УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАСКРУТКИ Российский патент 2016 года по МПК F02C9/46 

Описание патента на изобретение RU2601781C1

Настоящее изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты двигателей самолетов от неконтролируемого превышения частоты оборотов вала.

Известно устройство защиты машин от превышения частоты (патент РФ №2188962, F02D 17/04, G01M 15/00, 10.09.2002), состоящее из датчика частоты вращения вала двигателя, выход которого включен на вход преобразователя частоты вращения вала в электрический сигнал. К выходу преобразователя частоты вращения вала в электрический сигнал параллельно подключены входы первой, второй и третьей схем сравнения. Выход первой схемы сравнения включен на один из входов триггерной схемы, выход которой включен на вход исполнительного механизма топливной магистрали двигателя. На другой вход триггерной схемы включен выход логической схемы И, на входы которой включены соответственно выходы второй и третьей схем сравнения.

Недостатком известного решения является большое значение погрешности измерения частоты.

Также известно устройство защиты двигателя (авторское свидетельство СССР №1257246, F01D 21/02, 15.09.1986). Оно включает в себя электрические двухобмоточные бесконтактные датчики частоты вращения вала, установленные над зубчатым венцом, подключенные одними из своих обмоток к формирователям сигнала защиты, другими - к источнику частотного сигнала проверки через переключатель каналов. Формирователи выполнены в виде резонансных контуров с релейными усилителями, которые соединены с сигнальными лампами и исполнительным электромагнитным золотником.

Недостатками аналога являются малая точность измерения частоты, сложность настройки резонансного контура.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является устройство защиты двигателя PW4000, описанное в книге "Propulsion - avionics jet engine configuration FADEC" (https://ru.scribd.com/doc/34495104/8626431-1-Propulsion-Avionics-Jet-Engine-Config-FADEC), состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, в состав которых входят формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединяются с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм.

К недостатком прототипа относится нестабильная последовательность действий для выявления превышения частоты.

Задачей изобретения является повышение надежности измерения частоты и точности измерения частоты.

Техническим результатом предлагаемого изобретения являются повышенная помехозащищенность, высокая точность измерения частоты.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединяются с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, отличающееся тем, что содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема блока системы.

Устройство защиты двигателя от раскрутки, содержащее датчик частоты 1, выход которого соединен с входами фильтров низких частот (ФНЧ) 2 и 3 и дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4. Выходы ФНЧ 2 и 3 соединены с входами ограничителей напряжения 5 и 6, выходы которых соединены с входами формирователей импульсов (компараторов) 7 и 8. Сделано это с целью повышения точности. Выход формирователя импульсов аналогового канала 7 соединен с входом преобразователя "Частота-Напряжение" (ПЧН) 9. Выход ПЧН 9 соединен со входом цифровой схемы сравнения 10, выход которого соединен с входом логической схемы выдачи результата 12. Выход формирователя импульсов цифрового канала 8 соединен с входом преобразователя микроконтроллера (МК) 11. Выход микроконтроллера 11 соединен с входом логической схемы выдачи результата 12. Выход дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4 соединен с входом микроконтроллера 11. Выход логической схемы выдачи результата 12 связан с исполнительным механизмом 13.

Устройство работает следующим образом.

Принцип работы аналогового канала измерения проходит по следующей последовательности действий. Входной сигнал с датчика частоты 1, характеризующий частоту через ФНЧ 2 и ограничитель напряжения 5 проходит на формирователь импульсов 7, реализованный на компараторе. Сформированный импульс поступает на вход ПЧН 9, включенный по типу конденсаторного частотомера, где преобразуется в напряжение, характеризующее частоту. Напряжение с выхода ПЧН 9 приходит на цифровую схему сравнения 10, реализованную на компараторе, где сравнивается с напряжением, характеризующим максимально допустимое значение частоты. Результат сравнения подается на логическую схему выдачи результата 12.

Принцип работы цифрового канала измерения имеет следующую последовательность действий. Входной сигнал с датчика частоты 1, характеризующий частоту через ФНЧ3 и ограничитель напряжения 6 проходит на формирователь импульсов 8, реализованный на компараторе. Сформированный импульс с выхода компаратора 8 поступает на вход микроконтроллера 11, где программно обрабатывается, и вычисляется значение частоты. Также внутри микроконтроллера 11 полученное значение частоты сравнивается с порогом, программно заложенным в него. Результат сравнения подается на логическую схему выдачи результата 12.

Результат сравнения частот через логическую схему выдачи результата 12, реализованную с помощью коммутирующих элементов, подает импульс, характеризующий превышение частоты на исполнительный механизм 13, формирующий команду останова только в случае прихода на ее вход двух положительных импульсов с аналогового и цифрового каналов измерения.

