СПОСОБ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ И СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2016 года по МПК B21B1/22 

Описание патента на изобретение RU2596733C1

Изобретение относится к металлургии, конкретно к прокатному производству на реверсивных одноклетьевых станах.

В России и за рубежом на ряде предприятий находятся в эксплуатации одноклетьевые станы небольшой производительности, строительство современных непрерывных станов для таких предприятий экономически не по силам, в то же время производительность таких станов не удовлетворяет потребностям рынка.

Известен способ производства стальных листов, включающий нагрев литых слябов до температуры 1100-1150°С, черновую прокатку сляба в подкат толщиной, равной примерно трехкратной толщине готового листа с обеспечением температуры конца чистовой прокатки в диапазоне 740-750°С [1].

Недостатком этого способа является невозможность осуществления способа на существующих одноклетьевых станах, после их реконструкции, без существенного снижения их производительности из-за недостаточности площадей в цехе, необходимых для установки нового оборудования.

Известно устройство для реализации этого способа, состоящее из черновой клети для черновых проходов, чистовой клети для чистовых проходов и рольгангов [1].

Недостатком этого устройства является невозможность размещения всего оборудования на существующих одноклетьевых станах, которое необходимо для сохранения производительности прокатки.

Наиболее близким по технической сущности является способ прокатки на одноклетьевом стане с рольгангами для подстуживания, расположенными перед и за клетью на основной линии стана. Согласно этому способу подкаты после черновой прокатки сериями передают на рольганг, установленный за клетью, охлаждают на нем до заданной температуры покачиванием, далее поочередно каждый подкат серии передают по основной линии на рольганг перед клетью, затем прокатывают поочередно до готового листа. Черновую прокатку слябов в подкаты, охлаждение подкатов до заданной температуры, чистовую прокатку подкатов до толщины листа производят в одной реверсивной рабочей клети сериями из двух и более штук, при этом охлаждение до заданной температуры каждого подката совмещают с черновой прокаткой последующих слябов и с чистовой прокаткой предыдущих подкатов, а отношение времени охлаждения каждого подката серии до заданной температуры к времени чистовой прокатки подката или черновой прокатки сляба этой серии регламентировано [2].

Для получения заданного комплекса механических свойств листов при контролируемой прокатке регламентируется температура начала чистовой стадии. Недостатком указанного способа является наличие длительной паузы между окончанием черновой прокатки и началом чистовой прокатки, т.к. имеется стадия только воздушного охлаждения. Это приводит к нарушению стабильности температурного режима процесса прокатки подкатов внутри серии, следствием чего является снижение качества готового листа по механическим свойствам. Кроме этого, наличие паузы приводит к снижению производительности стана.

Известен стан для реализации этого способа, включающий реверсивную клеть, рабочие рольганги, раскатные и транспортные рольганги, состоящие из секций, средства для охлаждения подкатов, систему управления работой рольгангов, которая выполнена с возможностью образования средств охлаждения подкатов из секций раскатных и транспортных рольгангов перед и за клетью на основной линии стана [2].

Недостатком этого устройства является снижение производительности прокатки.

Задачей предложенного изобретения является повышение производительности прокатки на одноклетьевых станах после их реконструкции на существующих площадях цеха и обеспечение комплекса заданных механических свойств прокатываемых листов.

Эта задача решается тем, что в способе прокатки листов на реверсивном одноклетевом стане с контролируемым охлаждением, включающем нагрев слябов до температуры прокатки, черновую прокатку слябов в подкаты, охлаждение подкатов до заданной температуры, чистовую прокатку подкатов до толщины листа, при этом черновую прокатку слябов и чистовую прокатку подкатов производят в одной реверсивной рабочей клети сериями из двух и более штук, черновую прокатку слябов производят в подкаты толщиной, кратной 3-7 толщинам готового листа, охлаждение до заданной температуры каждого подката совмещают с черновой прокаткой последующих слябов и с чистовой прокаткой предыдущих подкатов, охлаждение каждого подката серии до заданной температуры осуществляют путем естественного воздушного охлаждения и водяного охлаждения, а отношение времени охлаждения каждого подката серии до заданной температуры ко времени чистовой прокатки подката и времени черновой прокатки соответствующего сляба этой серии устанавливают по формулам:

