ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПЛАВАЮЩЕГО ТИПА Российский патент 2016 года по МПК B60D1/00 B60B39/00 B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2584643C1

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к тягово-сцепным устройствам тракторов, предназначенным для агрегатирования двухосных прицепов.

Известны тягово-сцепные устройства тракторов, предназначенные для соединения трактора с различными прицепными, полуприцепными и другими сельскохозяйственными машинами (см. стр. 245-251 учебного пособия «Конструкция тракторов и автомобилей». / О.И. Поливаев, О.М. Костиков, А.В. Ворохобин, О.С. Ведринский. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 288 с.). Из всего перечня известных тягово-сцепных устройств лишь гидрофицированный крюк (ТСУ-2) позволяет увеличить сцепной вес трактора. Это происходит за счет переноса части веса полуприцепа на задние колеса трактора, причем такое увеличение сохраняется на постоянном, нерегулируемом из кабины трактора уровне, независимо от условий работы полуприцепного агрегата и буксования задних ведущих колес трактора. Что касается тягово-сцепных устройств, тяговая вилка (ТСУ-1) и буксирное устройство (ТСУ-3), предназначенные для агрегатирования двухосных прицепов, то они выполняют только тяговую функцию и весьма мало влияют на сцепной вес трактора. Тягово-сцепные устройства более современных отечественных и зарубежных тракторов, такие как тягово-сцепное устройство лифтового типа, маятниковое прицепное устройство и др., тоже оказывают несущественное влияние на сцепной вес трактора.

Известно сцепное устройство плавающего типа, размещенное между тяговым органом и дышлом прицепа. Устройство выполнено в виде ползуна, размещенного на вертикально расположенной криволинейной направляющей, установленной в каркасе, прикрепленном к тяговому органу (описание к а.с. СССР №806474, МПК3 В60D 1/00). Известная конструкция обеспечивает догрузку задних колес тягача на тяговом и тормозном режимах, что уменьшает буксование, улучшает сцепные, тормозные качества и управляемость.

Недостатком конструкции является малая величина догрузки задних колес трактора, т.к. дышло прицепа свободно перемещается в вертикальном направлении, сложность соединения тягового кольца дышла прицепа и ползуна, неавтоматическое регулирование перемещения ползуна по направляющей.

Задача изобретения - создание тягово-сцепного устройства, позволяющего автоматически регулировать сцепной вес трактора в зависимости от состояния почвенного фона, а также от режима движения тракторно-транспортного агрегата.

Технический результат - повышение тягово-сцепных свойств трактора в агрегате с двухосным прицепом при движении по дорогам с низкой несущей способностью, улучшение разгонных и тормозных свойств тракторно-транспортного агрегата, повышение грузоперевозок.

Технический результат достигается тем, что в тягово-сцепном устройстве плавающего типа, включающем направляющую с силовыми датчиками тяговой нагрузки, рычажно-выдвижной механизм с гидроцилиндром двухстороннего действия и дышло прицепа, силовые датчики тяговой нагрузки выполнены в виде электрических силоизмерительных пальцев с электронным блоком управления, соединяющих направляющую с рычажно-выдвижным механизмом и с электрогидрораспределителем, соединенным с гидроцилиндром двухстороннего действия. При этом рычажно-выдвижной механизм с гидроцилиндром двухстороннего действия может быть выполнен с возможностью вертикального перемещения, а дышло прицепа может быть выполнено с ограничителем вертикального перемещения.

На фиг. 1 изображен общий вид трактора с прицепом, соединенных посредством тягово-сцепного устройства плавающего типа, на фиг. 2 изображен ограничитель вертикального перемещения дышла.

