Способ изготовления заряда РДТТ из смесевого ракетного топлива Российский патент 2017 года по МПК C06D5/06 C06B21/00 

Описание патента на изобретение RU2626353C2

Изобретение относится к способу изготовления заряда твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ).

Существуют разные способы приготовления твердого смесевого ракетного топлива (СРТ), имеющие своей целью его заправку в РДТТ. Одним из первых был способ приготовление твердых шашек СРТ, которые потом вкладывались в корпус РДТТ. В силу ряда причин он не очень удобен для изготовления очень маленьких и больших двигателей на основе смесевого топлива. Для маленьких модельных ракетных двигателей (МРД), например, оказалось удобным прессование порошка смесевого топлива прямо в корпусе двигателя (Scott Dixon, Barry Tunick, Edwin Brown. Composite propellant compositions / Patent US 20040094250 A1).

Иногда для изготовления МРД бывают удобными т.н. «литьевые составы», когда расплавленное топливо просто заливается в корпус двигателя (Игорь Афанасьев, Андрей Суворов. В космос на сахаре: «Карамельное» топливо». «Популярная механика», 2008, №4, с. 80). Для изготовления больших зарядов прямо в корпусе двигателя часто тоже используются литьевые составы, которые по своей природе обычно очень вязкие, и нуждаются в предварительном вальцевании для получения гомогенного состава. После помещения в корпус РДТТ обычно приходится долго ждать (5-10 суток), пока горючее-связка не заполимеризуется (Процун Е.Г., Звонарев Ю.В. СМЕСЕВОЕ ТВЕРДОЕ РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО // Патент RU 2258057, 28.10.2003). При этом корпус двигателя с топливом все время приходится подогревать, строго соблюдая температурный режим. При этом «живучесть» топливного состава, при котором он сохраняет необходимое вязкотекучее состояние, составляет 5-10 часов, после чего его дальнейшая переработка становится невозможной. Само устройство для приготовления топлива очень сложное, и при вальцевании возможен захват пузырьков воздуха. (Гаранин Л.П., Куценко Г.В. СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ МАССЫ ДЛЯ ЗАРЯДА ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА // Патент RU 2316524, 20.07.2006). Видно, что сама технология достаточно сложная и обладает массой недостатков:

1. Существует опасность нарушить технологический режим, так как после срока живучести вся топливная масса пропадает.

2. Существует опасность получения бракованной шашки РТ в корпусе двигателя, если был нарушен температурный режим.

3. Необходимость использовать сложные гомогенизаторы-вальцеваторы, что делает возможным приготовить РДТТ только в заводских условиях.

4. Длительное время приготовления топлива, что связано с его полимеризацией.

5. Возможность захвата пузырьков воздуха в топливную массу при ее вальцевании. Для чего приходится применять дополнительно специальное вакуумирование.

6. Возможно налипание вязких компонентов в аппарате смесителя и гомогенизатора на элементы оборудования, что уменьшает точность дозирования как компонентов топлива, так и самого топлива.

7. Сложность процесса приготовления «литьевых топлив» делает невозможным приготовление РДТТ на месте запуска, аналогично заправке ракет на основе жидкостных реактивных двигателей. Что конечно затрудняет массовое внедрение РДТТ в космонавтике.

Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в создании более простой технологии, которая позволила бы избавиться от этих недостатков.

Задача решается с помощью вакуумного термического прессования порошкообразного топлива. Порошкообразная топливная смесь изначально должна включать органическое горючее в твердом виде в порошке, который плавится при относительно низкой температуре. Намного ниже, чем температура воспламенения топлива. Известно, что перхлорат аммония начинает разлагаться при 150°С. Для СРТ на основе перхлората аммония это может быть порошкообразный севилен («клей» с высокой адгезией для многих материалов и порошков, сополимер полиэтилена и винилацетата), который размягчается в диапазоне температур 60-80°С, или порошкообразный битум, который плавится в диапазоне температур 50-90°С. Для топлив на основе перхлората калия это может быть сорбит, который плавится в диапазоне температур 80-120°С.

Порошкообразная топливная смесь 1 помещается в корпус двигателя 2, где на дне корпуса 3 находится технологическая заглушка в виде перегородки 4 (Рис. 1). С другой стороны корпуса временно размещается технологический цилиндр 5, который содержит тщательно подогнанный поршень 6. Это необходимо для того, чтобы вместить необходимое количество топлива, так как при прессовании объем смеси сильно уменьшается. При необходимости технологический цилиндр может быть в дальнейшем корпусом ракеты. В поршне содержится газоотвод 7, который позволяет удалять воздух из топливной смеси. При удалении воздуха в откачиваемом объеме создается вакуум. С одной стороны, это позволяет избежать пустот и каверн в топливе. С другой стороны, под действием атмосферного давления поршень начинает давить на топливную смесь. Таким образом получается пресс.

