АВТОЖИР ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ Российский патент 2016 года по МПК B64D1/18 B65D88/24 

Описание патента на изобретение RU2600968C1

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для внесения жидких средств химизации летательными аппаратами.

Известен авиационный опрыскиватель, установленный на летательный аппарат, включающий бак для химикатов с заправочной горловиной и сливным краном, трубопровод с обратным клапаном, насос с приводом от электродвигателя, распределитель потока и дозатор жидкости, штангу с отсечными клапанами и пневмогидравлическими форсунками (патент RU на полезную модель №13135, опубл. 27.03.2000).

Недостатком известного авиационного опрыскивателя является жесткая конструкция бака постоянного объема, что по мере расхода рабочего раствора химиката и уменьшении уровня жидкости в баке вследствие изменения углов тангажа и крена летательного аппарата в процессе полета приводит к всплескам рабочей жидкости внутри бака и к смещению центра тяжести объема жидкости в баке - это в совокупности нарушает устойчивость летательного аппарата и качество внесения средств защиты растений.

Известен резервуар для транспортирования и хранения жидкостей, содержащий изготовленную из полимерных материалов или резинотканевой материи эластичную гофрированную обечайку, торцы которой герметично соединены с нижним и верхним жесткими днищами, с размещенными на верхнем днище снаружи сливно-заправочной горловины, а на внутренней поверхности поплавковой камеры, при этом наличие четырех гибких тяг исключает отклонение верхней части резервуара от осевой линии, обеспечивает устойчивое горизонтальное положение верхнего днища при штабелировании заполненных жидкостью резервуаров.

В известном резервуаре благодаря гибкой гофрированной обечайке и поплавковой камере, независимо от наполнения резервуара жидкостью, отсутствует свободное пространство над жидкостью, что исключает гидравлические удары в резервуаре при его транспортировке.

Недостатком известного резервуара является то, что по мере расхода жидкости гибкие тяги не удерживают резервуар в вертикальном положении и при наклоне транспортного средства эластичная цилиндрическая обечайка резервуара с жидкостью будет изогнута, центр тяжести объема жидкости будет смещен в сторону наклона транспортного средства. В этой связи использование известного резервуара в автожирах нецелесообразно (Патент RU №2156726, опубл. 27.09.2000).

Наиболее близким к заявленному техническому решению является автожир для выполнения авиационно-химических работ МАИ-205 (www.oskbes.ru), включающий фюзеляж, шасси, хвостовое оперение, силовую установку с толкающим винтом, несущий винт, бак для жидких средств химизации, электронасос, трубопроводную и запорную арматуру, штангу с распылителями, систему контроля управления работой сельскохозяйственного оборудвоания на автожире.

Недостатком известного атожира является то, что по мере выработки рабочей жидкости из бака при маневрах автожира (разворот, крен, заход на посадку) происходит смещение и колебание жидкости внутри бака, изменение центра тяжести объема жидкости в баке и, соответственно, центра тяжести автожира. Это приводит к неустойчивому полету автожира, изменению заданной высоты полета, затруднению управлением автожиром, что отражается как на безопасном выполнении полета, так и на качестве внесения жидких средств химизации. С изменением высоты полета меняется установленная величина перекрытия факелов распределения жидких средств химизации, длина оседания диспергируемых капель на обрабатываемые растения и, как следствие, качество, внесения. При увеличении высоты полета, мелкодисперная фракция капель испаряется или сносится ветром за пределы санитарно-защитной зоны обрабатываемого участка, не успев долететь до объекта обработки.

Техническая задача изобретения - повышение безопасности полета автожира при авиационно-химических работах.

Технический результат от использования изобретения:

- повышение эффективности использования автожира для авиационно-химических работ за счет обеспечения нормативного качества распределения жидких средств химизации по всей площади обрабатываемого поля;

- повышение безопасности полета автожира за счет обеспечения его устойчивости в полете при внесении жидких средств химизации.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - общий вид автожира;

на фиг. 2 - бак, вид с боку;

на фиг. 3 - бак, вид сверху;

на фиг. 4 - бак с обечайкой в сжатом положении;

на фиг. 5 - принципиальная технологическая схема оборудования для внесения жидких средств химизации.

Автожир для внесения жидких средств химизации содержит: фюзеляж 1 с кабиной пилота 2, шасси 3, силовую установку, состоящую из двигателя 4 и толкающего винта 5, вертикальную мачту 6 с несущим винтом 7, горизонтальное 8 и вертикальное 9 хвостовое оперение, штанговые распорки 10, бак 11 для жидких средств химизации, насос 12 с приводом от электродвигателя 13, редукционный гидроклапан 14, штангу 15 с форсунками 16, пульт 17 для включения электродвигателя 13 насоса 12 и контроля давления подачи рабочей жидкости к форсункам 16 штанги 15, краны 18, 19 и 20, фильтр 21, гидролинии 22, 23, и 24.

Бак 11 для жидких средств химизации содержит цилиндрическую гофрированную обечайку 25 из эластичного полимерного материала. К торцам обечайки герметично закреплены нижнее 26 и верхнее 27 днища.

