УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЛОДОЧНОГО МОТОРА Российский патент 2016 года по МПК B63H5/16 

Описание патента на изобретение RU2598655C2

Изобретение применимо в области судостроения, водной моторной техники и используемых в водной среде двигателей (движителей) к ним.

Защита винта и редуктора лодочных моторов. Самая уязвимая часть мотора, как показывает практика, это винт и редуктор, во время движения по воде встречаются препятствия под водой, от чего происходит деформация винта, лопасти гнуться, идет потеря мощности, дополнительная вибрация со всеми вытекающими последствиями. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить защиту винта и редуктора. При установке такой защиты возможна потеря скорости, но как утверждают специалисты, скорость теряется не более чем 2-3 км/ч, взамен увеличивается мощность и срок службы двигателя.

Так, известно устройство защиты лодочного мотора, включающее защиту гребенного винта и редуктора, представляющее собой два стержневых элемента, используемых для болтового закрепления одними своими концами на дейдвуде или корпусе редуктора путем охвата последнего с двух сторон, центральную защитную пластину, ориентированную вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта со стороны обтекателя ступицы гребного винта и одним концом шарнирно связанную со свободными концами двух стержневых элементов, при этом на свободном конце центральной защитной пластины закреплено килевое ложе для размещения в нем концевой части киля, а к килевому ложу по бокам поперечно направлению размещения центральной защитной пластины закреплены два крыла, выполняющие функцию боковых защитных ребер (US 5178565, В63Н 5/16, опубл. 12.01.1993). Это решение принято в качестве прототипа для заявленного объекта.

Недостатками известной защиты лодочного мотора являются:

- высверливание отверстий в дейдвуде для установки защиты;

- защита жестко крепится к дейдвуду или к мотору, благодаря чему энергия удара от столкновения о подводное препятствие передается на редуктор, дейдвуд и мотор в целом;

- на крылья защиты сильно налипает трава и водоросли и т.п., что способствует снижению тяги и скорости.

Указанные недостатки не обеспечивают эффективной и долговременной защиты лодочного мотора.

Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата, заключающегося в повышении эффективности защиты движителя за счет снижения воздействия ударных нагрузок на редуктор и гребной винт путем исполнения защитного элемента подвижным и амортизационно подвешенным.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве защиты лодочного мотора, содержащем элемент закрепления защиты на дейдвуде или корпусе редуктора путем охвата последнего, центральную защитную пластину, ориентированную вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта со стороны обтекателя ступицы гребного винта и одним концом шарнирно связанную с элементом закрепления защиты на дейдвуде, при этом на свободном конце центральной защитной пластины закреплено килевое ложе для размещения в его полости концевой части киля, элемент закрепления защиты на дейдвуде выполнен в виде охватывающего дейдвуд или корпус редуктора хомута, на котором выполнена площадка или посадочные гнезда для размещения демпфирующих узлов, посредством которых центральная защитная пластина связана с хомутом для перемещения этой пластины в сторону корпуса редуктора при оказании на нее внешнего воздействия, а полость килевого ложа в направлении перемещения центральной защитной пластины выполнено больше ширины размещаемой в ней концевой части киля на величину хода центральной защитной пластины.

В частном случае исполнения устройства центральная защитная пластина может быть выполнена с боковыми ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов, протянутых вдоль боков редуктора и/или гребного винта. Эти ребра могут быть расположены на разных уровнях по высоте центральной защитной пластины. И для этих ребер на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда могут быть закреплены направляющие для скольжения по ним боковых ребер.

Кроме того, центральная защитная пластина может быть выполнена с боковыми ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов, протянутых вдоль боков редуктора и/или гребного винта, а на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда закреплены направляющие для скольжения по ним боковых ребер, имеющих упоры для ограничения перемещения центральной пластины при контакте этих упоров с направляющими.

Кроме того, центральная защитная пластина может быть выполнена с центральным упором в виде отходящего от этой пластины ребра, протянутого под килевым ложем или прикрепленного к килевому ложу.