После откачки воздуха корпус двигателя начинает прогреваться, начиная со дна и с боковой поверхности (Рис. 2). Это может быть обеспечено тем, что корпус двигателя, облаченный съемной рубашкой-стаканом, погружается в сосуд, содержащий водный раствор соли, который подогревается электронагревателем со дна сосуда. В этом методе, который уже использовался на практике, был зарегистрирован значительный градиент температур солевого раствора: температура на дне может превышать таковую на поверхности на 30-50 градусов, что и необходимо для осуществления нужного характера нагрева. Или нагрев корпуса осуществляется нагревательными элементами, которые расположены на его поверхности, и их нагрев управляется электроникой, которая обеспечивает описанный выше характер нагрева.

По мере подплавления топливной смеси поршень начинает двигаться ко дну двигателя, спрессовывая смесь до тех пор, пока она полностью не превратится в расплав (Рис. 3). Чтобы смесь не попала в газоотвод, в нем размещается специальный фильтр из волокнистого материала. Так как подплавление топливной смеси идет со дна и стенок корпуса, то его засорение расплавом происходит в самый последний момент, в момент завершения процесса. Или перед поршнем 6 можно поставить еще один дополнительный поршень 8, у которого зазор со стенками корпуса составляет порядка размера частиц топливной смеси. При этом порошок будет заперт в вакуумированном объеме, а воздух будет удаляться через зазор. Для того чтобы дополнительный поршень не перекрыл отверстие газоотвода, его поверхность, обращенная к газоотводу, должна иметь определенную шероховатость или специальные каналы-насечки. После расплавления всей смеси двигатель охлаждается, смесь застывает и схватывается, и таким образом весь органический компонент топлива превращается в надежную связку-клей. То есть легкоплавкое вещество или термопластичный полимер после нагревания в процессе прессования становится связующим компонентом топлива. После этого поршень с газоотводом извлекается, а дополнительный поршень после определенных процедур может быть оставлен как заглушка двигателя.

Или специальная заглушка может быть вклеена после его извлечения. Технологическая заглушка на дне корпуса тоже убирается, открывая доступ к топливной массе. Сопло 9 может вклеиваться после удаления всего дна, или удаление заглушки просто открывает выход поверхности сформированной шашки. При этом дно двигателя должно быть сделано из сгорающего материала.

Этот метод наиболее удобен для приготовления зарядов торцевого горения. Для массового изготовления небольших МРД поршень с газоотводом может создавать вакуум в общей камере, где расположено много двигателей. Здесь на каждый двигатель предусмотрен отдельный дополнительный поршень.

Для изготовления зарядов канального горения технологическая заглушка на дне корпуса соединена с профилем 10, который формирует канал в будущей шашке (Рис. 4). При этом поршень с газоотводом имеет отверстия, точно совпадающие с формой профиля.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет максимально упростить технологию изготовления заряда РДТТ, сократить сроки его изготовления на порядок, делает возможным заправку двигателя топливной смесью непосредственно на месте запуска ракеты. Топливная смесь может быть изготовлена в специальном блендере из исходных компонентов. Это исключает необходимость транспортировки как исходного топлива, так и снаряженного топливом двигателя.

