Изобретение относится к области задания траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов (ВБЛА).
Известен «Способ адаптивно-маршрутного управления летательным аппаратом» (ЛА) (патент RU №2568161) для снижения вероятности поражения ЛА в априорно известных зонах возможного поражения зенитно-ракетными средствами противовоздушной обороны (ПВО) за счет их обхода.
Недостатком данного способа является то, что обход зон ПВО увеличивает, как правило, время и дальность полета за счет нескольких необходимых обходных маневров. Кроме того, расположение зон ПВО может меняться, в том числе в процессе полета ЛА (особенно применительно к мобильным комплексам ПВО).
Известны способы снижения эффективности средств ПВО путем использования маневров ЛА для срыва режима наведения и увеличения промаха зенитных управляемых ракет (ЗУР). Так, одним из таких способов является способ использования горизонтального маневра беспилотного ЛА (БЛА) с целью нарушения устойчивости самонаведения и увеличения промаха управляемого средства поражения (УСП) (ракеты) на ЛА для заданных условий сближения этих объектов («Способ уклонения ЛА от управляемых средств поражения». Заявка на изобретение №2002124531/11 от 16.09.2002. В64С 13/18, F44B 15/01, G05D 1/08, G05D 1/10).
Недостатком данного способа является то, что его реализация по заявке затруднена ввиду необходимости оперативного обнаружения старта ЗУР, выявления ее типа, а также цели, обстрел которой ведется в данный момент, и расчета параметров уклонения. Кроме того, требования к маневру уклонения от ЗУР в этих условиях по ускорению и его длительности не всегда могут быть выполнены ЛА, тем более пилотируемым ЛА.
Известен также «Способ уменьшения вероятности поражения ЛА средствами ПВО» (Заявка на изобретение №95101418/02 от 25.01.1995. F41H 13/00) путем реализации специального маневра, исключающего возможность экстраполяции параметров траектории ЛА. Предложенный маневр представляет собой траекторию, объединяющую в себе совокупность взаимно перемещающихся в узлах восьмерок, при этом ЛА совершает полет по виткам спирали в плоскости, перпендикулярной направлению полета. Переход с одной восьмерки на другую осуществляется случайным образом.
Недостатком данного способа является ограничение направления витков спирали плоскостью, перпендикулярной направлению полета, что практически не снижает точность экстраполяции траектории полета. Также недостатком является отсутствие требований к качественным параметрам витков, что при слишком большом радиусе витка может позволить обеспечить системе поражения ЛА точность экстраполяции траектории ЛА, достаточную для наведения на ЛА соответствующих средств поражения, а при слишком малом радиусе витка такой маневр может не мешать поражению ЛА средствами непрямого поражения.
Известен также комплексный способ снижения уязвимости ВБЛА. Он так же, как и способ по патенту RU №2568161, предполагает для снижения вероятности поражения ВБЛА обход летательным аппаратом априорно известных зон поражения зенитно-ракетных средств ПВО и (или) противоракетной обороны (ПРО) (далее - зон ПРО-ПВО). Внутри же зон ПРО-ПВО, если не удается спланировать их обход полностью, предлагается маневрирование в виде одного из нескольких стандартных маневров, в том числе, и в соответствии с заявкой №95101418/02, которые, предположительно, не должны позволить произвести целеуказание противоракеты (ПР) на ВБЛА или выход УСП ПР на режим самонаведения на ВБЛА.
Недостатками данного способа являются, во-первых, недостатки, связанные с обходом зон ПРО-ПВО, а именно увеличение времени и дальности полета за счет маневров обхода, непредсказуемость координат зон ПРО-ПВО применительно к их мобильным комплексам. Во-вторых, это недостатки, связанные с маневрированием ЛА в зоне ПРО-ПВО, а именно отсутствие качественных требований к параметрам маневрирования (время начала и конца маневрирования, количество отдельных маневров и требования к маневрам по перегрузкам и длительности), что не позволяет в целом (качественно) определить возможность уменьшения вследствие таких действий уязвимости ВБЛА. Параметры возможных маневров при этом не связаны с параметрами систем ПРО-ПВО и УСП по целеуказанию на объект поражения.
Для обеспечения надежного преодоления зон ПРО-ПВО надо связать временные параметры маневрирования ВБЛА с временными возможностями РЛС систем ПРО-ПВО и УСП по наведению на маневрирующую цель.
Техническим результатом предлагаемого способа является задание труднопрогнозируемых и малоуязвимых траекторий ВБЛА в зоне их возможного поражения системами ПРО-ПВО.
Поставленная цель достигается тем, что при задании отдельного маневра ВБЛА соблюдается предлагаемый новый параметр отдельного маневра, а именно критическое время маневра (КВМ), ТКВМ, под которым понимается максимально допустимое время между отдельными маневрами, при соблюдении которого система ПРО-ПВО и УСП не способны произвести (подготовить, рассчитать) целеуказание (ЦУ) на ВБЛА с достаточной для поражения ВБЛА точностью. КВМ должно быть, соответственно, меньше минимального времени целеуказания на ВБЛА от РЛС систем ПРО-ПВО и системы самонаведения УСП.
Величина КВМ должна быть определена исходя из наилучших на момент применения ВБЛА характеристик системы ПРО-ПВО и УСП по целеуказанию на ВБЛА:
КВМ<min{ТЦУ.РЛС, ТЦУ.УСП}, КВМ→max,
где ТЦУ.РЛС, ТЦУ.УСП - минимальное время целеуказания на ВБЛА от РЛС систем ПРО-ПВО и системы самонаведения УСП.