(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчист+tвсп2)=к,

(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчерн+tвсп3)=к,

где tподст′ - время естественного воздушного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,

tподст″ - время водяного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,

tчист - время чистовой прокатки,

tчерн - время черновой прокатки,

tвсп1 - время паузы между окончанием черновой прокатки последнего сляба серии и началом чистовой прокатки первого подката этой серии,

tвсп2 - время паузы между окончанием чистовой прокатки подката и началом чистовой прокатки смежного последующего подката в серии,

tвсп3 - время паузы между окончанием черновой прокатки сляба и началом черновой прокатки смежного последующего сляба в серии,

к - любое целое или рациональное число в пределах 1…1,3; 2…2,3; 3…3,3; 4…4,3; 5…5,3; 6…6,3; 7…7,3; 8…8,3.

Настоящее изобретение включает также реверсивный одноклетевой стан для прокатки листов с контролируемым охлаждением, включающий нагревательные средства, реверсивную рабочую клеть, расположенные с каждой стороны реверсивной рабочей клети на линии прокатки рабочие, раскатные, транспортные рольганги, состоящие из секций, средства для охлаждения подкатов, и систему управления станом, выполненную с возможностью обеспечения совмещения транспортировки и охлаждения подкатов посредством секций транспортных и раскатных рольгангов, в котором перед клетью со стороны нагревательных средств раскатный рольганг снабжен устройством водяного охлаждения, а секции транспортного рольганга выполнены с возможностью транспортировки подкатов с их естественным воздушным охлаждением, при этом за клетью секции раскатного и транспортного рольгангов выполнены с возможностью транспортировки подкатов с их естественным воздушным охлаждением, причем количество секций транспортного рольганга перед клетью равно количеству подкатов серии, а количество секций за клетью на единицу меньше.

Суть предлагаемого изобретения заключается в следующем. При прокатке на реверсивном одноклетьевом стане листов с промежуточным естественным воздушным охлаждением серии подкатов между черновой и чистовой прокаткой время охлаждения каждого подката колеблется в определенных пределах, что приводит к нестабильности температуры металла перед чистовой прокаткой, зачастую превышая ее необходимое расчетное значение, и несоответствию заданным показателям механических свойств готового проката. Увеличивается длительность естественного охлаждения на воздухе, увеличивается цикл прокатки и, соответственно, снижается производительность. Поэтому для повышения производительности прокатки время промежуточного охлаждения одного подката снижают с помощью специального устройства водяного охлаждения подкатов, сохраняя при этом заданную температуру металла перед чистовой прокаткой и обеспечивая тем самым получение заданных механических свойств готового проката.

Чем меньше доля времени промежуточного охлаждения, входящего в средний ритм прокатки листа, тем меньше средний ритм прокатки листов и, следовательно, выше производительность стана.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 показан общий вид реверсивного одноклетевого стана для прокатки листов по предложенному способу прокатки листов с контролируемым охлаждением, на фиг. 2 показана циклограмма осуществления предложенного способа.

Стан состоит из нагревательных средств 1, реверсивной рабочей клети 2, рабочих рольгангов 3, раскатных рольгангов 4, транспортных рольгангов 5, секций 6 раскатных и транспортных рольгангов, системы управления станом 7. Средства охлаждения подкатов образуют из секций 6 рольгангов 4,5 с каждой стороны реверсивной рабочей клети 2 на линии прокатки, при этом перед клетью 2 по ходу чистовой прокатки используют секции 6 транспортного рольганга 5, совмещающего функции транспортировки и охлаждения подкатов, и секцию 6 рольганга 4 с устройством 8 водяного охлаждения подкатов, а за клетью 2 по ходу чистовой прокатки используют секции 6 раскатного и транспортного рольгангов 4,5, совмещающих функции транспортировки и воздушного охлаждения подкатов, причем количество секций 6 транспортного рольганга 5 перед клетью со стороны нагревательных средств 1 равно количеству подкатов серии, а количество секций 6 за клетью на единицу меньше.

Работа реверсивного одноклетевого стана описана на примере осуществления предлагаемого способа.