Дополнительный блок контроля напряжения с датчика 4 реализуется на аналоговых ключах. В момент предпускового контроля на дополнительный блок контроля напряжения с датчика 4 подается напряжение с микроконтроллера 11, которое открывает внутренние ключи дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4. Проверяется состояние выходного напряжения с датчика, которое переправляется в микроконтроллер 11, выполняя функцию предпускового тестирования состояния датчиков. Микроконтроллер 11 обрабатывает встроенным АЦП информацию о состоянии входного напряжения датчика. Микроконтроллер 11 фиксирует либо нормальную работу датчика, либо обрывы линий передачи, питания датчика или короткие замыкания, что повышает надежность.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить точность измерения частоты, повысить надежность выполнения основных функций устройства, повысить его помехозащищенность от внешних воздействий.

Похожие патенты RU2601781C1

название год авторы номер документа
АВТОНОМНЫЙ БЛОК ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2022
  • Бондарь Александр Николаевич
  • Макаров Сергей Владимирович
RU2776229C1
БЛОК ОБРАБОТКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 2019
  • Родионов Константин Владимирович
  • Власкин Николай Михайлович
  • Шермаков Александр Евгеньевич
  • Комаров Дмитрий Александрович
RU2714604C1
УСТРОЙСТВО СИНХРОНИЗАЦИИ ГЕНЕРАТОРА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ 2014
  • Гликин Борис Семенович
  • Реунов Вячеслав Алексеевич
  • Моршнев Виктор Владимирович
  • Стрижнов Вячеслав Дмитриевич
RU2572393C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВИБРАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Колесник В.П.
RU2017080C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1999
  • Станотин В.А.
  • Никитин А.А.
  • Климов А.В.
  • Перчуков В.И.
RU2150750C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Безсчастный Василий Алексеевич
RU2293196C1
КОНТРОЛЛЕР ДИАГНОСТИРОВАНИЯ N ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ 2007
  • Квасков Геннадий Александрович
RU2353938C1
СИСТЕМА ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 2008
  • Радчик Игорь Иосифович
  • Тараканов Вячеслав Михайлович
  • Скворцов Олег Борисович
  • Трунин Евгений Степанович
  • Смирнов Сергей Иванович
  • Королев Сергей Алексеевич
  • Гузеев Андрей Николаевич
  • Лихтанский Сергей Валерьевич
  • Фурсов Дмитрий Михайлович
  • Тихомиров Вячеслав Николаевич
  • Устинов Роман Алексеевич
  • Левин Николай Иванович
  • Маханько Илья Алексеевич
RU2371695C1
ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2009
  • Денисов Константин Михайлович
  • Синицын Вячеслав Алексеевич
  • Жданов Иван Николаевич
  • Гурьянов Алексей Валерьевич
  • Борисов Павел Александрович
  • Томасов Валентин Сергеевич
  • Ильина Аглая Геннадьевна
RU2404449C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Радчик Игорь Иосифович
  • Тараканов Вячеслав Михайлович
  • Скворцов Олег Борисович
  • Трунин Евгений Степанович
  • Смирнов Сергей Иванович
  • Королев Сергей Алексеевич
  • Гузеев Андрей Николаевич
  • Лихтанский Сергей Валерьевич
  • Фурсов Дмитрий Михайлович
  • Тихомиров Вячеслав Николаевич
  • Устинов Роман Алексеевич
  • Левин Николай Иванович
  • Маханько Илья Алексеевич
  • Арестов Сергей Олегович
  • Нейман Владимир Борисович
RU2376564C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 781 C1

Реферат патента 2016 года УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАСКРУТКИ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты двигателей самолетов от неконтролируемого превышения частоты оборотов вала.

Технический результат: повышенная помехозащищенность, высокая точность измерения частоты. Устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединены с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 601 781 C1

Устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединены с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, отличающееся тем, что содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601781C1

Многоканальная система защиты агрегата 1984
  • Воскресенский Михаил Алексеевич
  • Гулый Владимир Александрович
SU1257246A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Миронов В.Д.
  • Тартаковский И.П.
  • Радченко В.А.
RU2188962C1
Многофазный параметрический стабилизатор напряжения постоянного тока 1988
  • Любченко Юрий Михайлович
SU1628057A1
Устройство для защиты генератора и электрической системы от асинхронного режима синхронного генератора 1983
  • Гамм Борис Зелманович
  • Тонышев Владимир Федорович
  • Халевин Владимир Константинович
SU1171902A1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕМ 2023
  • Мыльников Леонид Александрович
  • Свитек Антон Станиславович
RU2818691C1
US6176074B1,23.01.2001.

RU 2 601 781 C1

Авторы

Каленюк Максим Вячеславович

Ясовеев Васих Хаматович

Даты

2016-11-10Публикация

2015-07-20Подача