Изобретение относится к области технологии эксплуатации технического оборудования, преимущественно электроники, используемого в различных областях народного хозяйства.
Известен способ технической эксплуатации авиационной техники по состоянию и устройство для его осуществления, включающий эксплуатацию функциональных систем и их элементов, осуществление технического обслуживания и ремонта с использованием компьютера с блоком ввода данных, блока хранения данных, блока сравнения данных и отделение значений критических отклонений (см. заявку на изобретение Российской Федерации №2004125888, МПК B64F 1/00, опубл. 10.02.2006).
Данный способ позволяет эксплуатировать авиационную технику по состоянию с устройством для его осуществления. Однако данный способ не позволяет определить остаточный временной ресурс в текущий момент эксплуатации оборудования.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки технического состояния оборудования, включающий входной контроль до начала эксплуатации с инжиниринговым обеспечением в процессе эксплуатации, технический мониторинг, диагностику, составление сводной таблицы выявленных несоответствий, анализ несоответствий, разработку компенсирующих мероприятий, исследование одного наиболее типичного узла, определение закономерности деградационных процессов, разработку экспертного заключения, проведение оценки (см. патент Российской Федерации №2253096, МПК 7 G01M 15/00, опубл. 27.05.2005).
Данный способ позволяет проводить диагностику технологических объектов и машин, однако он не дает возможности определить текущее техническое состояние оборудования в процессе эксплуатации с оценкой его возможного состояния, что не дает в полной мере оценить риск дальнейшей эксплуатации оборудования. Все этапы данного способа являются трудоемкими и требуют участия высококвалифицированных специалистов. Это не позволяет оперативно принимать решения о необходимости замены изделия, находящегося в предотказном состоянии.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение (техническим результатом), является оценка технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации путем получения обработанной по специальному алгоритму информации о техническом состоянии оборудования, расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии.
Решаемая техническая задача в способе оценки технического состояния оборудования, включающем входной контроль оборудования до начала эксплуатации, технический мониторинг текущего состояния оборудования, диагностику оборудования, определение закономерности деградационных процессов оборудования, разработку экспертного заключения состояния оборудования, достигается тем, что входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии.
Непрерывность измерения параметров оборудования - это необходимая, технически организованная и работающая на технических средствах, в том числе и на летательных аппаратах, система постоянного измерения различных технических характеристик оборудования для осуществления контроля исправности этого оборудования в процессе его эксплуатации.
На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока, первый пример конкретной реализации.
На фиг. 2 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя, второй пример конкретной реализации.
На фиг. 3 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата, третий пример конкретной реализации.
На фиг. 4 приведен алгоритм работы процессора, входящего в состав бортового компьютера, изображенного на фиг. 1, 2, 3.
Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока (фиг. 1) содержит: генератор переменного тока 1, выходы которого подключены соответственно к входам вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4, выходы которых подключены соответственно к входам бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Вольтметр 2, амперметр 3, частотомер 4 выполнены с наличием в их блоках преобразователей сигналов в цифровой вид для их дальнейшей передачи в бортовой компьютер 5. Схемы указанных выше блоков - вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4 с преобразователями сигналов в цифровой вид опубликованы в литературе.
Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя (фиг. 2) содержит: авиационный двигатель 7, выход которого подключен к входу вибродатчика 8, выход которого подключен к входу бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Вибродатчик 8 выполнен с наличием преобразователя сигнала в цифровой вид, схема которого опубликована в литературе.
Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата (фиг. 3) содержит: гидросистему летательного аппарата 9, выход которой подключен к входу датчика давления 10, выход которого подключен к входу бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Датчик давления 10 выполнен с преобразователем сигнала в цифровой вид, схема которого опубликована в литературе.
Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока, изображенного на фиг. 1, и осуществление предлагаемого способа.
Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - генератора переменного тока 1 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - генератора переменного тока 1 от завода-изготовителя и значений выходных параметров генератора переменного тока 1 по напряжению, силе тока и частоте переменного тока. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - генератора переменного тока 1 с записью в бортовой компьютер 5 его выходных значений (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - работающего генератора переменного тока 1, выходные значения напряжения, силы тока и частоты, измеренные соответственно вольтметром 2, амперметром 3 и частотомером 4, которые вводят в бортовой компьютер 5. Если измеряемые выходные параметры оборудования не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывным измерением его выходных параметров. Вольтметр 2, амперметр 3, частотомер 4 входят в состав оборудования летательного аппарата - они измеряют и преобразовывают в цифровой вид соответствующие параметры генератора переменного тока 1 и передают эти значения в цифровом виде на соответствующие входы бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - генератора переменного тока 1, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе эксплуатации - непрерывно (постоянно) измеряют текущие выходные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1 - Птек-, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущих выходных значений параметров оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) оборудования - генератора переменного тока 1 при входном контроле Птек=Пвх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - генератора переменного тока 1, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационных выходных параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) к допустимой границе зоны значений выходного параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритму сначала вычисляется величина отклонения текущего значения измеряемого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от соответствующего значения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) при входном контроле ΔП=Птек-Пвх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока) вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения на время, за которое это изменение произошло, согласно алгоритму вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - генератора переменного тока 1 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1 и текущего значения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) на скорость изменения этого параметра. Далее осуществляют разработку экспертного заключения состояния оборудования - генератора переменного тока 1 сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО (предотказного состояния оборудования) - значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1 и текущего значения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - генератора переменного тока 1 с непрерывным измерением значений параметров Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования ПСО и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - генератора переменного тока 1. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - генератора переменного тока 1 определяют предстоящий выход из строя оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - генератора переменного тока 1 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для данного - первого примера конкретной реализации: Пвх - входные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока, Птек - текущие выходные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока, ΔП=Птек-Пвх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от соответствующего значения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - генератора переменного тока 1, Г - допустимая граница предотказного состояния оборудования - значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1, VП - скорость изменения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока), зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1.
Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по первому примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от генератора переменного тока 1, поступают на вольтметр 2, на амперметр 3, на частотомер 4, преобразовываются в цифровой вид встроенными в данные блоки преобразователями. Далее сигналы, идущие от вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4 в цифровом виде поступают на соответствующие входы бортового компьютера 5, где обрабатываются согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.
Для первого примера конкретной реализации из авиационного оборудования - генератора переменного тока 1 - амперметр 3, вольтметр 2 и частотомер 4 являются необходимыми техническими устройствами, смонтированными на летательных аппаратах, подключенными к генератору переменного тока 1 и непрерывно измеряющими параметры работы генератора переменного тока 1 для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.
Для второго примера конкретной реализации из авиационного оборудования - авиационного двигателя 7 - вибродатчик 8 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к авиационному двигателю 7 и непрерывно измеряющим параметр работы авиационного двигателя 7 (вибрацию) для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.
Для третьего примера конкретной реализации из авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 - датчик давления 10 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к гидросистеме летательного аппарата 9 и непрерывно измеряющим параметр работы гидросистемы летательного аппарата 9 (давление) для контроля исправности ее работы в процессе эксплуатации.
Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя 7, изображенного на фиг. 2, и осуществление предлагаемого способа.
Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - авиационного двигателя 7 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - авиационного двигателя 7 от завода-изготовителя и значений выходных параметров авиационного двигателя 7 по величине вибраций, которые вводят в бортовой компьютер 5. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - авиационного двигателя 7 с записью в бортовой компьютер 5 его выходных значений уровня вибраций с учетом разброса значений уровня вибраций внутри зоны допустимых значений уровня вибраций выходных параметров завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - работающего авиационного двигателя 7, которые вводят в бортовой компьютер 5. Если измеряемые выходные значения уровня вибраций не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода-изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывным измерением его выходных параметров - уровня вибраций. Выходные значения вибраций измеряются вибродатчиком 8 (датчиком вибраций) входящим в состав оборудования летательного аппарата - он измеряет и преобразовывает в цифровой вид величину вибраций авиационного двигателя 7 и передает эти значения в цифровом виде на соответствующий вход бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - авиационного двигателя 7, который осуществляют непрерывным измерением текущего значения вибраций оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе эксплуатации Птек, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущего выходного значения вибрации оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе эксплуатации со значением вибрации при входном контроле Птек=Пвх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - авиационного двигателя 7, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - авиационного двигателя 7 - осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационного значения вибрации к допустимой границе зоны ПСО значений вибраций завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритму сначала вычисляется величина отклонения текущего значения вибрации от соответствующего значения вибрации при входном контроле ΔП=Птек-Пвх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения этого параметра (вибрации) вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения на время, за которое это изменение произошло, согласно алгоритма вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - авиационного двигателя 7 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7 и текущего значения вибрации на скорость изменения значения вибрации. Далее осуществляют разработку экспертного заключения состояния оборудования - авиационного двигателя 7 - осуществляют сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО значений вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7 и текущего значения вибрации со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - авиационного двигателя 7 с непрерывным измерением значений вибрации Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования (ПСО) - авиационного двигателя 7 и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - авиационного двигателя 7. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - авиационного двигателя 7 определяют предстоящий выход из строя оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - авиационного двигателя 7 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для второго примера конкретной реализации: Пвх - входные значения вибрации авиационного двигателя 7, Птек - текущие выходные значения вибрации авиационного двигателя 7, ΔП=Птек-Пвх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра вибрации от соответствующего значения этого параметра вибрации при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - авиационного двигателя 7, Г - допустимая граница предотказного состояния значений параметра вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7, VП - скорость изменения параметра вибрации, зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7.
Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по второму примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от авиационного двигателя 7 на вибродатчик 8, преобразовываются в цифровой вид встроенным в данный блок преобразователем. Далее сигнал, идущий от вибродатчика 8, в цифровом виде поступает на соответствующий вход бортового компьютера 5, где обрабатывается согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.
