Соосные судовые гребные винты противоположного вращения Российский патент 2017 года по МПК B63H5/10 

Описание патента на изобретение RU2611468C1

Изобретение относится к области судостроения, а именно к соосным судовым гребным винтам противоположного вращения для судов.

Известны соосные судовые гребные винты противоположного вращения для судов, которые связаны между собой планетарной передачей (см. патент РФ № 2182098, МПК B 63 H5/10, 2002г.).

Недостатком этого решения является необходимость использования планетарной передачи, при которой один вал располагается внутри другого, опираясь на подшипники, расположенные между валами, что усложняет конструкцию, изготовление и техническое обслуживание валопровода и ведет к его удорожанию.

Известны также соосные судовые гребные винты противоположного вращения, один из которых жестко насажен на гребной вал, снабженный реверсивной передачей, встроенной в ступицы винтов, с возможностью передачи обратного вращения на другой винт через конические шестерни (см. а.с. № 312790, МПК B63H 5/10, 1971г.).

Недостатком этого решения является: крепление к баллеру руля, что усложняет конструкцию пера руля и уменьшает его поверхность; инвертирование движения осуществляется через конические шестерни с перпендикулярными осями вращения относительно главного вала, что резко снижает максимальное возможное количество данных конических шестерен.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является упрощение конструкции инвертирования вращения второго винта.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в увеличении КПД движителя, уменьшении стоимости изготовления, монтажа и обслуживания системы инвертирования, возможности установки на широкий спектр судов.

Поставленная задача решается тем, что соосные судовые гребные винты противоположного вращения, один из которых жестко насажен на гребной вал, снабженный реверсивной передачей, встроенной в ступицы винтов, с возможностью передачи обратного вращения на другой винт, отличаются тем, что ступица винта главного направления жестко закреплена на гребном валу и связана с пустотелым кожухом соосно с ним и с возможностью вращения в нем, при этом с противоположной стороны ступицы, на продолжении гребного вала, соосно с ним жестко закреплена центральная шестерня, параллельно оси которой с возможностью вращения установлен как минимум один вал реверсивной передачи, концы которого жестко скреплены с реверсирующими шестернями, одна из которых размещена в зацеплении с центральной шестерней, а вторая размещена в полости ступицы винта реверсированного направления, в зацеплении с зубьями внутреннего зубчатого венца, жестко закрепленного на внутренней поверхности этой ступицы, кроме того, участок вала реверсивной передачи, расположенный между реверсирующими шестернями, пропущен через соосное с ним отверстие, выполненное в промежуточной опоре, жестко закрепленной на внутренней поверхности кожуха, при этом ступица винта реверсированного направления установлена с возможностью вращения относительно кожуха.

Сопоставительный анализ существенных признаков предлагаемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак, указывающий, что «ступица винта главного направления жестко закреплена на гребном валу и связана с пустотелым кожухом соосно с ним и с возможностью вращения в нем» обеспечивает крепление системы непосредственно к баллеру винта главного направления, что позволяет отказаться от внутреннего вала и тем самым упростить конструкцию валопровода, передающего крутящий момент от главного двигателя к гребному винту. Кроме того, он предотвращает необходимость монтажа системы на баллере руля, что упрощает конструкцию рулевого устройства.

Признак, указывающий, что «с противоположной стороны ступицы, на продолжении гребного вала, соосно с ним жестко закреплена центральная шестерня, параллельно оси которой с возможностью вращения установлен как минимум один вал реверсивной передачи» обеспечивает возможность установки дополнительных валов реверсивной передачи, если это необходимо по условиям прочности.

Признак, указывающий, что концы вала реверсивной передачи «жестко скреплены с реверсирующими шестернями, одна из которых размещена в зацеплении с центральной шестерней, а вторая размещена в полости ступицы винта реверсированного направления, в зацеплении с зубьями внутреннего зубчатого венца, жестко закрепленного на внутренней поверхности этой ступицы» обеспечивает инвертирование вращения второго винта с возможностью обеспечения одинаковой частоты вращения обоих гребных винтов.

