УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРНЫХ ПОЛОСТЕЙ МАШИН Российский патент 2015 года по МПК G09B9/00 G01M17/00 

Описание патента на изобретение RU2540382C1

Изобретение относится к испытанию машин, в частности к устройствам для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин.

Известна ванна для сбора отработанного масла, которую перед сливом масла устанавливают под поддон картера двигателя. Затем открывают сливную пробку: масло стекает в указанную ванну [1].

Недостатком этого устройства является то, что оно не позволяет достаточно точно провести экспериментальные исследования процесса слива масла, например определить вылет струи масла при его истечении из сливного отверстия, выполненного в картере горизонтально.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является канистра (бидон) с крышкой под горловину, оснащенной уплотнительной прокладкой [2].

Недостатком известного устройства является то, что оно мало приспособлено к использованию в качестве устройства для сбора жидкостей из картерных полостей, например, двигателя. Это обусловлено отсутствием возможности прямого слива масла, осуществляемого непосредственно в канистру, без применения, например, воронки.

Задачей изобретения является создание устройства для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин.

Техническим результатом изобретения является моделирование вылета струи масла из картерных полостей машин.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин, состоящем из корпуса канистры, выполненного по форме прямоугольного параллелепипеда, с горловиной, размещенной на его верхней горизонтальной грани, противоположной основанию, и оснащенной крышкой с прокладкой, согласно изобретению, на одной из боковых граней корпуса канистры, имеющих наибольшую площадь, выполнено окно в виде прямоугольника, канистра противоположной гранью корпуса установлена на основании под картером со сливной пробкой, размещенной на его боковой стороне, причем таким образом, что осевая линия, проходящая вдоль длинных сторон указанного прямоугольника, лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения пробки, а струя масла при его истечении из сливного отверстия после отвинчивания пробки не выходит за пределы окна, корпус канистры оснащен экраном с измерительной линейкой, при этом экран выполнен в виде полосы, один которой опущен в полость корпуса канистры и зафиксирован уголком на уровне вертикальной линии, проходящей через точку пересечения плоскости, образованной контактными поверхностями картера и его сливной пробки, с осью вращения этой пробки, а другой ее конец находится вне полости корпуса канистры и возвышается над ним настолько, что экран в продольной плоскости образует некоторый угол с линией горизонта, в данном положении экран зафиксирован со стороны его свободного конца также уголком, который посредством обеих полок установлен на грани корпуса канистры с вырезанным окном, причем перпендикулярно его продольной оси, линейка жестко присоединена к поверхности экрана, при этом ее грань со стороны, противоположной шкале, совмещена с длинной стороной экрана, а осевая линия штриха с нулевой отметкой находится в плоскости, образованной контактными поверхностями картера и его сливной пробки, объем канистры превышает заправочную емкость картера, из которого сливают жидкость.

На чертеже изображено устройство для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин, в частности, вверху показан его общий вид (вид спереди) с местным разрезом, внизу - вид А.

Устройство состоит из канистры, включающей в себя корпус 4, горловину 3, оснащенную крышкой 2 с уплотнительной прокладкой (не показана), и ручку 10. Корпус 4 канистры выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда. Горловина 3 размещена на его верхней горизонтальной грани, противоположной основанию. На одной из боковых граней корпуса 4 канистры, имеющих наибольшую площадь, выполнено окно в виде прямоугольника. При этом канистра противоположной гранью корпуса 4 установлена на основании 9 под картером 1 со сливной пробкой 5, размещенной на его боковой стороне, причем таким образом, что осевая линия, проходящая вдоль длинных сторон указанного прямоугольника, лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения пробки 5, а струя масла при его истечении из сливного отверстия после отвинчивания пробки 5 не выходит за пределы окна. Корпус 4 канистры дополнительно оснащен экраном 7 и измерительной линейкой 11. Экран 7 выполнен в виде полосы. Один ее конец опущен в полость корпуса 4 канистры и зафиксирован равнобоким уголком 6 на уровне вертикальной линии (показана пунктиром), проходящей через точку пересечения плоскости, образованной контактными поверхностями картера 1 и его сливной пробки 5, с осью вращения этой пробки. Другой ее конец находится вне полости корпуса 5 канистры и возвышается над ним на столько, что экран 7 в продольной плоскости образует некоторый угол с линией горизонта. В данном положении экран 7 зафиксирован со стороны его свободного конца также равнобоким уголком 8, который посредством обеих полок установлен на грани корпуса 4 канистры с вырезанным окном, причем перпендикулярно его продольной оси. Измерительная линейка 11 жестко присоединена к поверхности экрана 7. При этом ее грань со стороны, противоположной шкале, совмещена с длинной стороной экрана 7, а осевая линия штриха с нулевой отметкой находится в плоскости, образованной контактными поверхностями картера 1 и его сливной пробки 5. Объем канистры превышает заправочную емкость картера 1, из которого сливают жидкость.

