ПРИБОР ДЛЯ ДОЗИРОВАННОЙ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ ДВС АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ Российский патент 2016 года по МПК F01M11/04 F01M11/10 F16N19/00 F16N7/10 

Описание патента на изобретение RU2589888C2

Изобретение относится к механике (к арматуростроению и машиностроению), в частности к устройствам для дозированной заправки маслом картерных полостей ДВС автотранспортных средств (тракторов и грузовых автомобилей), и может быть использовано при их техническом обслуживании и ремонте.

Устройства для заправки маслом ДВС широко используют при техническом обслуживании и ремонте машин. Известна, например, заправочная воронка. Воронку устанавливают в маслозаливную горловину. При этом объем масла, заливаемого в двигатель через воронку, контролируют по меткам на маслоизмерительном стержне, входящем в состав двигателя [1].

Недостатки указанного устройства: высокая трудоемкость выполнения операции, возможность пролива масла мимо воронки и через край маслозаливной горловины.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является канистра (бидон) с крышкой под горловину, оснащенной уплотнительной прокладкой [2].

Недостатком известного устройства является то, что оно мало приспособлено к использованию в качестве устройства для заправки маслом картерных полостей ДВС. Оно не позволяет дозировать объем заправляемого масла. Канистру при заправке нужно удерживать в руках.

Задачей изобретения является создание устройства для заправки маслом картерных полостей ДВС при техническом обслуживании машин, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, в частности обеспечивающего возможность дозированной заправки, снижения трудоемкости и улучшения условий труда при выполнении заправочной операции.

Сущность изобретения заключается в следующем. Вверху боковой грани корпуса канистры, имеющей меньшую площадь и расположенную со стороны ручки, дополнительно выполнена сливная горловина, ось вращения которой перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии. При этом горловина оснащена крышкой с прокладкой, к которой герметично присоединен вентиль. Для этого в крышке выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля, обеспечивающий возможность размещения в полости горловины уплотнительного кольца с гайкой, прижимающей указанное кольцо с крышкой к вентилю. К свободному концу вентиля герметично присоединен рукав с наконечником на его конце. Наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной. Рукав выполнен прозрачным. Его длина превышает расстояние от сливной горловины канистры до горловины ДВС, когда канистра размещена в кабине автотранспортного средства, а наконечник - в полости горловины ДВС. Пропускная способность гидролинии «вентиль - рукав - наконечник» при полностью открытом вентиле не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств. На одной из боковых граней корпуса канистры с большей площадью нанесены шкала в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели объема заливаемого масла в ДВС с надписями к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС. В совокупности это позволяет обеспечить дозированную заправку ДВС маслом, снизить трудоемкость и улучшить условия труда при выполнении заправочной операции.

На фиг. 1, 2 и 3 изображен прибор для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств при их техническом обслуживании, в частности на фиг. 1 показан общий вид прибора в сборе, на фиг. 2 - фрагмент размещения канистры в кабине трактора, на фиг. 3 - фрагмент установки наконечника в маслозаливную горловину ДВС.

Прибор состоит из канистры, корпус 14 которой выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда. На его верхней грани, противоположной основанию, размещена ручка 6, а также заливная горловина 7, оснащенная крышкой 8 с прокладкой (не показана). Кроме того, указанная канистра дополнительно оснащена сливной горловиной 11 с крышкой 5 и прокладкой (не показана). Горловина 11 размещена вверху боковой грани корпуса 14 канистры, имеющей меньшую площадь и расположенной со стороны ручки 6. При этом ось вращения горловины 11 перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии. К крышке 5 горловины 11 герметично присоединен вентиль 4. Для этого в крышке 5 выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля 4, обеспечивающий возможность свободного размещения в полости горловины 11 уплотнительного кольца с гайкой (не показаны), прижимающей указанное кольцо с крышкой 5 к вентилю 4. К свободному концу вентиля 4 герметично присоединен рукав 3 с наконечником 1 на его конце. Наконечник 1 имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины 20 картера 21 ДВС и оснащен фиксатором 2, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной. Рукав 3 выполнен прозрачным. Его длина превышает расстояние от сливной горловины 11 канистры до горловины 20 ДВС, когда канистра размещена в кабине 16 автотранспортного средства, а наконечник 1 - в полости горловины 20. Пропускная способность гидролинии «вентиль 4 - рукав 3 - наконечник 1» при полностью открытом вентиле 4 не превышает пропускной способности фильтра (не показан) горловины 20. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость картера 21 ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств. На одной из боковых граней корпуса 14 канистры с большей площадью нанесены шкала 15 в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели 12 объема заливаемого масла в ДВС с надписями 13 к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС.