Признак, указывающий, что «участок вала реверсивной передачи, расположенный между реверсирующими шестернями, пропущен через соосное с ним отверстие, выполненное в промежуточной опоре, жестко закрепленной на внутренней поверхности кожуха», направлен на фиксирование вала реверсивной передачи с возможностью вращения только вокруг своей центральной продольной оси.

Признак, указывающий, что «ступица винта реверсированного направления установлена с возможностью вращения относительно кожуха», обеспечивает её надежное крепление к ступице винта главного направления через кожух.

На фиг. 1 изображен продольный разрез соосной пары гребных винтов; на фиг. 2 – поперечный разрез А-А; на фиг. 3 - поперечный разрез Б-Б.

На чертежах показаны гребной вал 1 и вал 2 реверсивной передачи, ступица 3 винта главного направления и ступица 4 винта реверсированного направления, пустотелый кожух 5, центральная шестерня 6, реверсирующие шестерни 7 и 8, промежуточная опора 9.

Соосные судовые гребные винты противоположного вращения, один из которых жестко насажен на гребной вал 1, снабжен реверсивной передачей, встроенной в ступицы 3 и 4 винтов главного и реверсивного направления, с возможностью передачи обратного вращения на другой винт. Ступица 3 винта главного направления жестко закреплена на гребном валу 1 и связана с пустотелым кожухом 5 соосно с ним и с возможностью вращения в нем. При этом с противоположной стороны ступицы 3, на продолжении гребного вала 1, соосно с ним жестко закреплена центральная шестерня 6, параллельно оси которой с возможностью вращения установлен как минимум один вал 2 реверсивной передачи, концы которого жестко скреплены с реверсирующими шестернями 7 и 8. Шестерня 7 размещена в зацеплении с центральной шестерней 6, а вторая шестерня 8 размещена в полости ступицы 4 винта реверсированного направления, в зацеплении с зубьями внутреннего зубчатого венца, жестко закрепленного на внутренней поверхности этой ступицы 4. Кроме того, участок вала 2 реверсивной передачи, расположенный между реверсирующими шестернями 7 и 8, пропущен через соосное с ним отверстие, выполненное в промежуточной опоре 9, жестко закрепленной на внутренней поверхности кожуха 5, при этом ступица 4 винта реверсированного направления установлена с возможностью вращения относительно кожуха 5.

Работа соосных судовых гребных винтов противоположного вращения осуществляется следующим образом.

Гребной вал 1 приводится во вращательное движение от главного двигателя через валопровод (на чертежах не показан), состоящий в общем случае из нескольких промежуточных валов. Ступица 3 гребного винта главного направления закреплена на конусе гребного вала 1 обычным способом, принятым для одиночных гребных винтов, и передает вращение на лопасти этого винта. Центральная шестерня 6 одновременно служит стопорной гайкой гребного винта главного направления и вращается вместе с ним. Реверсирующие шестерни 7, находясь в зацеплении с шестерней 6, через валы 2 вращают шестерни 8 с большей частотой вращения, которая определяется соотношением чисел зубьев у шестерен 6 и 7. Шестерни 8, находясь в зацеплении с зубчатым ободом ступицы 4 винта реверсированного вращения, приводят во вращение жестко связанный с ней винт реверсированного направления. При этом направление вращения указанного винта противоположно направлению вращения винта главного направления, а частоты их вращения совпадают. Кожух 5 обеспечивает герметизацию внутренней полости и улучшает обтекаемость всей конструкции, а также служит для крепления промежуточных опор 9.

Похожие патенты RU2611468C1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ 2013
  • Родионов Валерий Николаевич
  • Богданов Артем Вадимович
RU2523862C1
СООСНЫЕ ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ для СУДОВ 1971
SU312790A1
СУДОВОЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2012
  • Савченков Виктор Семенович
RU2492103C1
МОСТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ В ХОДОВОЙ ЧАСТИ 2023
  • Емельянов Евгений Анатольевич
  • Авдалов Юрий Александрович
  • Федулов Михаил Владимирович
  • Вибе Вячеслав Петрович
  • Денисов Юрий Геннадьевич
RU2811589C1
Электромеханический привод гребного винта судна 2015
  • Урсу Валентин Евгеньевич
  • Урсу Владимир Валентинович
RU2622175C1
Вариатор 2021
  • Гунин Сергей Львович
RU2756392C1
Судовой лопастный двигатель 1934
  • Ефремов П.Е.
SU47908A1
СУДОВОЙ ВИНТОРЕДУКТОРНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Тишаков С.Н.
  • Ганделев В.А.
  • Кузнецов Б.Е.
  • Самойлов В.В.
RU2236985C2
Коловратная машина 1934
  • Индриксон Г.П.
SU43855A1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2001
  • Волхонов В.И.
  • Волхонов С.В.
  • Волхонов Ю.В.
RU2182098C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 611 468 C1

