АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМПЕНСАТОР ИЗНОСА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА Российский патент 2017 года по МПК F16D65/52 

Описание патента на изобретение RU2633709C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматическим компенсаторам износа с непрерывным регулированием зазора в паре трения между фрикционной накладкой и диском тормоза по мере износа фрикционной накладки тормозной колодки, и может быть использовано в тормозных системах различных машин.

Известен компенсатор износа дискового тормоза, содержащий корпус, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня фрикционную пружину, запрессованную с гарантированным натягом на стержень, закрепленный в корпусе, возвратную пружину, установленную между стаканом, зафиксированным в поршне, и наружным буртом нажимной втулки, установленной на стержень [1].

Недостатком известного устройства является преждевременное уменьшение усилия осевого перемещения фрикционной пружины по стержню, обусловленное небольшой площадью контактного участка натяга фрикционной пружины по стержню, так как площадь контакта фрикционной пружины и стержня ограничена длиной спиральной линии контакта сопрягаемых деталей. В результате снижается надежность и безопасность тормозной системы.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности и безопасности в работе, обеспечения стабильного усилия осевого перемещения фрикционной пружины по стержню, обеспечения постоянной заданной величины зазора в паре трения между фрикционной накладкой колодки и диском тормоза.

Для достижения указанного технического результата в устройстве, содержащем корпус, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня фрикционную пружину, запрессованную с гарантированным натягом на стержень, закрепленный в корпусе, возвратную пружину, установленную между стаканом, зафиксированным в поршне и наружным буртом нажимной втулки, установленной на стержень, фрикционная пружина выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины.

Выполнение фрикционной пружины в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины, обеспечивает надежность работы устройства за счет увеличения площади контакта между фрикционной пружиной и стержнем.

На фиг. 1 представлен общий вид автоматического компенсатора износа дискового тормоза; на фиг. 2 - фрикционная пружина с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины; на фиг. 3 - выносной элемент В, поперечное сечение витка пружины.

Автоматический компенсатор износа дискового тормоза содержит корпус 1, в котором установлен полый поршень 2. В полости поршня 2 размещены фрикционная пружина 3 и возвратная пружина 4. При этом фрикционная пружина 3 выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов. Хорды круговых сегментов ориентированы параллельно продольной оси фрикционной пружины 3, которая запрессована с гарантированным натягом на стержень 5, закрепленный в корпусе 1. Одним торцом фрикционная пружина 3 упирается в поршень 2, а другим - во внутреннюю поверхность внутреннего бурта нажимной втулки 6. На нажимную втулку 6 установлена возвратная пружина 4, предварительно сжатая между стаканом 7, зафиксированным в поршне 2, и наружным буртом нажимной втулки 6.

Работа автоматического компенсатора износа дискового тормоза осуществляется следующим образом.

При подаче давления в корпус 1 тормоза поршень 2 перемещает стакан 7, сжимая возвратную пружину 4, и прижимает фрикционную накладку тормозной колодки к диску тормоза.

При сбросе давления в тормозе возвратная пружина 4, преодолевая остаточное давление в тормозе, возвращает поршень 2 в обратную сторону на величину, необходимую для создания зазора между тормозной колодкой и тормозным диском. Величина возврата поршня 2, а соответственно, и величина зазора А в паре трения между фрикционной накладкой и диском тормоза определяется расстоянием между внутренней поверхностью днища стакана 7 и наружной поверхностью внутреннего бурта нажимной втулки 6.

При износе фрикционных накладок, когда ход поршня превышает величину А, стакан 7 днищем упирается во внутренний бурт нажимной втулки 6, которая преодолевая усилие натяга фрикционной пружины 3, перемещает фрикционной пружину 3 по стержню 5 на величину износа фрикционной накладки. При этом фрикционная пружина 3 имеет возможность многократного осевого перемещения по стержню 5, на допустимую величину износа тормозной колодки, без уменьшения усилия перемещения.

При обратном ходе поршень 2 перемещается назад только на величину А, а фрикционная пружина 3 остается на месте, при этом поршень 2 занимает новое положение, соответствующее износу фрикционных накладок тормозных колодок, что обеспечивает автоматическое регулирование зазора между колодкой и диском тормоза.

