УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ КОЛЕС БЛИСКОВОГО ТИПА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2016 года по МПК F01D5/10 F01D25/04 F01D5/34 

Описание патента на изобретение RU2583205C1

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих колес газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний рабочих колес типа блиск (моноколес).

Конструкция газотурбинных двигателей предусматривает использование облегченных рабочих колес типа блиск, в которых лопатки выполнены с диском за одно целое. Использование блисков требует решения проблемы исключения опасных вибраций, сложность проблемы определяется отсутствием в рабочих колесах конструкционного демпфирования колебаний.

Известна конструкция, в которой для конструкционного демпфирования колебаний блисков используют дополнительное устройство - демпфер сухого трения, который представляет собой упругое разрезное кольцо, устанавливаемое с натягом на внутренней поверхности обода блиска. Возникающие в контакте кольцо-блиск силы трения при наличии взаимных перемещений на контактной поверхности совершают работу, которая обеспечивает демпфирующий эффект. (Laxalde D, Thouverez F, Lombard J-P. Vibration control for integrally bladed disks using friction ring dampers. ASME Turbo Expo 2007, Montreal, Canada. GT 2007-27087).

Основной недостаток такого устройства - узкий диапазон частот вращения рабочих колес, в котором обеспечивается демпфирование колебаний блиска: при высоких частотах вращения под действием на кольцо центробежных сил контактное давление в контакте кольцо-блиск возрастает до величины, при которой блокируются взаимные перемещения на контактной поверхности и потери энергии на трение исчезают.

Известны встроенные фрикционные демпферы в виде вставок, которые устанавливаются под трактовыми полками соседних лопаток и прижимаются к ним под действием собственных центробежных сил (патент US №5205713, МПК: F01D 5/26).

Недостатком этого известного устройства является невозможность его применения в рабочих колесах блискового типа, в которых отсутствуют трактовые полки.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция, в которой обод рабочего колеса снабжен пазом и демпфирующим элементом, установленным в пазу. Паз выполнен кольцевым и наклонен относительно вертикальной оси диска. Демпфирующий элемент выполнен в виде многослойного кольцевого пакета чередующихся между собой гладких и гофрированных пластин и установлен в пазу с натягом (патент RU №2022120, МПК: F01D 5/16).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является наличие концентратора напряжений в ободе рабочего колеса в виде паза для установки демпфера, что снижает прочность и надежность рабочего колеса.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении прочности и надежности рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя за счет исключения концентратора напряжений и повышении эффективности демпфирования колебаний.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ демпфирующий элемент выполнен в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска. Упругая лента имеет переменную по длине ширину и/или толщину. Поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму. Упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением. Материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал.

Выполнение демпфирующего элемента в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска, обеспечивает при колебаниях блиска потери энергии на трение между лентой и контактной поверхностью блиска, а также между слоями ленты; тем самым обеспечивается демпфирование колебаний, снижение их амплитуды, что повышает надежность рабочих колес газотурбинного двигателя.

Наличие скрепляющих упругую ленту штифтов препятствует ее расширению под действием возникающей при вращении блиска центробежной силы, ограничивает контактное давление между слоями ленты и тем самым расширяет диапазон эффективной работы демпфирующего устройства.

Выполнение упругой ленты переменной по длине ширины и толщины обеспечивает появление дополнительных собственных частот и форм колебаний ленты и тем самым расширяет диапазон эффективной работы демпфирующего устройства.

Желобчатый профиль поперечного сечения упругой ленты позволяет обеспечить более равномерное распределение контактного давления между слоями и по поверхности блиска и за счет этого повысить эффективность демпфирования.

Упругая лента, изготовленная из материала с высоким внутренним трением, представляющим собой композиционный материал, обеспечивает более высокую эффективность демпфирования за счет дополнительного механизма демпфирования - внутреннего трения в ленте.

На фиг. 1 изображено устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа.

На фиг. 2 - вид. А на фиг 1.

На фиг. 3 - сечение В-В на фиг 2 в увеличенном виде.

На фиг. 4 показана упругая лента переменной ширины и толщины.

На фиг. 5 показана упругая лента желобчатого профиля.

Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа представляет собой упругую ленту 1, свитую в спираль в несколько слоев, скрепленную несколькими радиальными штифтами 2. Устройство установлено с натягом на цилиндрической или конической поверхности 3 обода блиска 4. Штифт 2 установлен в радиальном отверстии, проходящем через все слои упругой ленты 1 кроме последнего. Штифт 2 фиксируется от выпадения последним внутренним слоем упругой ленты, который, в сою очередь, фиксируется отгибными лепестками 5, выполненными на первом слое ленты 1. Упругая лента 1 выполнена переменного поперечного сечения (фиг. 4.). Лента 1 имеет прямоугольную (фиг. 4.) и желобчатую (фиг. 5.) форму сечения. Упругая лента 1 изготовлена из материала с высоким внутренним трением, представляющим собой композиционный материал.