При экспериментальном исследовании процесса слива масла из картерных полостей машин устройство используют следующим образом. Устанавливают устройство на основании 9 под картером 1, например, двигателя - в зоне расположения сливной пробки 5 (фиг.), ось вращения которой должна совпадать с продольной осью корпуса 4 канистры. Кроме того, середина нижнего среза экрана 7 должна находиться на уровне вертикальной линии, проходящей через точку пересечения плоскости, образованной контактными поверхностями картера 1 и его сливной пробки 5, с осью вращения этой пробки. После этого снимают крышку маслозаливной горловины (не показана), отвинчивают пробку 5 и производят измерение, например, вылета струи масла при его истечении из сливного отверстия. Струя масла достигает поверхности экрана 7. Далее масло стекает по поверхности экрана 7 вниз - в полость корпуса 4 канистры. На поверхности экрана 7 остается масляное пятно 12 (заштриховано). По линейке 11 определяют положение верхнего края пятна на экране 7: находят длину отрезка ab. Через точку b, отмеченную на линейке 11, опускают перпендикуляр к донной поверхности корпуса 4 канистры (в точку с) и свободной линейкой измеряют длину стороны bc прямоугольного треугольника abc (не показано). Зная угол наклона экрана 7 (линии ab) к горизонту, на основе известных тригонометрических функций вычисляют вылет струи масла - длину стороны ас прямоугольного треугольника abc. При необходимости устройство устанавливают на подставки (изменяют его положение по высоте относительно основания 9) и аналогичным образом получают другие такие же точки, по которым затем определяют траекторию струи. В дальнейшем эти данные используют для определения конструктивных параметров сливных устройств. В завершение процесса слива масла в картер 1 ввинчивают пробку 5. Во избежание пролива масла устройство за ручку 10 выводят из-под картера 1 в том положении, в котором оно находилось при сливе жидкости. Извлекают из полости корпуса 4 канистры экран 7 и уголок 6, с корпуса 4 снимают уголок 8. Масло из корпуса 4 канистры сливают в емкость для его хранения или в картер 1 двигателя. Для этого предварительно с корпуса 4 канистры снимают крышку 2 горловины 3. При транспортировании корпус канистры удерживают в горизонтальном положении.

Таким образом, предложено устройство для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин. Оно отличается простотой конструкции, удобно в использовании и может быть выполнено на базе простых и доступных конструктивных элементов.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.А. Пучин, Л.И. Кушнарев, Н.А. Петрищев [и др.]; под ред. Е.А. Пучина. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008, с.83.

2. Грибков В.М. Каталог средств технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин / В.М. Грибков, A.M. Борисов, В.А. Варицкий и др. - М.: В/О «Союзсельхозтехника», ГОСНИТИ, 1973, с.369 - прототип.