Для второго примера конкретной реализации из авиационного оборудования - авиационного двигателя 7 - вибродатчик 8 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к авиационному двигателю 7 и непрерывно измеряющим параметр работы авиационного двигателя 7 (вибрацию) для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.
Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, изображенной на фиг. 3 и осуществление предлагаемого способа.
Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя и значений выходных параметров гидросистемы летательного аппарата 9 по величине давления, которые вводят в бортовой компьютер 5. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - давления гидросистемы летательного аппарата 9 с записью в бортовой компьютер 5 его выходного значения давления с учетом разброса значения давления внутри зоны допустимых значений выходного давления от завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, которые вводят в бортовой компьютер 5 на работающей гидросистеме летательного аппарата 9. Если измеряемые выходные значения давления не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода-изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывном измерением его выходных параметров - значения давления. Выходное значение давления измеряется датчиком давления 10, входящим в состав оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, который непрерывно измеряет и преобразовывает в цифровой вид величину давления гидросистемы летательного аппарата 9 и передает это значение в цифровом виде на соответствующий вход бортового компьютера 5, выход которого соединен со входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, который осуществляют непрерывным измерением текущего значения давления оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе эксплуатации Птек, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущего выходного значения давления оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе эксплуатации со значением давления при входном контроле Птек=Пвх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационного значения давления к допустимой границе зоны ПСО значений давления от завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритма сначала вычисляется величина отклонения текущего значения давления от значения давления при входном контроле ΔП=Птек-Пвх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения давления вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения давления на время, за которое это изменение давления произошло, затем согласно алгоритму вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений давления от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 и текущего значения давления на скорость изменения значения давления, разработку экспертного заключения состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 осуществляют сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО значений давления от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 и текущего значения давления со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 с непрерывным измерением значений давлений Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования (ПСО) - гидросистемы летательного аппарата 9 и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 определяют предстоящий выход из строя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для третьего примера конкретной реализации: Пвх - входные значения давления гидросистемы летательного аппарата 9, Птек - текущие выходные значения давления гидросистемы летательного аппарата 9, ΔП=Птек-Пвх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 от значения этого параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, Г - допустимая граница предотказного состояния значений параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, VП скорость изменения параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9, зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров давления гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9.
Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по третьему примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от гидросистемы летательного аппарата 9 на датчик давления 10, преобразовываются в цифровой вид встроенным в данный блок преобразователем. Далее сигналы, идущие от датчика давления 10 в цифровом виде поступают на соответствующий вход бортового компьютера 5, где обрабатываются согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.
Для третьего примера конкретной реализации из авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 - датчик давления 10 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к гидросистеме летательного аппарата 9 и непрерывно измеряющим параметр работы гидросистемы летательного аппарата 9 (давление) для контроля исправности ее работы в процессе эксплуатации.
По сравнению с прототипом предлагаемое техническое решение позволяет осуществлять оценку технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации путем получения обработанной по специальному алгоритму информации о техническом состоянии оборудования, расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА ПРИ ПОЛЕТАХ В ОБЩЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ВСЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА | 2017 |
|
RU2666091C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОБЩЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО САНКЦИОНИРОВАННОГО ТРАФИКА ПОЛЕТА | 2017 |
|
RU2669478C1 |
Автономное интегрированное устройство сбора, регистрации и контроля параметров авиационного газотурбинного двигателя | 2019 |
|
RU2719757C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАЗНОРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ | 2015 |
|
RU2592193C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2389999C1 |
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2626168C2 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СОВМЕСТНЫХ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОЙ И БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ В ОБЩЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 2020 |
|
RU2750509C1 |
Способ управления беспилотным летательным аппаратом | 2019 |
|
RU2729905C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА ОПОВЕЩЕНИЯ ПИЛОТА О ДИСТАНЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЭТАПЕ ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2021 |
|
RU2781533C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ | 2022 |
|
RU2802976C1 |
Изобретение относится к области технологии эксплуатации технического оборудования, преимущественно электроники, используемого в различных областях народного хозяйства. Технический результат - оценка технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации и расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии. В способе входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг технического состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. 4 ил.
Способ оценки технического состояния оборудования, включающий входной контроль оборудования до начала эксплуатации, технический мониторинг текущего состояния оборудования, диагностику оборудования, определение закономерности деградационных процессов оборудования, разработку экспертного заключения состояния оборудования, отличающийся тем, что входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг технического состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ | 2004 |
|
RU2253096C1 |
RU2004125888A,10.02.2006 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ И ПРИЧИН НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2013 |
|
RU2513054C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2389999C1 |
US8146408B2,03.04.2012 | |||
EP1619489B1,19.03.2008. |
Авторы
Даты
2017-04-14—Публикация
2016-03-09—Подача