Устройство включает направляющую 1 с двумя силовыми датчиками тяговой нагрузки 2, посредством которых направляющая 1 соединяется с вертикальным брусом 3 навески трактора. Силовые датчики тяговой нагрузки 2 электрически связаны с электронным блоком управления 4, получающим сигналы от датчиков буксования 5 ведущих колес трактора. Электронный блок управления 4 соединен с электрогидрораспределителем 6, который посредством гидролиний связан с гидроцилиндром двухстороннего действия 7 рычажно-выдвижного механизма 8. Гидроцилиндр двухстороннего действия 7 рычажно-выдвижного механизма 8 изменяет положение тягового крюка 9, связанного с дышлом прицепа 10, перемещая его по направляющей 1. Дышло прицепа 10 имеет ограничитель вертикального перемещения 11. Ограничитель вертикального перемещения 11 имеет поперечную балку 12, закрепленную на дышле 10, и продольный рычаг 13, соединяющий балку 12 с передней осью прицепа.

Устройство работает следующим образом.

В статическом положении тракторно-транспортного агрегата дышло прицепа 10 находится в горизонтальном положении, и ведущие колеса трактора воспринимают только его вес. При этом силовые датчики тяговой нагрузки 2 настраиваются по уровню чувствительности и согласуются с работой датчиков буксования 5 ведущих колес трактора.

При тяговом режиме усилие, передаваемое прицепом, фиксируется датчиками тяговой нагрузки 2, сигнал с которых передается на электронный блок управления 4, где происходит его сравнивание с сигналом, поступающим от датчиков буксования 5 ведущих колес. При появлении буксования ведущих колес выше допустимого уровня усилие, воспринимаемое датчиками тяговой нагрузки 2, увеличивается, при этом в электронном блоке управления 4 возникает сигнал рассогласования. В результате этого электронный блок управления 4 дает команду электрогидрораспределителю 6, и тот, в свою очередь, направляет поток масла в полость гидроцилиндра двухстороннего действия 7. При возникновении давления масла в гидроцилиндре двухстороннего действия 7 его шток выдвигается и воздействует на рычажно-выдвижной механизм 8, перемещая его тяговый крюк 9 вверх по направляющей 1. В результате перемещения тягового крюка 9 вверх перемещается и дышло прицепа 10, однако это перемещение блокируется ограничителем 11, в результате чего возникает силовое воздействие прицепа на задние ведущие колеса трактора, при этом их буксование уменьшается. При снижении уровня буксования сигнал рассогласования в электронном блоке управления 4 снизится, при этом уменьшится давление масла в гидроцилиндре двухстороннего действия 7 и тяговый крюк 9 рычажно-выдвижного механизма 8 опустится.

Таким образом, при повышенном буксовании задних колес трактора в тяговом режиме тяговый крюк 9 рычажно-выдвижного механизма 8 находится в верхней части направляющей 1, при этом осуществляется процесс автоматического регулирования тягово-сцепных свойств трактора в зависимости от состояния дороги.

В режиме торможения тракторно-транспортного агрегата тяговый крюк 9 рычажно-выдвижного механизма 8 перемещается по направляющей 1 вниз, в результате чего возникает силовое воздействие дышла прицепа 10 на задние (тормозящие) колеса трактора. При этом увеличивается вес, приходящийся на тормозящие колеса, а следовательно, увеличивается тормозная сила.

В режиме разгона тракторно-транспортного агрегата тяговый крюк 9 рычажно-выдвижного механизма 8 перемещается по направляющей 1 вверх, в результате чего возникает силовое воздействие дышла прицепа 10 на задние колеса трактора. При этом уменьшается их пробуксовывание в начальный момент трогания трактора, а за счет переноса части веса с прицепа на трактор снижается его тяговое сопротивление, что улучшает показатели процесса разгона тракторно-транспортного агрегата.

Предлагаемое устройство позволяет повысить тягово-сцепные свойства трактора в агрегате с двухосным прицепом при движении по дорогам с низкой несущей способностью, улучшить разгонные и тормозные свойства тракторно-транспортного агрегата, повысить грузоперевозки.