При заправке картера 21 ДВС маслом прибор используют следующим образом. Отвинчивают крышку 8 с горловины 7 и заливают в канистру масло в необходимом для данного двигателя объеме. При этом ориентируются на указатели 12 объема масла с надписями 13 к ним или по шкале 15. Завинчивают крышку 8 на горловину 7 и закрывают вентиль 4 (если он был открыт). Устанавливают канистру с маслом в кабину 16 обслуживаемого средства со стороны маслозаливной горловины 20 таким образом, чтобы вентиль 4 был направлен вниз и выступал из кабины 16 (фиг. 2). При этом канистра со стороны вентиля 4 должна лежать на порожке 17 кабины 16, а ее противоположная часть - на подставке 19, размещенной на полике 18 кабины 16. Подставку 19 подбирают по высоте порожка 17 так, чтобы канистра была установлена горизонтально или под небольшим углом к горизонтали, направленным в сторону вентиля 4. Это обеспечивает полное опорожнение канистры при сливе масла. Затем наконечник 1 опускают в полость маслозаливной горловины 20 и прикрепляют его к ней посредством фиксатора 2 (фиг. 3). Открывают вентиль 4. Масло самотеком (под действием силы тяжести: полик 18 или порожек 17 кабины 16 расположены выше маслозаливной горловины 20 ДВС) из полости канистры стекает через вентиль 4, рукав 3 и наконечник 1 в заправляемую полость картера 21 ДВС. В это время оператор выполняет другие работы и одновременно наблюдает за окончанием процесса заправки по наличию масла в прозрачном рукаве 3. В результате снижается трудоемкость операции, исключается необходимость удерживать канистру при сливе масла из канистры в маслозаливную горловину 21 ДВС, а также вероятность пролива масла мимо горловины 20 ДВС или воронки, установленной в эту горловину, что улучшает условия труда оператора. Поскольку объем масла в канистре заранее определен для каждой марки ДВС, то отпадает необходимость контроля уровня масла в ДВС при помощи маслоизмерительного стержня. При этом также уменьшается трудоемкость заправки ДВС маслом. Так как пропускная способность гидролинии «вентиль 4 - рукав 3 - наконечник 1» при полностью открытом вентиле 4 не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС, то предотвращается возможность пролива масла через край маслозаливной горловины 20. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера 21 ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств, что позволяет использовать прибор при заправке маслом различных марок двигателей. В завершение операции при необходимости сливают остаток масла из рукава 3, приподнимая его со стороны вентиля 4, и закрывают вентиль 4. Вынимают канистру из кабины 16, извлекают наконечник 1 из горловины 21, протирают прибор ветошью и устанавливают его на хранение.

Таким образом, предложен прибор для заправки маслом картерных полостей ДВС при техническом обслуживании машин, который обладает улучшенными эксплуатационными свойствами: обеспечивает возможность дозированной заправки, снижение трудоемкости и улучшение условий труда при выполнении заправочной операции.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Тракторы «Беларусь» МТ3-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 249.

2. Грибков В.М. Каталог средств технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин / В.М. Грибков, A.M. Борисов, В.А. Варицкий и др. - М.: В/О «Союзсельхозтехника», ГОСНИТИ, 1973, С. 369 - прототип.