Способ прокатки листов на реверсивных одноклетевых станах с контролируемым охлаждением включает нагрев слябов до температуры прокатки с помощью нагревательных средств 1, черновую прокатку сериями из двух и более слябов в подкаты толщиной, кратной 3-7 толщинам готового листа, охлаждение подкатов до заданной температуры, чистовую прокатку подкатов до заданной толщины листа, при этом черновую прокатку слябов и чистовую прокатку подкатов производят в одной реверсивной рабочей клети сериями из двух и более штук, а охлаждение до заданной температуры каждого подката серии производят одновременно черновой прокаткой последующих слябов и с чистовой прокаткой предыдущих подкатов, при этом охлаждение каждого подката серии до заданной температуры осуществляют путем естественного воздушного охлаждения и водяного охлаждения, а отношение времени охлаждения каждого подката серии до заданной температуры ко времени чистовой прокатки подката и времени черновой прокатки соответствующего сляба этой серии устанавливают по формулам:

(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчист+tвсп2)=к,

(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчерн+tвсп3)=к,

Где tподст′ - время естественного воздушного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,

tподст″ - время водяного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,

tчист - время чистовой прокатки,

tчерн - время черновой прокатки,

tвсп1 - время паузы между окончанием черновой прокатки последнего сляба серии и началом чистовой прокатки первого подката этой серии,

tвсп2 - время паузы между окончанием чистовой прокатки подката и началом чистовой прокатки смежного последующего подката в серии,

tвсп3 - время паузы между окончанием черновой прокатки сляба и началом черновой прокатки смежного последующего сляба в серии,

к - любое целое или рациональное число в пределах 1…1,3; 2…2,3; 3…3,3; 4…4,3; 5…5,3; 6…6,3; 7…7,3; 8…8,3.

При транспортировке серии слябов к клети 2 для черновой прокатки рольганг 5 перед клетью со стороны нагревательных средств 1 используют только как транспортный. После черновой прокатки, подкаты поступают за клеть 2 на раскатный рольганг 4 и транспортный рольганг 5, секции 6 которых по управлению используют как средство для промежуточного естественного воздушного охлаждения подкатов (путем покачивания). После охлаждения подкаты поступают на транспортный рольганг 5 перед клетью со стороны нагревательных средств 1, секции 6 которого по управлению используют как средство для естественного подстуживания подкатов (путем покачивания) перед их чистовой прокаткой. После естественного подстуживания подкаты поступают на секцию рольганга 4 к устройству 8 водяного охлаждения и после водяного подстуживания поступают далее на чистовую прокатку с использованием раскатных рольгангов 4 у клети 2 по основному назначению. После завершения чистовой прокатки готовые листы поступают на транспортный рольганг 5, который в этом случае используется по основному назначению, и далее по технологическому потоку.

На циклограмме, представленной на фиг. 2 в осях «путь-время», изображены операции перемещения серии слябов I, II, III, IV к клети, черновой прокатки каждого из этих слябов за время tчер в подкаты, подстуживания каждого подката в течение времени tподст′+tподст″ перед его чистовой прокаткой за время tчист, также изображено время паузы tвсп1 между окончанием черновой прокатки сляба IV и началом чистовой прокатки подката I, время паузы tвсп2 между окончанием чистовой прокатки подката I и началом чистовой прокатки подката II и время паузы tвсп3 между окончанием черновой прокатки сляба I и началом черновой прокатки сляба II. Темп поступления на прокатку каждой серии слябов I, II, III, IV, определяющий производительность, равен времени t. Чем меньше время t, тем выше часовая производительность стана.

Исходя из циклограммы, представленной на фиг. 2, следует, что при прокатке серии слябов, состоящей из четырех штук, время t будет минимальным при условии, когда сумма времени чистовой прокатки трех слябов серии (т.е. на единицу меньше) и времени пауз tвсп1+3×tвсп2 будет равно или несколько менее времени подстуживания каждого подката 1подст.или когда сумма времени черновой прокатки трех слябов серии (т.е. на единицу меньше) и времени пауз tвсп1+3×tвсп3 будет равно или несколько менее времени подстуживания каждого подката tподст.

Использование предложенного изобретения позволит увеличить часовую производительность реверсивного одноклетьевого стана при прокатке листов с контролируемым охлаждением и обеспечить получение заданных механических свойств готового проката за счет уменьшения или исключения паузы между окончанием черновой прокатки и началом чистовой прокатки.

Источники информации

1. Полухин П.Н. и др. Прокатка толстых листов, М., Металлургия, 1984, с. 31.

2. Патент РФ №2319561, МПК В21В 1/34, опубл.20.03.2008 г. (прототип).