Процесс осевого перемещения фрикционной пружины 3 вдоль стержня 5, определяющий автоматическую компенсацию износа фрикционной накладки тормозной колодки, протекает непрерывно при работе тормоза в соответствии с изменением износа фрикционных накладок. Увеличенная площадь контактного участка на диаметре Б обеспечивает надежность фиксации фрикционной пружины на стержне 5. Площадь контактного участка внутреннего диаметра Б фрикционной пружины 3 зависит от длины хорды кругового сегмента (фиг.3). Максимальное значение площади контактного участка достигается при длине хорды, равной диаметру витков.

Предлагаемое устройство способствует повышению надежности в работе и обеспечению постоянного заданного значения зазора в паре трения между фрикционной накладкой колодки и диском тормоза.

Источник информации

1. Тормозные устройства. Справочник / М.П. Александров, А.Г. Лысяков, В.И. Федосеев, М.В. Новожилов; Под общ. ред. М.П. Александрова. - М.: Машиностроение, 1985 - 312 с., ил. С. 166-167.

Похожие патенты RU2633709C2

название год авторы номер документа
Устройство автоматической регулировки зазора между барабаном и тормозными накладками (варианты) 2018
  • Манулик Геннадий Николаевич
  • Лось Геннадий Имполитович
  • Садченко Александр Валерьевич
RU2699319C1
Привод тормоза 1991
  • Мостепаненко Виктор Кузьмич
SU1801187A3
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ 1999
  • Воркуев С.А.
  • Грошев А.М.
  • Заплаткин А.А.
  • Насыбулин В.В.
  • Печенов В.П.
  • Решетов С.Е.
  • Савинов А.Б.
  • Смирнов Ю.М.
  • Уваков Н.М.
RU2156386C1
ФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ И ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2005
  • Вануш Норбер
  • Мари-Дит-Кордье Паскаль
  • Гаи Андре
  • Менгюй Даньель
  • Худебин Кристоф
RU2398982C2
Дисковый тормоз транспортного средства 1977
  • Эрих Райнеке
SU976861A3
ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1971
SU305291A1
Тормоз транспортного средства 1977
  • Гусенко Валерий Александрович
  • Капотин Евгений Николаевич
SU656893A1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2020
  • Печке, Андреас
  • Аделунг, Маттиас
  • Фрикке, Йенс
  • Шропп, Йозеф
RU2777935C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2006
  • Мамити Герас Ильич
  • Мельников Александр Сергеевич
  • Льянов Марат Савкузович
  • Маринин Михаил Генадьевич
RU2331804C1
ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В ЧАСТНОСТИ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Пеле Михаэль
  • Дове Гюнтер
  • Дове Андреас
RU2681110C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 633 709 C2

Реферат патента 2017 года АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМПЕНСАТОР ИЗНОСА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматическим компенсаторам износа с непрерывным регулированием зазора в паре трения между фрикционной накладкой и диском тормоза по мере износа фрикционной накладки тормозной колодки, и может быть использовано в тормозных системах различных машин. Автоматический компенсатор износа дискового тормоза содержит корпус, в котором установлен полый поршень. В полости поршня размещены фрикционная пружина, запрессованная с гарантированным натягом на стержень, и возвратная пружина, установленная между стаканом и наружным буртом нажимной втулки. Стержень закреплен в корпусе. Фрикционная пружина выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины. Достигается надежность работы устройства за счет увеличения площади контакта между фрикционной пружиной и стержнем. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 633 709 C2

Автоматический компенсатор износа дискового тормоза, содержащий корпус, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня фрикционную пружину, запрессованную с гарантированным натягом на стержень, закрепленный в корпусе, возвратную пружину, установленную между стаканом, зафиксированным в поршне, и наружным буртом нажимной втулки, установленной на стержень, отличающийся тем, что фрикционная пружина выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2633709C2

ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1995
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2099611C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1989
  • Бобылев И.К.
  • Богуславский А.А.
  • Шариков Б.И.
SU1741504A1
US 5350042 A, 27.09.1994
US 4014415 A, 29.03.1977.

RU 2 633 709 C2

Авторы

Манулик Геннадий Николаевич

Заболоцкий Михаил Михайлович

Даты

2017-10-17Публикация

2016-03-28Подача