Похожие патенты RU2584643C1

название год авторы номер документа
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Красовских Виталий Степанович
  • Соколов Валерий Викторович
  • Гейнрих Игорь Оскарович
  • Красовских Евгений Витальевич
RU2387119C1
РЕГУЛЯТОР СЦЕПНОГО ВЕСА КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРНЫХ ПОЕЗДОВ 2013
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
RU2548249C1
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО К ПРИЦЕПУ 2014
  • Скурятин Николай Филиппович
  • Соловьев Евгений Владимирович
  • Бондарев Андрей Владимирович
RU2559660C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ДВУХОСНЫМИ ПРИЦЕПАМИ 2006
  • Кухарев Михаил Николаевич
  • Гребнев Виктор Петрович
  • Бурдыкин Владимир Дмитриевич
  • Панин Василий Иванович
RU2303547C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ДВУХОСНЫМИ ПРИЦЕПАМИ 2000
  • Гребнев В.П.
  • Панин В.И.
  • Хвастунов С.В.
RU2190549C2
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРНОГО ПРИЦЕПА, АГРЕГАТИРУЕМОГО ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОКРЮКА 2012
  • Скурятин Николай Филиппович
  • Бондарев Андрей Владимирович
  • Соловьев Евгений Владимирович
  • Максимов Иван Сергеевич
RU2497706C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА С ПРИЦЕПОМ 2005
  • Гребнев Виктор Петрович
  • Панин Василий Иванович
  • Ворохобин Андрей Викторович
RU2297938C1
Гидроцепное догружающе-регулирующее устройство сельскохозяйственного агрегата 2018
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Худовец Валентина Ивановна
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
RU2729095C2
Автоматический догружатель энергетического средства тракторно-транспортного агрегата 2016
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Вавилов Александр Игоревич
  • Белоусов Иван Юрьевич
RU2658754C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА С ДВУХОСНЫМ ПРИЦЕПОМ 2010
  • Бурдыкин Владимир Дмитриевич
RU2456194C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 584 643 C1

Реферат патента 2016 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПЛАВАЮЩЕГО ТИПА

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к тягово-сцепным устройствам тракторов, предназначенным для агрегатирования двухосных прицепов. Тягово-сцепное устройство плавающего типа содержит направляющую с силовыми датчиками тяговой нагрузки, рычажно-выдвижной механизм с гидроцилиндром двухстороннего действия и дышло прицепа. Силовые датчики тяговой нагрузки выполнены в виде электрических силоизмерительных пальцев с электронным блоком управления, соединяющих направляющую с рычажно-выдвижным механизмом и с электрогидрораспределителем, соединенным с гидроцилиндром двухстороннего действия. Достигается повышение тягово-сцепных свойств трактора в агрегате с двухосным прицепом, улучшение разгонных и тормозных свойств тракторно-транспортного агрегата. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 584 643 C1

1. Тягово-сцепное устройство плавающего типа, содержащее направляющую с силовыми датчиками тяговой нагрузки, рычажно-выдвижной механизм с гидроцилиндром двухстороннего действия и дышло прицепа, отличающееся тем, что силовые датчики тяговой нагрузки выполнены в виде электрических силоизмерительных пальцев с электронным блоком управления, соединяющих направляющую с рычажно-выдвижным механизмом и с электрогидрораспределителем, соединенным с гидроцилиндром двухстороннего действия.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рычажно-выдвижной механизм с гидроцилиндром двухстороннего действия выполнен с возможностью вертикального перемещения.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что дышло прицепа выполнено с ограничителем вертикального перемещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2584643C1

СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА С ПРИЦЕПОМ 2005
  • Гребнев Виктор Петрович
  • Панин Василий Иванович
  • Ворохобин Андрей Викторович
RU2297938C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ПРИЦЕПАМИ 1997
  • Гребнев В.П.
  • Панин В.И.
  • Бочаров А.В.
RU2137652C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОРРЕКТОР СЦЕПНОГО ВЕСА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ ИХ АГРЕГАТИРОВАНИИ С ПРИЦЕПАМИ 2011
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
RU2482974C1
Двухзвенное транспортное средство 1978
  • Богдан Николай Владимирович
  • Бойков Владимир Петрович
  • Жуковский Юрий Михайлович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Сизова Светлана Ивановна
SU785099A1

RU 2 584 643 C1

Авторы

Гребнев Виктор Петрович

Ворохобин Андрей Викторович

Бурдыкин Владимир Дмитриевич

Подстрешный Александр Викторович

Лещёва Оксана Вячеславовна

Даты

2016-05-20Публикация

2015-02-18Подача