Изобретение относится к механике (к арматуростроению и машиностроению), в частности к устройствам для дозированной заправки маслом картерных полостей ДВС автотранспортных средств (тракторов и грузовых автомобилей), и может быть использовано при их техническом обслуживании и ремонте.
Устройства для заправки маслом ДВС широко используют при техническом обслуживании и ремонте машин. Известна, например, заправочная воронка. Воронку устанавливают в маслозаливную горловину. При этом объем масла, заливаемого в двигатель через воронку, контролируют по меткам на маслоизмерительном стержне, входящем в состав двигателя [1].
Недостатки указанного устройства: высокая трудоемкость выполнения операции, возможность пролива масла мимо воронки и через край маслозаливной горловины.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является канистра (бидон) с крышкой под горловину, оснащенной уплотнительной прокладкой [2].
Недостатком известного устройства является то, что оно мало приспособлено к использованию в качестве устройства для заправки маслом картерных полостей ДВС. Оно не позволяет дозировать объем заправляемого масла. Канистру при заправке нужно удерживать в руках.
Задачей изобретения является создание устройства для заправки маслом картерных полостей ДВС при техническом обслуживании машин, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, в частности обеспечивающего возможность дозированной заправки, снижения трудоемкости и улучшения условий труда при выполнении заправочной операции.
Сущность изобретения заключается в следующем. Вверху боковой грани корпуса канистры, имеющей меньшую площадь и расположенную со стороны ручки, дополнительно выполнена сливная горловина, ось вращения которой перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии. При этом горловина оснащена крышкой с прокладкой, к которой герметично присоединен вентиль. Для этого в крышке выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля, обеспечивающий возможность размещения в полости горловины уплотнительного кольца с гайкой, прижимающей указанное кольцо с крышкой к вентилю. К свободному концу вентиля герметично присоединен рукав с наконечником на его конце. Наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной. Рукав выполнен прозрачным. Его длина превышает расстояние от сливной горловины канистры до горловины ДВС, когда канистра размещена в кабине автотранспортного средства, а наконечник - в полости горловины ДВС. Пропускная способность гидролинии «вентиль - рукав - наконечник» при полностью открытом вентиле не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств. На одной из боковых граней корпуса канистры с большей площадью нанесены шкала в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели объема заливаемого масла в ДВС с надписями к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС. В совокупности это позволяет обеспечить дозированную заправку ДВС маслом, снизить трудоемкость и улучшить условия труда при выполнении заправочной операции.
На фиг. 1, 2 и 3 изображен прибор для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств при их техническом обслуживании, в частности на фиг. 1 показан общий вид прибора в сборе, на фиг. 2 - фрагмент размещения канистры в кабине трактора, на фиг. 3 - фрагмент установки наконечника в маслозаливную горловину ДВС.
Прибор состоит из канистры, корпус 14 которой выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда. На его верхней грани, противоположной основанию, размещена ручка 6, а также заливная горловина 7, оснащенная крышкой 8 с прокладкой (не показана). Кроме того, указанная канистра дополнительно оснащена сливной горловиной 11 с крышкой 5 и прокладкой (не показана). Горловина 11 размещена вверху боковой грани корпуса 14 канистры, имеющей меньшую площадь и расположенной со стороны ручки 6. При этом ось вращения горловины 11 перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии. К крышке 5 горловины 11 герметично присоединен вентиль 4. Для этого в крышке 5 выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля 4, обеспечивающий возможность свободного размещения в полости горловины 11 уплотнительного кольца с гайкой (не показаны), прижимающей указанное кольцо с крышкой 5 к вентилю 4. К свободному концу вентиля 4 герметично присоединен рукав 3 с наконечником 1 на его конце. Наконечник 1 имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины 20 картера 21 ДВС и оснащен фиксатором 2, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной. Рукав 3 выполнен прозрачным. Его длина превышает расстояние от сливной горловины 11 канистры до горловины 20 ДВС, когда канистра размещена в кабине 16 автотранспортного средства, а наконечник 1 - в полости горловины 20. Пропускная способность гидролинии «вентиль 4 - рукав 3 - наконечник 1» при полностью открытом вентиле 4 не превышает пропускной способности фильтра (не показан) горловины 20. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость картера 21 ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств. На одной из боковых граней корпуса 14 канистры с большей площадью нанесены шкала 15 в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели 12 объема заливаемого масла в ДВС с надписями 13 к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС.
