СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОДА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАМЕТРА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2017 года по МПК B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2624358C1

Изобретение относится к управлению движением поездов, а именно к путевым устройствам, взаимодействующим с поездом, посредством которых определяют факт прохода колеса рельсового транспортного средства и его диаметр.

Прототипом предлагаемого изобретения в части способа регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства является способ фиксации проследования колеса рельсового транспортного средства, в котором факт проследования колеса определяют при проследовании колеса над первым и вторым рельсовыми датчиками, в момент появления экстремального значения выходного напряжения на выходе первого рельсового датчика путем сравнения значения выходного напряжения на выходе второго рельсового датчика с пороговыми диапазонами напряжений (патент RU 2323120, опубликовано 27.04.2008).

Прототипом к способу определения диаметра колеса рельсового транспортного средства является способ определения диаметра колеса железнодорожного подвижного состава, согласно которому используют датчик определения прохода колеса, расположенный на рельсе под проезжающим колесом и имеющий две зоны детектирования, расположенные вдоль рельса, каждая из которых генерирует отклик при проходе колеса. Расстояние между зонами детектирования выбирают таким образом, чтобы функции отклика двух зон детектирования имели точку пересечения, по которой и вычисляют диаметр колеса проходящего подвижного состава (ЕР 1630518 А2, опубликовано 01.03.2006).

Недостатками данных технических решений являются недостаточная надежность регистрации факта прохода именно колеса железнодорожного транспортного средства и недостаточная точность определения диаметра колеса при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и/или при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

Техническим результатом, на который направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности регистрации факта прохода колеса и повышение точности определения диаметра колеса, в том числе при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

В соответствии с предлагаемым изобретением способ регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства включает использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, при этом датчик содержит по меньшей мере одну зону детектирования, а для функции отклика каждой зоны детектирования на проход колеса и/или производной этой функции существует по меньшей мере два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса, в память датчика предварительно заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, во время работы датчика при проходе колеса в каждой зоне детектирования в режиме реального времени в память датчика записывают значения отклика в виде некоторой функции отклика, с учетом фактически определенной скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления по меньшей мере двух экстремумов функции отклика и/или производной этой функции, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода именно колеса рельсового транспортного средства.

Для определения диаметра проходящего колеса набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждой разности соответствует определенный диаметр колеса, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений набора из таблицы соответствия, хранимой в памяти датчика, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.

Например, отклик рельсового датчика в приведенных прототипах можно описать функцией Гаусса. Функция Гаусса содержит один экстремум, момент появления которого соответствует ее математическому ожиданию μ. Производная функции Гаусса обладает двумя экстремумами, моменты появления которых соответствуют μ-σ и μ+σ, где σ - среднеквадратическое отклонение функции Гаусса. При смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и/или при проходе колеса различной степени износа меняется амплитуда значений отклика, но значение разности моментов появления экстремумов при фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса.

Предварительно в память датчика заносят набор эталонных значений разности моментов появления экстремумов ΔD(n), n∈1…N, где N - количество колес с различными диаметрами, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия колес различного диаметра с зоной детектирования датчика.

Данный набор, согласно способу определения диаметра колеса рельсового транспортного средства, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждому значению ΔD(n) соответствует определенный диаметр колеса.

Статическая характеристика взаимодействия колеса с зоной детектирования датчика представляет собой зависимость величины отклика зоны детектирования на присутствие колеса в определенных пространственных точках зоны детектирования при некотором постоянном смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса.

Во время работы датчика при проходе колеса в память датчика записывают значения откликов каждой зоны детектирования в виде функции отклика ƒ(t) и определяют фактическую скорость υф прохода колеса рельсового транспортного средства.

Для определения скорости υф прохода колеса можно использовать вторую зону детектирования (как это описано, например, в US 6371417, опубликовано 16.04.2002), или дополнительные устройства определения скорости υф прохода колеса (как это описано, например, в RU 2586099, опубликовано 10.06.2016) и др.