Указанные признаки являются существенными и достаточными для получения требуемого технического результата.

Изобретение поясняется рисунками:

фиг. 1 - устройство защиты лодочного мотора, первый вариант исполнения, исходное положение;

фиг. 2 - то же, что на фиг. 1 в режиме срабатывания устройства;

фиг. 3 - устройство защиты лодочного мотора, второй вариант исполнения, исходное положение;

фиг. 4 - то же, что на фиг. 3 в режиме срабатывания устройства.

Согласно настоящего изобретения рассматривается конструкция устройства защиты лодочного мотора, которое амортизирует удары при столкновении с опасными подводными препятствиями, не давая им повредить корпус редуктора, киль, гребной винт и другие узлы и механизмы лодочного мотора.

В общем случае алгоритм конструктивного исполнения такого устройства выражен в следующем виде.

Такое устройство содержит элемент закрепления защиты на дейдвуде 1 или корпусе редуктора 2 путем охвата последнего, выполненный в виде охватывающего дейдвуд или корпус редуктора хомута 3, на котором выполнена площадка 4 или посадочные гнезда для размещения демпфирующих узлов 5, посредством которых центральная защитная пластина 6 связана с хомутом 3 для перемещения этой пластины в сторону корпуса редуктора при оказании на нее внешнего воздействия (фиг. 1).

Центральная защитная пластина 6 ориентирована вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта 7 со стороны обтекателя ступицы гребного винта (повторяет форму корпуса редуктора) и одним концом шарнирно связана через демпфирующие узлы 5 с хомутом.

Для соединения подвижной части защиты с неподвижной (хомутом) килевое ложе надевается на киль корпуса редуктора, и при помощи боковых упоров центральной защитной пластины обе части скрепляются. Шток демпфера проходит через гнездо демпфера, а на шток надевается демпфер и затягивается гайкой.

На свободном конце центральной защитной пластины 6 закреплено килевое ложе 8 для размещения в его полости концевой части киля 9. Полость килевого ложа в направлении перемещения центральной защитной пластины выполнено больше ширины размещаемой в ней концевой части киля на величину рабочего хода «А» центральной защитной пластины (фиг. 2). Килевое ложе имеет необходимую длину для рабочего хода подвижной части защиты. Рабочий ход «А» рассчитан так, чтобы при срабатывании защиты задняя часть килевого ложа не касалась гребного винта.

В частном случае исполнения устройства центральная защитная пластина 6 может быть выполнена с боковыми ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов 10, протянутых вдоль боков (боковых стенок) редуктора и/или гребного винта. Эти ребра могут быть расположены на разных уровнях по высоте центральной защитной пластины. И для этих ребер на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда могут быть закреплены направляющие 11 для скольжения по ним боковых ребер.

Кроме того, центральная защитная пластина 6 может быть выполнена с боковыми защитными ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов 10, протянутых вдоль боков редуктора и/или гребного винта, а на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда закреплены направляющие 11 для скольжения по ним боковых ребер, имеющих упоры 12 для ограничения перемещения центральной пластины при контакте этих упоров с направляющими (ограничение хода на величину «Б», связанную с величиной хода «А»).

Кроме того, центральная защитная пластина 6 может быть выполнена с центральным упором в виде отходящего от этой пластины ребра 13, протянутого под килевым ложем или прикрепленного к килевому ложу.

Таким образом, приведенные особенности исполнения защиты позволяют сформировать два варианта исполнения устройства. Первое продемонстрировано на фиг. 1 и 2. В этом варианте защита состоит из хомута и 3 и подвижной центральной защитной пластины 6, имеющей килевое ложе. По второму варианту защита дополняется направляющими и боковыми и/или центральным подкилевым ребрами (фиг. 3 и 4).

Ниже представлены описания основных узлов конструкции защиты лодочного мотора.