Похожие патенты RU2626353C2

название год авторы номер документа
Ракетные топлива на основе сорбитола и перхлоратов натрия и лития 2018
  • Ребеко Алексей Геннадьевич
RU2705058C1
НОВЫЕ РАКЕТНЫЕ ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ ПЕРХЛОРАТОВ МЕТАЛЛОВ 2014
  • Ребеко Алексей Геннадьевич
RU2594218C2
Пластификаторы для ракетных топлив на основе сорбитола и перхлората калия 2018
  • Ребеко Алексей Геннадьевич
RU2705059C1
Малогабаритный импульсный РДТТ, работающий в режиме низкоскоростной детонации 2016
  • Ермолаев Борис Сергеевич
  • Сулимов Алексей Александрович
  • Романьков Александр Васильевич
  • Ребеко Алексей Геннадиевич
  • Скворцова Ольга Ивановна
RU2644804C1
ПИРОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ 2000
  • Лукин А.Н.
RU2178093C2
Ракетная двигательная установка с устройством диспергирования твёрдого топлива 2019
  • Конюхов Михаил Владимирович
  • Чичаева Ольга Владимировна
  • Филимонова Валентина Анатольевна
  • Шалыгин Сергей Владимирович
RU2718106C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ФОРМОВАНИЯ 2014
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Прибыльский Ростислав Евгеньевич
  • Шеврикуко Иван Дмитриевич
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Астраханцев Владимир Аркадьевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Некрасов Валентин Иванович
  • Колач Петр Кузьмич
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Дружинин Владимир Евгеньевич
  • Зуев Денис Вячеславович
  • Каретников Геннадий Владимирович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Манчук Борис Владимирович
  • Макаров Леонид Борисович
  • Божья-Воля Николай Сергеевич
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
RU2564745C1
МОДЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Казанцев Игорь Львович
  • Казанцев Лев Васильевич
RU2362605C2
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Андрейчук Владимир Андреевич
  • Красильников Федор Сергеевич
  • Филимонова Елена Юрьевна
  • Крестовский Александр Николаевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2464440C1
ЗАРЯД СМЕСЕВОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2008
  • Сакович Геннадий Викторович
  • Певченко Борис Васильевич
  • Нестеров Григорий Николаевич
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Сысолятин Сергей Викторович
  • Хайновский Геннадий Константинович
RU2374480C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 626 353 C2

Реферат патента 2017 года Способ изготовления заряда РДТТ из смесевого ракетного топлива

Изобретение относится к способу изготовления заряда твердотопливного ракетного двигателя. Способ изготовления заряда из смесевого ракетного топлива осуществляют вакуумным термическим прессованием порошкообразного состава непосредственно в корпусе твердотопливного реактивного двигателя. Для этого в корпус двигателя помещают порошкообразную топливную смесь, с открытой стороны корпуса временно размещают технологический цилиндр, содержащий тщательно подогнанный поршень с газоотводом, через который производят удаление воздуха из топливной смеси. После откачки воздуха корпус прогревают, начиная со дна и с боковой поверхности. По мере плавления топливной смеси поршень двигается ко дну, спрессовывая смесь до тех пор, пока она полностью не превратится в расплав. После расплавления всей смеси заряд охлаждают, а поршень извлекают. Метод позволяет максимально упростить технологию приготовления топлива, сократить на порядок срок снаряжения двигателя. При этом метод позволяет заправлять твердотопливную ракету топливом на месте запуска, что исключает необходимость транспортировки заряженного двигателя. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 626 353 C2

Способ изготовления заряда реактивного твердотопливного двигателя (РДТТ) из смесевого ракетного топлива в корпусе РДТТ, включающий размещение порошкообразной топливной смеси в корпусе двигателя, с открытой стороны корпуса временное размещение технологического цилиндра, который содержит тщательно подогнанный поршень с газоотводом, через который производят удаление воздуха из топливной смеси с созданием в откачиваемом объеме вакуума, после откачки воздуха корпус прогревают, начиная со дна и с боковой поверхности, и по мере плавления топливной смеси поршень двигается ко дну корпуса, спрессовывая смесь до тех пор, пока она полностью не превратится в расплав, после чего двигатель охлаждают и поршень извлекают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2626353C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЁРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Талалаев А.П.
  • Куценко Г.В.
  • Салахов Р.Ф.
  • Гатаулин И.Г.
  • Кранидов А.М.
  • Замахаев Ю.В.
  • Ступникова В.А.
  • Федченко Н.Н.
  • Божья-Воля Н.С.
  • Лисовский В.М.
RU2226520C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Куценко Г.В.
  • Салахов Р.Ф.
  • Гатаулин И.Г.
  • Замахаев Ю.В.
  • Гринберг С.И.
  • Федченко Н.Н.
  • Ступникова В.А.
RU2167135C2
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ МАССЫ ДЛЯ ЗАРЯДА ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Гаранин Леонид Петрович
  • Куценко Геннадий Васильевич
RU2316524C1
JP S58128442 A, 01.08.1983
Теплообменный элемент пластинчатого теплообменника 1984
  • Буглаев Владимир Тихонович
  • Василев Федор Васильевич
  • Стребков Александр Сергеевич
SU1232923A1
US 3470273 А, 30.09.1969
ФИОШИНА М.А., РУСИН Д.Л
ОСНОВЫ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОРОХОВ И ТВЕРДЫХ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ, М., РХТУ ИМ
Д.И
МЕНДЕЛЕЕВА, 2001, с.161-164.

RU 2 626 353 C2

Авторы

Ребеко Алексей Геннадьевич

Даты

2017-07-26Публикация

2015-12-08Подача