При сборке упругую ленту 1 укладывают на контактной поверхности 3 блиска 4 с натягом и устанавливают штифты 2. Последним (внутренним) слоем ленты 1 фиксируют штифты 2 и отгибают лепестки 5, фиксируя ими внутренний слой ленты 1. Начальный натяг ленты 1 определяется из соображений создания в процессе работы контактного усилия, обеспечивающего необходимую силу трения при колебаниях блиска.

При вращении рабочего колеса под действием центробежной силы упругая лента 1 прижимается к контактной поверхности 3 блиска 4. При возникновении колебаний блиска имеют место взаимные перемещения ленты 1 и контактной поверхности 3 блиска 4, а также слоев ленты 1 между собой, сопровождающиеся появлением сил трения. Работа сил трения снижает энергию колебаний блиска, уменьшает их амплитуду; таким образом осуществляется демпфирование колебаний. Наличие штифтов 2 (см. фиг. 3) ограничивает растяжение ленты 1 под действием центробежных сил при вращении блиска и тем самым ограничивает величину контактного давления между лентой 1 и блиском 4 и между слоями ленты. Благодаря этому исключается эффект заклинивания, снижающий эффективность демпфирования при больших контактных давлениях и заключающийся в блокировании силами трения взаимного перемещения ленты 1 и контактной поверхности 3 блиска 4 и слоев ленты 1 между собой.

Устройство демпфирования может быть использовано в блисковых конструкциях газотурбинного двигателя для защиты от повреждений из-за вибраций и многоцикловой усталости.

Похожие патенты RU2583205C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ КОЛЕС БЛИСКОВОГО ТИПА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Нихамкин Михаил Шмерович
  • Балакирев Александр Андреевич
  • Саженков Николай Алексеевич
  • Головкин Андрей Юрьевич
  • Воронов Леонид Васильевич
  • Семенов Сергей Валерьевич
  • Конев Иван Петрович
  • Болотов Борис Павлович
RU2610357C1
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2665789C2
Моноколесо осевого компрессора и ротор компрессора низкого давления авиационного газотурбинного двигателя 2019
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
RU2740442C2
Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, ротор компрессора низкого давления и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств, способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов компрессора 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Гаршин Егор Алексеевич
  • Ермаков Александр Иванович
RU2686353C2
Ротор вентилятора авиационного ТРДД с длинными широкохордными пустотелыми лопатками с демпферами 2019
  • Эскин Изольд Давидович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2727314C1
Место крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора авиадвигателей пятого поколения. Ротор бустера и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения, с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств. Способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2662755C2
Пустотелая широкохордовая лопатка вентилятора. Способ её изготовления. 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
RU2622682C1
Длинная пустотелая широкохордая лопатка вентилятора авиационного ТРДД и способ ее изготовления 2019
  • Эскин Изольд Давидович
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2726955C1
ШИРОКОХОРДНАЯ ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Болотин Николай Борисович
RU2661437C1
Длинная пустотелая широкохордная лопатка вентилятора и способ ее изготовления 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
RU2626523C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 583 205 C1

Реферат патента 2016 года УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ КОЛЕС БЛИСКОВОГО ТИПА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих лопаток и дисков авиационных газотурбинных двигателей, а именно устройствам демпфирования колебаний рабочих колес типа блиск (моноколес). Устройство демпфирования колебаний рабочих колес газотурбинного двигателя включает демпфирующий элемент, выполненный в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска. Упругая лента может имеет переменную по длине ширину и/или толщину. Поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму. Упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением. Материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал. Изобретение повышает прочность и надежность рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 583 205 C1

1. Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя, включающее демпфирующий элемент, отличающееся тем, что демпфирующий элемент выполнен в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругая лента имеет переменную по длине ширину и/или толщину.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2583205C1

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 1991
  • Фролов В.А.
  • Малышев С.Ю.
  • Малышева А.В.
RU2022120C1
US 6494679 B1, 17.12.2002
0
SU152596A1
US 4294135 A, 13.10.1981
US 2962259 A, 29.11.1960
US 5121605 A, 16.06.1992.

RU 2 583 205 C1

Авторы

Габов Иван Георгиевич

Берендорф Юрий Александрович

Балакирев Александр Андреевич

Нихамкин Михаил Шмерович

Головкин Андрей Юрьевич

Саженков Николай Алексеевич

Воронов Леонид Васильевич

Халяпин Александр Алексеевич

Конев Иван Петрович

Семенов Сергей Валерьевич

Даты

2016-05-10Публикация

2015-04-14Подача