Защита с демпфирующим устройством может быть выполнена из неподвижной части - хомута 3 и подвижной центральной защитной пластины 6, и как единая конструкция (механизм) в целом. Хомут 3 защиты крепится к дейдвуду и(или) к корпусу редуктора мотора. В передней части хомута располагается демпферный узел 5. Центральная подвижная защитная пластина устанавливается впереди корпуса редуктора и соединяется с хомутом с помощью демпфирующего устройства и боковыми упорами центральной пластины. В представленном объекте защиты демпфирующее устройство расположено впереди хомута. Также можно расположить демпфирующий элемент (узел) в удобном для этого месте в зависимости от конструкции и форм корпуса редуктора и дейдвуда лодочного мотора, для которого проектируется защита. Демпферы могут быть любой формы, материала и конструкций (из резины, металлической пружины, амортизатора, торсиона и т.п.).

К подвижной защитной пластине можно прикрепить боковые защитные ребра и дополнительные насадки для достижения максимального эффекта защиты мотора, а также расширяет возможность использования защиты в водоемах с различным грунтом и ландшафтом.

Боковые ребра центральной подвижной защитной пластины могут быть расположены в разных плоскостях и быть разными по форме. Боковые ребра центральной подвижной защитной пластины, килевое ложе и центральная подвижная защитная пластина представляют собой единую жесткую конструкцию, которая скрепляется с хомутом при помощи соединительного элемента и демпфирующего устройства.

К передней защитной пластине могут присоединяться защитные боковые ребра, центральное нижнее защитное ребро и дополнительные защитные насадки. Боковые защитные ребра имеют упоры жесткости, которые упираются в пластины скольжения, усиливая жесткость конструкции. Пластины скольжения (направляющие) дополнительно крепятся на боковые стороны корпуса редуктора и киля. Во время срабатывания защиты, боковые ребра и килевое ложе скользят по пластинам скольжения, не снижая жесткости всей конструкции.

Защита может быть изготовлена из сталей разных сплавов как легированных, так и обычных.

Чтобы привести защиту в рабочее положение необходимо закручивать гайку демпферного штока, при этом подвижная центральная защитная пластина отклоняется вперед, образуя расстояние между передней частью корпуса редуктора, которое называется «рабочий ход». При затягивании гайки демпферного штока, килевое ложе упирается в заднюю (тыльную) часть киля, не давая центральной защитной пластине чрезмерно отклониться вперед. После того как килевое ложе уперлось в заднюю (тыльную) часть киля, можно отрегулировать силу натяжения подвижной части защиты при помощи гайки демпферного штока.

Чтобы исключить прямой контакт центральной подвижной защитной пластины с корпусом редуктора при сильном ударе о подводное препятствие, на тыльную часть центральной подвижной защитной пластины можно наклеить резиновую прокладку или отрегулировать силу натяжения и длину рабочего хода при помощи гайки демпферного штока.

При движении судна вперед на большой скорости и при ударе об опасные подводные препятствия защита принимает удары на себя и гасит их, не давая энергии удара перейти на мотор, его узлы и механизмы, исключая возможность их деформации.

При прохождении мелководного участка, когда мотор касается дна, защита сглаживает удары, делая управление плавсредством (судном, лодкой, катером и т.п.) комфортным, не деформируя мотор, его узлы и механизмы.

Похожие патенты RU2598655C2

название год авторы номер документа
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2015
  • Полищенко Фёдор Витальевич
RU2583991C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2017
  • Колмыков Михаил Валентинович
RU2671592C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА ЛОДОЧНОГО МОТОРА И СПОСОБ РАБОТЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2771107C1
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2014
  • Шапыгин Андрей Валерьевич
  • Подсевалов Вадим Вадимович
RU2562095C1
СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2018
  • Авдей Владимир Юрьевич
RU2692027C1
ОТБОЙНИК ДЛЯ СУДОВЫХ РУЛЕЙ 2014
  • Воржев Андрей Юрьевич
RU2563296C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 1992
  • Гришин Юрий Михайлович
RU2043265C1
ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2008
  • Капустин Андрей Анатольевич
RU2401218C2
Подъёмник подвесного лодочного мотора 2023
  • Рахманов Кирилл Анатольевич
  • Рашитов Эрик Толкунович
RU2822026C1
МАЛОМЕРНОЕ СУДНО С ДВОЙНЫМ КОРПУСОМ 2022
  • Иванов Игнат Игоревич
RU2784737C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 598 655 C2