Реферат патента 2017 года Соосные судовые гребные винты противоположного вращения

Изобретение относится к области судостроения, а именно к соосным судовым гребным винтам противоположного вращения для судов. Соосные судовые гребные винты противоположного вращения, один из которых жестко насажен на гребной вал, снабжен реверсивной передачей, которая встроена в ступицы винтов, с возможностью передачи обратного вращения на другой винт. Ступица винта главного направления жестко закреплена на гребном валу и связана с пустотелым кожухом соосно с ним и с возможностью вращения в нем. С противоположной стороны ступицы, на продолжении гребного вала, соосно с ним жестко закреплена центральная шестерня, параллельно оси которой с возможностью вращения установлен как минимум один вал реверсивной передачи, концы которого жестко скреплены с реверсирующими шестернями. Одна из шестерней размещена в зацеплении с центральной шестерней, а вторая размещена в полости ступицы винта реверсированного направления, в зацеплении с зубьями внутреннего зубчатого венца. Участок вала реверсивной передачи расположен между реверсирующими шестернями и пропущен через соосное с ним отверстие, которое выполнено в промежуточной опоре, жестко закрепленной на внутренней поверхности кожуха. Ступица винта реверсированного направления установлена с возможностью вращения относительно кожуха. Достигается повышение КПД движителя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 611 468 C1

Соосные судовые гребные винты противоположного вращения, один из которых жестко насажен на гребной вал, снабженный реверсивной передачей, встроенной в ступицы винтов, с возможностью передачи обратного вращения на другой винт, отличающиеся тем, что ступица винта главного направления жестко закреплена на гребном валу и связана с пустотелым кожухом соосно с ним, и с возможностью вращения в нем, при этом с противоположной стороны ступицы, на продолжении гребного вала, соосно с ним жестко закреплена центральная шестерня, параллельно оси которой с возможностью вращения установлен как минимум один вал реверсивной передачи, концы которого жестко скреплены с реверсирующими шестернями, одна из которых размещена в зацеплении с центральной шестерней, а вторая размещена в полости ступицы винта реверсированного направления, в зацеплении с зубьями внутреннего зубчатого венца, жестко закрепленного на внутренней поверхности этой ступицы, кроме того, участок вала реверсивной передачи, расположенный между реверсирующими шестернями, пропущен через соосное с ним отверстие, выполненное в промежуточной опоре, жестко закрепленной на внутренней поверхности кожуха, при этом ступица винта реверсированного направления установлена с возможностью вращения относительно кожуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2611468C1

СООСНЫЕ ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ для СУДОВ 0
SU312790A1
СУДОВЫЕ СООСНЫЕ ВИНТЫ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ 0
SU312789A1
Теплоэнергетический комплекс с использованием в качестве топлива технического животного жира 2019
  • Магсумов Даниэль Манучарович
  • Магсумов Талгат Магсумович
RU2716540C1
ПРОМОТОР АДГЕЗИИ ДЛЯ ПЛАСТИЗОЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДА ИЛИ СОПОЛИМЕРА ВИНИЛХЛОРИДА С ВИНИЛАЦЕТАТОМ И ПЛАСТИЗОЛЬ НА ОСНОВЕ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДА ИЛИ СОПОЛИМЕРА ВИНИЛХЛОРИДА С ВИНИЛАЦЕТАТОМ 2000
  • Лихтеров В.Р.
  • Фомин В.А.
  • Козлова И.И.
  • Рыбачук Г.В.
  • Мозжухин В.Б.
  • Гузеев В.В.
RU2187516C2

RU 2 611 468 C1

Авторы

Климов Сергей Олегович

Антоненко Сергей Владимирович

Даты

2017-02-22Публикация

2015-11-10Подача