Похожие патенты RU2596733C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ И СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Гизатулин Бату Вазыхович
  • Клопов Владимир Иванович
  • Степанов Александр Александрович
  • Канев Николай Галактионович
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Северинец Игорь Юрьевич
RU2319561C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТРУБНОГО ПРОКАТА ПОВЫШЕННОЙ КОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ НА РЕВЕРСИВНОМ СТАНЕ 2018
  • Митрофанов Артем Викторович
  • Попков Антон Геннадьевич
  • Михеев Вячеслав Викторович
  • Смирнов Евгений Владимирович
  • Кузнецов Денис Валерьевич
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Матросов Максим Юрьевич
  • Комиссаров Александр Александрович
  • Горошко Татьяна Васильевна
RU2697301C1
РЕВЕРСИВНЫЙ СТАН ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНКОЙ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ПОЛОСЫ 2002
  • Белобров Юрий Николаевич
  • Стеч Владимир Станиславович
  • Елецких Владимир Иванович
RU2259244C2
СПОСОБ ПРОКАТКИ НИЗКОЛЕГИРОВАННОГО ШТРИПСА ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБ НА ТОЛСТОЛИСТОВОМ РЕВЕРСИВНОМ СТАНЕ 2009
  • Немтинов Александр Анатольевич
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Клюквин Михаил Борисович
  • Корчагин Андрей Михайлович
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Голованов Александр Васильевич
  • Сосин Сергей Владимирович
  • Сахаров Максим Сергеевич
RU2403105C1
Способ производства особо тонких горячекатаных полос на широкополосном стане литейно-прокатного комплекса 2018
  • Ерыгин Вячеслав Алексеевич
  • Мунтин Александр Вадимович
  • Панов Алексей Владимирович
  • Азин Роман Юрьевич
  • Севидов Алексей Евгеньевич
  • Румянцев Александр Васильевич
  • Зотов Владимир Александрович
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Ионов Сергей Михайлович
  • Лиленко Евгения Александровна
RU2679159C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ШТРИПСА ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ 2009
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Корчагин Андрей Михайлович
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Голованов Александр Васильевич
  • Сосин Сергей Владимирович
  • Моторин Виталий Анатольевич
  • Кириллов Илья Евгеньевич
RU2401706C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ТОНКОЙ ПОЛОСЫ И СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Стеч Владимир Станиславович
  • Белобров Юрий Николаевич
  • Барабаш Андрей Владимирович
  • Елецких Владимир Иванович
RU2227070C2
Способ горячей прокатки стали на широкополосовом стане 1980
  • Пономарев Виктор Иванович
  • Гринчук Петр Степанович
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Федоров Анатолий Михайлович
  • Белянский Андрей Дмитриевич
  • Каретный Зиновий Петрович
SU977075A1
Способ производства низколегированного толстолистового проката с повышенной огнестойкостью на реверсивном стане 2022
  • Юлов Владимир Николаевич
  • Глухов Павел Александрович
  • Мезин Филипп Иосифович
  • Комиссаров Александр Александрович
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Кузнецов Денис Валерьевич
  • Матросов Максим Юрьевич
  • Шульга Екатерина Викторовна
  • Тен Денис Васильевич
RU2799194C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ШТРИПСА ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ 2009
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Корчагин Андрей Михайлович
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Голованов Александр Васильевич
  • Сосин Сергей Владимирович
  • Моторин Виталий Анатольевич
  • Кириллов Илья Евгеньевич
RU2401168C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 596 733 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ И СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области прокатки листов на реверсивных одноклетевых станах. Способ включает нагрев слябов до температуры прокатки, черновую прокатку слябов и чистовую прокатку подкатов, которую производят в одной реверсивной рабочей клети сериями из двух и более штук, при этом черновую прокатку слябов производят в подкаты толщиной, кратной 3…5 толщинам готового листа, охлаждение до заданной температуры каждого подката совмещают с черновой прокаткой последующих слябов и с чистовой прокаткой предыдущих подкатов. Повышение производительности и улучшение механических свойств листов обеспечивается за счет того, что осуществляют два типа охлаждения каждого подката - естественное воздушное охлаждение и водяное охлаждение, а отношение времени охлаждения каждого подката серии до заданной температуры к времени чистовой или черновой прокатки подката этой серии регламентировано. Прокатный стан содержит нагревательные средства, рабочую реверсивную клеть, рабочие рольганги, раскатные и транспортные рольганги, состоящие из секций, средства охлаждения подкатов, систему управления работой стана. Секция раскатного рольганга перед клетью со стороны нагревательных средств снабжена устройством водяного охлаждения, при этом количество секций перед клетью равно количеству подкатов серии, а количество секций за клетью на единицу меньше количества подкатов в серии. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 596 733 C1