Реферат патента 2016 года УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водной моторной технике. Устройство защиты лодочного мотора содержит элемент закрепления защиты на дейдвуде или корпусе редуктора, центральную защитную пластину. Центральная защитная пластина ориентирована вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта со стороны обтекателя ступицы гребного винта и одним концом шарнирно связана с элементом закрепления защиты на дейдвуде. На свободном конце центральной защитной пластины закреплено килевое ложе для размещения в его полости концевой части киля. Элемент закрепления защиты на дейдвуде выполнен в виде охватывающего дейдвуд или редуктор хомута. Полость килевого ложа в направлении перемещения центральной защитной пластины выполнена больше ширины размещаемой в ней концевой части киля на величину хода центральной защитной пластины. Достигается повышение эффективности защиты движителя. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 598 655 C2

1. Устройство защиты лодочного мотора, содержащее элемент закрепления защиты на дейдвуде или корпусе редуктора путем охвата последнего, центральную защитную пластину, ориентированную вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта со стороны обтекателя ступицы гребного винта и одним концом шарнирно связанную с элементом закрепления защиты на дейдвуде, при этом на свободном конце центральной защитной пластины закреплено килевое ложе для размещения в его полости концевой части киля, отличающееся тем, что элемент закрепления защиты на дейдвуде выполнен в виде охватывающего дейдвуд или редуктор хомута, на котором выполнена площадка или посадочные гнезда для размещения демпфирующих узлов, посредством которых центральная защитная пластина связана с хомутом для перемещения этой пластины в сторону корпуса редуктора при оказании на нее внешнего воздействия, а полость килевого ложа в направлении перемещения центральной защитной пластины выполнена больше ширины размещаемой в ней концевой части киля на величину хода центральной защитной пластины.

2. Устройство защиты лодочного мотора по п.1, отличающееся тем, что центральная защитная пластина выполнена с боковыми ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов, протянутых вдоль боков редуктора и/или гребного винта.

3. Устройство защиты лодочного мотора по п.2, отличающееся тем, что указанные боковые ребра расположены на разных уровнях по высоте центральной защитной пластины.

4. Устройство защиты лодочного мотора по п.1, отличающееся тем, что центральная защитная пластина выполнена с центральным упором в виде отходящего от этой пластины ребра, протянутого под килевым ложем или прикрепленного к килевому ложу.

5. Устройство защиты лодочного мотора по п.2, отличающееся тем, что на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда закреплены направляющие для скольжения по ним боковых ребер.

6. Устройство защиты лодочного мотора по п.2, отличающееся тем, что центральная защитная пластина выполнена с боковыми ребрами в виде отходящих от этой пластины пластин или стержневых элементов, протянутых вдоль боков редуктора и/или гребного винта, а на корпусе редуктора или на стенках дейдвуда закреплены направляющие для скольжения по ним боковых ребер, имеющих упоры для ограничения перемещения центральной пластины при контакте этих упоров с направляющими.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2598655C2

US 5178565 A, 12.01.1993
Устройство для защиты движителя судна 1981
  • Таскаев Вениамин Владимирович
SU984927A1
Устройство для защиты гребных винтов быстроходных судов 1977
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
SU783122A1
US 6406343 B2, 18.01.2002.

RU 2 598 655 C2

Авторы

Гуменников Андрей Сергеевич

Даты

2016-09-27Публикация

2015-02-06Подача