На нижнем днище 27 снаружи обечайки 25 по окружности на равных расстояниях друг от друга закреплено не менее трех цилиндрических вертикальных направляющих стоек 28, 29 и 30, свободно проходящих через соосные со стойками отверстия 31, 32 и 33 в верхнем днище 27, имеющем возможность возвратно-поступательного движения. Верхние концы стоек 28, 29 и 30 жестко закреплены круговым кольцом 34. Между круговым кольцом 34 и верхним днищем 27 установлены охватывающие стойки 28, 29 и 30 пружины сжатия 35, 36 и 37. Наличие трех жестко закрепленных вертикальных стоек 28, 29 и 30, проходящих через отверстия 31, 32 и 33 верхнего днища 27 обеспечивают строго вертикальное положение оси обечайки 25 как при заполнении бака 11, так и по мере расхода рабочей жидкости из бака 11 в процессе полета автожира 1.

Наличие подпружиненного верхнего днища 27 обечайки 25 бака 11 обеспечивает постоянно замкнутый объем рабочей жидкости в баке 11, исключая волновое колебание жидкости и гидравлические удары внутри бака 11. Верхнее днище 27 снабжено горловиной для промывки бака 11 с пробкой 38, в которую ввернут обратный гидропневмоклапан 39. Нижнее днище 26 имеет сливно-наливное отверстие 40.

Автожир работает следующим образом.

Перед началом полета автожира 1 бак 11 заполняется жидким средством химизации (рабочей жидкостью) из заправочного резервуара (на фиг. не показан). Для этого открываются краны 18 и 19, включаются двигатель 13 и насос 12, рабочая жидкость поступает от насоса 12 через кран 19 в отверстие 40 нижнего днища 26 и далее в бак 11, заполняя его. При этом давление жидкости на верхнее днище 27 больше усилия пружин 35, 36 и 37, но меньше усилия пружины клапана 39. В процессе заполнения бака 11 за счет давления жидкости верхнее днище 27 поднимается, скользя по направляющим 28, 29 и 30, пружины 35, 36 и 37 сжимаются, гофрированная обечайка 25 вытягивается, а воздух, находящийся в верхней части бака 11, посредством клапана 39 сбрасывается из наджидкостного пространства бака 11 в атмосферу. При заполненном баке 11 насос 12 отключается, кран 18 закрывается. Кран 19 открывается на подачу рабочей жидкости к насосу 12, кран 20 открывается на подачу жидкости к форсункам 16 штанги 15.

Пилот занимает летную позицию в автожире 1, запускается двигатель 4, который приводит во вращение толкающий винт 5. Через автономную передачу производится предварительная раскрутка ротора 7, обороты двигателя переводятся во взлетный режим, автожир 1 начинает разгоняться по взлетной полосе, при этом ротор 7 раскручивается набегающим потоком воздуха и после достижения взлетных оборотов ротора 7 и взлетной скорости автожир 1 поднимется в воздух. После взлета пилот выводит автожир на стартовые координаты начала обработки сельскохозяйственного поля, включается электродвигатель 13 и насос 12, рабочая жидкость из бака 11 через кран 19 фильтр 21 поступает к насосу 12, от которого через клапан 14, кран 20, по линии связи 24 подается к форсункам 15 штанги 16, посредством которых вносится на сельскохозяйственное поле.

По мере расхода рабочей жидкости из бака 11 верхнее днище 27 под действием пружин 35, 36, и 37 опускается по направляющим 28, 29 и 30 вертикально вниз, в результате чего объем жидкости в баке 11 находится постоянно в замкнутом состоянии, что исключает смещение и колебание жидкости при маневрах автожира 1, обеспечивается стабилизация центра тяжести объема жидкости внутри бака 11 и соответственно повышается устойчивость автожира 1 в полете.

Применение заявляемого устройства обеспечит повышение безопасности полета автожира при авиационно-химических работах и повысит эффективность его использования в сельскохозяйственном производстве за счет соблюдения нормативного качества внесения жидких средств химизации.