Похожие патенты RU2589888C2

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА МАСЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН 2013
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардина Алена Юрьевна
RU2553595C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРНЫХ ПОЛОСТЕЙ МАШИН 2013
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардина Алена Юрьевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Корнилов Геннадий Николаевич
RU2540382C1
ВОРОНКА ЗАПРАВОЧНАЯ 2019
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Степанов Николай Васильевич
  • Шуханов Станислав Николаевич
RU2725032C1
ВОРОНКА МАСЛОЗАПРАВОЧНАЯ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2018
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2733123C2
Устройство для слива масла из картера двигателя 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2706301C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2664898C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ С БОКОВЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СЛИВНОЙ ПРОБКИ 2013
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Луговнин Степан Сергеевич
  • Горбунова Татьяна Леонидовна
  • Сиряева Ирина Владимировна
  • Горбасенко Сергей Андреевич
RU2539407C1
УСТРОЙСТВО С КОЛЕНООБРАЗНОЙ ОПОРНОЙ ТРУБКОЙ ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРОВ МАШИН 2018
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2733569C2
НАСОС ДИАФРАГМЕННЫЙ 2002
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин А.В.
  • Хабардина А.В.
RU2238428C2
МАСЛОЗАПРАВОЧНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Балданов Константин Петрович
  • Прохоров Алексей Станиславович
RU2453759C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 589 888 C2

Реферат патента 2016 года ПРИБОР ДЛЯ ДОЗИРОВАННОЙ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ ДВС АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к устройствам для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств. Предложен прибор на базе канистры. Канистра имеет заливную горловину 7 с крышкой 8. Канистра дополнительно оснащена сливной горловиной 11 с крышкой 5, к которой герметично присоединен вентиль 4, а к его свободному концу - рукав 3 с наконечником 1. Наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором 2. На корпусе 14 канистры нанесены шкала 15 в литрах и указатели 12 объема заливаемого масла в ДВС. Предложенное устройство отличается простотой конструкции, удобно в использовании и может быть выполнено на базе канистры. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 589 888 C2

Прибор для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств при их техническом обслуживании, состоящий из канистры, корпус которой выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда, причем на его верхней грани, противоположной основанию, размещена ручка, а также заливная горловина, оснащенная крышкой с прокладкой, отличающийся тем, что вверху боковой грани корпуса канистры, имеющей меньшую площадь и расположенной со стороны ручки, выполнена горловина, ось вращения которой перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии, при этом горловина оснащена крышкой с прокладкой, к которой герметично присоединен вентиль, для этого в крышке выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля, обеспечивающий возможность свободного размещения в полости горловины уплотнительного кольца с гайкой, прижимающей указанное кольцо с крышкой к вентилю, к свободному концу вентиля герметично присоединен рукав с наконечником на его конце, наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной, рукав выполнен прозрачным, его длина превышает расстояние от сливной горловины канистры до горловины ДВС, когда канистра размещена в кабине автотранспортного средства, а наконечник - в полости горловины ДВС, пропускная способность гидролинии «вентиль - рукав - наконечник» при полностью открытом вентиле не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС, вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств, на одной из боковых граней корпуса канистры с большей площадью нанесены шкала в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели объема заливаемого масла в ДВС с надписями к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2589888C2

СИСТЕМА ДЛЯ ЗАМЕНЫ МАСЛА И/ИЛИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Мануэль Хесус Мартинес Веласкес
RU2126486C1
Маслозаборное устройство 1972
  • Осмоловский Георгий Антонович
  • Петров Николай Васильевич
SU646076A1
RU 2012101120 A, 20.07.2013
US 6102159 A1, 15.08.2000
US 5960907 A1, 05.10.1999
US 4703867 A1, 03.11.1987
US 5996857 A1, 07.12.1999.

RU 2 589 888 C2

Авторы

Хабардин Василий Николаевич

Хабардина Анна Васильевна

Такаландзе Геннадий Орденович

Чубарева Марина Владимировна

Шелкунова Наталья Олеговна

Михайлов Никита Андреевич

Хлыстов Дмитрий Иванович

Николаев Зориг Валерьевич

Даты

2016-07-10Публикация

2014-07-22Подача