Похожие патенты RU2540382C1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА МАСЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН 2013
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардина Алена Юрьевна
RU2553595C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2664898C1
СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО С ОПОРНОЙ КАНИСТРОЙ ДЛЯ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Косарева Анна Викторовна
RU2736401C1
Устройство для слива масла из картера двигателя 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2706301C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ С НИЖНИМ РАСПЛОЖЕНИЕМ СЛИВНОЙ ПРОБКИ 2013
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Луговнин Степан Сергеевич
  • Горбунова Татьяна Леонидовна
  • Сиряева Ирина Владимировна
  • Горбасенко Сергей Андреевич
RU2539226C1
УСТРОЙСТВО С КОЛЕНООБРАЗНОЙ ОПОРНОЙ ТРУБКОЙ ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРОВ МАШИН 2018
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2733569C2
ПРИБОР ДЛЯ ДОЗИРОВАННОЙ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ ДВС АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 2014
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Такаландзе Геннадий Орденович
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Шелкунова Наталья Олеговна
  • Михайлов Никита Андреевич
  • Хлыстов Дмитрий Иванович
  • Николаев Зориг Валерьевич
RU2589888C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА МАСЛА В КАНИСТРЫ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН 2019
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Косарева Анна Викторовна
RU2732276C1
ВОРОНКА СО СМЕННЫМИ КЛЮЧАМИ ДЛЯ ОТВИНЧИВАНИЯ СЛИВНОЙ ПРОБКИ 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2717459C2
УСТРОЙСТВО С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ ВОРОНКОЙ ДЛЯ СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРОВ МАШИН 2017
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Чубарева Марина Владимировна
RU2664896C1

Реферат патента 2015 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СЛИВА МАСЛА ИЗ КАРТЕРНЫХ ПОЛОСТЕЙ МАШИН

Изобретение относится к испытанию машин, в частности к устройствам для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин. На одной из боковых граней корпуса канистры выполнено окно в виде прямоугольника. Канистра противоположной гранью корпуса установлена на основании под сливной пробкой таким образом, что струя масла при его истечении из сливного отверстия после отвинчивания пробки не выходит за пределы окна. Корпус канистры дополнительно оснащен экраном и измерительной линейкой. Экран выполнен в виде полосы, один конец которой опущен в полость корпуса канистры, а другой ее конец находится вне полости корпуса канистры и возвышается над ним настолько, что экран в продольной плоскости образует некоторый угол с линией горизонта. Измерительная линейка жестко присоединена к поверхности экрана. Техническим результатом изобретения является моделирование вылета струи масла из картерных полостей машин. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 540 382 C1

Устройство для экспериментального исследования процесса слива масла из картерных полостей машин, состоящее из корпуса канистры, выполненного по форме прямоугольного параллелепипеда, с горловиной, размещенной на его верхней горизонтальной грани, противоположной основанию, и оснащенной крышкой с прокладкой, отличающееся тем, что на одной из боковых граней корпуса канистры, имеющей наибольшую площадь, выполнено окно в виде прямоугольника, канистра противоположной гранью корпуса установлена на основании под картером со сливной пробкой, размещенной на его боковой стороне, причем таким образом, что осевая линия, проходящая вдоль длинных сторон указанного прямоугольника, лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения пробки, а струя масла при его истечении из сливного отверстия после отвинчивания пробки не выходит за пределы окна, корпус канистры оснащен экраном с измерительной линейкой, при этом экран выполнен в виде полосы, один конец которой опущен в полость корпуса канистры и зафиксирован уголком на уровне вертикальной линии, проходящей через точку пересечения плоскости, образованной контактными поверхностями картера и его сливной пробки, с осью вращения этой пробки, а другой ее конец находится вне полости корпуса канистры и возвышается над ним настолько, что экран в продольной плоскости образует некоторый угол с линией горизонта, в данном положении экран зафиксирован со стороны его свободного конца также уголком, который посредством обеих полок установлен на грани корпуса канистры с вырезанным окном, причем перпендикулярно его продольной оси, линейка жестко присоединена к поверхности экрана, при этом ее грань со стороны, противоположной шкале, совмещена с длинной стороной экрана, а осевая линия штриха с нулевой отметкой находится в плоскости, образованной контактными поверхностями картера и его сливной пробки, объем канистры превышает заправочную емкость картера, из которого сливают жидкость.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2540382C1

ГРИБКОВ В.М., БОРИСОВ А.М., ВАРИЦКИЙ В.А
Каталог средств технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, Москва, В/О "Союзсельхозтехника", ГОСНИТИ, 1973, с.369;
Техническое обслуживание и ремонт тракторов
Учебное пособие для начального професионального образования под ред
Е.А
Пучина, 4-е изд.,

RU 2 540 382 C1

Авторы

Шелкунова Наталья Олеговна

Такаландзе Геннадий Орденович

Хабардин Василий Николаевич

Хабардина Алена Юрьевна

Чубарева Марина Владимировна

Корнилов Геннадий Николаевич

Даты

2015-02-10Публикация

2013-12-23Подача