Похожие патенты RU2600968C1

название год авторы номер документа
АВТОЖИР ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ 2015
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Годжаев Захид Адыгезалович
  • Степанов Борис Емельянович
  • Федотова Светлана Вадимовна
RU2598550C1
АВТОЖИР ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ 2014
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Годжаев Захид Адыгезалович
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Козлов Игорь Борисович
  • Смирнов Игорь Геннадьевич
  • Степанов Борис Емельянович
  • Бирюков Владимир Михайлович
  • Нурбагандова Рукият Магомедовна
  • Козлова Анастасия Игоревна
RU2589801C1
АВТОЖИР-МОПЕД ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ 2015
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Годжаев Захид Адыгезалович
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Козлов Игорь Борисович
  • Степанов Борис Емельянович
  • Нурбагандова Рукият Магомедовна
RU2590788C1
Способ ультрамалообъемного опрыскивания сельскохозяйственных растений и устройство для его осуществления с использованием беспилотных авиационных средств вертолетного типа 2019
  • Бережнов Николай Николаевич
  • Быков Сергей Николаевич
RU2730640C1
Беспилотный вертолет для внесения пестицидов, удобрений и других агрохимикатов в точном земледелии 2021
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Смирнов Игорь Геннадьевич
  • Мызин Михаил Васильевич
  • Спиридонов Артем Юрьевич
  • Кузнецов Иван Васильевич
  • Носов Сергей Викторович
RU2754790C1
Беспилотный авиационный робототехнический комплекс для внесения пестицидов 2022
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Спиридонов Артем Юрьевич
RU2779780C1
Беспилотный привязной авиационный комплекс для внесения пестицидов и агрохимикатов в точном земледелии 2020
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Смирнов Игорь Геннадьевич
  • Спиридонов Артем Юрьевич
  • Белянкина Наталья Владимировна
RU2769411C1
Комплекс летательных аппаратов для внесения жидких средств химизации в точном земледелии 2016
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Годжаев Захид Адыгезалович
  • Смирнов Игорь Геннадиевич
  • Личман Геннадий Иванович
  • Мочкова Татьяна Васильевна
RU2617163C1
Комплекс летательных аппаратов для дифференцированного внесения жидких средств химизации 2016
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Марченко Леонид Анатольевич
  • Годжаев Захид Адыгезалович
  • Смирнов Игорь Геннадиевич
  • Мочкова Татьяна Васильевна
RU2622617C1
Автожир авиалесоохраны 2020
  • Кириллов Сергей Владимирович
  • Кудрявцев Игорь Аркадьевич
  • Краснов Виталий Геннадьевич
  • Шкуров Николай Владимирович
RU2728950C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 600 968 C1

Реферат патента 2016 года АВТОЖИР ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для внесения жидких средств химизации летательными аппаратами. Автожир для внесения жидких средств химизации содержит фюзеляж с кабиной шасси, хвостовое оперение, силовую установку с толкающим винтом, вертикальную мачту с несущим винтом, систему тяг, качалок и тросовую проводку, ручку управления и педали пилота, штанговые распорки, резервуар с гофрированной эластичной обечайкой и жесткими днищами, насос с приводом от электродвигателя, электрогидравлические клапаны, штангу с форсунками, пульт контроля и управления. Резервуар снабжен снаружи обечайки тремя жестко закрепленными на нижнем днище симметрично по окружности вертикальными направляющими стойками, свободно проходящими через соосные со стойками отверстиями в верхнем днище. Верхнее днище имеет возможность возвратно-поступательного движения, а верхние концы стоек жестко закреплены круговым кольцом. Между кольцом и верхним днищем установлены пружины сжатия с рабочим ходом, большим или равным расстоянию от верхнего днища при полностью заполненном резервуаре и положением верхнего днища в сжатом состоянии обечайки. Обеспечивается повышение эффективности внесения жидких средств химизации и безопасности полета. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 600 968 C1

Автожир для внесения жидких средств химизации, содержащий фюзеляж с кабиной пилота, шасси, хвостовое оперение, силовую установку с толкающим винтом, вертикальную мачту с несущим винтом, систему тяг, качалок и тросовую проводку, связанные с ручкой управления и педалями пилота, штанговые распорки, резервуар с гофрированной эластичной обечайкой и жесткими днищами, насос с приводом от электродвигателя, трубопроводную и запорную арматуру, электрогидравлические клапаны, штангу с форсунками, пульт контроля и управления работой оборудования для жидких средств химизации, отличающийся тем, что резервуар снабжен снаружи обечайки, по крайней мере, тремя симметрично по окружности жестко закрепленными на нижнем днище вертикальными направляющими стойками, свободно проходящими через соосные со стойками отверстия в верхнем днище, выполненным с возможностью возвратно-поступательного движения, верхние концы стоек жестко закреплены круговым кольцом, между кольцом и верхним днищем установлены пружины сжатия с рабочим ходом, большим или равным расстоянию между положением верхнего днища при полностью заполненном резервуаре до положения верхнего днища в сжатом состоянии обечайки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2600968C1

СПОСОБ ОБРАБОТКИ КРЕМНИЕВЫХ ПОДЛОЖЕК 1996
  • Скупов В.Д.
RU2098887C1
Разъемная муфта для присоединения труб или рукавов к стенкам резервуаров 1926
  • А.Б. Дрегер
SU13135A1
РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ 1999
  • Овчинин Д.И.
  • Романникова Н.К.
  • Таран В.М.
  • Еремин В.Н.
RU2156726C1
ЕМКОСТЬ ДЛЯ ЖИДКОСТИ 1991
  • Бурлака Трофим Андреевич
RU2005684C1

RU 2 600 968 C1

Авторы

Измайлов Андрей Юрьевич

Годжаев Захид Адыгезалович

Марченко Леонид Анатольевич

Козлова Анастасия Игоревна

Степанов Борис Емельянович

Даты

2016-10-27Публикация

2015-06-19Подача