При заправке картера 21 ДВС маслом прибор используют следующим образом. Отвинчивают крышку 8 с горловины 7 и заливают в канистру масло в необходимом для данного двигателя объеме. При этом ориентируются на указатели 12 объема масла с надписями 13 к ним или по шкале 15. Завинчивают крышку 8 на горловину 7 и закрывают вентиль 4 (если он был открыт). Устанавливают канистру с маслом в кабину 16 обслуживаемого средства со стороны маслозаливной горловины 20 таким образом, чтобы вентиль 4 был направлен вниз и выступал из кабины 16 (фиг. 2). При этом канистра со стороны вентиля 4 должна лежать на порожке 17 кабины 16, а ее противоположная часть - на подставке 19, размещенной на полике 18 кабины 16. Подставку 19 подбирают по высоте порожка 17 так, чтобы канистра была установлена горизонтально или под небольшим углом к горизонтали, направленным в сторону вентиля 4. Это обеспечивает полное опорожнение канистры при сливе масла. Затем наконечник 1 опускают в полость маслозаливной горловины 20 и прикрепляют его к ней посредством фиксатора 2 (фиг. 3). Открывают вентиль 4. Масло самотеком (под действием силы тяжести: полик 18 или порожек 17 кабины 16 расположены выше маслозаливной горловины 20 ДВС) из полости канистры стекает через вентиль 4, рукав 3 и наконечник 1 в заправляемую полость картера 21 ДВС. В это время оператор выполняет другие работы и одновременно наблюдает за окончанием процесса заправки по наличию масла в прозрачном рукаве 3. В результате снижается трудоемкость операции, исключается необходимость удерживать канистру при сливе масла из канистры в маслозаливную горловину 21 ДВС, а также вероятность пролива масла мимо горловины 20 ДВС или воронки, установленной в эту горловину, что улучшает условия труда оператора. Поскольку объем масла в канистре заранее определен для каждой марки ДВС, то отпадает необходимость контроля уровня масла в ДВС при помощи маслоизмерительного стержня. При этом также уменьшается трудоемкость заправки ДВС маслом. Так как пропускная способность гидролинии «вентиль 4 - рукав 3 - наконечник 1» при полностью открытом вентиле 4 не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС, то предотвращается возможность пролива масла через край маслозаливной горловины 20. Вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера 21 ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств, что позволяет использовать прибор при заправке маслом различных марок двигателей. В завершение операции при необходимости сливают остаток масла из рукава 3, приподнимая его со стороны вентиля 4, и закрывают вентиль 4. Вынимают канистру из кабины 16, извлекают наконечник 1 из горловины 21, протирают прибор ветошью и устанавливают его на хранение.
Таким образом, предложен прибор для заправки маслом картерных полостей ДВС при техническом обслуживании машин, который обладает улучшенными эксплуатационными свойствами: обеспечивает возможность дозированной заправки, снижение трудоемкости и улучшение условий труда при выполнении заправочной операции.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Тракторы «Беларусь» МТ3-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 249.
2. Грибков В.М. Каталог средств технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин / В.М. Грибков, A.M. Борисов, В.А. Варицкий и др. - М.: В/О «Союзсельхозтехника», ГОСНИТИ, 1973, С. 369 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА МАСЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН | 2013 |
|
RU2553595C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРНЫХ ПОЛОСТЕЙ МАШИН | 2013 |
|
RU2540382C1 |
ВОРОНКА ЗАПРАВОЧНАЯ | 2019 |
|
RU2725032C1 |
ВОРОНКА МАСЛОЗАПРАВОЧНАЯ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2018 |
|
RU2733123C2 |
Устройство для слива масла из картера двигателя | 2017 |
|
RU2706301C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ | 2017 |
|
RU2664898C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ С БОКОВЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СЛИВНОЙ ПРОБКИ | 2013 |
|
RU2539407C1 |
УСТРОЙСТВО С КОЛЕНООБРАЗНОЙ ОПОРНОЙ ТРУБКОЙ ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРОВ МАШИН | 2018 |
|
RU2733569C2 |
НАСОС ДИАФРАГМЕННЫЙ | 2002 |
|
RU2238428C2 |
МАСЛОЗАПРАВОЧНАЯ УСТАНОВКА | 2010 |
|
RU2453759C2 |
Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к устройствам для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств. Предложен прибор на базе канистры. Канистра имеет заливную горловину 7 с крышкой 8. Канистра дополнительно оснащена сливной горловиной 11 с крышкой 5, к которой герметично присоединен вентиль 4, а к его свободному концу - рукав 3 с наконечником 1. Наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором 2. На корпусе 14 канистры нанесены шкала 15 в литрах и указатели 12 объема заливаемого масла в ДВС. Предложенное устройство отличается простотой конструкции, удобно в использовании и может быть выполнено на базе канистры. 3 ил.
Прибор для дозированной заправки маслом ДВС автотранспортных средств при их техническом обслуживании, состоящий из канистры, корпус которой выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда, причем на его верхней грани, противоположной основанию, размещена ручка, а также заливная горловина, оснащенная крышкой с прокладкой, отличающийся тем, что вверху боковой грани корпуса канистры, имеющей меньшую площадь и расположенной со стороны ручки, выполнена горловина, ось вращения которой перпендикулярна указанной грани и пересекает ее линию симметрии, при этом горловина оснащена крышкой с прокладкой, к которой герметично присоединен вентиль, для этого в крышке выполнено отверстие под присоединительный размер вентиля, обеспечивающий возможность свободного размещения в полости горловины уплотнительного кольца с гайкой, прижимающей указанное кольцо с крышкой к вентилю, к свободному концу вентиля герметично присоединен рукав с наконечником на его конце, наконечник имеет возможность размещения в полости маслозаливной горловины ДВС и оснащен фиксатором, который имеет возможность взаимодействия с этой горловиной, рукав выполнен прозрачным, его длина превышает расстояние от сливной горловины канистры до горловины ДВС, когда канистра размещена в кабине автотранспортного средства, а наконечник - в полости горловины ДВС, пропускная способность гидролинии «вентиль - рукав - наконечник» при полностью открытом вентиле не превышает пропускной способности фильтра горловины ДВС, вместимость канистры превышает наибольшую заправочную емкость поддона картера ДВС из совокупности обслуживаемых автотранспортных средств, на одной из боковых граней корпуса канистры с большей площадью нанесены шкала в литрах, соответствующая объему канистры, и указатели объема заливаемого масла в ДВС с надписями к ним, содержащими марки обслуживаемых ДВС.
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАМЕНЫ МАСЛА И/ИЛИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2126486C1 |
Маслозаборное устройство | 1972 |
|
SU646076A1 |
RU 2012101120 A, 20.07.2013 | |||
US 6102159 A1, 15.08.2000 | |||
US 5960907 A1, 05.10.1999 | |||
US 4703867 A1, 03.11.1987 | |||
US 5996857 A1, 07.12.1999. |
Авторы
Даты
2016-07-10—Публикация
2014-07-22—Подача