По функции отклика ƒ(t) и/или ее производной вычисляют временную разность моментов появления экстремумов Δƒ(t). Затем вычисляют пространственную разность моментов появления экстремумов как Δ=Δƒ(t)⋅υф.

При совпадении с заданной точностью вычисленного значения пространственной разности моментов появления экстремумов Δ с одним из значений разности из набора ΔD(n), хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода именно колеса рельсового транспортного средства. А по таблице соответствия, в которой каждой разности ΔD(n) соответствует определенный диаметр колеса, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность регистрации прохода именно колеса рельсового транспортного средства и повысить точность определения его диаметра, в том числе при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

Похожие патенты RU2624358C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАМЕТРА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Курганский Андрей Андреевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2628621C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОДА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Курганский Андрей Андреевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2624140C1
СПОСОБ И КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Мюллер, Ральф
  • Раис, Виктор
RU2749559C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Ляйтель Хольгер
  • Берендс Виктор
  • Гензеляйтер Курт
  • Шайбле Рольф-Штефан
RU2524805C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2002
  • Орлов А.В.
RU2242392C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ БОКОВОГО ИЗНОСА РЕЛЬСОВ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС КОЛЕЙНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КОЛЕЙНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1996
  • Митрохин Аркадий Николаевич
RU2111142C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИЗНОСА КОЛЕС РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Никонов А.М.
  • Глущенко Я.В.
  • Пузанков В.Д.
  • Гинзбург Б.И.
  • Самельсон М.З.
RU2203819C2
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО УЧАСТКУ ПУТИ 2015
  • Булычев Юрий Васильевич
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Курганский Андрей Андреевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2610733C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Веннекамп Фабиан
RU2665992C2
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Фон Флотвель Эвард
RU2669880C2

Реферат патента 2017 года СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОДА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАМЕТРА КОЛЕСА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ включает использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, при этом датчик содержит зону детектирования, а для функции отклика зоны на проход колеса и/или ее производной существует два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса. В память датчика заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика. При проходе колеса в память датчика записывают значения отклика в виде функции отклика, с учетом скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления экстремумов функции отклика и/или ее производной, при совпадении вычисленного значения разности моментов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода колеса. Диаметр проходящего колеса определяют из таблицы соответствия эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, занесенной в память датчика прохода. Достигается повышение надежности регистрации прохода колеса и точности определения диаметра. 2 н.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 624 358 C1

1. Способ регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства, включающий использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, отличающийся тем, что датчик регистрации прохода колеса содержит по меньшей мере одну зону детектирования, для функции отклика каждой зоны детектирования на проход колеса и/или для производной этой функции существует по меньшей мере два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса, в память датчика предварительно заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, во время работы датчика при проходе колеса в каждой зоне детектирования в режиме реального времени в память датчика записывают значения отклика в виде некоторой функции отклика, с учетом фактически определенной скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления по меньшей мере двух экстремумов функции отклика и/или производной этой функции, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода колеса рельсового транспортного средства.

2. Способ определения диаметра колеса рельсового транспортного средства, заключающийся в том, что регистрируют проход колеса рельсового транспортного средства по п. 1, при этом набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждой разности соответствует определенный диаметр колеса, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разности таблицы соответствия, хранимой в памяти датчика, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2624358C1

СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Логинов Вадим Леонидович
  • Мелехин Геннадий Петрович
  • Юрков Сергей Александрович
RU2564553C2
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ПРОСЛЕДОВАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО УЧАСТКУ ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Кривда Михаил Алексеевич
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2323120C1
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 2008
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Кривда Михаил Александрович
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2372232C1
Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации 2018
  • Мухаметдинов Эдуард Мухамадзакиевич
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
  • Грибков Константин Владимирович
RU2685575C1

RU 2 624 358 C1

Авторы

Гнитько Ростислав Васильевич

Курганский Андрей Андреевич

Ляной Вадим Вадимович

Тильк Игорь Германович

Даты

2017-07-03Публикация

2016-08-22Подача