Поставленная цель достигается также тем, что при задании траекторий ВБЛА соблюдается новый подход к построению траекторий - КВМ-подход (критическое время маневрирования), суть которого в следующем:
1. Точное месторасположение РЛС системы ПРО-ПВО для задания траекторий ВБЛА не важно, важен район их возможного расположения относительно цели, чтобы задать для ВБЛА свои зоны обязательного маневрирования (ЗОМ).
2. Время между отдельными маневрами должно быть не более КВМ, а количество маневров определяется протяженностью ЗОМ и скоростью ВБЛА.
3. Плоскость вектора ускорения очередного маневра должна быть стохастической (в определенных пространственных границах), а величина вектора ограничена конструктивными особенностями ВБЛА.
При КВМ-подходе нет необходимости затрачивать энергию на обходы зон действия ПРО-ПВО, достаточно квазистохастических изменений траектории, обеспечивающих невозможность целеуказания на ЛА.
Способ поясняется при помощи фиг.1, где показан участок отдельного маневра КВМ-траектории ВБЛА на участке маневрирования.
Заявленный способ реализуется следующим образом.
При задании траекторий ВБЛА на участке маневрирования точное месторасположение РЛС системы ПРО-ПВО не важно, учитывается район их расположения, в котором задается ЗОМ ВБЛА. Частота маневрирования в ЗОМ определяется протяженностью ЗОМ и параметрами отдельного маневра - векторами скорости и ускорения ВБЛА, а также КВМ. Временной интервал между отдельными маневрами составляет не более КВМ. В точке начала отдельного маневра НОМ стохастически выбирается (в определенных пространственных границах, которые определяются требуемым временем достижения цели и запасом характеристической скорости ВБЛА) плоскость вектора ускорения очередного маневра. Параметры этого вектора ограничены конструктивными возможностями ЛА. За КВМ отдельного маневра ВБЛА проходит дистанцию ДОМ.
Таким образом, при использовании заявленного способа маневрирования достигается труднопрогнозируемость и малоуязвимость траекторий ВБЛА в зоне их возможного поражения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата в зоне возможного действия средств противоракетной и противовоздушной обороны | 2016 |
|
RU2634659C1 |
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ (ВБЛА) ЗОН ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ И (ИЛИ) ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ | 2020 |
|
RU2730083C1 |
Способ построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия | 2018 |
|
RU2726512C2 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ | 1995 |
|
RU2095737C1 |
СПОСОБ БОКОВОЙ СТРЕЛЬБЫ ОГНЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2740828C1 |
СПОСОБ АДАПТИВНО-МАРШРУТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ | 2013 |
|
RU2568161C2 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЗАЛПОМ АТМОСФЕРНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2016 |
|
RU2691233C2 |
ТЕРМОБАРИЧЕСКИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С РОЕМ МАЛОГАБАРИТНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2019 |
|
RU2733600C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ СИГНАЛОВ ВКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МАНЕВРА НА БАЛЛИСТИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА | 2015 |
|
RU2581791C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО ТРУДНОПРЕДСКАЗУЕМОЙ И МАЛОУЯЗВИМОЙ ТРАЕКТОРИИ В ЗОНЕ ВОЗМОЖНОГО ПОРАЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМЫМИ СНАРЯДАМИ, А ТАКЖЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОГО СПОСОБА | 2018 |
|
RU2689065C1 |
Изобретение относится к способу маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата (ВБЛА) в зоне возможного действия средств противоракетной и противовоздушной обороны. Для осуществления способа задают траекторию обязательного маневрирования ВБЛА, состоящую из последовательности отдельных маневров с определенной длительностью, выбирают стохастически в определенных пространственных границах плоскости векторов отдельных маневров, рассчитанных определенным образом, при этом параметры вектора ускорения очередного маневра ограничивают конструктивными особенностями ВБЛА. Обеспечивается труднопрогнозируемость и малоуязвимость траекторий ВБЛА в зоне их возможного поражения. 1 ил.
Способ маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата в зоне возможного действия средств противоракетной и противовоздушной обороны, заключающийся в том, что в такой зоне задают траекторию обязательного маневрирования, включающую последовательность отдельных маневров, длительность каждого из которых не должна превышать критического времени маневра, равного максимально допустимому времени маневра, при котором невозможно целеуказание на высокоскоростной беспилотный летательный аппарат от радиолокационных станций систем противоракетной и (или) противовоздушной обороны и системы самонаведения управляемого средства поражения этих систем, при этом плоскости векторов отдельных маневров выбираются стохастически в пространственных границах, которые определяются требуемым временем достижения цели и запасом характеристической скорости высокоскоростного беспилотного летательного аппарата, а параметры вектора ускорения очередного маневра ограничиваются конструктивными особенностями высокоскоростного беспилотного летательного аппарата.
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩИХ ЗОНЫ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И АКТИВНОГО ПОРАЖЕНИЯ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2364824C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ ОБЪЕКТОМ В ЗОНЕ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ | 1999 |
|
RU2158697C1 |
СПОСОБ УКЛОНЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТ УПРАВЛЯЕМЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2217353C1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ | 1995 |
|
RU2095737C1 |
Устройство для получения напряжения или тока, пропорционального произведению двух электрических величин | 1949 |
|
SU105882A2 |
Авторы
Даты
2017-11-08—Публикация
2016-07-08—Подача