1. Способ прокатки листов на реверсивном одноклетевом стане с контролируемым охлаждением, включающий нагрев слябов до температуры прокатки, черновую прокатку слябов в подкаты, охлаждение подкатов до заданной температуры, чистовую прокатку подкатов до толщины листа, при этом черновую прокатку слябов и чистовую прокатку подкатов производят в одной реверсивной рабочей клети сериями из двух и более штук, черновую прокатку слябов производят в подкаты толщиной, кратной 3-7 толщинам готового листа, охлаждение до заданной температуры каждого подката совмещают с черновой прокаткой последующих слябов и с чистовой прокаткой предыдущих подкатов, отличающийся тем, что охлаждение каждого подката серии до заданной температуры осуществляют путем естественного воздушного охлаждения и водяного охлаждения, а отношение времени охлаждения каждого подката серии до заданной температуры ко времени чистовой прокатки подката и времени черновой прокатки соответствующего сляба этой серии устанавливают по формулам:
(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчист+tвсп2)=к,
(tподст′+tподст″-tвсп1)/(tчерн+tвсп3)=к,
где tподст′ - время естественного воздушного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,
tподст″ - время водяного охлаждения подката после черновой прокатки перед чистовой прокаткой,
tчист - время чистовой прокатки,
tчерн - время черновой прокатки,
tвсп1 - время паузы между окончанием черновой прокатки последнего сляба серии и началом чистовой прокатки первого подката этой серии,
tвсп2 - время паузы между окончанием чистовой прокатки подката и началом чистовой прокатки смежного последующего подката в серии,
tвсп3 - время паузы между окончанием черновой прокатки сляба и началом черновой прокатки смежного последующего сляба в серии,
к - любое целое или рациональное число в пределах 1…1,3; 2…2,3; 3…3,3; 4…4,3; 5…5,3; 6…6,3; 7…7,3; 8…8,3.

2. Реверсивный одноклетевой стан для прокатки листов с контролируемым охлаждением, включающий нагревательные средства, реверсивную рабочую клеть, расположенные с каждой стороны реверсивной рабочей клети на линии прокатки рабочие, раскатные, транспортные рольганги, состоящие из секций, средства для охлаждения подкатов, и систему управления станом, выполненную с возможностью обеспечения совмещения транспортировки и охлаждения подкатов посредством секций транспортных и раскатных рольгангов, отличающийся тем, что перед клетью со стороны нагревательных средств раскатный рольганг снабжен устройством водяного охлаждения, а секции транспортного рольганга выполнены с возможностью транспортировки подкатов с их естественным воздушным охлаждением, при этом за клетью секции раскатного и транспортного рольгангов выполнены с возможностью транспортировки подкатов с их естественным воздушным охлаждением, причем количество секций транспортного рольганга перед клетью равно количеству подкатов серии, а количество секций за клетью на единицу меньше.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2596733C1

СПОСОБ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ И СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Гизатулин Бату Вазыхович
  • Клопов Владимир Иванович
  • Степанов Александр Александрович
  • Канев Николай Галактионович
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Северинец Игорь Юрьевич
RU2319561C2
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ТОНКОЙ ПОЛОСЫ И МИНИ-СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Стеч Владимир Станиславович
  • Белобров Юрий Николаевич
  • Барабаш Андрей Владимирович
  • Елецких Владимир Иванович
  • Остапенко Арнольд Леонтьевич
  • Леонидов-Каневский Евгений Владимирович
RU2254182C2
ПРОКАТНЫЙ СТАН ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНКОЙ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ПОЛОСЫ 2002
  • Стеч Владимир Станиславович
  • Белобров Юрий Николаевич
  • Барабаш Андрей Владимирович
  • Елецких Владимир Иванович
RU2254183C2
US 4497191 A, 05.02.1985.

RU 2 596 733 C1

Авторы

Гизатулин Бату Вазыхович

Клопов Владимир Иванович

Моторин Виталий Анатольевич

Покровский Дмитрий Александрович

Даты

2016-09-10Публикация

2015-02-27Подача