передней тележки связан с левым тормозным механизмом задней тележки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что задняя тележка снабжена дифференциалом, соединенным с гусеницами задней тележки полуосями, при этом тормозные механизмы задней тележки установлены на этих полуосях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2580599C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЧЛЕНЕННОЙ ДВУХТЕЛЕЖЕЧНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНОЙ 1993
  • Холопов В.Н.
  • Лабзин В.А.
RU2089431C1
US 4645023 A, 24.02.1987
Система управления четырехгусеничной машиной 1989
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
SU1682230A1
CN 102917942 A, 06.02.2013.

RU 2 580 599 C1

Авторы

Холопов Владимир Николаевич

Лабзин Владимир Алексеевич

Даты

2016-04-10Публикация

2014-12-25Подача